Необходимость личностно- ориентированного образования.
методическая разработка

Современная педагогическая общественность приходит к выводу о необходимости личностно-ориентированного образования и отводит в этом особую роль условиям педагогического процесса, обусловливающим создание насыщенной обучающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped._sovet_lichnostno-orientirovannoe_obrazovanie.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель истории

МОУ Речицкой СОШ

Щербакова Г.В.

Необходимость личностно- ориентированного образования.

Современная педагогическая общественность приходит к выводу о необходимости личностно-ориентированного образования и отводит в этом особую роль условиям педагогического процесса, обусловливающим создание насыщенной обучающей среды.

Мы все понимаем, что приобщение современного школьника к вопросам исторического образования происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля, изменения всего "фона" системы образования. Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. Также новые концепции образовательного стандарта требуют иных подходов в организации учебного процесса.

Урок является ведущей частью всего комплекса обучения, то есть средой, в которой пребывают определенное время учитель и ученик. Задача учителя – сделать эту среду наиболее экологичной для ученика и самого себя.

Согласно этой теории среда – это то, что я должен освоить и использовать как инструмент для собственного развития. Знания – это средства. Осваивая среду, человек становится обладателем ценностей. Класс – это ниша, в которой разбудить стихию трудно, но можно. Урок – это тоже ниша. Цели урока необходимо формулировать на уровне желаемых достижений, во взаимозависимых и понятных каждому ребенку и родителю терминах «иметь» и «уметь». Это важно практически. Чтобы нечто иметь, прежде нужно что-то уметь и наоборот. Такая трактовка существенно расширяет возможности целеполагания.

В современных условиях бурного развития образования, появление альтернативных программ и систем обучения я стараюсь работать творчески. Это значит, что систематически пополняю свои знания, уроки провожу разнообразно и увлекательно.

Для того чтобы поддерживать на уроке внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности.

Основная педагогическая задача - создание и организация условий, инициирующих детское действие.

Когда я готовилась к уроку в 7 классе я взяла себе на заметку, то, что филологи называют послетекстовая стадия. Дать  возможность учащимся высказаться на  самом последнем уроке, выделив для этого 10 минут и повесив три больших листа бумаги, озаглавив их так:

  • Стена плача и слёз;
  • Стена благодарностей;
  • Стена предложений.

Информация, которая будет получена, чрезвычайно интересна и будет в дальнейшем обязательно учтена с целью дальнейшего профессионального роста.

Опережающее задание

При использовании информационных и информационно-коммуникативных технологий на уроках истории и обществознания существенно меняется деятельность учителя. Учитель становится «координатором» урока, а не простым источником («передатчиком») информации. Проявляются не только образовательные и контролирующие функции учителя на уроке, но и консультативная функция вне его. Изменяемая структура и хронометраж урока позволяют формировать у учащихся современные коммуникативные компетенции.


 Источники изменений:


  • Традиционные методы и приёмы обучения не в полной мере способствуют развитию и саморазвитию учащихся в условиях современного информационного общества.

  • Использование на уроках информационных и ИКТ способствует изменению методов и приемов обучения, структурированию элементов урока, увеличению объема получаемой в различных видах информации.

  • Развивается творческая инициатива и самостоятельная деятельность учащихся.

Мною разработаны задания для поиска информации. Например, Допустим, я даю задание учащимся, мог ли Наполеон встретиться с Кантом. Учащиеся, при помощи поисковых систем, находят годы жизни Наполеона – 1769 – 1821 и Канта – 1724 – 1804, изучают их биографии. В 1804 году Наполеон уже был императором, значит, не исключено, что они встречались. Наверно, учащиеся будут смотреть об этом статью «Кант», потому что Наполеон в своей жизни перевидал стольких людей, что о встрече его с Кантом в короткой статье могли и не упомянуть, а вот, если Кант встречался с Наполеоном, то в статье о нем этот факт может быть упомянут. Короче говоря, учащимся придется с помощью гипертекста прочитать текст о Канте и выполнить эту работу за несколько минут или секунд. Очень полезно, если учащиеся будут фиксировать в письменной форме логику рассуждений при выполнении такого поиска. Подобная рефлексия приучает к анализу своих действий и выработке своеобразных алгоритмов, помогающих быстро выбрать способ действий в подобной ситуации.

Я использую одну из распространенных форм организации учебной деятельности на уроках, особенно в старших классах школы, — работу в малых группах, в частности при выполнении проблемных заданий. Перед учащимися может стоять задача подготовить доклад, сообщение на заданную тему, выступить в роли аналитиков, оппонентов, рецензентов.

Приведу пример. При изучении темы «Участие России в Первой миро-

вой войне» ставится проблемньий вопрос: «Могла ли Россия избежать участия в войне? Задача докладчиков состоит в том, чтобы доказать, что участие Российской империи в войне не было неизбежным. Группа оппонентов, в свою очередь, должна привести убедительные факты, свидетельствующие о том, что Россия не могла избежать участия в Первой мировой войне. Аналитики должны задать докладчикам и оппонентам вопросы, уточняющие и дополняющие их аргументы.

Чаще всего на данном этапе урока возникает дискуссия, в которой каждый может высказать свою точку зрения. Принять окончательное решение помогает игра «Уголки», в ходе которой группы учащихся расходятся по противоположным углам кабинета, в зависимости от того, какой точки зрения они придерживаются.

После того как участники дискуссии определились с точкой зрения, наступает очередь рецензентов. Они должны дать оценку работы каждого в ходе урока.

Последним этапом учебного занятия становится рефлексия, все получают

возможность высказать, что им понравилось или не понравилось.

Суть работы в малых группах состоит в том, что все участники ставятся в условия умственного напряжения при решении той или иной проблемы. Одновременно наличие партнеров помогает раскрепоститься и дать свободу воображению. Каждый понимает, что на него надеются в общем продвижении к решению задачи, и именно эти ожидания выступают мощным психологическим фактором активизации мыслительной деятельности.

Работа в малых группах учит договариваться, согласовывать разные мнения, помогает почувствовать себя в роли лидера или, по крайней мере, в роли ответственного представителя группы при проведении исследования, презентации ответа или мнения группы.

Другая форма активного обучения, которую я использую на уроках,- это сюжетно-ролевая игра. К таким формам уроков можно отнести уроки-экскурсии, уроки-суды, уроки-путешествия. Они основываются на реальных жизненных событиях, смоделированных в образовательных целях. Играющие получают опыт общения, опыт поиска решения проблемы на основе полученных знаний. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность.

Опыт показывает, что ученики с особым интересом принимают участие в организации и проведении проблемно - проектных дискуссий и «круглых столов . Например, наиболее острыми и дискуссионными были обсуждения следующих тем на уроках по обществознанию: «Правовое государство в России — миф или реальность?», «Проблема гендерных стереотипов», «Можно ли достичь абсолютной свободы?», «Правовые основы брака и семьи» и ряда других.

Еще одной формой активизации познавательной деятельности учащихся, развития у них творческих способностей является написание эссе. Чаще всего эссе — завершающий этап работы над той или иной темой, поэтому ученики выполняют это задание дома, а в классе проводятся конкурсы эссе (учащиеся сами разрабатывают критерии оценки эссе и оценивают их).

Примером, где используется работа в малых группах, в частности при выполнении проблемных заданий, является урок истории в 9 классе по теме «Коллективизация- трагедия крестьянина-труженика?» (план урока прилагается).

    Активизация учебно-познавательного процесса  обеспечивает:

 -направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей учащихся самостоятельно "добывать" необходимые им знания и навыки.

Для развития познавательного интереса учащихся я используются различные виды традиционных и  нетрадиционных уроков: урок - презентация, урок – семинар, сюжетно – ролевая игра, инсценировки, пресс конференции, использую на уроках творческие задания, составление опорных схем, тесты.

      Результат: учащиеся получают  прочные, глубокие знания по предмету, у них формируются стойкие познавательные интересы, развивается умение самостоятельно решать возникающие проблемы и объяснять происходящие исторические процессы,  полученные  знания применяются  на практике (при подготовке к урокам-семинарам).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности в условиях личностно-ориентированного образования

В условиях современного образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы ...

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В МОДЕЛИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Как пробуждается интерес ребёнка к научно-исследовательской деятльности? Как вырисовывается тема будущего исследования? Какова роль педагога, в этом процессе? Какие подводные камни таит в себе первая ...

Личностно-ориентированное образование, нравственные и духовные ценности личности

Все исследователи подчеркивают необходимость индивидуального подхода к обучению детей, значение единой образовательной стратегии средней школы как основного условия успешной работы с детьми. Тем не ме...

Воспитательные функции школы в условиях личностно-ориентированного образования.

Воспитательные функции школы в условиях личностно-ориентированного образования ориентированы на конкретную личность учащегося, а основу формирования этой личности составляют как минимум два элемента ...

Выступление по технологии личностно-ориентированного образования

Технологии личностно-ориентированного образования Личностно - ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфлик...