Статья "Инновационные подходы в преподавании математики в школе"
статья

Захарова Ольга Владимировна

Статья Инновационные подходы в преподавании математики в школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные подходы

к преподаванию математики в школе.

Захарова О. В.

     В педагогическом сообществе организация исследовательской и проектной деятельности учащихся рассматривается как мощная инновационная образовательная технология. Вместе с тем новый стандарт рассматривает ее уже не как инновационную, а как обязательную, то есть заданную стандартом, тем самым переводя инновацию в системный, штатный режим на всех ступенях образования – то есть с 1 по 11 классы.

   Методика организации индивидуальных исследовательских проектов учащихся разработана в достаточной мере. Прежде чем ребёнок почувствует в себе силы для самостоятельного исследования, он должен почувствовать "вкус" к работе такого рода. На мой взгляд, обучению основам проектно – исследовательской деятельности надо уделять большое внимание уже с 1 класса.  Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших классах. Но подготовка к серьезной проектной деятельности начинается намного раньше  с выполнения информационных и творческих проектов. Например, составления математических кроссвордов. Это задание с удовольствием выполняют даже учащиеся, которые или с трудом одолевают математику, или просто не вкладывают в неё достаточно усилий. Они с увлечением работают над такими заданиями. Таким образом, они усваивают математическую терминологию, учатся формулировать вопросы, находить на них ответы. Далее следует написание сказок, героями которых являются числа или геометрические фигуры. Ребенок, обучаясь, должен иметь возможность творить, фантазировать на доступном ему уровне и в известном мире понятий. Первые  информационные проекты наши учащиеся выполняют по темам «Зачем нам нужна математика?», «Меры длины», «Числа в литературных произведениях», «История возникновения дробей». Собранный материал далее используется для оформления математических газет. Проектная деятельность прививает интерес к предмету и позволяет более глубоко осмыслить изучаемый материал. Она учит детей работе с большим количеством информации, анализу изученной информации, её систематизации, постановке проблемы и целей своей деятельности.

   Главные цели введения проектно-исследовательской деятельности  на уроках математики:

  • показать умения отдельного ученика или группы обучающихся использовать приобретенный на уроках математики в школе исследовательский опыт;
  • реализовать свой интерес к предмету математики; приумножить знания по математике и донести приобретенные знания своим одноклассникам;
  • продемонстрировать уровень обученности по математике; совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения;
  • подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.

   Проекты должны оформляться в письменном виде, и представлены путем публичной защиты. Объем письменно оформленных проектов по математике может быть различным, в зависимости от типа проекта и времени его выполнения, в зависимости от количества графического материала, рисунков, таблиц исследования и т.д. Меньшим, как правило, бывает объем краткосрочного проекта. Он охватывает небольшой круг вопросов. Например, при изучении темы «Симметрия» по геометрии 8 класса, была предложена тема исследования «Симметрия в живой и неживой природе».  После бурного обсуждения этой темы, она разделилась на две – о симметрии в живой и неживой природе. Обе работы были представлены моими учениками на конференциях как регионального, так и всероссийского уровня и заняли призовые места. Долгосрочной работой стала исследовательская работа «Практическое применение теоремы Пифагора». Ученица 9 класса работает над этой темой второй год, она прошла путь от исследования истории и различных способов доказательства этой теоремы до ее использования на практике. В данный момент мы разрабатываем квест на эту тему для учеников 8 классов. И если вначале это было исследование, то теперь данная тема будет представлена в виде проекта с определенным продуктом.

   Особое внимание в своей работе я уделяю составлению авторских математических задач на основе различного материала. Это может быть как краеведческая, географическая, экономическая (даже банковская) информация, так и ситуации из жизни. Как показывает практика, решение текстовых задач вызывает затруднения у многих учащихся. Как решать задачи, чтобы научиться этому? Конечно, чем больше решаешь задач, тем большего результата добиваешься. Это правильно. Но эти проблемы более успешно можно решать в процессе обучения школьников составлению задач, в том числе авторских задач на основе интересующего детей материала. Для ребенка очень важно быть не только в роли ученика, но и в роли автора пусть даже одной единственной задачи, для которой он ищет сюжет и содержание. Для нас же важно, что придумывая собственную задачу, ученик глубже вникает в ее математическую суть, анализирует и сравнивает известные типы задач и пополняет свой математический опыт. Ребята и большим интересом занимались проектной деятельностью на эту тему. Они собирали информацию, делали фотографии, самостоятельно выбирали ее математические компоненты и пытались составлять задачи. В сборник внесли двадцать пять задач с фотографиями и иллюстрациями, получился красочный и интересный задачник «Любимый город в задачах». На летних каникулах 2016-2017 года ребята посещали математическую каникулярную школу. Эти занятия стали продолжением каникулярной школы 2015-2016 учебного года. И  снова они стали  авторами сюжетных математических задач. Теперь им было предложено за основу взять географический материал. Используя данные о географических рекордах на Земле и в России:  справочники, атласы, энциклопедии, учебник математики 5,6 класса, дидактические материалы по математике, мы составляли задачи,  которые помогли не только развить математические способности, но и узнать много нового  в географии. Получился второй сборник «Путешествие по миру». Обе работы также были представлены на региональных и всероссийских конкурсах 2016,2017 года и стали победителями.

   Итак, мы видим ведущую линию в осуществлении проектной деятельности на уроках математики. Она состоит в том, чтобы выбрать тему проекта, выделить в ней проблемы, наметить направление и ход ее разработки, наполнить ее интересным материалом и содержанием, логически ее завершить, продемонстрировать свою эрудицию в предмете исследования. В процессе проектной деятельности по предмету математика расширяется образовательный кругозор учащихся, возрастает стойкий познавательный интерес к предмету, формируется исследовательский навык. Ученик, способный к такой исследовательской деятельности, способен занять определенную жизненную позицию при оценке любой социальной ситуации. Опыт изучения проектно - исследовательской деятельности показывает высокий уровень обученности по математике, богатый словарный запас по предмету. У учащихся наблюдается формирование всех компонентов исследовательской культуры: мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация); умения и навыки работы с дополнительными источниками информации; умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегративный подход к преподаванию литературы в школе

Процесс интеграции в преподавании дисциплин гуманитарного цикла выдвигает требования гармонизировать профессиональную сторону деятельности учителя и его личностные особенности. Создание подлинно...

Тема: Компетентностный подход к преподаванию биологии в школе старшей ступени.

В теории дидактики существуют различные подходы к определению компетенции ученика. Моя работа основополагается на следующих определениях: компетенция — это готовность ученика использовать усвоенные...

Учебно-методический семинар "Современные подходы к преподавания Права в школе" 09 октября 2015 г.

Учителя истории: МОУ "Школа-лицей № 1" - Дуганова Л.В., Татарцева Н.И.МОУ "Школа № 2" - Филяревич В.В.МОУ "Школа № 3" - Андриишина Н.В.МОУ "Школа-коллегиум" - Нестерова Т.М.МОУ "Изобильненская шк...

Семинар "Системно - деятельностный подход в преподавании математики в основной школе как основа реализации ФГОС

Семинар "Системно - деятельностный подход в преподавании математики в основной школе как основа реализации ФГОС...

Современные подходы к преподаванию химии в школе

Главными педагогическими целями познаний являются:повышение качества знанийобеспечение дифференцированного подхода в образовательном процессеобеспечение условий для адаптации детей в современном инфор...

Реализация ФГОС на уроках математики в 5 классе: метапредметные подход в преподавании математики.

Метапредметный подход – подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальный способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать инф...

Современные подходы в преподавании математики (сборник материалов из опыта работы учителя математики)

В сборнике представлены статьи, мастер-класс, конспекты урока и внеурочного мероприятия, посвященные обсуждению актуальных вопросов математического образования в школе. Считаю важным научить  шко...