ВОПРОСЫ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАМКАХ РДШ
статья
Наши дети нуждаются в поддержке и внимательному к себе отношению. Молодежная организация это то место, где могут воплотиться их и наши мечты. Развивая способности и выявляя личностные качества мы способствует развитию общества в целом .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rdsh.docx | 24.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор – Данилова Ольга Викторовна
|
Информационная карта
Данилова Ольга Викторовна
педагог-организатор. 1 категория
ГБОУ средняя школа №368 Фрунзенского района г.Санкт-Петербурга
Статья « Вопросы личностного развития ребенка в рамках РДШ »
Статья раскрывает некоторые вопросы и предлагает их решение, опираясь на личный и коллективный опыт.
Вопрос 1. Какова ценность личностного развития ребенка в рамках РДШ?
РДШ направлено на удовлетворение различных потребностей детей, нереализованных в рамках предметного обучения.
Известно, что дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересам. Именно в этом смысл российского движения школьников, оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые пришли в РДШ, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте. Ценность направления личностного развития состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное — в рамках РДШ дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Все направления РДШ, в том числе и личностное развитие, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств (в том числе из ситуаций неопределенности), предоставляют личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулируют процессы личностного саморазвития. Участие в РДШ оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.
Вопрос 2. Как решаются психологические задачи воспитания обучающегося по направлению личностное развитие в рамках РДШ?
Множество программ и курсов реализуется сегодня для детей и взрослых: психологические клубы, кружки, семинары, курсы. Профессионально осуществлять разработку и реализацию этих программ возможно, если специалист осознает специфику дополнительного образования детей и взрослых и методически подготовлен к клубной или кружковой работе. Перспективными для преподавания психологии в этой области являются идеи реализации проекта профильного обучения, предпрофильной подготовки школьников. В последнее время получили широкое распространение психологические программы дистанционного образования. Тьютор психологических дистанционных программ, проектировщик дистанционных обучающих средств или администратор обучающих психологических сайтов - относительно новые, но весьма перспективные специальности, ориентированные на понимание особенностей взаимодействия обучающегося и обучающего, обучающегося и дистанционной обучающей программы. Потребность в психологических знаниях растет и порождает новые, пока не известные организационные формы психологической подготовки детей, подростков в рамках РДШ.
Вопрос 3. Как педагогу проектировать цели и задачи в формировании личности ребенка?
Проблема проектирования целей имеет два аспекта: содержательный (определение специфики целей) и процессуальный (организация этапа целеполагания на занятиях). Оба аспекта чрезвычайно важны, их осознание определяет успех самоорганизации профессиональной деятельности преподавателя и эффективность организуемого им процесса деятельности. Педагог начинает свою профессиональную деятельность с целеполагания, с постановки тех профессиональных целей и задач, которые необходимо решать на практике, то есть с осознания результата своего труда ребенком, которого необходимо достигнуть, цель определяется как сознательный образ ожидаемого результата или как осознанный желаемый результат деятельности, достижение которого и является процессом личностной самореализации и развития. Задаваемые извне учебные цели (внешне заданные цели) всегда переопределяются субъектом учебной деятельности на основе его личного опыта, сложившейся структуры потребностей и мотивов, характера жизненной ситуации. Если педагог не управляет процессом учебного целеполагания, то возможны различные варианты их переопределения обучающимися: формальное принятие обучающимися задаваемых целей; отрицание обучающимися внешне заданных целей, ведущее к открытому или скрытому сопротивлению усилиям преподавателя; возникновение декларативных или мнимых целей, маскирующих подлинные цели субъектов обучения; редуцирование обучающимися внешне заданных образовательных целей, вплоть до их полной подмены прагматическими задачами. Именно поэтому цели должны определяться, формулироваться, осмысливаться, вербализовываться и на одном, и на другом полюсе - и педагогом, и обучающимися, и обязательно соотносится между собой в процессе совместного обсуждения.
Вопрос 4. Как формируется педагогическая позиция в формировании личности ребенка?
Педагог должен уметь: корректно формулировать цели и задачи в процессе совместной деятельности с участниками, организовывать ее методически грамотно. Каждый педагог имеет собственные представления о сущности (назначении, миссии) и возможностях РДШ, каждый преподаватель дополнительного образования обладает пониманием целей и сущности этого движения, образовательных возможностей, то есть обладает собственной педагогической позицией. Это составляет ценностно-смысловые основания его деятельности, без осознания которых вряд ли можно эффективно и ответственно заниматься профессиональным педагогическим трудом. Это - фундамент его педагогической позиции, исходя из которой, он осмысливает возможности организации процесса развития личности ребенка в тех или иных конкретных ситуациях. Содержание деятельности в формировании личностного развития ребенка, должно структурироваться педагогом через определенную логику образовательных задач. Только в том случае, если в процессе освоения программ личностного развития обучающиеся освоят обобщенные способы решения конкретных задач разных типов, можно будет говорить о приобретаемой ими способности практически использовать приобретенные знания или интерпретировать с их помощью те или иные жизненные явления, то есть здесь уже можно говорить о компетентности обучающегося.
В направлениях РДШ личностное развитие занимает одно из важных мест, потому что результаты такой деятельности не возможны без понимания ответственности педагога. В этом направлении деятельности РДШ особое место занимает работа с одаренными детьми, в таком случае нужен индивидуальный подход и именно в рамках РДШ он возможен в полной мере. Наши дети нуждаются в поддержке и внимательному к себе отношению. Молодежная организация это то место, где могут воплотиться их и наши мечты. Развивая способности и выявляя личностные качества мы способствует развитию общества в целом .
Список источников.
Интернет-ресурс. Файловый архив «StudFiles»
https://studfiles.net/preview/6019203/page:24
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект программы «Особенности работы социально-психологической службы в системном управлении инновационными процессами трех возрастных автономных школ как средство создания оптимальных условий для реализации личностного развития ребенка»
В целях создания необходимых условий для достижения качественного образования в модели «Российское образование 2020»намечены основные приоритетные направления и компле...
Выступление на родительском собрании в МБДОУ № 65 с сообщением на тему "Развитие речи как необходимое условие личностного развития ребенка"
В возрасте 5-6 лет начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что именно в данный период ...
Влияние психологического насилия в семье на личностное развитие ребенка
Семья является основным институтом, влияющим на развитие ребенка, так как именно здесь закладываются личностные черты ребенка, даются правила поведения в обществе, а также планируется «жизненный...
Статья "Сочетание основного и дополнительного образования и его возможности для личностного развития ребенка на примере объединения "Цветоводство открытого грунта""
Статья " сочетание основного и дополнительного образования и его возможности для личностного развития ребенка на примере объединения " Цветоводство открытого грунта"...
Метапредметный подход в обучении: от знаниевой парадигмы до личностного развития ребенка
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее ФГОС ООО) говорится, что по итогам получения основного общего образования ученики должны демонстрировать не ...
Личностное развитие ребенка в современном мире
Оказывая активное влияние на вовлечение ребенка в процесс социализации, тем самым стремясь предоставить больше самостоятельности, мы не должны забывать, что в любом деле важно знать чувство меры, иным...
Педагогический опыт: "Внеклассная работа по математике как фактор личностного развития обучающихся в рамках реализации Концепции математического образования"
Настоящий опыт основан на реализации принципов развивающего обучения, активности обучающихся, которые характеризуются высоким уровнем мотивации, особыми личностными характеристиками обучающихся,...