Гуманизация школьного образования как путь спасения человека и человечества
статья

Симонова Наталья Михайловна

Гуманизация требует  изменения  отношений  в  системе  «учитель-ученик»: установления связей сотрудничества. «Учащие и учащиеся, прежде всего сотрудники»,- писал  Н.К.  Рерих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gumanizatsiya_obrazovaniya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Публичная лекция

учителя истории высшей категории

Симоновой Натальи Михайловны

Гуманизация школьного образования

как путь спасения человека и человечества

Возрождение репутации человека как чего-то высшего, которой должно дорожить каждому - вот в общих чертах то, что нужно в XXI в.

                                   Академик Д.С. Лихачев

   Российское общество находится на переломном этапе своего развития.  Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой  и  преодолением  того,  что мешает  дальнейшему  движению   вперед.   Высшим   гуманистическим   смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как  высшей ценности бытия.      

       

   Гуманизация  –  ключевой  элемент  нового  педагогического   мышления. Основным смыслом образования в этом становится  развитие  личности.  Это предполагает  усиление человечности,  уважение  к  человеческому   достоинству;   человеколюбие   в обучении и воспитании, ориентацию на ребенка, его  потребности,  возможности и психологические особенности.

   Если  раньше  педагог  должен  был передавать  знания  учащимся,  то  гуманизация  выдвигает  другую  задачу  – способствовать всеми  возможными  способами  развитию  ребенка.  Гуманизация требует  изменения  отношений  в  системе  «учитель-ученик»: установления связей сотрудничества. «Учащие и учащиеся, прежде всего сотрудники»,- писал  Н.К.  Рерих.  

   Гуманизация образования меняет:

                                                 Содержание образования:

   Главную задачу школы я вижу в оснащении молодого человека умениями и навыками для  самостоятельного определения своего места в обществе. Современная школа должна формировать способность действовать и быть успешным в ситуации динамично развивающегося современного общества.

   Целями гуманизации образования на уроках истории и обществознания я вижу создание условий для учащихся:

1. для возможности самостоятельно анализировать сложные проблемы мировой и отечественной истории, с целью повышения самооценки ученика, развития его способностей и общеучебных навыков.

2. для выработки уважения к истории своего и других народов.

3. для формирования целостной картины мира в его взаимосвязях и особенностях.

4. для возможности попробовать себя в самых разных сферах деятельности.

   Опираясь   на   выводы    многочисленных    психолого-педагогических исследований К.Д Ушинского, И. Я. Лернера, Ю. К. Бабанского я для себя сформулировала закономерности гуманизации образования:

      1. Ребенок не стоит перед окружающим миром один  на  один. Его отношения к  миру  всегда  передаются  через  отношения  других людей,  он  всегда  включен  в  общение.

Например, с 5 класса фотоотчеты по ежегодным поездкам, походам вовлекают детей, родителей.

      2. Чем   гармоничнее   будет   социально-нравственное  развитие  личности,  тем   более свободным и творческим будет человек.

Например, знакомство с художниками  и их  картинами находит свое место в каждом звене моего урока. Работа Сурикова «Боярыня Морозова» предвещает знакомство с темой «Церковный раскол в XVII в.».

      3. Образование будет удовлетворять личные запросы, если оно,  согласно Л.С. Выготскому, ориентировано на  «зону  ближайшего  развития»,  т.е. на психические функции, которые уже созрели у ребенка и готовы к дальнейшему развитию.

Например, я оцениваю  каждого ученика по  следующим критериям: время активной  работы на  уроке; эффективность работы каждого ученика; психологический  климат  урока. Актуальны сегодня и ранжированные задания; в тестовых заданиях сочетаю текстовую и графическую информацию.

      4. Сегодня есть реальная возможность дать человеку овладеть не  только базовыми  профессиональными   знаниями,   но   и   общечеловеческой культурой,  на  основе  которой  возможно  развитие   всех   сторон личности, учет ее субъективных потребностей.

Например, оказывая помощь в написании мемуаров своему дедушке, автор проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи» Шкулёва Елена составила генеалогическое древо семьи Шкулёвых.

      5. Учет  культурно-исторических  традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой.

Например, внеклассное мероприятие «Старый бабушкин сундук», проведённое на предметной неделе гуманитарных наук, показал, что старинные семейные вещи это не только скопленное добро, это – целая жизнь.

      6. Чем   разнообразнее   и   продуктивнее   значимая   для    личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой культурой.

Например, составляю разноуровневые задания: воспроизводящее, преобразующее, творческо-поисковое. 80% учебного успеха детей зависит от умения учителя выдавать домашние задания. Домашние задания должны быть интересными, творческими. Составление учащимися кроссвордов, карточек – заданий; написание сказок, стихов.

      7. Процесс  развития личности приобретает оптимальный характер, когда  учащийся выступает субъектом обучения.

Например, ученики работают в парах, в группах по 4-6 человек, приобретая навыки совместной деятельности. При формировании групп учитываю уровень подготовленности учащихся. Группы могут иметь названия: историки, экскурсоводы.

Гуманизация образования ярко выражена при проведении театрализованных уроков, где создаются условия для формирования творческих начал  личности ученика. Мною проведены театрализованные уроки по темам: «Мамаево побоище», «Русь былинная», «Екатерина II, Емельян Пугачев: личность в истории и литературе», «Кирилл и Мефодий – первые русские просветители». Костюмы к таким урокам готовились силами самих учащихся и родителей. Интересны для учеников уроки-портреты «Роль личности в истории»: «Пётр Первый», «Иван Грозный», «Кутузов».

      8. Преобразование  позиции педагога и позиции учащегося в позиции сотрудничающих людей.

Например,  в своей работе я часто использую уроки в форме игры, как возможность погружения  в другую эпоху. Деловая игра-обсуждение с элементами ретроспективы на тему «Суд над Иваном Грозным» показывает это сотрудничество.

      9. Саморазвитие личности дает возможность учащемуся ощутить  радость  от  осознания  собственного роста,  от  достижения  собственных  целей.

Например, принцип успешности обучения осуществляю стимулирующим поощрением активной деятельности ученика с помощью накопления баллов.

Рефлексивный характер обучения помогает оценить учащимися свои возможности и результаты учения. Типичными тестовыми заданиями, относящимися к рефлексии, являются задания на поиск ошибок.

     10.  Личность   сама   может вырабатывать  свою стратегию,   сознательно и планомерно совершенствовать себя. Интегрированные уроки являются при этом эффективным инструментом.

Например, урок «Война 1812 года глазами историков и литераторов» позволил сформировать  целостную картину этого героического события во взаимосвязях истории, литературы.

   Используя слово, дело и  диагностику,  я  создаю условия,  чтобы ребенок проявил себя. Для того, чтобы помочь  ребенку,  можно определить основное правило -   «Правило 7У»:

  • «уверенность» (педагог - гарант соблюдения прав ребенка);
  • «успешность»  (берясь  за  любое  дело,  педагог  должен  предвидеть положительный результат);
  • «удивительность» (надо развивать в себе незаурядность);
  • «убедительность» (уметь зажечь детские сердца);
  • «уважительность»  (воспитание без уважения – подавление);
  • «уравновешенность» (в классе нужно быть готовым ко всему, не падать в обморок, а анализировать и работать);
  • «улыбчивость» (улыбка  - это и оценка, и одобрение, и подбадривание).

   Иными словами, школа — это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребенка учат жить в окружающем мире, работать с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников.

   

Сегодня очень важно поддержать, развить человека в человеке и заложить в нем механизмы:

1) самопознания;

2) самореализации;

3) саморазвития;

4) самозащиты;

5) самовоспитания.

   Эпоха «Возрождения Человека» в образовании – это эпоха обретения свободы в образе мыслей, развития творческой, решительной, инициативной личности, ответственной за свои поступки.

Главное чудо света –

Совсем не понятно мне это!

И что же главнее всего?

Давайте разыщем его!

Он многое может, умеет:

Творить, покорять и решать.

Великие силы имеет.

Он властен всем управлять.

Красив он, талантлив, изящен,

Умен, гармоничен, силен.

Весь мир тому чуду подвластен.

А он – лишь песчиночка в нем!

Главное чудо света.

Теперь мне понятно все это!

Так что же главнее всего?

ЧЕЛОВЕК – смотри на него!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГУМАНИЗАЦИЯ ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматриваются возможности гуманизации химического образования в двух аспектах: содержательно-целевой и процессуально-деятельностной...

Филворд по обществознанию "Человек и человечество"

Данная работа  предназначена для повторения терминов по обществознанию в 5 классе....

Гуманизация в образовании как основа эстетического воспитания школьников.

Гуманизация в образовании, ставит в центр педагогических усилий личность ребенка, где он становится уже не объектом, а субъектом образовательно-воспитательного процесса. Очень важно, чтобы данная деят...

Гуманизация математического образования через использование интерактивных компьютерных средств

На этой странице размещены материалы, которые опубликованы на образовательных сайтах интернета...

Подручные средства для спасения человека на воде

Одна из важнейших гарантий безопасного отдыха на воде это умение плавать, но нужно помнить, что даже подготовленный пловец должен соблюдать постоянную осторожность, внимательность, дисциплину и строго...

Пути решения глобальных проблем человечества

Пути решения глобальных проблем человечества...