Статья "Работа с текстом как один из видов формирования ключевых компетенций на уроках русского языка"
статья
обобщение опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_klyuchevykh_kompetentsiy_na_urokakh_russkogo_yazyka.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Традиционно вся наша система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. По сумме полученных учениками знаний оценивалась работа педколлектива. Преобразования российского общества в целом и школы в частности обусловили изменение требований к ученику. “Выпускник знающий” перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на “выпускника творческого”, имеющего соответствующие ценностные ориентации.
В последнее время в педагогической литературе появился вполне современный и перспективный так называемый “компетентностный подход”, основная цель которого заключается в смещении учебного процесса от передачи обучающимся определенной суммы знаний к овладению ими способностями к активному действию.
Поэтому в общем образовании стал более правомерен вопрос, о формировании ключевых компетенций, то есть таких, овладение которыми необходимо каждому человеку.(СЛАЙД 2)
Компетенция (в первом значении) как круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен, обладает познаниями, опытом и (во втором значении) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица.
Ключевые компетенции – способность личности решать жизненно важные проблемы в конкретных ситуациях.
Ключевые компетенции представляют собой различные универсальные ментальные средства, инструменты (способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов).
В Государственном стандарте по русскому языку определены три задачи школьного курса русского языка: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции. (СЛАЙД 3)
Языковая компетенция - способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры и средства в соответствии с нормами литературного языка благодаря изучению лексики, фразеологии, усвоению морфологических нормы согласования, управления, построения предложений разных видов.
Следующий тип компетенций - лингвистическая, которая обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки.
Для владения языком важны умения и навыки употребления тех или иных слов, грамматических конструкций в конкретных условиях общения, или коммуникации.
Именно поэтому в обучении русскому языку выделяется третий тип компетенции - коммуникативная, которая предполагает знания о речи, её функциях, развитие умений в области четырёх основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма).
Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции, - это умение создавать и воспринимать тексты. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи - стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.
Как развивать речь и мышление учащихся? Как сформировать интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую коммуникативными навыками?
Наиболее эффективной формой в данном направлении я считаю работу с текстом на уроках русского языка как одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи.
Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная. (СЛАЙД 4)
Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом:
• комплексная работа с текстом;
• лингвостилистический анализ текста;
• «самодиктанты»;
• сочинение-рассуждение;
• редактирование текста;
• различные виды диктантов;
• интеллектуально-лингвистические упражнения;
• работа с текстами-миниатюрами;
• составление синквейнов к тексту;
• коммуникативные и игровые ситуации.
В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы как комплексная работа с текстом. (СЛАЙД 5)
Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и других авторов. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова, о восприятии художественного произведения как творческой деятельности. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии и т. п. При этом самого пристального внимания требует эмоциональное звучание текста, то настроение, которое передает автор.
ПЕРЕД ВАМИ Примерный план анализа текста любого типа речи:
1. Выразительное чтение текста.
2. Словарная работа.
3. Тема текста.
4. Идея текста.
5. Тип текста.
6. Стиль текста.
7. Выразительные средства речи и их роль.
Уроки по лингвостилистическому анализу текста помогают осмыслить идею и сюжет произведения, показать художественные средства, использованные автором для достижения своей цели, обратить внимание на особенности языка конкретного писателя.
На основе образцовых текстов можно проводить и самодиктанты..
Ребята должны непроизвольно запоминать такие тексты, уметь легко их воспроизводить. Тексты для самодиктантов – это отрывки из произведений классиков, которые читаются на уроках литературы, кроме того, это тексты упражнений учебника или «мудрые мысли».
(СЛАЙД 6) Еще более стимулируют коммуникативно-познавательную деятельность учащихся диктанты с изменением текста (творческие, свободные, восстановленные, диктанты по аналогии, диктанты с продолжением). Применение диктантов развивает логическое мышление учащихся и учит мыслительной переработке материала.
Приемы работы с текстами-миниатюрами, а также сравнение двух текстов – это путь от восприятия текста, понятия текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития памяти, внимания, мышления учащихся.
При изучении в 8 классе темы “ Односоставные предложения” предлагаю ученикам следующие задания:
- сопоставить односоставные и синонимичные им двусоставные предложения. Сопоставление позволяет увидеть лаконичность (краткое и чёткое выражение мысли), естественность, энергичность определённо-личных предложений, их уместность.
- или сравнить два текста, определить авторский, обосновать своё мнение. Такой анализ учит оценивать текст с точки зрения его соответствия содержанию речи.
Задания такого типа дают возможность использовать навыки логического и абстрактного мышления, развивают умение обобщать и проводить сравнение, включать интуицию, воображение, и, конечно же, работать со справочной литературой (словарями, энциклопедиями).
При изучении темы «Стили речи» даю задание: используя знания о характерных чертах каждого стиля, трансформировать текст в новый, написанный в другом стиле. Например, был художественный текст, а его необходимо преобразовать в научный текст. Так художественное описание природных явлений можно предложить представить в виде доклада работника Гидрометцентра.
Особенно эффективны при развитии творческих способностей учащихся инновационные педагогические технологии (например, технология развития критического мышления). Создание синквейнов к тексту позволяет учащимся осмыслить всю полученную информацию, присвоить новое знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу.
Средством создания речевых возможностей на уроке признается система ситуативных упражнений. Учитель моделирует ситуативные задания самостоятельно, а также использует и те задания, которые предполагаются в стабильных учебниках по русскому языку. Например, конкурс на лучший рассказ экскурсовода.
Подобные упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию, соотносить свое высказывание с адресатом, готовит к эффективному речевому общению.(Слайд7)
Помогают в этом и коммуникативно-речевые упражнения.
Например, даю задание: прочитайте пословицы русского народа о языке и речи. Какие из них, на ваш взгляд, характеризуют язык и речь с эстетической стороны?
1. Язык не стрела, но пуще стрелы разит.
2. Красную речь хорошо и слушать.
3. Коротко и ясно, оттого и прекрасно.
4. Красное дерево редко, красное слово метко.
(СЛАЙД 8) Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке. ПРИМЕРЫ ТАКИХ ИГР ВЫ ВИДИТЕ НА ЭКРАНЕ.
1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.
2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.
3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.
4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.
(СЛАЙД 9)На уроках русского языка я предлагаю учащимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учащихся – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано.
«Воображение намного важнее знания»,- говорил Энштейн. Поэтому на уроках весьма важно дать возможность раскрепоститься этой фантазии. И в полной мере это происходит, когда дети выбирают какой-либо грамматический признак или предмет, о котором будут писать, создавая художественный образ.
Примерами таких заданий являются:
- Написание сочинения по единому началу.
- Сочинение от лица неодушевленного предмета.
- Коллективное создание текстов. Методика коллективного составления текста – это своеобразная игра, где каждый может высказать свою оригинальную авторскую мысль. Такая форма работы позволяет каждому попробовать свои силы в создании оригинальных языковых форм.
Подобные задания помогают развивать коммуникативные способности учащихся. По моему мнению, именно применение коммуникативной компетенции на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве.
Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у учащихся формируются практические навыки. Все виды компетенции, сформированные у учащихся, проявляются при сдаче ЕГЭ.
Данную работу я продолжаю и во внеурочное время. Мной создана программа элективного курса «Создание сочинений-миниатюр различных стилей и жанров», которая в 2011 году получила сертификат НИРО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка
Выступление на педагогической конференции на тему: "Компетентностный подход к образованию"...
Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка
Описание системы работы учителя-филолога, основанной на технологии встречных усилий...
Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы
Формирование ключевых компетенций обучающихсяна уроках русского языка и литературы Современный этап развития методики преподавания русского языка и лите...
Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы
В данной работе отражаются современные подходы в образовании, пути формирования языковой, коммуникативной, лингвистической компетенций в преподавании русского языка и литературы, а также указаны основ...
Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы
Современный этап развития методики преподавания русского языка и литературы характеризует новые подходы к определению целей обучения. Эти подходы основываются на формировании компетенций....
Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка
Формирование ключевых компетенций.Материалы для семинара...
"Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка"
мой первый опыт ....