Опорные конспекты по биологии: требования к их составлению, методика использования
статья
Опорный конспект, или лист опорных сигналов, представляет собой построенное по строгим правилам и принципам наглядное средство обучения, в котором сжато и кратко изображены основные узлы, вехи учебного материала. Элементарной частью (фрагментом) опорного конспекта является опорный сигнал, представляющий собой определенную часть содержания и объема изучаемого учебного материала. Опорные сигналы, будучи элементарными составными опорного конспекта, разрабатываются, подбираются и создаются с учетом принципов: наглядность, структурность, асимметричность блоков, разнообразие опорных сигналов, графическая и цветовая дифференциация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opornye_konspekty_po_biologii.doc | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Опорные конспекты по биологии:
требования к их составлению, методика использования
С методико-педагогической точки зрения Шаталовский опорный конспект, или лист опорных сигналов, представляет собой построенное по строгим правилам и принципам наглядное средство обучения, в котором сжато и кратко изображены основные узлы, вехи учебного материала. Элементарной частью (фрагментом) опорного конспекта является опорный сигнал, представляющий собой определенную часть содержания и объема изучаемого учебного материала. Опорные сигналы, будучи элементарными составными опорного конспекта, разрабатываются, подбираются и создаются с учетом принципов, которых насчитывается больше 20. Это наглядность, структурность, асимметричность блоков, разнообразие опорных сигналов, графическая и цветовая дифференциация (красным цветом обозначается основное, самое главное, определяющее; зеленым - менее существенное), практическая направленность, экономичность, запоминаемость к др.
Принципиальная психолого-педагогическая значимость опорных конспектов, как эффективной формы средств наглядности, применяемых в процессе изучения любого учебного предмета и особенно биологии, обусловлена двумя очень важными методическими идеями. Значимость первой идеи заключается и проявляется в том, что каждый ученик, как бы он ни освоил новый учебный материал, все равно при ответе у доски в процессе проверки и оценки знаний учителем всегда вынужден преодолевать две трудности одновременно:
- определять, о чем и в какой последовательности говорить;
- выбирать средства передачи содержания, особенно главного смысла ответа.
Вследствие этого ответ нередко получается неуверенным, необоснованным, сбивчивым, неубедительным, слабо аргументированным, короче неудовлетворительным. Применение же опорных конспектов, конечно, при условии, если они выполняются и осмысливаются самим учеником, позволяет без особых затруднений преодолеть обе эти трудности.
Вторая идея ценности опорного конспекта кроется в том, что при традиционной классической методике проведения урока учитель обычно методом объяснения, рассказа преподносит учащимся новый материал, затем, задавая учащимся вопросы, закрепляет его и в конце урока, нередко, что очень плохо, после звонка дает домашнее задание. Таким образом, до проверки и оценки знаний нового материала на следующем уроке ученик успевает не более двух-трех раз соприкоснуться с новым материалом. Школьная практика, специальные исследования показали, что этого совершенно недостаточно. Можно ли увеличить количество соприкосновений (повторений) нового материала так, чтобы не потерять время, которого обычно и так недостает, и не менее важно, чтобы не надоесть ученикам одним и тем же материалом в результате многократного и одинакового его повторения.
В опорных конспектах шифруются основные понятия темы, например, условия произрастания, биологические особенности организмов (их отношение к факторам роста, развития - свету, температуре, воде, пище, воздуху), теоретическое и практическое значение изучаемых организмов, размножение, современная технология возделывания. Особо подчеркивается экологическое, природоохранное и природоприумножающее содержание, а также краеведческая направленность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
опорный конспект по биологии «Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора»
«Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора»...
Статья и презентация "Опорные конспекты по биологии - как средство, повышающее качество знаний".
Статья и презентация "Опорные конспекты по биологии - как средство, повышающее качество знаний"....
Опорные конспекты по биологии 6 класс
Опорные схемы-конспекты по теме "Семейства цветковых растений"...
Опорный конспект по биологии 8 класс
Опорный конспект по биологии 8 класс по теме: "Эпителиальная и соединительная ткани", особенности строения, функции и виды тканей...
Опорный конспект по биологии
Данный опорный конспект предназначен для самостоятельного изучения нового материала на базовом уровне учащимися пенитенциарной школы в условиях отсутствия доступа к учебникам и интернет-ресурсам. В ко...
Опорный конспект по биологии
Данный опорный конспект предназначен для самостоятельного изучения нового материала на базовом уровне учащимися пенитенциарной школы в условиях отсутствия доступа к учебникам и интернет-ресурсам. В ко...
Методика использования опорных конспектов на уроках физики
В статье раскрывается методика использования опорных конспектов на уроках физики в старших классах профильной школы. Представлен образец опорного конспекта по теме "Кинематика. Движение по окружн...