Уроки литературы в 6 классе.Тема "Пушкин"
план-конспект урока (6 класс)

Ядревская Ирина Александровна

Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Дубровский»

Лицейские годы Пушкина.

Тест "Дубровский"

Контроль знаний по произведению "Дубровский"

Проверочная работа по роману Пушкина "Дубровский"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Количество уроков: 2

1 урок: Подготовка к написанию классного сочинения по роману А.С. Пушкина «Дубровский»: «Образ Владимира Дубровского в романе».

2 урок: Написание классного сочинения по роману А.С. Пушкина «Дубровский»: «Образ Владимира Дубровского в романе».

Класс: 6.

Тип уроков: уроки развития речи.

Цель урока: учиться писать сочинение – характеристику героя художественного произведения.

Задачи урока:

  1. Воспитательные:

- воспитывать человека, внимательного к окружающему миру и  другим людям;

- воспитывать умение прощать:

- воспитывать умение различать положительные и отрицательные качества человеческой личности;

- воспитывать нравственные качества: сочувствие, сострадание, любовь к близким, взаимопомощь, честность, верность слову и другие.

  1. Развивающие:

- развивать процессы мышления: умение решать проблему, рассуждать, доказывать свою позицию, высказывать свое мнение;

- развивать умение связной устной и письменной речи: умение создавать план простой и развернутый; подбирать из текста цитаты, включать их в свою речь, создавать связное высказывание.

  1. Образовательные:

- рассмотреть образ Владимира Дубровского в романе: поступки и характер героя;

- рассмотреть особенности авторской оценки героя;

-учиться писать сочинение-характеристику героя художественного произведения.


Содержание уроков:

1 урок:

  1. Слово учителя.
  2. Проверка домашнего задания: план по теме «Владимир Дубровский в романе» с указанием страниц и цитат, наиболее ярко характеризующих Дубровского.
  3. Составление текста сочинения по пунктам таблицы.

№ п.п.

План

Цитаты

  1. Чтение примерного сочинения.

2 урок:

  1. Написание собственного сочинения.
  2. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Слово учителя.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами будем писать сочинение на тему «Образ Владимира Дубровского в романе А.С. Пушкина «Дубровский». Этот образ неоднозначен. Мы попробуем понять на основе авторского текста: кто же Владимир Дубровский – благородный человек или разбойник. Для этого вы дома составили план по теме «Владимир Дубровский в романе».  

  1. Проверка домашнего задания: план по теме «Владимир Дубровский в романе» с указанием страниц и цитат, наиболее ярко характеризующих Дубровского.

Проблемный вопрос: Кто же Дубровский: благородный человек или разбойник?

№ п.п.

План, стр. учебника

Цитаты

Вступление: Кто же Дубровский: благородный человек или разбойник?

Первая встреча с Владимиром Дубровским, стр. 77

«Сын Дубровского воспитывался в Петербурге». Троекуров о нем: «гол как сокол». Отец о Владимире: «бедный дворянин».

Воспитание в Кадетском корпусе, стр. 85

«Получал из дому более, нежели должен был ожидать». «Расточителен и честолюбив», «позволял себе роскошные прихоти», «входил в долги, не заботясь о будущем».

Воспоминание о детстве, стр.86-87

Воспоминание о семье: рано лишился матери, отца почти не знал, с восьми лет жил в корпусе. «Мысль потерять отца своего тягостно терзала его сердце».  «…положение бедного больного…ужасало его», он погрузился в «беспокойство», «глубокие размышления». Серьезные намерения «даже выйти в отставку, если болезненное состояние отца потребует его присутствия».

По дороге он вспоминает Машу Троекурову, которая «тогда уже обещала быть красавицей». Дубровский – романтик, «застенчивость» удержала его от расспросов.

«Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным».

Болезнь и смерть отца, стр. 88-90.

Задание В 5, стр.130.

При встрече «Владимир с жаром обнял отца своего», «был поражен его состоянием», «расположился в его спальне». «Владимир предвидел его скорое разрешение и  не отходил от старика». Приезд Троекурова вызвал ужас и гнев у отца Владимира, от удара он умирает. Владимиром овладели сильные чувства: «кричал», «бросил на него ужасный взгляд», «отрывисто сказал».

Прощание с родным домом, пожар, стр. 90-93.

Задание В 6,7, стр. 130.

Лишение отца, родного дома и состояния приводят Дубровского в отчаяние. В Кистеневской роще шел, «ничего не замечал», «мысли одна другой мрачнее теснились в душе его», «чувствовал он свое одиночество». Будущее: «покрытое темными тучами», «новые несчастия», «нищета». Владимир «кипел от негодования», когда слушал исправника, но сдержался и не дал своим людям устроить бунт. «Речь молодого Дубровского, его звучный голос и величественный вид произвели желаемое действие». Исправника  же он «слушал с презрением и ничего не отвечал», к ним испытывает отвращение. «Итак, все кончено…». «Нет! Нет! Пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня». Владимир «стиснул зубы», «страшные мысли рождались в уме его».  «Дубровский приблизил лучину, сено вспыхнуло, пламя взвилось и осветило весь двор». Берет на себя ответственность.

Дубровский-разбойник, стр.96, 111, 129

Задание В 12, стр.130.

«… появились разбойники и распространили ужас по всем окрестностям». «Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием. Рассказывали о нем чудеса; имя Дубровского было во всех устах…». Предводитель «отважных злодеев». «Ночуя в одной комнате с человеком, коего мог он почесть личным своим врагом и одним из главных виновников его бедствия, Дубровский не мог удержаться от  искушения». После нападения на карету разбойники беспрекословно слушаются Дубровского, «…не разграбя ничего и не пролив ни единой капли крови в отмщение за кровь своего атамана».

Дефорж, стр.98-100, 110-111.

Задание В 9, 10, 11, стр. 130.

«…понравился Кирилу Петровичу своей приятной наружностью и простым обращением», «был недоволен одною молодостью…». Маша «не обратила никакого внимания». После случая с медведем «она увидела храбрость и гордое самолюбие». «Все любили молодого учителя, Кирила Петрович – за его проворство на охоте, Марья Кирилловна – за неограниченное усердие и робкую внимательность, Саша – за снисходительность к его шалостям, домашние – за доброту и за щедрость…».

Отношение автора к Дубровскому. Задание 13, стр. 130.

Вывод: Кто же Дубровский: благородный человек или разбойник?

Проблемный вопрос: Кто же Дубровский: благородный человек или разбойник?

Вступление:

«Прочитав роман А.С. Пушкина «Дубровский», я задумался над вопросом: кто же Дубровский – благородный человек или разбойник. Иногда в сложной жизненной ситуации человек должен выбрать, как ему поступить. Он может поступить по совести, а может пойти против нравственных принципов. Так главный герой романа А.С.  Пушкина становится разбойником» - из сочинения.

  1. Работа по 1 пункту плана: Сын Андрея Гавриловича Дубровского, стр.77.

№ п.п.

План

Цитаты

Первая встреча с Владимиром Дубровским

«Сын Дубровского воспитывался в Петербурге». Троекуров о нем: «гол как сокол». Отец о Владимире: «бедный дворянин».

- Как характеризует Владимира Дубровского автор? Сделайте вывод, используя цитаты.

«Впервые мы только слышим о Владимире Дубровском. Несмотря на бедность, Андрей Гаврилович «не щадил ничего для приличного его содержания» в Петербурге. Отец дал Владимиру образование, титул дворянина, воспитал в сыне чувства чести и достоинства. Для Кирилы Петровича Троекурова главное – материальное состояние Дубровского: «гол как сокол». Для Дубровского старшего важно знать, что сын его хоть и «бедный дворянин», а человек честный и достойный» - из сочинения.

Оправдывает ли Владимир Дубровский ожидания отца, когда мы его видим в Петербурге? «…предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости».

Какими интересами живет Владимир в Петербурге?

  1. Работа в группах или парах по плану. Работа со 2 пунктом плана.

1)

№ п.п.

план

цитаты

Воспитание в Кадетском корпусе, стр. 85

«Получал из дому более, нежели должен был ожидать». «Расточителен и честолюбив», «позволял себе роскошные прихоти», «входил в долги, не заботясь о будущем».

«Владимир «расточителен и честолюбив», живет в Петербурге, ни в чем себе не отказывая, не собираясь жить в бедности, «…предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости». Но поведение Владимира после известия о болезни отца изменяет наше отношение к этому молодому человеку» - из сочинения.

2) 1 группа:

Воспоминание о детстве, стр.86-87

Воспоминание о семье: рано лишился матери, отца почти не знал, с восьми лет жил в корпусе. «Мысль потерять отца своего тягостно терзала его сердце».  «…положение бедного больного…ужасало его», он погрузился в «беспокойство», «глубокие размышления». Серьезные намерения «даже выйти в отставку, если болезненное состояние отца потребует его присутствия».

По дороге он вспоминает Машу Троекурову, которая «тогда уже обещала быть красавицей». Дубровский – романтик, «застенчивость» удержала его от расспросов.

«Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным».

Ответ учащихся:

«Владимир Дубровский рано лишился матери, отца почти не знал, так как с восьми лет жил в Кадетском корпусе. «Мысль потерять отца своего тягостно терзала его сердце». Мы видим серьезность намерений Владимира «даже выйти в отставку, если болезненное состояние отца потребует его присутствия». Подъезжая к дому, узнавая родные места, «он смотрел вокруг себя с волнением неописанным». По дороге он вспоминает Машу Троекурову, которая «тогда уже обещала быть красавицей». И только природная «застенчивость» удерживает его от расспросов о ней» - из сочинения.

3) 2 группа:

Болезнь и смерть отца, стр. 88-90.

Задание В 5, стр.130.

При встрече «Владимир с жаром обнял отца своего», «был поражен его состоянием», «расположился в его спальне». «Владимир предвидел его скорое разрешение и  не отходил от старика». Приезд Троекурова вызвал ужас и гнев у отца Владимира, от удара он умирает. Владимиром овладели сильные чувства: «кричал», «бросил на него ужасный взгляд», «отрывисто сказал».

Ответ учащихся:

«О встрече Владимира и Андрея Гавриловича Дубровского написано всего несколько слов: «Владимир с жаром обнял отца своего». Но и этих слов достаточно, чтобы понять, что сыновнее сердце полно любви и сострадания. Узнав о причине болезни отца, о том, как обошелся с ним Троекуров, молодой Дубровский сильно переживает, он предвидит «его скорое разрешение» и  не отходит от него. Приезд Троекурова вызвал ужас и гнев у отца Владимира, от удара он умирает. В этот момент Владимиром овладевают сильные чувства: он кричит, бросает ужасные взгляды, говорит отрывисто» - из сочинения.  

4) 3 группа:

Прощание с родным домом, пожар, стр. 90-93.

Задание В 6,7, стр. 130.

Лишение отца, родного дома и состояния приводят Дубровского в отчаяние. В Кистеневской роще шел, «ничего не замечал», «мысли одна другой мрачнее теснились в душе его», «чувствовал он свое одиночество». Будущее: «покрытое темными тучами», «новые несчастия», «нищета». Владимир «кипел от негодования», когда слушал исправника, но сдержался и не дал своим людям устроить бунт. «Речь молодого Дубровского, его звучный голос и величественный вид произвели желаемое действие». Исправника  же он «слушал с презрением и ничего не отвечал», к ним испытывает отвращение. «Итак, все кончено…». «Нет! Нет! Пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня». Владимир «стиснул зубы», «страшные мысли рождались в уме его».  «Дубровский приблизил лучину, сено вспыхнуло, пламя взвилось и осветило весь двор». Берет на себя ответственность.

Ответ учащихся:

«Лишение отца, родного дома и состояния приводят Дубровского в отчаяние. После похорон отца Владимир удаляется в Кистеневскую рощу. Он вокруг «ничего не замечал», «мысли одна другой мрачнее теснились в душе его», «чувствовал он свое одиночество». Его будущее казалось ему покрытым «черными тучами». Вражда с Троекуровым предвещала новые несчастья, нищета ожидала Владимира: «Итак, все кончено…». Вот тут-то и затаилась в его сердце обида, ненависть к богатым, прежде всего к своему обидчику. Он испытывал отвращение к людям, пришедшим забрать его дом, но из благородных побуждений несколько раз спасал их от гибели. «Нет! Нет! Пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня». Владимир, не желая, чтобы его имение досталось Троекурову, сам поджигает дом, берет на себя ответственность за происходящее» - из сочинения.

5) 4 группа:

Дубровский-разбойник, стр.96, 111, 129

Задание В 12, стр.130.

«… появились разбойники и распространили ужас по всем окрестностям». «Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием. Рассказывали о нем чудеса; имя Дубровского было во всех устах…». Предводитель «отважных злодеев». «Ночуя в одной комнате с человеком, коего мог он почесть личным своим врагом и одним из главных виновников его бедствия, Дубровский не мог удержаться от  искушения». После нападения на карету разбойники беспрекословно слушаются Дубровского, «…не разграбя ничего и не пролив ни единой капли крови в отмщение за кровь своего атамана».

Ответ учащихся:

«Дворовые люди господ Дубровских возмущены несправедливым приговором суда. Они бунтуют и отказываются переходить во власть Троекурова. Таким образом, обстоятельства жизни заставили Владимира стать разбойником. Причиной всех бед он считает Троекурова. Дубровский говорит Марье Кириловне: «…я тот несчастный, которого ваш отец лишил куска хлеба, выгнал из отеческого дома и послал грабить на больших дорогах». Владимир уходит из Кистеневки не по своей воле. Он становится предводителем «отважных разбойников», наводящих ужас на всю округу. «Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием. Рассказывали о нем чудеса; имя Дубровского было во всех устах…». Со своими врагами он жесток, как с Антоном Пафнутьичем, с близкими людьми он великодушен и умеет держать слово: после нападения на карету разбойники беспрекословно слушаются Дубровского, «…не разграбя ничего и не пролив ни единой капли крови в отмщение за кровь своего атамана» - из сочинения.

6) 5 группа:

Дефорж, стр.98-100, 110-111.

Задание В 9, 10, 11, стр. 130.

«…понравился Кирилу Петровичу своей приятной наружностью и простым обращением», «был недоволен одною молодостью…». Маша «не обратила никакого внимания». После случая с медведем «она увидела храбрость и гордое самолюбие». «Все любили молодого учителя, Кирила Петрович – за его проворство на охоте, Марья Кирилловна – за неограниченное усердие и робкую внимательность, Саша – за снисходительность к его шалостям, домашние – за доброту и за щедрость…».

Ответ учащихся:

«Владимир Дубровский не оставляет желания отомстить Троекурову. Он подкупает учителя французского языка, и под именем Дефоржа появляется в имении. Никто сначала не обращает внимания на молодого человека, но случай с медведем заставил всех по-другому посмотреть на него. «Все любили молодого учителя, Кирила Петрович – за его проворство на охоте, Марья Кирилловна – за неограниченное усердие и робкую внимательность, Саша – за снисходительность к его шалостям, домашние – за доброту и за щедрость…». Встреча с Машей Троекуровой заставляет Владимира отказаться от мести. Привязанность к ней становится для Дубровского роковой. Став разбойником, он не нашел счастья и потерял свою любовь» - из сочинения.

  1. Отношение автора к Дубровскому. Работа с классом: Задание 13, стр. 130.

«Мне кажется, что автор показывает нам благородного, но вместе с тем несчастного человека, который отчаялся найти правду и справедливость. Он совершает с разбойниками набеги на имения, крадет деньги у Антона Пафнутьевича. Но под этой маской разбойника автор нам постоянно показывает, что Владимир добрый, отзывчивый, робкий, честный и порядочный человек» - из сочинения.

«Я считаю, что автор отрицательно относится к поступкам Дубровского. Но в то же время ему симпатична его любовь к родному дому и отцу, а также борьба за справедливость» - из сочинения.

  1. Проблемный вопрос: Решение проблемного вопроса (вывод).

«Я считаю, что Дубровский – добрый и благородный человек, так как он никому не причинил зла, а окружающие его искренне любили и уважали» - из сочинения.

«Я думаю, что Дубровский стал разбойником поневоле. Он исправился, так как в душе он все-таки благородный человек» - из сочинения.

  1. Каждая группа сейчас прочитает, что у нее получилось. Создаем единое сочинение.

Сочинение

Прочитав роман А.С. Пушкина «Дубровский», я задумался над вопросом: кто же Дубровский – благородный человек или разбойник. Иногда в сложной жизненной ситуации человек должен выбрать, как ему поступить. Он может поступить по совести, а может пойти против нравственных принципов. Так главный герой романа А.С.Пушкина становится разбойником.

Впервые мы только слышим о Владимире Дубровском. Несмотря на бедность, Андрей Гаврилович «не щадил ничего для приличного его содержания» в Петербурге. Отец дал Владимиру образование, титул дворянина, воспитал в сыне чувство чести и достоинства. Для Кирилы Петровича Троекурова главное – материальное состояние Дубровского: «гол как сокол». Для Дубровского старшего важно знать, что сын его хоть и «бедный дворянин», а человек честный и достойный.

Владимир «расточителен и честолюбив», живет в Петербурге, ни в чем себе не отказывая, не собираясь жить в бедности, «…предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости». Но поведение Владимира после известия о болезни отца изменяет наше отношение к этому молодому человеку.

Владимир Дубровский рано лишился матери, отца почти не знал, так как с восьми лет жил в Кадетском корпусе. «Мысль потерять отца своего тягостно терзала его сердце». Мы видим серьезность намерений Владимира «даже выйти в отставку, если болезненное состояние отца потребует его присутствия». Подъезжая к дому, узнавая родные места, «он смотрел вокруг себя с волнением неописанным». По дороге он вспоминает Машу Троекурову, которая «тогда уже обещала быть красавицей». И только природная «застенчивость» удерживает его от расспросов о ней.

О встрече Владимира и Андрея Гавриловича Дубровского написано всего несколько слов: «Владимир с жаром обнял отца своего». Но и этих слов достаточно, чтобы понять, что сыновнее сердце полно любви и сострадания. Узнав о причине болезни отца, о том, как обошелся с ним Троекуров, молодой Дубровский сильно переживает, он предвидит «его скорое разрешение» и  не отходит от отца. Приезд Троекурова вызвал ужас и гнев у Андрея Гавриловича, от удара он умирает. В этот момент Владимиром овладевают сильные чувства: он кричит, бросает ужасные взгляды, говорит отрывисто.

Лишение отца, родного дома и состояния приводят Дубровского в отчаяние. После похорон отца Владимир удаляется в Кистеневскую рощу. Он вокруг «ничего не замечал», «мысли одна другой мрачнее теснились в душе его», «чувствовал он свое одиночество». Его будущее казалось ему покрытым «черными тучами». Вражда с Троекуровым предвещала новые несчастья, нищета ожидала Владимира: «Итак, все кончено…». Вот тут-то и затаилась в его сердце обида, ненависть к богатым, прежде всего, к своему обидчику. Он испытывал отвращение к людям, пришедшим забрать его дом, но из благородных побуждений несколько раз спасал их от гибели. «Нет! Нет! Пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня». Владимир, не желая, чтобы его имение досталось Троекурову, сам поджигает дом, берет на себя ответственность за происходящее.

Дворовые люди господ Дубровских возмущены несправедливым приговором суда. Они бунтуют и отказываются переходить во власть Троекурова. Таким образом, обстоятельства жизни заставили Владимира стать разбойником. Причиной всех бед он считает Троекурова. Дубровский говорит Марье Кириловне: «…я тот несчастный, которого ваш отец лишил куска хлеба, выгнал из отеческого дома и послал грабить на больших дорогах». Владимир уходит из Кистеневки не по своей воле. Он становится предводителем «отважных разбойников», наводящих ужас на всю округу. «Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием. Рассказывали о нем чудеса; имя Дубровского было во всех устах…». Со своими врагами он жесток, как с Антоном Пафнутьичем, с близкими людьми он великодушен и умеет держать слово: после нападения на карету разбойники беспрекословно слушаются Дубровского, «…не разграбя ничего и не пролив ни единой капли крови в отмщение за кровь своего атамана».

Владимир Дубровский не оставляет желания отомстить Троекурову. Он подкупает учителя французского языка, и под именем Дефоржа появляется в имении. Никто сначала не обращает внимания на молодого человека, но случай с медведем заставил всех по-другому посмотреть на него. «Все любили молодого учителя, Кирила Петрович – за его проворство на охоте, Марья Кирилловна – за неограниченное усердие и робкую внимательность, Саша – за снисходительность к его шалостям, домашние – за доброту и за щедрость…». Встреча с Машей Троекуровой заставляет Владимира отказаться от мести. Привязанность к ней становится для Дубровского роковой. Став разбойником, он не нашел счастья и потерял свою любовь.

Мне кажется, что автор показывает нам благородного, но вместе с тем несчастного человека, который отчаялся найти правду и справедливость. Я думаю, что Дубровский стал разбойником поневоле. Он совершает с разбойниками набеги на имения, крадет деньги у Антона Пафнутьевича. Но под этой маской разбойника автор нам постоянно показывает, что Владимир добрый, отзывчивый, робкий, честный и порядочный человек.

  1. Домашнее задание: Читаем «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А.С. Пушкина («Выстрел»).

Темы сочинений:

1. «К. Троекуров и  А. Дубровский »

2.«История любви  М. Троекуровой  и  В. Дубровского »

3.«Почему В. Дубровский стал разбойником?»

4.«Любимые страницы повести Пушкина «Дубровский»

План  к теме «К. Троекуров и  А. Дубровский »

Ì. Вступление. Дворянство в Ì пол. 19 века.

ÌÌ. Основная часть. К. Троекуров и А. Дубровский.

1.Положение в обществе  К. Троекурова и А. Дубровского.

2.Характер героев.

3.Отношение с людьми.

4.Причина гибели А. Дубровского.

          ÌÌÌ. Заключение. Отношение А. С. Пушкина к  К. Троекурову и А. Дубровскому.

План  к  теме  «История любви  М. Троекуровой  и  В. Дубровского ».

Ì. Вступление. История героев и их семей.

ÌÌ. Основная часть.

 1.Начало их отношений.

      2.Объяснение Дубровского с Машей.

      3.Страх и неуверенность Маши в своих чувствах к Дубровскому.

      4.Сватовство и венчание с Верейским.

         ÌÌÌ. Заключение. Почему они не могли быть вместе?

План  к теме «История жизни Владимира Дубровского»

Ì. Вступление. История жизни героя до приезда к отцу.

ÌÌ. Основная часть.

  1. Болезнь и смерть отца.
  2. Дубровский вступает на преступный путь.
  3. Отношения с Машей Троекуровой.
  4. Дубровский – благородный разбойник.
  5. Главный герой покидает родные края.

ÌÌÌ. Заключение.  Мое отношение к герою.

№ п.п.

План, стр. учебника

Цитаты

Вступление: «Роман Пушкина «Дубровский о дворянской чести, мести и любви».



Предварительный просмотр:

Урок развития речи

Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Дубровский»

ЦЕЛИ:  

1. Проверить знание  текста произведения.

 2. Формировать умение отбирать тематический материал и готовить сообщения.

 3.  Научить характеризовать героев изучаемого произведения на основании их поступков и поведения.

4. Развивать связную речь и логическое мышление.

Задачи:

  1. Обучить составлению плана сочинения.
  2. Подготовить учащихся к  письменному сочинению о героях изучаемого произведения.
  3.  Усилить связь теории с практикой.
  4.  Выработать умения самостоятельно применять знания при написании сочинения.

Ход урока

Ì. Орг. момент. Знакомство с темой и целями урока.

 - Здравствуйте, ребята! Мы с вами в течение двух недель изучали роман      А. С. Пушкина «Дубровский». Сегодня у нас итоговый урок по этому произведению. На уроке мы будем собирать материал к сочинению по данному роману. Тема нашего урока «Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Дубровский».  (слайд№1)

ÌÌ. Работа по теме урока.

  1. Формулировка  и выбор тем сочинения.

- Начнем нашу подготовку с выбора темы сочинения. Я предлагаю вам 3 темы.   ( слайд №2)

а)  «К. Троекуров и  А. Дубровский »

б) «История любви  М. Троекуровой  и  В. Дубровского »

в) «Почему В. Дубровский стал разбойником?»

г) «Любимые страницы повести Пушкина «Дубровский»

- С темами сочинения вы познакомились на предыдущем уроке и дома должны были определиться с темой,  поработав с текстом, сделать пометки, закладки того, что вам пригодится для вашей работы.

2.  Работа по 1-ой теме.

- Кто выбрал эту тему? Перед вами стоит задача сравнить двух персонажей, дать сравнительную характеристику, найти черты сходства и отличия. План к этой теме спроецирован на экран. Запишите его в тетрадь.

План  к теме «К. Троекуров и  А. Дубровский »

Ì. Вступление. Дворянство в Ì пол. 19 века.

ÌÌ. Основная часть. К. Троекуров и А. Дубровский.

  1. Положение в обществе  К. Троекурова и А. Дубровского.
  2. Характер героев.
  3. Отношение с людьми.
  4. Причина гибели А. Дубровского.

          ÌÌÌ. Заключение. Отношение А. С. Пушкина к  К. Троекурову и А. Дубровскому.

- Что касается первого пункта этой темы, то у нас есть сообщение ученика, который подготовил краткую историческую  справку на тему «Дворянство в Ì пол. 19 века». Эта информация пригодится и тем, кто выбрал 3 тему.

- Пока ученик рассказывает, на экране записаны опорные слова и словосочетания, которые вы можете записать в тетрадь и потом использовать в своем сочинении. (слайд №3)

Дворянство как класс в России, возникло еще в XII веке и представляло собой военно-служилое сословие, причем низшую его часть. Представители дворянства составляли двор знатного вельможи: князя или боярина. Само слово "дворянин" буквально обозначало, что это человек с княжеского или боярского двора.
     Возвышение дворянства началось в XIV веке. Власть, признав заслуги дворян, оказала им милости. В частности было разрешено приобретать землю. Итогом этого шага стало появление класса помещиков, то есть землевладельцев. К концу XV века земли дворянам начали раздаваться при условии выполнения службы. Образовался класс поместных дворян, причем это сословное положение передавалось по наследству. В этот же период изданным Судебником было введено ограничение на переход крестьян от одного хозяина к другому. Таким образом, дворяне становились собственниками не только земель, но и крестьян. Позднее крестьяне были полностью закрепощены.
     В эпоху правления
Ивана IV Грозного власть начинает борьбу с боярской аристократией. Устанавливается централизованная система управления - самодержавие. Доверенный царя, дворянин Иван Пересветов, предложил идею усиления власти в руках одного монарха. Это был сильный удар по российским боярам. Свои реформы Иван IV проводил, опираясь именно на дворянство.
    Итогом этой борьбы стало поселение тысячи выбранных дворян вокруг
Москвы и издание Уложения о службе, в котором дворяне фактически уравнивались в правах с боярами. Они могли передавать свое звание по наследству. За свои привилегии они должны были платить верной службой царю.
При
Петре I дворянство достигло вершины своего расцвета. Однако родовитость перестает быть основой высокого положения. Петр отдает предпочтение тем, кто своей службой приносит больше пользы государству. В результате была создана "Табель о рангах", которая регламентировала систему дворянской службы, дворянин не мог приобрести определенный чин, не выполняя своей службы, при этом жалование старых званий было полностью прекращено.
    
Екатерина II продолжила даровать привилегии дворянству. Так своим Указом она позволила дворянам не заниматься обязательной государственной службой. Теперь для получения дохода дворяне полностью использовали своих крестьян, что привело к их окончательному разорению.
С XIX века начинает закат дворянского сословия. Республиканские настроения, которые стали бродить в обществе, массонские ложи и революционные организации подрывали устои самодержавия. Это привело к изданию Указа об отмене крепостного права. Крестьяне, разорившись, отправлялись в города. Началось зарождение капитализма, который окончательно снизил позиции дворянства. На высшие ступени в обществе стали выходит представители новой формации - буржуазии.
      После
революции 1917 года в России все сословия, в том числе и дворянство, были полностью ликвидированы.

- Спасибо за сообщение. Я думаю, что ребята воспользуются этой информацией. Перейдем к основной части этой темы. Для того чтобы наглядно  увидеть сходство и отличие Троекурова и Дубровского поработаем с таблицей, которую вы видите на доске.

персонажи

критерии оценки

К. Троекуров

А. Дубровский

Сходство персонажей

1. Ровесники.                                                                                                                             2. По происхождению дворяне.                                                                                              3. Оба служили и вышли в отставку.                                                                                     4. Оба  женились по любви и стали вдовцами.                                                                  

Различие

Соц. положение

Богатство -  власть, связи.

Бедность – отсутствие власти, авторитета.

Характер героев

Эгоистичный, своенравный, жестокий, высокомерный.

Мягкий, порядочный, добрый, благородный.

Отношение с людьми              ( родные, соседи, чиновники, крестьяне)

Грубо,  строго, властно, жестоко.

Гуманно, уважительно,

Отношение автора к героям

Осуждение,  неприязнь

Сочувствие, симпатия

Беседа по вопросам.

  1. Каково было положение героев в обществе?
  2. Как вы охарактеризуете Троекурова и Дубровского?
  3. Какие у них были отношения с людьми ( родные, соседи, чиновники, крестьяне)?
  4. Как они относились друг к другу?
  5. Какой случай спровоцировал их ссору?
  6. Какое обстоятельство сделало их примирение невозможным?
  7. Какова причина гибели Дубровского?
  8. Как Пушкин относится к своим героям? Кому он симпатизирует? Почему?
  1. Работа по 2-ой теме.

- Кто выбрал вторую тему? Здесь вы должны будете проследить, как на протяжении всего романа развиваются отношения Марии Троекуровой и Владимира Дубровского. Запишите план в тетрадь.  (слайд №4)

План  к  теме  «История любви  М. Троекуровой  и  В. Дубровского ».

Ì. Вступление. История героев и их семей.

ÌÌ. Основная часть.

  1. Начало их отношений.
  2. Объяснение Дубровского с Машей.
  3. Страх и неуверенность Маши в своих чувствах к Дубровскому.
  4. Сватовство и венчание с Верейским.

ÌÌÌ. Заключение. Почему они не могли быть вместе?

- А теперь разберем каждый пункт плана. Беседа по вопросам.

1. Во вступлении вы должны будете написать про дружбу отцов, что они оба рано лишились матери, были одиноки и впечатлительны, что Троекуров когда-то прочил Машу за Владимира.

2. При  каких обстоятельствах произошла их первая встреча?

3. Почему Маша сначала не обратила на учителя внимание?

4. Какое впечатление произвела Маша на Дефоржа?

5. Как относились к учителю в доме Троекурова?

6. Почему Дубровский не стал мстить врагу?

7. Как относится к Дубровскому Маша?

8. Что предприняла Маша, чтобы избежать брака с Верейским?

9. Была ли судьба Маши исключительной  или же она закономерна, типична? Ответить на этот вопрос вам помогут произведения других видов искусства: картина В. Пукирева  «Неравный брак» и народная песня в обработке и исполнении Жанны Бичевской «У церкви стояла карета». (слайд №5)

10. Какие обстоятельства помешали им быть вместе?

4. Работа по 3-ей теме.

- У нас осталась еще одна тема. Кто решил писать сочинение по ней? Здесь вы должны дать полную характеристику персонажа и в итоге  высказать свое  личное мнение к этому герою. Обратимся к плану. (слайд №6)

План  к теме «История жизни Владимира Дубровского»

Ì. Вступление. История жизни героя до приезда к отцу.

ÌÌ. Основная часть.

  1. Болезнь и смерть отца.
  2. Дубровский вступает на преступный путь.
  3. Отношения с Машей Троекуровой.
  4. Дубровский – благородный разбойник.
  5. Главный герой покидает родные края.

ÌÌÌ. Заключение.  Мое отношение к герою.

- Разберем этот план, ответив на вопросы.

1. Что мы узнаем о жизни сына Дубровского в Петербурге?

2. Каковы были отношения отца и сына?

3. Как развивались события по приезде В. Дубровского в родное имение?

4. Как ведет себя Владимир в сцене с судейскими чиновниками?

5. Какие обстоятельства толкнули героя на преступный путь?

6. Почему крестьяне пошли за ним?

7. Что заставило Дубровского проникнуть в дом к Троекурову?

8. Почему он не стал мстить врагу?

9. Почему Дубровский покинул своих крестьян?

10. Как автор относится к герою?

11. А вы сочувствуете ему, оправдываете его?

ÌÌÌ.  Устное сочинение.

ÌV. Итог урока.

-Итак, мы с вами вспомнили все основные моменты этого произведения, научились характеризовать героев произведения,  составили план сочинения, а самое главное – собрали материал для ваших работ. Кто работал на уроке,  получают оценки.

Домашнее задание: написать сочинение по одной из предложенных тем.



Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6-м классе по теме "Лицейские годы А.С. Пушкина. Стихотворение "Узник"

Цель: повторение изученного материала о жизни и творчестве А. С. Пушкина, знакомство учащихся ещё с одним периодом жизни поэта - учёбой в лицее, с его стихотворением «Узник»; выработка навыков выразительного чтения, анализа художественного произведения; развитие творческих способностей и речевой культуры учащихся.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, иллюстрации с изображением Царскосельского лицея времён Пушкина и его современное изображение, иллюстрация с изображением лицеистов, друзей А. С. Пушкина, «Пушкин на экзамене в лицее»; на доске слова В. Рождественского о стихотворении «Узник»; магнитофон, диск с записью отрывка «Полёт шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», диск с записью стихотворения «Узник».

В начале жизни школу помню я…

А. С. Пушкин

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Формулирование цели учащимися.

Звучит отрывок «Полёт шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Беседа:

- Знакома ли вам эта музыка?

- Кто её автор?

- Правильно. Прозвучал отрывок «Полёт шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова. А какое отношение он имеет к теме сегодняшнего урока?

- Да, это отрывок из оперы, написанной на основе «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина, и сама опера называется «Сказка о царе Салтане».

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

- Правильно. Повторим то, что мы уже знаем о Пушкине, о его детстве, вспомним его замечательные сказки и продолжим знакомство с жизнью поэта, с важным периодом его жизни - учёбой в лицее, попробуем понять мысли и чувства Пушкина, выраженные в стихотворении «Узник».

Запись темы в тетрадь.

III. Проверка домашнего задания.

Чтение 2-3 сочинений «Пушкин в моей жизни», стихотворений о Пушкине, написанных самими учащимися.

IV. Повторение изученного.

1. Вступительное слово учителя.

Да, А. С. Пушкин приходит к нам в детстве и остаётся с нами на всю жизнь. Наверно, нет ни одного человека, который бы не читал и не любил произведения этого поэта. И сейчас мы вспомним те из них, которые вы изучали в школе или прочитали самостоятельно. Для этого проведём викторину.

2. Викторина «Жизнь и творчество А. С. Пушкина».

Где родился А. С. Пушкин?

Назовите фамилию, имя, отчество няни А. С. Пушкина.

В кого превратился князь Гвидон, чтобы первый раз посетить своего отца?

Куда укусил комар повариху?

За какую плату нанялся Балда в услужение к попу?

На чём спал Балда в поповом доме?

Куда послала работать старика старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», став столбовой дворянкой?

В каком произведении Пушкина ветер оказывает серьёзную помощь одному из главных героев? Кому?

К кому первому обратился Елисей в поисках царевны в «Сказке о мёртвой царевне»?

Какое произведение Пушкина начинается прологом «У лукоморья дуб зелёный»?

Как звали отца Людмилы в поэме «Руслан и Людмила»?

На каком музыкальном инструменте играл Баян на свадьбе Руслана и Людмилы?

V. Изучение темы.

1. Работа с эпиграфом.

А. С. Пушкин писал: «В начале жизни школу помню я…». И этой школой стал для него Царскосельский лицей. Годы, проведённые здесь, были для поэта самым весёлым и безмятежным временем. В лицее он получил хорошее образование и приобрёл близких друзей.

2. Доклады учащихся.

Открытие лицея.

Быт лицеистов.

Друзья Пушкина.

Первые стихи.

Пушкин на публичном экзамене.

Лицей окончен.

3. История создания стихотворения «Узник». Прочитать по учебнику.

4. Слушание стихотворения «Узник» в записи. Его читает Народный артист России Эдуард Марцевич, актёр Государственного Академического Малого театра России.

5. Беседа по стихотворению:

- Почему стихотворение так называется? Кто такой узник?

- Прочтём первый стих? Найдите главное слово-образ, которое определяет мир чувств и переживаний лирического героя?

- Какой эпитет находит поэт к слову «темница»?

- О каком ещё невольнике идёт речь?

- Почему второй узник именно орёл, да ещё молодой?

- Как Пушкин передаёт настроение? Почему орёл грустный товарищ?

- Присущи ли узнику те же качества, что и орлу?

- Как развивается действие во второй строфе (четверостишии)?

- Как меняется пространство в последнем четверостишии?

- Какие предметы появляются?

- В чём особенность пейзажа?

- Какое чувство выражено в третьей строфе? Какими средствами оно подчёркивается?

- Сравните картины, нарисованные в начале и в конце стихотворения.

- Как меняется пространство, освещение, краски, предметы?

- Как благодаря этому меняются настроение и интонация?

- Какова же главная мысль этого стихотворения?

- Утверждение свободы как необходимости для гармонического мироощущения личности.

6. Поэт В. Рождественский писал: «Узник» - один из самых замечательных стихов Пушкина на вечную его тему – свобода. Каждая строчка говорит о ней, хотя само слово ни разу не встречается в тексте».

- Согласны ли вы с этим утверждением?

- Само слово «свобода» в тексте отсутствует. Какие же слова определяют понятие «свобода»?

7. Работа с черновым вариантом стихотворения.

И тихо и грустно в темнице глухой!

Пленён, обескрылен орёл молодой,

Мой верный товарищ в изгнанье моём,

Кровавую пищу клюёт под окном.

Клюёт и бросает, и смотрит в окно,

И вымолвить хочет мне слово одно.

Зовёт меня взором и криком своим:

«Мой верный товарищ, уйдём, улетим;

Давай встрепенёмся! Пора нам! Пора!

Острог нам не ближний, тюрьма не сестра.

Мы вольные птицы, ты, брат мой, и я.

Где сокол и коршун, там наша семья».

- Какие строки поэт изменил? Как меняются образы? Как изменился смысл?

VI. Обобщение.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Достигли ли мы поставленной цели?

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение «Узник», сопоставить его с черновым вариантом, нарисовать иллюстрацию к стихотворению (по желанию).

План конспект по литературе 6 класс Урок 9 Тема: Лицейские годы жизни А. С. Пушкина. Южная ссылка. «Узник». Антитеза.

Тема: Лицейские годы жизни А. С. Пушкина. Южная ссылка. «Узник». Антитеза.

Цель: заинтересовать учеников рассказом о лицейских годах поэта, работать над выразительным чтением, рассмотреть стихотворение «Узник».

Оборудование: презентация, компьютер, экран, проектор, фонохрестоматия 6 класс.

Ход урока.

      I. Введение в XIX век
      Мы переходим к изучению произведений русских писателей XIX века плавно: Крылов уже является во многом представителем нового века, который играет исключительную роль в истории России и русской литературы. Новый век начался с вступления на престол молодого, двадцатичетырехлетнего императора Александра Павловича, исполненного либеральных идей и настроений. Общество волновалось, ожидая перемен...

      II. Лицейские годы жизни Пушкина. Показ презентации.
 Уже в Лицее А. С. Пушкин понял, что поэзия — главное дело его жизни; во-вторых, необычайный дар молодого поэта признал сам корифей русской поэзии Г. Р. Державин. На публичном экзамене «Державин был в восхищении...». Лицейские годы А. С. Пушкин считал самыми светлыми в своей жизни. Слава юного поэта быстро распространилась среди образованных слоев общества. В Лицей специально для того, чтобы познакомиться с Пушкиным, приезжали лучшие поэты того времени — К. Н. Батюшков, В. А. Жуковский.
      Запишем в тетради опорные даты жизни поэта, с которыми связаны изучаемые стихотворения Пушкина.
      19 октября 1811 года — 9 июня 1817 года — лицейские годы Пушкина.
      1817—1920 — жизнь поэта в Санкт-Петербурге.
      1820—1824 — южная ссылка.
      1824—1826 — ссылка в Михайловское.
      
      III. Южная ссылка. «Узник». Продолжение презентации.
      Слово учителя
      «Окончив Лицей, Пушкин поселился в Петербурге. Столичная жизнь с театрами, балами, литературными обществами захватила поэта. Он встречается с молодыми офицерами, вступает с ними в горячие споры о том, как добиться свободы. Вольнолюбивые стихи Пушкина, насмешливые эпиграммы на царя и его приближенных расходились по всему Петербургу. Дошли они и до царя. И царь решил: „Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил всю Россию возмутительными стихами, вся молодежь наизусть их читает“.
      Однажды Пушкина вызвали к генерал-губернатору Милорадовичу, и тот хотел направить полицейского на квартиру поэта опечатать его бумаги. Пушкин сказал ему:
      — Все мои стихи сожжены — у меня ничего не найдете на квартире. Лучше прикажите подать бумагу, я здесь же вам все напишу.
      Подали бумагу. Пушкин сел и написал целую тетрадь. Милорадович был пленен благородством поэта, его прямотой и честностью. И обещал ему от имени государя прощение. Вступились за Пушкина и его друзья, они попросили смягчить наказание. И поэта сослали не в Сибирь, а в Кишинев. Там он должен был служить чиновником.
      Кишинев был в те годы глухой провинцией. Над одноэтажными домиками мрачно возвышался острог. Здание было сложено из огромных серых камней, узкие окна выходили во двор, где, прикованные цепями к столбам, сидели два орла. Могучие птицы не могли улететь, но они не становились ручными. Гордо смотрели они на людей круглыми желтыми глазами и величественно принимали пищу.
      Несколько раз Пушкин заходил в острог, чтобы поговорить с арестантами. Поэт всей душой разделял их мечту о свободе. Так появилось стихотворение „Узник“. Его полюбили не только просвещенные читатели, но и простые люди: стихотворение стало народной песней».
      
Кишинев — столица Молдавии. Кишинев был присоединен к России в 1812 году, то есть всего за восемь лет до того, как туда сослали Пушкина. Русского населения там почти не было, кроме офицеров, под чьим руководством находились войска, охранявшие пограничную с Румынией и близкую от враждебно настроенной Турции территорию.
      Детям необходимо будет пояснить, что такое 
ссылка: это явление не встречается в современной нам жизни и у детей вызывает недоумение.
      
Ссылка — удаление осужденного с места его жительства с обязательным переселением его в определенную, как правило отдаленную, местность. В России ссылка применялась по суду (с XVI века до 1993 года) или в административном порядке главным образом для людей, обвинявшихся в политических преступлениях.
      За ссыльным устанавливался постоянный надзор. Он не мог без позволения уехать с места ссылки.
         Если бы он уехал в другую страну, то, во-первых, могли пострадать члены его семьи и его друзья; во-вторых, он бы фактически навсегда лишил себя возможности вернуться в Россию.
      Важно, чтобы дети представили себе одиночество поэта, который внезапно остался один, вдалеке от друзей, от родных. Письма шли очень долго, к тому же они проверялись полицией: по существу, нельзя было написать ничего личного, так как все становилось известно посторонним людям. Поэт не сидел в тюрьме, он мог свободно ходить по Кишиневу, но сам Кишинев был для него большой тюрьмой, которую он не мог покинуть.
      
Выразительное чтение
      Стихотворение «Узник» слушаем  — так, чтобы дети смогли получить эстетическое удовольствие от восприятия замечательного выдающегося лирического произведения; после окончания чтения необходимо сделать паузу, чтобы ученики осмыслили прочитанное.
      — Понравилось ли вам это стихотворение?
      — Чем поразило это стихотворение?
      — Какие слова и выражения показались вам необычными и запомнились после первого чтения?
      Работа над выразительным чтением стихотворения «Узник» (по вопросам на с. 54—55, ч. 1 учебника).
      Каждая строчка стихотворения Пушкина «Узник» говорит о свободе, хотя само это слово ни разу не встречается в тексте. Свобода ощущается тем ярче, чем выразительнее описана несвобода, неволя.
      Стихотворение построено на антитезе (определение дано на с. 57 учебника). Слову 
сижу противопоставлено движение: «Давай улетим!»; решетке и сырой темнице — горы, тучи, морские края.
      В первой строфе два товарища — узник и орел, вскормленный в неволе, в последней строфе тоже два товарища — орел и ветер. Постоянный эпитет к слову 
ветер в произведениях устного народного творчества — вольный; эта жажда движения подчеркивается антитезой («Вскормленный в неволе...» — «Мы вольные птицы...») и повторением слова пора: «...пора, брат, пора!». В этом повторении три раза встречается звук [р], что создает ощущение призыва к движению и свободе.
      Выпишем в тетрадь определение антитезы, данное в учебнике.
      С помощью вопросов проверим усвоение теоретического понятия.
       
Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Узник». Уметь объяснить, что такое 
антитеза.
      
Индивидуальное задание
      Подготовить рассказ о дружбе А. С. Пушкина и И. И. Пущина, о лицейских товарищах поэта. Подготовить выразительное чтение стихотворения «И. И. Пущину».



Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа роману А.С. Пушкина «Дубровский»

Задания с выбором ответа

(за каждый правильный ответ 1 балл)

  1. Замысел произведения возникает у автора на основе:

А Услышанного рассказа от своего приятеля П.В. Нащокина о разоренном дворянине

Б Вымысла автора

В Заимствования сюжета из французской литературы

Г Истории, рассказанной лицейским другом И. Пущиным


  1. Название произведения «Дубровский» дано:

А Самим автором при его создании

Б Литературным критиком В.Г. Белинским

В Издателями при первой публикации

Г Приятелем Нащокиным, который подсказал автору и сюжет

  1. В произведении автор затрагивает темы:

А Бесправного положения крепостных крестьян

Б Произвол и безнаказанность помещиков

В Продажность чиновников

Г Восстание крестьян под предводительством Пугачева

  1. Представителями «барства дикого, без чувства, без закона» являются:

А Дубровский А.Г.

Б Троекуров К.П.

В Дубровский В.А.

Г Князь Верейский

  1. Выберите эпизоды, подчеркивающие жестокость, отсутствие человеческих ценностей у помещиков-самодуров:

А Забава с медведем

Б Пожар в Кистеневке

В На псарне Троекурова

Г В беседке у ручья

  1. Владимир Дубровский отказался отомстить Троекурову, потому что:

А Простил Троекурову нанесенную обиду

Б Испугался, что будет облечен и наказан

В Глубоко и искренне полюбил Машу Троекурову

Г Еще не до конца продумал план мести

Задания с кратким ответом

  1. По какой причине Владимиру Дубровскому пришлось покинуть родовое гнездо и стать разбойником?
  2. Почему крестьяне подчинились и пошли за Дубровским-разбойником?
  3. Кто из литературных героев так отзывается о К.П. Троекурове:

«Во владение Кирилу Петровичу! Господь упаси и избави - у него часом и своим плохо  приходится, а достанутся чужие, так он с них не только  шкуру, но и мясо-то отдерет». 

  1. Определите, кому из героев принадлежат данные характеристики-описания:

А «Толстый мужчина лет пятидесяти с круглым и рябым лицом, украшенным тройным подбородком, ввалился в столовую, кланяясь, улыбаясь и уже собираясь извиниться..»

«…в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке…»

Б «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости…».

В «…выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума…»

Г «...было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровие и положили на нём свою неизгладимую печать…»

Д «Всегдашние занятия … состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах, и в проказах, ежедневно при том изобретаемых и жертвою коих бывал обыкновенно какой-нибудь новый знакомец…»

Е «…в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке…»

  1. Что стало с Дубровским после несостоявшегося освобождения Маши Троекуровой? (концовка произведения).

Задание с развернутым ответом

(дайте развернутый ответ на один из поставленных вопросов)

  1. По какой причине Маша Троекурова отказывается от предложения Дубровского быть свободной после венчания с князем Верейским?

  1. Почему Владимира Дубровского можно назвать «благородным разбойником»?

  1. Напишите свое продолжение романа. Начните с предложения «Прошло несколько лет…».Начало формы



Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа  роману А.С. Пушкина «Дубровский».

Задания с выбором ответа

(за каждый правильный ответ 1 балл)

  1. Замысел произведения возникает у автора на основе:

А   Услышанного рассказа от своего приятеля П.В. Нащокина о разоренном дворянине

Б   Вымысла автора

В   Заимствования сюжета из французской литературы

Г   Истории, рассказанной лицейским другом И. Пущиным

  1. Название произведения «Дубровский» дано:

А   Самим автором при его создании

Б   Литературным критиком В.Г. Белинским

В   Издателями при первой публикации

Г   Приятелем Нащокиным, который подсказал автору и сюжет

  1. В произведении автор затрагивает темы:

 А   Бесправного положения крепостных крестьян

Б   Произвол и безнаказанность помещиков

В   Продажность чиновников

Г   Восстание крестьян под предводительством Пугачева

  1. Представителями «барства дикого, без чувства, без закона» являются:

А   Дубровский А.Г.

Б   Троекуров К.П.

В   Дубровский В.А.

Г   Князь Верейский

  1.  Выберите эпизоды, подчеркивающие жестокость, отсутствие человеческих ценностей у помещиков-самодуров:

 А   Забава с медведем

 Б   Пожар в Кистеневке

 В   На псарне Троекурова

 Г   В беседке у ручья

  1.  Владимир Дубровский отказался отомстить  Троекурову, потому что:

 А   Простил Троекурову  нанесенную обиду

 Б   Испугался, что будет облечен и наказан

 В   Глубоко и искренне полюбил Машу Троекурову

 Г   Еще не до конца продумал план мести

Задания с кратким ответом

  1. По какой причине Владимиру Дубровскому пришлось покинуть родовое гнездо и стать разбойником?
  2. Почему крестьяне подчинились и пошли за Дубровским-разбойником?
  3. Кто из литературных героев так отзывается о К.П. Троекурове:

«Во владение Кирилу Петровичу! Господь упаси и избави - у него часом и своим плохо  приходится, а достанутся чужие, так он с них не только  шкуру, но и мясо-то отдерет». 

  1. Определите,  кому из героев принадлежат данные характеристики-описания:

А  «Толстый мужчина лет пятидесяти с круглым и рябым лицом, украшенным тройным подбородком, ввалился в столовую, кланяясь, улыбаясь и уже собираясь извиниться..»

 «…в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке…»

Б   «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости…».

В   «…выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума…»

Г   «...было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровие и положили на нём свою неизгладимую печать…»

Д   «Всегдашние занятия … состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах, и в проказах, ежедневно при том изобретаемых и жертвою коих бывал обыкновенно какой-нибудь новый знакомец…»

Е     «…в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке…»

  1. Что стало с Дубровским после несостоявшегося освобождения Маши Троекуровой? (концовка произведения).

Задание с развернутым ответом

(дайте развернутый ответ на один из поставленных вопросов)

  1. По какой причине Маша Троекурова отказывается  от предложения Дубровского быть свободной после венчания с князем Верейским?

  1. Почему Владимира Дубровского можно назвать «благородным разбойником»?

3.    Напишите свое продолжение романа. Начните с предложения «Прошло несколько лет…».



Предварительный просмотр:

6 класс

Контрольная  работа

«Дубровский»

1.Укажите автора произведения:

1)М. Ю. Лермонтов;

2)А. С. Пушкин;

3)А. П. Чехов.

2.Определите жанра произведения:

1)Рассказ;

2)Повесть;

3)Роман;

4)Стихотворение.

3.Укажите верные и неверные утверждения знаками «+» и «-»:

1)Два барина были соседями и старыми боевыми товарищами;

2)У каждого было по одному ребенку;

3)Дети помещиков были ровесниками;

4)Дубровский владел усадьбой и тремя деревнями.

5)Троекуров был богаче Дубровского.

6)Друзья поссорились из-за женщины.

7)Троекуров испытывал угрызения совести из-за того, что разорил Дубровского.

8)Владимир Дубровский подал апелляцию в суд, но все равно проиграл.

9)Владимир Дубровский сознательно сжег усадьбу с запертыми в ней приказными людьми.

10)Владимир Дубровский простил Кирила Петровича Троекурова.

4. Сколько лет было Саше и Маше?

1)7 и 19;

2)9 и 17;

3)11 и 18.

5.Чем Троекуров был недоволен в новом учителе для сына:

1)Он непонятно изъяснялся;

2)Он не предоставил рекомендательных писем;

3)У него не было аттестата;

4)Он был молод;

5)Он был некрасив.

6Какую мелодию насвистывал Троекуров, когда нервничал?

7.Какое впечатление произвел Дефорж на Марью Кирилловну при первой встрече?

8. Какими талантами обладала Марья Кирилловна?

9. За что полюбили молодого учителя в Покровском? Установите соответствие.

1 Марья Кириловна  

А за его смелое проворство в охоте.

2 Домашние

Б за неограниченное усердие и робкую внимательность.

3 Кирила Петрович  

В  за снисходительность к шалостям.

4 Саша

Г за доброту и за щедрость.

10. Почему разбойник Дубровский не ограбил приказчика, везшего деньги служащему офицеру, сыну вдовы А. С. Глобовой?

11. Почему ограбленный Дубровским помещик Спицын на следующее утро не выдал «учителя», а предпочел уехать из усадьбы Троекурова?

12. Дубровский со своей шайкой грабил окрестные усадьбы, но не тронул дом Троекурова. Как и когда он объясняет, почему так поступил?

13.Почему Маша отказалась связать свою жизнь с Дубровским и попросила его покинуть ее?

Задания с кратким ответом

  1. По какой причине Владимиру Дубровскому пришлось покинуть родовое гнездо и стать разбойником?
  2. Почему крестьяне подчинились и пошли за Дубровским-разбойником?
  3. Кто из литературных героев так отзывается о К.П. Троекурове:

«Во владение Кирилу Петровичу! Господь упаси и избави - у него часом и своим плохо  приходится, а достанутся чужие, так он с них не только  шкуру, но и мясо-то отдерет». 

  1. Определите,  кому из героев принадлежат данные характеристики-описания:

А)  «Толстый мужчина лет пятидесяти с круглым и рябым лицом, украшенным тройным подбородком, ввалился в столовую, кланяясь, улыбаясь и уже собираясь извиниться..»

 «…в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке…»

Б)   «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости…».

В)   «…выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума…»

Г)   «...было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровие и положили на нём свою неизгладимую печать…»

Д)   «Всегдашние занятия … состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах, и в проказах, ежедневно при том изобретаемых и жертвою коих бывал обыкновенно какой-нибудь новый знакомец…»

Е)     «…в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке…»

  1. Что стало с Дубровским после несостоявшегося освобождения Маши Троекуровой? (концовка произведения).

Задание с развернутым ответом

(дайте развернутый ответ на один из поставленных вопросов)

  1. По какой причине Маша Троекурова отказывается  от предложения Дубровского быть свободной после венчания с князем Верейским?

  1. Почему Владимира Дубровского можно назвать «благородным разбойником»?

3.    Напишите свое продолжение романа. Начните с предложения «Прошло несколько лет…».

Ответы.

1.2

2. 3

3. +  -  -  -  +  - + +  -  -  +

4. 2

5. 4

6. Гром победы, раздавайся.

7. Марья Кирилловна была воспитана в аристократических предрассудках, и Дефорж не произвел на нее никакого впечатления, поскольку был почти слугой.

8. Марья Кирилловна хорошо говорила по-французски, пела, играла на фортепиано.

9.1Б2Г3А4В

10. Дубровский не грабил бедных, поэтому, узнав, что приказчик везет деньги от вдовы ее служащему сыну, он отпустил приказчика.

11. Спицын боялся за свою жизнь, так как Владимир ночью угрожал ему пистолетом.

12. В беседке, через три недели пребывания в Покровском, Дубровский открывается Марье Кирилловне и сознается, что уже выбирал место поджога усадьбы Троекурова, но увидел Марью Кирилловну. В этот момент он понял, что все, что связано с девушкой, для него является святым и неприкосновенным.

13. Маша ждала Владимира до последней минуты, но он не успел спасти ее от нежеланного брака. Девушка в церкви не дала согласие, но священник все равно обвенчал их. Для Марьи Кирилловны узы брака были нерасторжимы.

Задания с кратким ответом

1.По какой причине Владимиру Дубровскому пришлось покинуть родовое гнездо и стать разбойником?

2.Почему крестьяне подчинились и пошли за Дубровским-разбойником?

3.Кто из литературных героев так отзывается о К.П. Троекурове:

«Во владение Кирилу Петровичу! Господь упаси и избави - у него часом и своим плохо  приходится, а достанутся чужие, так он с них не только  шкуру, но и мясо-то отдерет». 

4.Определите,  кому из героев принадлежат данные характеристики-описания:

А)  «Толстый мужчина лет пятидесяти с круглым и рябым лицом, украшенным тройным подбородком, ввалился в столовую, кланяясь, улыбаясь и уже собираясь извиниться..»

 «…в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке…»

Б)   «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости…».

В)   «…выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума…»

Г)   «...было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровие и положили на нём свою неизгладимую печать…»

Д)   «Всегдашние занятия … состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах, и в проказах, ежедневно при том изобретаемых и жертвою коих бывал обыкновенно какой-нибудь новый знакомец…»

Е)     «…в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке…»

5.Что стало с Дубровским после несостоявшегося освобождения Маши Троекуровой? (концовка произведения).

Задание с развернутым ответом

(дайте развернутый ответ на один из поставленных вопросов)

1.По какой причине Маша Троекурова отказывается  от предложения Дубровского быть свободной после венчания с князем Верейским?

2.Почему Владимира Дубровского можно назвать «благородным разбойником»?

3.Напишите свое продолжение романа. Начните с предложения «Прошло несколько лет…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...

Урок литературы в 5 классе. Литература XIX века. Итоговый урок.

План-конспект урока литературы в 5 классе. Проверяет знание обучающимися текстов изученных произведений; фактов биографии писателей и поэтов 19 века; литературоведческих терминов;а также навыки вырази...

Урок литературы в 10 классе на тему "Домострой"на уроках литературы

Урок литературы в 10 классе по произведениям А.Н.Островского  "Свои люди-сочтемся" и "Гроза" на тему  " "Домострой" на уроках литературы"...