Активные и интерактивные методы обучения
статья

Матлаева Алла Михайловна

Данная работа призвана показать ,что все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, которая сформулирована в ФГОС- научить ребёнка учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_metody.docx33.25 КБ

Предварительный просмотр:

Матлаева  А. М.,учитель биологии

ГБОУ школы № 398 Красносельского района

Санкт-Петербурга

:

Активные и интерактивные методы обучения

« Единственный путь, ведущий 

к знанию – это деятельность» 

( Б.Шоу.) 

 Сегодня  нашему обществу нужны образованные, нравственные,  предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения,  прогнозируя  их  возможные последствия, мобильные,   способные к сотрудничеству,  обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. В связи с этим постулатами  современного образования можно считать:

  • поиск эффективных средств  для развития подрастающего поколения;
  • превращение школы в перспективный фактор усовершенствования российского общества;
  • совершенствование российской образовательной системы путем внедрения новых образовательных технологий.

Всем нам известно, что  в педагогике различают  несколько моделей обучения:

  • пассивные
  •  активные
  •   интерактивные.

При использовании пассивных методов  учитель на уроке играет центральную роль. В связи с этим преобладает  монологовый  режим общения. Учитель предлагает на уроке заранее составленный план. Учащиеся на таких уроках являются только объектом воздействия взрослых.

При использовании активных методов обучения на уроке используется метод обсуждения проблем, устанавливается диалоговый режим, но роль учителя , несмотря на то ,что остаётся центральной, принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником, старшим партнёром. Так же принципиально меняется и роль учащихся.Ученики уже не являются пассивными слушателями..Они становятся самостоятельными, активными участниками в образовательном процессе. Одним словом создаются  отношения « учитель- ученик».

 Таким образом, активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей.

Методы активного обучения обладают следующими основными признаками:

  • самостоятельная выработка решенийучащимся;
  • вынужденная активность обучения;
  •  высокая степень вовлечённости учащихся в учебный процесс
  • Постоянная  обработка  связи  учащихся и учителя и контроля за самостоятельной работой обучения.

В процессе обучения учитель может использовать как один активный метод, так и использовать комбинацию нескольких. Однако успех зависит от системности и соотношения выбранных методов и поставленных задач. Рассмотрим самые распространённые методы и технологии активного обучения, которые я использую на уроках биологии.

  • Презентация- это простой и доступный метод для использования на уроках, который заключается в демонстрировании слайдов, подготовленных самими учениками по теме урока.
  • Баскет – метод – это метод, который основан на имитации ситуации. Например, ученик может выступить в роли экскурсовода и провести экскурсию по одному из заповедников России.. В связи с этим его задачей является найти как можно больше информации о представителях растительного  и животного мира данной заповедной территории.
  • Кейс-технологии – это технологии, основанные на комплектовании наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов по какой-то выделенной теме и заданий по конкретной проблемной ситуации в ней, и передачи их обучающимся для самостоятельного изучения  и решения задания с последующим коллективным обсуждением темы и вариантов для выработки наиболее рациональных и творческих предложений. Этот метод используется в педагогике с прошлого века

. Следует отметить, что существует два подхода к созданию кейсов.  Американская школа предлагает поиск одного- единственного правильного решения поставленной задачи. Европейская школа, наоборот, приветствует ,многогранность решений и их обосновании.

К методам кейс- технологии, активизирующем учебный процесс относятся:

  • Метод ситуационного анализа,
  • Метод инциндента,
  • Метод разбора деловой корреспонденции,
  • Метод ситуационно-ролевых игр,
  • Метод дискуссий,

 Использование  активных методов и  технологий  обучения обеспечивает качественное выполнение новых стандартов образовательного процесса.

Идея активных методов обучения в педагогике не нова. Родоначальниками метода принято считать таких прославленных педагогов как Я.Коменский, И.Песталоцци, А .Дистервег, Ж.Руссо, Д. Дьюи. Хотя следует отметить, что мысль о том. что успешное обучение строится, прежде всего, на самопознании, встречается ещё у античных философов. В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20-х гг. ХХ в.  В качестве примера можно привести :

  • проектный метод;
  • лабораторно-бригадный метод
  • производственные, трудовые экскурсии, практики.

 Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах  Шаталова В.Ю.  Сухомлинского В.А., Амонашвили Ш.А., Лысенковой С.Н.и других. В последние десятилетия ХХ в. американские коллеги проводили многочисленные эксперименты и научные исследования в области интерактивных методов, разработали детальные руководства для учителей. Все эти методы и наработки способствуют активному использованию интерактивных средств в массовой школе

Интерактивный («Inter» - взаимный, «act» - действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом. Одним словом, интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия « учитель- ученик» и «ученик-ученик». Причем это общение  происходить в сфере доброжелательности и взаимной поддержки. Интерактивное обучение предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, совместному решению общих задач.

Применение интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи:

  • формировать интерес к изучаемому предмету;
  • развивать самостоятельность учащихся;
  • обогащать социальный опыт учащихся путем переживания жизненных ситуаций;
  • комфортно чувствовать себя на занятиях;
  • проявлять свою индивидуальность в учебном процессе

Методы и приёмы интерактивного обучения, которые я использую на своих уроках биологии :

1)Мозговой штурм - один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности, это хороший способ быстрого включения всех учащихся группы в работу на основе свободного выражения своих мыслей по рассматриваемому вопросу.

2)Кластеры –это объединённые группы с объектами, которые связаны друг с другом  и выделяются  по какому-либо общему признаку.

3)Круглый стол (дисскусия, дебаты) -  это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией.

4)Использование  ИКТ - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино–, аудио– и видеосредства, компьютеры, интерактивная доска, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

 Активно в учебном процессе использую и такие интерактивные методы  обучения как :

  • Метод проектов
  • Деловые игры
  • Аквариум

К интерактивным методам обучения на уроке также относятся мастер-классы, построение шкалы мнений, дерево решений.

 Систематическое использование интерактивных методов обучения способствует повышению эффективности занятий, интереса учащихся к изучению биологии, помогает формированию и развитию у детей коммуникативных навыков и умений, эмоциональных контактов., способности критически мыслить, делать обоснованные выводы, решать проблемы, принимать решения и нести ответственность за них. Все это, на мой взгляд, помогает моим ученикам быть успешными и на других уроках, и в дальнейшей жизни. А в целом все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, которая сформулирована в ФГОС- научить ребёнка учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья"АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ "

В статье расмотрены основные активные и интерактивные методы обучения общеобразовательным и общепрофессиональным дисциплинам технического профиля, применяемыми мною....

Применение активных и интерактивных методов обучения на учебных занятиях по иностранному языку

Данная разработка предназначена для преподавателей.  Цель данного материала – познакомить  с активными и интерактивными формами обучения иностранному языку....

"Современные активные и интерактивные методы обучения"

В презентации представлена сравнительная характеристика традиционных, активных, интерактивных методов обучения....

ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ООО

В условиях перехода общеобразовательных организаций на ФГОС ООО перед учителями ставятся задачи формирования знаний и умений в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных учебных дей...