Профессионально-ориентированная программа "Я-выбираю профессию"
рабочая программа (8, 9, 10, 11 класс)

Для любого человека выбор профессии значит очень многое. И поэтому очень важно выбрать профессию по душе. А для этого нужно подумать какие у ва желания,цели и мечты. И как сказал Конфуций : "Начните заниматься тем,что вам нравится, и вам не придется работать ни одного дня в жизни".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proforientatsiya_programma.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

СУИНА ЛАРИСА ГЕННАДЬЕВНА

социальный педагог

ГБОУ РМ «Ардатовский детский дом-школа»

«Я выбираю профессию»

Профессионально-ориентированная программа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Профессиональная ориентация - это комплекс социально-политических, психолого-педагогических мер в выборе профессии, которые рассматриваются как система равноправного взаимодействия личности и общества на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах.

Для любого человека выбор профессии значит очень многое. И поэтому очень важно выбрать профессию по душе. А для этого нужно подумать какие у вас желания, цели и мечты. И как сказал Конфуций «Начните заниматься тем, что вам нравится , и вам не придется работать ни одного дня в жизни».

Чтобы правильно выбрать любимую профессию и стать хорошим специалистом, нужно начинать с нуля в любой специальности. Нельзя стать хорошим врачом, не проработав и не полюбив работу медсестры или управляющим розничной сетью, не научившись продавать и не общаясь с покупателями.

Дети , поступающие в детские дома и школы-интернаты, отличаются низким уровнем мотивации к учебной деятельности, что приводит к неуспешной учебе и отсутствию знаний. Это, в свою очередь, является серьезной причиной,  ограничивающей профессиональный выбор. Другим фактором , влияющим на ограничение выбора профессии, я является социальная дезадаптация детей и подростков, как правило, поступающие в учреждения общественного воспитания, является неумение приспособиться к новой социальной среде, незнание  современных жизненных условий ,низкий уровень осведомленности в существующих профессиях. У подростков отсутствует потребность в профессиональном выборе,  а так же имеет место негативное отношение к любому виду трудовой деятельности.

Вид : комплексная профессионально-ориентированная

Цель: профессиональная подготовка воспитанников с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей

Задачи  : способствовать формированию у подростков готовности к адекватному выбору профессиональной деятельности, помочь раскрыть личностные качества воспитанников и реализовать их творческие способности, воспитание  у подростков ценностного отношения к труду, развивать способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Программа построена на основе следующих принципов:

  • системности и преемственности
  • открытости ( взаимосвязь детского дома , предприятий, учебных заведений и общественности в профориентации воспитанников предусматривает тесный контакт по оказанию помощи воспитанникам в выборе профессии)
  • активности
  1. дифференциации и индивидуализации ( в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости).

Область применения: ГБОУ РМ «Ардатовский детский дом-школа »

Целевая группа : воспитанники ГБОУ РМ «Ардатовский детский дом-школа »

Формы и методы : формы  : групповые и индивидуальные                       методы:дискуссии, беседа, профориентационная игра, творческие          задания, экскурсия, тренинг, консультации, диагностика, тестирование, анкетирование.

Система профессиональной ориентации воспитанников по данной программе предусматривает направления деятельности такие  как :

  1. Профессиональное просвещение . Цель: пропаганда сведений о мире профессий, личностных и профессионально важных качеств воспитанника, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах,
  2. Диагностика и консультирование. Психолого-педагогическая диагностика и психологическое консультирование - определяют профориентацию воспитанников, выявляют способности, склонности и интересы, способствуют профессиональному и личностному самоопределению; предполагают оказание помощи воспитанникам в познании своего «Я» , в формировании ценностно-мотивационных установок, адекватной самооценки, в преодолении эмоциональной неустойчивости. Медицинская диагностика и медицинское консультирование - проведение медицинского осмотра и диспансеризация воспитанников , ознакомление с их данными воспитанников, лиц, их замещающих, с медицинскими аспектами выбора профессии.
  3. Профессиональная адаптация . Цель : содействие занятости и трудоустройству воспитанников.

Ожидаемые результаты

Итогом работы по программе «Я выбираю профессию» является не только готовность воспитанников-выпускников к профессиональному самоопределению с учетом их возрастных, индивидуально-типологических особенностей , но и дальнейшее их трудоустройство для продолжения обучения в средне-специальные и высшее учебные заведения Республики Мордовия.

В процессе реализации программы предполагается достижение таких результатов , как

  • создание системы комплексных мероприятий профессиональной ориентации в условиях детского дома;
  • повышение у воспитанников мотивации к труду, уровня трудолюбия и работоспособности;
  • формирование у воспитанников понимания личной и общественной значимости труда;
  • овладение воспитанниками принятия адекватных решений в выборе индивидуального образовательного и профессионального пути;
  • овладение воспитанниками основными принципами построения профессиональной карьеры и навыками поведения на рынке труда.

Срок реализации : в течении года

Материальное-техническое обеспечение программы

  1. Помещение для групповой работы (актовый зал, комната для отдыха)
  2. Помещения для индивидуальной работы (кабинеты социального педагога, педагога-психолога)
  3. Мультимедийное оборудование
  4. Стенд для размещения информации.

Тематический план программы

№ п/п

Тема занятия

Цель занятия

Форма проведения

Количество

часов

1

"Мир профессий»

Познакомить подростков с основными понятиями, целями, задачами ,формами работы курса профориентации, расширить представления воспитанников о многообразии профессий в стране и мире, познакомить с требованиями, которые предъявляются к ним.

Вводное занятие, презентация профессий

1

2

"Профессии людей, которые работают в детском доме-школе»

Познакомить подростков со спецификой работы  педагогического работников и обслуживающего персонала детского дома-школы

Обзорная экскурссия

1

3

Выбор профессии , его «секреты»

Ознакомить с основными факторами выбора профессии,со схемой «хочу, могу, надо»

практикум

1

4

Типы профессий

Познакомить с классификацией профессий,с требованиями, предъявляемыми к ним

тестирование

1

5

"Удивительный мир профессий»

Познакомить с многообразием профессий, обобщить знания воспитанников о сферах профессиональной деятельности человека,развить познавательную активность, воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий и результатам  их труда

экскурссии

1

6

Сегодня-школьник,завтра-абитуриент

Познакомить воспитанников с учебными заведениями  Республики Мордовия

Презентация учебных заведений, экскурссии в учебные заведения, информационно-правовая беседа-диалог

1

7

Труд и социальная защита молодежи

Познакомить с правовыми основами трудового законодательства России

Правовой практикум

1

8

Мои интересы

Выявление направленности интересов воспитанников

анкетирование

1

9

Моё профессиональное  будущее

Диагностика профессиональных способностей и личностных качеств

тестирование

1

10

Выбор профессии

Диагностика уровня готовности воспитанника к самостоятельному и осознанному выбору профиля обучения

анкетирование

1

11

Здоровый образ жизни как залог успешной карьеры

 Познакомить  с взаимосвязью успешности профессиональной карьеры и здоровья человека

беседа

1

12

Медицинское консультирование

Познакомить с результатами медицинских осмотров и диспансеризации воспитанников

индивидуаль-ное консультиро-вание

1

13-14

День открытых дверей

Познакомить с учебными заведениями , с выпускниками детского дома-школы

Встреча

1

Программа рассчитана на 14 часов. Курс позволяет оценить свои способности и даёт возможность сделать осознанный выбор в жизни.

Курс программы расширяет знания учащихся и включает новые, не содержащиеся в базовых программах, позволяет расширить практическую деятельность школьников.

Данной программой определена такая последовательность изучения знаний, которая позволяет за короткий срок достичь поставленной цели, так как осуществляется опора на уже известные знания и практико-ориентированную деятельность.

Оценка социально-экономической эффективности и ожидаемые

 конечные результаты реализации Программы

Реализация Программы будет способствовать:

- созданию условий для социального становления и самореализации детей-сирот;

- решению проблемы трудоустройства выпускников, их социальной адаптации в обществе, предупреждению подростковой преступности;

- повышению качества жизни и социальной защищенности детей-сирот;

-созданию благоприятной среды для детей-сирот в целях достижения личного и профессионального успеха;

- повышению учебной и профессиональной мотивации детей-сирот -выпускников детских домов, образовательных учреждений профессионального образования;

- увеличению числа детей-сирот, трудоустроенных по полученным специальностям;

- снижению уровня социальных девиаций среди детей-сирот;

- увеличению числа детей-сирот, успешно адаптированных в новых социальных условиях.

Итогом работы по программе «Я выбираю профессию» является не только готовность воспитанников-выпускников к профессиональному самоопределению с учетом их возрастных, индивидуально-типологических особенностей , но и дальнейшее их трудоустройство для продолжения обучения в средне-специальные и высшее учебные заведения Республики Мордовия.

В процессе реализации программы предполагается достижение таких результатов , как

  • создание системы комплексных мероприятий профессиональной ориентации в условиях детского дома;
  • повышение у воспитанников мотивации к труду, уровня трудолюбия и работоспособности;
  • формирование у воспитанников понимания личной и общественной значимости труда;
  • овладение воспитанниками принятия адекватных решений в выборе индивидуального образовательного и профессионального пути;
  • овладение воспитанниками основными принципами построения профессиональной карьеры и навыками поведения на рынке труда.

Литература

1 Афанасьева, Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь, 2007

2.Климов, Е.А. Как выбирать профессию: кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 2007. – 160 с.

3.Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8– 11 классы). –М.: ВАКО, 2005

4 Резапкина, Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопре- деления для подростков: учебно-методическое пособие для школьных психоло- гов и педагогов. – 2-е изд., исправл. – М.: Генезис, 2004 – 125 с.

5.Ракчеева, А. Н.,Воробьева, Е. В. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников. / Рязан. институт развития образования. – Рязань, 2012

6.Столяренко, Л.Д. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях. –Феникс, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Практико-ориентированные и профессионально-ориентированные задачи на уроках математики"-открытый урок в 7 классе на Окружном практико-ориентированном методическом семинаре для заместителей директоров по УВР

Урок проводился в рамках Окружного практико-ориентированного методического семинара для заместителей директоров по УВР 2-3 ступеней по теме: "Организация педпрофильного и профильного обучения в ГБОУ С...

Презентация к открытому уроку «Практико-ориентированные и профессионально-ориентированные задачи на уроках математики»

Данная презентация -- неотъемлемая часть открытого урока по теме «Практико-ориентированные и профессионально-ориентированные задачи на уроках математики», с которой урок интересен, увлекателен и ...

Методический сборник "Профессионально-ориентированный подход к обучению на основе межпредметной интеграции"

Содержит методические материалы для преподавателей  по внедрению технологии интегрированного обучения....

Профессионально-ориентированное иноязычное чтение как элемент профессиональной компетенции специалиста

Один из основных аспектов в изучении иностранного языка - чтение, представляющее собой важнейшее средство получения информации. В реальной жизни чтение выступает как отдельный, самостоятельный вид ком...

Обучение профессионально ориентированной лексике студентов юридических специальностей профессиональных образовательных учреждений (из опыта работы)

В данной статье идет речь о специфике обучения студентов, обучающихся по юридическим специальностям (например, Право и организация социального обеспечения), профессионально ориентированной лексике, пр...

Шаблон участника Конкурса«Лучшая модель профессионально-ориентированного содержания дисциплин общеобразовательного блока с учетом профессиональной направленности ОП СПО»

Шаблон Конкурса «Лучшая модель профессионально-ориентированного содержания дисциплин общеобразовательного блока с учетом профессиональной направленности ОП СПО»...