Профессионально-ориентированная программа "Я-выбираю профессию"
рабочая программа (8, 9, 10, 11 класс)
Для любого человека выбор профессии значит очень многое. И поэтому очень важно выбрать профессию по душе. А для этого нужно подумать какие у ва желания,цели и мечты. И как сказал Конфуций : "Начните заниматься тем,что вам нравится, и вам не придется работать ни одного дня в жизни".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proforientatsiya_programma.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
СУИНА ЛАРИСА ГЕННАДЬЕВНА
социальный педагог
ГБОУ РМ «Ардатовский детский дом-школа»
«Я выбираю профессию»
Профессионально-ориентированная программа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Профессиональная ориентация - это комплекс социально-политических, психолого-педагогических мер в выборе профессии, которые рассматриваются как система равноправного взаимодействия личности и общества на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах.
Для любого человека выбор профессии значит очень многое. И поэтому очень важно выбрать профессию по душе. А для этого нужно подумать какие у вас желания, цели и мечты. И как сказал Конфуций «Начните заниматься тем, что вам нравится , и вам не придется работать ни одного дня в жизни».
Чтобы правильно выбрать любимую профессию и стать хорошим специалистом, нужно начинать с нуля в любой специальности. Нельзя стать хорошим врачом, не проработав и не полюбив работу медсестры или управляющим розничной сетью, не научившись продавать и не общаясь с покупателями.
Дети , поступающие в детские дома и школы-интернаты, отличаются низким уровнем мотивации к учебной деятельности, что приводит к неуспешной учебе и отсутствию знаний. Это, в свою очередь, является серьезной причиной, ограничивающей профессиональный выбор. Другим фактором , влияющим на ограничение выбора профессии, я является социальная дезадаптация детей и подростков, как правило, поступающие в учреждения общественного воспитания, является неумение приспособиться к новой социальной среде, незнание современных жизненных условий ,низкий уровень осведомленности в существующих профессиях. У подростков отсутствует потребность в профессиональном выборе, а так же имеет место негативное отношение к любому виду трудовой деятельности.
Вид : комплексная профессионально-ориентированная
Цель: профессиональная подготовка воспитанников с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей
Задачи : способствовать формированию у подростков готовности к адекватному выбору профессиональной деятельности, помочь раскрыть личностные качества воспитанников и реализовать их творческие способности, воспитание у подростков ценностного отношения к труду, развивать способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Программа построена на основе следующих принципов:
- системности и преемственности
- открытости ( взаимосвязь детского дома , предприятий, учебных заведений и общественности в профориентации воспитанников предусматривает тесный контакт по оказанию помощи воспитанникам в выборе профессии)
- активности
- дифференциации и индивидуализации ( в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости).
Область применения: ГБОУ РМ «Ардатовский детский дом-школа »
Целевая группа : воспитанники ГБОУ РМ «Ардатовский детский дом-школа »
Формы и методы : формы : групповые и индивидуальные методы:дискуссии, беседа, профориентационная игра, творческие задания, экскурсия, тренинг, консультации, диагностика, тестирование, анкетирование.
Система профессиональной ориентации воспитанников по данной программе предусматривает направления деятельности такие как :
- Профессиональное просвещение . Цель: пропаганда сведений о мире профессий, личностных и профессионально важных качеств воспитанника, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах,
- Диагностика и консультирование. Психолого-педагогическая диагностика и психологическое консультирование - определяют профориентацию воспитанников, выявляют способности, склонности и интересы, способствуют профессиональному и личностному самоопределению; предполагают оказание помощи воспитанникам в познании своего «Я» , в формировании ценностно-мотивационных установок, адекватной самооценки, в преодолении эмоциональной неустойчивости. Медицинская диагностика и медицинское консультирование - проведение медицинского осмотра и диспансеризация воспитанников , ознакомление с их данными воспитанников, лиц, их замещающих, с медицинскими аспектами выбора профессии.
- Профессиональная адаптация . Цель : содействие занятости и трудоустройству воспитанников.
Ожидаемые результаты
Итогом работы по программе «Я выбираю профессию» является не только готовность воспитанников-выпускников к профессиональному самоопределению с учетом их возрастных, индивидуально-типологических особенностей , но и дальнейшее их трудоустройство для продолжения обучения в средне-специальные и высшее учебные заведения Республики Мордовия.
В процессе реализации программы предполагается достижение таких результатов , как
- создание системы комплексных мероприятий профессиональной ориентации в условиях детского дома;
- повышение у воспитанников мотивации к труду, уровня трудолюбия и работоспособности;
- формирование у воспитанников понимания личной и общественной значимости труда;
- овладение воспитанниками принятия адекватных решений в выборе индивидуального образовательного и профессионального пути;
- овладение воспитанниками основными принципами построения профессиональной карьеры и навыками поведения на рынке труда.
Срок реализации : в течении года
Материальное-техническое обеспечение программы
- Помещение для групповой работы (актовый зал, комната для отдыха)
- Помещения для индивидуальной работы (кабинеты социального педагога, педагога-психолога)
- Мультимедийное оборудование
- Стенд для размещения информации.
Тематический план программы
№ п/п | Тема занятия | Цель занятия | Форма проведения | Количество часов |
1 | "Мир профессий» | Познакомить подростков с основными понятиями, целями, задачами ,формами работы курса профориентации, расширить представления воспитанников о многообразии профессий в стране и мире, познакомить с требованиями, которые предъявляются к ним. | Вводное занятие, презентация профессий | 1 |
2 | "Профессии людей, которые работают в детском доме-школе» | Познакомить подростков со спецификой работы педагогического работников и обслуживающего персонала детского дома-школы | Обзорная экскурссия | 1 |
3 | Выбор профессии , его «секреты» | Ознакомить с основными факторами выбора профессии,со схемой «хочу, могу, надо» | практикум | 1 |
4 | Типы профессий | Познакомить с классификацией профессий,с требованиями, предъявляемыми к ним | тестирование | 1 |
5 | "Удивительный мир профессий» | Познакомить с многообразием профессий, обобщить знания воспитанников о сферах профессиональной деятельности человека,развить познавательную активность, воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий и результатам их труда | экскурссии | 1 |
6 | Сегодня-школьник,завтра-абитуриент | Познакомить воспитанников с учебными заведениями Республики Мордовия | Презентация учебных заведений, экскурссии в учебные заведения, информационно-правовая беседа-диалог | 1 |
7 | Труд и социальная защита молодежи | Познакомить с правовыми основами трудового законодательства России | Правовой практикум | 1 |
8 | Мои интересы | Выявление направленности интересов воспитанников | анкетирование | 1 |
9 | Моё профессиональное будущее | Диагностика профессиональных способностей и личностных качеств | тестирование | 1 |
10 | Выбор профессии | Диагностика уровня готовности воспитанника к самостоятельному и осознанному выбору профиля обучения | анкетирование | 1 |
11 | Здоровый образ жизни как залог успешной карьеры | Познакомить с взаимосвязью успешности профессиональной карьеры и здоровья человека | беседа | 1 |
12 | Медицинское консультирование | Познакомить с результатами медицинских осмотров и диспансеризации воспитанников | индивидуаль-ное консультиро-вание | 1 |
13-14 | День открытых дверей | Познакомить с учебными заведениями , с выпускниками детского дома-школы | Встреча | 1 |
Программа рассчитана на 14 часов. Курс позволяет оценить свои способности и даёт возможность сделать осознанный выбор в жизни.
Курс программы расширяет знания учащихся и включает новые, не содержащиеся в базовых программах, позволяет расширить практическую деятельность школьников.
Данной программой определена такая последовательность изучения знаний, которая позволяет за короткий срок достичь поставленной цели, так как осуществляется опора на уже известные знания и практико-ориентированную деятельность.
Оценка социально-экономической эффективности и ожидаемые
конечные результаты реализации Программы
Реализация Программы будет способствовать:
- созданию условий для социального становления и самореализации детей-сирот;
- решению проблемы трудоустройства выпускников, их социальной адаптации в обществе, предупреждению подростковой преступности;
- повышению качества жизни и социальной защищенности детей-сирот;
-созданию благоприятной среды для детей-сирот в целях достижения личного и профессионального успеха;
- повышению учебной и профессиональной мотивации детей-сирот -выпускников детских домов, образовательных учреждений профессионального образования;
- увеличению числа детей-сирот, трудоустроенных по полученным специальностям;
- снижению уровня социальных девиаций среди детей-сирот;
- увеличению числа детей-сирот, успешно адаптированных в новых социальных условиях.
Итогом работы по программе «Я выбираю профессию» является не только готовность воспитанников-выпускников к профессиональному самоопределению с учетом их возрастных, индивидуально-типологических особенностей , но и дальнейшее их трудоустройство для продолжения обучения в средне-специальные и высшее учебные заведения Республики Мордовия.
В процессе реализации программы предполагается достижение таких результатов , как
- создание системы комплексных мероприятий профессиональной ориентации в условиях детского дома;
- повышение у воспитанников мотивации к труду, уровня трудолюбия и работоспособности;
- формирование у воспитанников понимания личной и общественной значимости труда;
- овладение воспитанниками принятия адекватных решений в выборе индивидуального образовательного и профессионального пути;
- овладение воспитанниками основными принципами построения профессиональной карьеры и навыками поведения на рынке труда.
Литература
1 Афанасьева, Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь, 2007
2.Климов, Е.А. Как выбирать профессию: кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 2007. – 160 с.
3.Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8– 11 классы). –М.: ВАКО, 2005
4 Резапкина, Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопре- деления для подростков: учебно-методическое пособие для школьных психоло- гов и педагогов. – 2-е изд., исправл. – М.: Генезис, 2004 – 125 с.
5.Ракчеева, А. Н.,Воробьева, Е. В. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников. / Рязан. институт развития образования. – Рязань, 2012
6.Столяренко, Л.Д. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях. –Феникс, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Практико-ориентированные и профессионально-ориентированные задачи на уроках математики"-открытый урок в 7 классе на Окружном практико-ориентированном методическом семинаре для заместителей директоров по УВР
Урок проводился в рамках Окружного практико-ориентированного методического семинара для заместителей директоров по УВР 2-3 ступеней по теме: "Организация педпрофильного и профильного обучения в ГБОУ С...
Презентация к открытому уроку «Практико-ориентированные и профессионально-ориентированные задачи на уроках математики»
Данная презентация -- неотъемлемая часть открытого урока по теме «Практико-ориентированные и профессионально-ориентированные задачи на уроках математики», с которой урок интересен, увлекателен и ...
Методический сборник "Профессионально-ориентированный подход к обучению на основе межпредметной интеграции"
Содержит методические материалы для преподавателей по внедрению технологии интегрированного обучения....
Профессионально-ориентированное иноязычное чтение как элемент профессиональной компетенции специалиста
Один из основных аспектов в изучении иностранного языка - чтение, представляющее собой важнейшее средство получения информации. В реальной жизни чтение выступает как отдельный, самостоятельный вид ком...
Обучение профессионально ориентированной лексике студентов юридических специальностей профессиональных образовательных учреждений (из опыта работы)
В данной статье идет речь о специфике обучения студентов, обучающихся по юридическим специальностям (например, Право и организация социального обеспечения), профессионально ориентированной лексике, пр...
«Обучение профессионально-ориентированной лексике студентов технических специальностей образовательных учреждений среднего профессионального образования»
Из опыта работы....
Шаблон участника Конкурса«Лучшая модель профессионально-ориентированного содержания дисциплин общеобразовательного блока с учетом профессиональной направленности ОП СПО»
Шаблон Конкурса «Лучшая модель профессионально-ориентированного содержания дисциплин общеобразовательного блока с учетом профессиональной направленности ОП СПО»...