Презентация "Системно-деятельностный подход"
презентация к уроку
Презентация "Системно-деятельностный подход реализации ФГОС на уроках биологии и химии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Системно-деятельностный подход" | 411 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Системно - деятельностный подход – методологическая основа концепции ФГОС второго поколения. Цель разработки и внедрения стандартов второго поколения – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов. Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие.
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация , под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой учащиеся с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача: научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Переход к новым ФГОСам К основным требованиям Федерального государственного стандарта относится достижение учащимися планируемых результатов: личностных, метапредметных, предметных .
Личностные результаты На предмет биологии ложится формирование таких личностных результатов, как - « экологическое сознание, - признание высокой ценности жизни и правил отношения к природе; - знания основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; - правил поведения в чрезвычайных ситуациях »
Метапредметные результаты Метапредметные результаты предполагают освоение учащимися разнообразных познавательных, регулятивных, коммуникативных компетенций.
К познавательным компетенциям стандарта по биологии относят: «овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности», «давать определение понятиям, классифицировать, делать выводы и заключения, объяснять, структурировать материал, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; и т.д.»
Регулятивные учебные действия, используемые в учебном процессе должны научить школьника «целеполаганию, планированию, основам прогнозирования, как предвидения будущих событий и развития процесса, … самостоятельно оценивать правильность выполняемых действий, принимать решения в проблемной ситуации и т.п.».
Развивая коммуникативные УУД, учитель должен научить учащегося «учитывать разные мнения, формулировать собственную позицию, задавать вопросы, работать в группе, использовать адекватные языковые средства и т.п.»
Предметные результаты Планируемые предметные результаты отражают программы по биологии концентрического или линейного типа.
Системно-деятельностная технология Основной технологией , которая должна способствовать освоению планируемых результатов, является системно-деятельностная, основными принципами которой являются: 1) Принцип деятельности 2) Принцип непрерывности 3) Принцип целостности
Системно-деятельностная технология 4 ) Принцип минимакса 5) Принцип психологической комфортности 6) Принцип вариативности 7) Принцип творчества
Пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться , научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание.
Системно-деятельностный подход Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий (УУД ), которыми должны владеть учащиеся. Овладение учащимися УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. «Универсальные учебные действия».
Универсальные учебные действия (УУД)
Более трехсот лет назад ученый Ван Гельмонт поставил опыт: Поместил в горшок 80 кг земли и посадил в неё ветку ивы, предварительно взвесив её. Ива росла 5 лет, не получая никакого питания, а только поливалась водой, не содержащей солей. Взвесив иву через 5 лет, ученый обнаружил, что вес ивы увеличился на 65 кг, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50г. Почему произошло такое явление?
Задача: Соленые продукты вкусны и часто употребляются в пищу. Но после их употребления очень хочется пить. С чем съесть сельдь? С хлебом или с картофелем, чтобы уменьшить неприятное состояние жажды? Направление поиска решения -устанавливаю химический состав соли (т.е. вспоминаю химическую формулу); - устанавливаю химический состав сравниваемых продуктов «хлеб» и «картофель» (работа с таблицей; -сравниваю, делаю вывод. Примерный ответ. Картофель содержит большее количество калия, чем хлеб. Калий оказывает противоположное действие натрию, входящему в состав поваренной соли. Следовательно, сельдь лучше съесть с картофелем . Дополнительно . Взрослый человек должен в сутки потреблять с пищей 3,5г калия. В 100 г картофеля содержится 568 мг калия. Сколько граммов картофеля нужно съесть, чтобы получить суточную норму калия?
Задача: Почему в алюминиевой кружке нельзя оставить ни чай с долькой лимона, ни раствор пищевой соды? Направление поиска решения. -устанавливаю химический состав алюминиевой посуды (т.е. вспоминаю химическую формулу); -вспоминаю химические свойства вещества - алюминия; -делаю вывод; Примерный ответ: Алюминий растворяется в водных растворах кислот и щелочей: чай с дольками лимона имеет кислую среду, а раствор пищевой соды – щелочную. Поэтому алюминиевая посуда разрушается от контакта с этими растворами. И растворы приобретают другие свойства.
Задача. Молодая хозяйка повесила сушить белье на железную проволоку. Когда белье высохло, хозяйка с ужасом обнаружила на чистом белье «ржавые» полосы. Как объяснить появление ржавчины на белье? Как хозяйке избавиться от этих пятен? Направление поиска решения. -устанавливаю химическую формулу ржавчины; -записываю уравнение реакции и условия образования этого вещества; -делаю вывод. Примерный ответ: Оксид железа ( III ) - ржавчина, образуется при взаимодействии железа с водой в присутствии кислорода. Удалить ржавчину в домашних условиях можно раствором уксусной кислоты.
Цель школьного образования… Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях). Оценочное действие – я умею! У меня получится! Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)
Вывод Итак, движущей силой развития ученика является деятельность . Постоянное решение учебных задач выливается в систематическую самостоятельную поисковую деятельность, а само обучение превращается в проблемно-развивающее (по М. И. Махмутову), в котором деятельностное начало соотносится с направленностью этой деятельности на личность, которая и должна каким-то образом развиться в результате осуществления ею этой деятельности. Тем самым достигается, как указывается в документах по Модернизации образования, новое качество образования, заключающееся в соответствии его результатов запросам индивида, формирование у школьников адекватного общечеловеческим ценностям отношения к собственной личности и окружающему миру, осознанное проявление этого отношения в деятельности, развитие индивидуальных интересов, социальной активности, что наиболее продуктивно в условиях личностно-деятельностного обучения.
Вывод 1. Применение системно-деятельностного подхода необходимо для реализации задач современной школы. 2. Рассмотрение учебных ситуаций различного вида школьниками способствует удовлетворению их познавательных интересов. 3. Выбранный метод педагогической деятельности (применение учебных ситуаций творческо-развивающего характера) актуален и целесообразен, он обеспечивает повышение профессиональной компетенции.
Системно-деятельностный подход Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню, Дай мне действовать самому , И я научусь. (китайская мудрость)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ СОШ С УИОП №16 Г. КОМОСОМЛЬСКА-НА-АМУРЕ)Происх...
Тематический педсовет«Компетентносный подход в образовательном процессе: теоретические основы, критерии подхода, ключевые компетенции учащихся и преподавателей в условиях дополнительного образования»
Тематический педсовет...
Дифференцированный подход в обучении - новый подход к системе образования.
Огромный поток информации сыпется на головы наших детей. Это и новые открытия новых законов, новые знания, старые забытые учения, факты из жизни знаменитых людей. Все это необходимо ...
Доклад "Технология дифференцированного подхода как один из современных подходов к преподаванию физической культуры."
Доклад "Технология дифференцированного подхода как один из современных подходов к преподаванию физической культуры."...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Системно-деятельностный подход как основа ФГОС. Системно-деятельностный подход в хореографии.
Задача педагога заключается в том, чтобы не дать знания обучающемуся, а научить его учиться....
Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку: мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA
Аннотация: в статье рассматриваются развивающиеся подходы в обучении иностранному языку, основанные на теории множественного интеллекта. Приводятся основные типы интеллекта и способы их применения в м...