Использование театральных средств и методов в пропаганде здорового образа жизни
консультация

Воронкова Ольга Сергеевна

Консультация для педагогов по теме : " Использование театральных средств и методов в пропаганде здорового образа жизни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_teatralnyh_sredstv.docx44.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «детский сад комбинированного вида № 42»

Консультация для педагогов

по теме:

«Использование театральных средств и методов в пропаганде здорового образа жизни»

Музыкальный руководитель:

Воронкова О.С.

Воронеж 2019

Консультация для педагогов

«Использование театральных средств и методов в пропаганде здорового образа жизни»

Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические  добавки  в  продуктах  питания,  некачественная  вода  –  это  лишь некоторые факторы, способствующие ослаблению здоровья и аллергическим проявлениям у детей. Поэтому необходимо создавать условия и формировать культуру здорового образа жизни начиная с дошкольного возраста. Именно в этот период закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту.

Одним  из  самых  эффективных средств развития, воспитания и  оздоровления детей   является   театр   и   театрализованная   игра.   Театр   –   один   из   самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные  с  художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.

Театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам. Любимые герои становятся образцами для подражания,  позволяют  ребенку  решать  многие  проблемные  ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, а подготовительный этап позволяет укрепить многие стороны здоровья ребенка. Разнообразие игр дает возможность использовать их в целях всестороннего развития и оздоровления детей.

Для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста необходимо использовать такие виды оздоровления, как:

– дыхательные упражнения;

– пальчиковые игры;

– релаксационные упражнения;

– упражнения и игры при болезнях горла и носа;

– игры-пиктограммы;

– оздоровительные игры (игровая терапия);

– игровые упражнения с целью выработки правильной осанки;

– упражнения для коррекции плоскостопия;

–  «Дорожки здоровья» и др.

Например: пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить на ладошке у ребенка сказку, в которой он сможет исполнить роль любого героя. Пальчиковые упражнения – это не только забавно, но и очень полезно. На кистях рук располагается множество акупунктурных точек. Игры с пальцами доступны и понятны детям. Постепенно пальчики станут ловкими и подвижными, что поможет ребятам с большим удовольствием и радостью заниматься пальчиковым театром. Играя, малыши развивают речь, общую координацию, совершенствуют мелкую моторику пальцев и кистей рук, подготавливая их к письму, рисованию и игре на музыкальных инструментах.

С помощью театрализации проще достигнуть поставленной цели – сохранения психического, соматического и социального благополучия, развития индивидуальных способностей детей.

Театрализация – уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. К этому процессу необходимо привлекать родителей,  поскольку  они  являются  главными  воспитателями  ребёнка  и  очень важно, чтобы они были не наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. Играя совместно с родными в театрализованные игры создавая инсценировку, дети почувствуют эмоциональный подъем, а значит и повысится жизненный тонус ребенка.

В любом   возрасте прекрасным видом театрализации является инсценировка художественных произведений.

Книга с раннего возраста входит в мир ребёнка, обогащая его интересными, необычными открытиями, оказывая влияние не только на развитие и обогащение речи, но и способствуя привитию детям культурно – гигиенических навыков, положительного отношения к здоровому образу жизни.  Существует множество произведений художественной литературы, по которым с детьми можно организовать различные формы деятельности:

-         просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

-         игры-драматизации;

-         подготовка и разыгрывание разнообразных сказок, инсценировок;

-         упражнения по формированию выразительности исполнения и т.д.

Народ — это величайший педагог и создатель таких произведений художественного слова, которые помогают ребёнку в его развитии, воспитывают в нем заботливое отношение к своему здоровью. Всем знакома потешка: «Водичка, водичка..», под её ласковое и напевное звучание малыш даст себя умыть, привести в порядок,  познакомится со свойствами  воды,  её  назначением  и  впервые услышит слова об очень важном — о собственном здоровье, о личной гигиене. Не всегда приятны ребёнку моменты ухода за ним, а под звучание песенок они превращаются в эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для  развития  ребёнка.   Сергей  Михалков  говорил:  «Витамин  смеха  необходим детям, и мы должны выдавать его... щедро, как того требует молодой растущий организм».  Многие  дети,  да  и  взрослые  бояться  делать  прививки,  а  Сергей Михалков в стихотворении «Прививка» пишет об этом весело и с юмором.

К.И Чуковский писал: «Вся моя задача была в том, чтобы, максимально приспособившись к психологии малых ребят, не только внушить им «взрослые» идеи о гигиене, но и по возможности поднять их литературный и умственный уровень». Теме бережного отношения взрослого и ребёнка к своему здоровью поэт посвятил сказки в стихах «Мойдодыр» и «Айболит». Читая сказку «Мойдодыр» и дети, и взрослые учатся быть аккуратными, чистоплотными, умываться и чистить зубы «по утрам и вечерам». В интересной стихотворной форме автор доносит до детей то, что соблюдать культурно-гигиенические навыки — хорошо, а «нечистым трубочистам» - «стыд и срам».

Играйте с детьми в театрализованные игры, читайте детям книги, беседуйте по содержанию произведений, создавайте инсценировки, привлекайте родителей в этот увлекательный  и  полезный  процесс!  Сохраним  и  приумножим  здоровье  наших детей!

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни

• «Здоровье и болезнь»:

А. Акулин «Людоеды»

В. Бондаренко «Где здоровье медвежье»

В. Беспалов «Голубая льдинка»

С. Афонькин «Как победить простуду?» и «Откуда берется болезнь?»

«Движение и здоровье»:

Стихотворения о зарядке Г. Граубина, Е. Ильина, Л. Мезинова, С. Пркофьевой, Г. Сапгира

Рассказы Ч. Янчарского «Приключения Мишки-Ушастика»

В. Голявкина «Про Вовкину тренировку»

С. Афонькина «Как стать сильным?» и «Зачем делать зарядку?»

«Полезная и вредная пища»:

Стихотворения  Ю.  Тувима,  Э.  Мошковской,  Г.  Сапгира,  С.  Прокофьевой,  Л.

Мезинова, Ф. Алхазовой и др. Рассказы Н. Коростылева, С. Козлова

«Закаливание»:

Стихотворения С. Эйдлина, В. Семенова, П. Брешенкова

Рассказы     Н.     Коростелева «Ласковое     солнце», «Свежий     воздух», «Босиком! Босиком!»

А. Иванова «Как Хома зимой купался»

«Культурно-гигиенические навыки»:

Стихотворения   Э.   Мошковской,   Я.   Акима,   М.   Газиева,   Р.   Куликовой,   Н. Кондратьева, Е. Благининой, Г. Ладонщикова и др.

Рассказы Н. Коростелева, Э. Успенского, С. Афонькина

• «Режим и здоровье»:

Стихотворения Г. Ладонщикова, Р. Гейдера, Г. Граубина, С. Маршака, О. Дриза, В.

Левина

«Спорт и здоровье»:

Стихотворения   Е.   Ильина,   Ю.   Разумовского,   В.   Берестова,   А.   Говорова,   З.

Александровой

Рассказы В. Голявкина, М. Кривич и О. Ольгина.

Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей младшего и среднего дошкольного возраста

• Личная гигиена:

В. Приходько «Вот когда я взрослым стану…»

Потешки «Теплое  водою», «Водичка,  водичка  умой  мое  личико», «Лейся  чиста водица», «Серый зайка умывается», «Солнце рано утречком»

И. Демьянов «Замарашка»

А. Кондратьев «Зеркало»

Р. Сеф «Мыло»

Э. Мошковская «Уши», «Нос умойся»

И. Токмакова «Гном»

Р. Куликова «Мыло»

Э. Фарджен «Мыльные пузыри»

С. Капутикян «Хлюп-хлюп»

Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному важному делу»

О. Нэш «Микроб»

С. Погореловский «Про глазки-глазенки, про глаза-глазища»

Я. Бжехва «Муха-чистюха» К. Чуковский «Мойдодыр» Е. Благинина «Аленушка»

Г. Лагздынь «Лапки»

• Культура питания:

Г. Лагздынь «Куклу кормили?», «Просто объеденье!»

О. Дриз «Ну и каша!»

Э. Мошковская «Маша и каша»

С. Капутикян «Кто скорее допьет?»

Потешка «Ножками потопали», «Ладушки, ладушки», «Я пеку, пеку, пеку…», «Жили были сто ребят», «На столе салфетки», «У нас много ребят», «Пять проворных пальчиков»

А. Прокофьев «Вечером»

И. Токмакова «Ай-да суп!»

Тим Собакин «О пользе овсяной каши»

Р. Сеф «О той, у которой много глаз», «Сахар» Ю. Мориц «Зеленеет лук в воде…», «Пирожок» С. Погореловский «Хлебушко»

Н. Кончаловская «Показал садовод, нам такой огород»

В. Лунин «Кто с чем дружит»

З. Александрова «Вкусная каша»

• Самообслуживание:

Потешки «Уж    я    косу    заплету», «Где    мой    пальчик?», «Мне    уже    четыре

года», «Завяжу потуже шарф», «Наша Маша маленькая», «Дождик, дождик, кап, кап, кап», «Этот пальчик хочет спать», «Вот они сапожки»

В. Бардадым «Вот как Галю одевали»

Г. Лагздынь «Одевали малыша»

С. Капутикян «Пожалейте нас!»

Э. Успенский «Мальчик стричься не желает»

Э. Мошковская «Митя и рубашка»

Е. Благиниа «Как у нашей Ирки»

Х. Беллок «Носорог»

А. Кондратьев «Зеркало»

З. Александрова «Катя в яслях», «Мой мишка»

Н. Павлова «Чьи башмачки?»

• Бережное отношение к вещам и игрушкам:

К. Жанэ «Братишка»

А. Шибаев «Подружки»

И. Муравейка «Я сама!»

М. Александрова «Что взяла – клади на место!»

А. Барто «Лошадка»

Е. Благинина «Приходите, поглядите»

Н. Глазкова «Танечка-хозяйка», Мальчик Петя»

• Сон и покой:

Р. Сеф «Тишина»

И. Токмакова «Тихо-тихо»

Й. Кайнар «Доброй ночи!»

А. Кондратьев «Доброй ночи!»

П. Воронько «Спать пора»

• Режим дня:

Е. Серова «Лягушонок»

А. Говоров «Секрет бодрости»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Туризм как средство оздоровления и пропаганды здорового образа жизни и экологического воспитания»

Краткое описание проекта:Проектная деятельность направлена на детей школьного возраста и их родителей. В рамках реализации проекта проведены мероприятия, способствующие приобщению школьников к ценност...

Система работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся «Формирование здоровой жизненной среды, ценности здорового образа жизни».

Создание условий для формирования у учащихся здорового образа жизни, заботливого отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности....

Использование метода проектов для пропаганды здорового образа жизни среди обучающихся

Проблема здоровьесбережения подрастающего поколения - одна из «больных» тем современного общества в целом, в частности, современной школы. Именно в школе учащиеся проводят значительную часть дня, и шк...

Методическая разработка «Современная городская культура как средство пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотического мировоззрения среди детей и молодежи, проживающих в условиях малых городов и поселков городского типа»

Работа представляет собой модульную программу курса «Здоровая Урбания» для обучающихся 7 – 9 классов образовательных учреждений, расположенных в небольших городах и поселках городского типа. В пояснит...

Физическое воспитание дошкольной группы детей с нарушеним слуха-ведущее средство пропаганды здорового образа жизни

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологи­ческих условий, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Ка...

Воспитательское занятие по пропаганде здорового образа жизни "Мы за здоровый образ жизни"

Воспитательское занятие подготовлено с учётом  уровня развития и психофизических особенностей детей с нарушенным слухом...

Пропаганда здорового образа жизни, как средство профилактики наркомании среди подростков.Разработка занятия по программе: «Мы за здоровый образ жизни»…

Подростковые наркомании сложны для диагностики, требуют длительной лечебной и реабилитационной работы по восстановлению личности подростка, его утраченных социальных связей. Антинаркотическую работу с...