Проблемно-поисковые технологии как условие формирования у студентов умения поиска, анализа и использования информации на практических занятиях по истории.
статья на тему
Согласно требованиям ФГОС СПО в процессе овладения профессией, выпускники должны овладеть обширным кругом компетенций. В том числе, осущетсвлять поиск, анализ и применение информации, необходимой для постановки и решениия профессиональных задач. Получить данный навык, в том числе помогает технология проблемно-поискового обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
применение проблемно-поисковых методов обучения | 31.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемно-поисковые технологии как условие формирования у студентов умения поиска, анализа и использования информации на практических занятиях по истории.
Согласно требованиям ФГОС СПО в процессе подготовки выпускники должны овладеть такими компетенциями, как способность самостоятельно осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием с целью повышения квалификации. Таким образом, меняется сама парадигма конечной цели профессионального образования: от «специалиста-исполнителя» к компетентному профессионалу-исследователю. Стать таким специалистом без хорошо сформированных умений и навыков самостоятельной учебной и исследовательской деятельности невозможно.
Говоря о преподавании истории, трудно себе представить, то, как применить обозначенный выше подход в обучении. И здесь на помощь преподавателю приходят проблемно-поисковые технологии. Это такие технологии, которые направлены на развитие мышления студентов и творческих способностей, дают возможность почувствовать себя исследователями.
В преподавании такой учебной дисциплины, как история, невозможно обойтись без использования исторических источников. Применение их на уроках помогает студентам не только лучше прочувствовать «дух времени» и особенности изучаемого исторического события, но и получить определенные практические навыки работы с различной информацией.
Отвечая на вопрос для чего нужна такая деятельность, мы можем сказать, что она создает условия для самостоятельного освоения студентами и предметных, метапредметных знаний и общеучебных навыков, что соответствует требованиям ФГОС, согласно которым основной упор в преподавании учебных дисциплин должен делаться на организацию практической и самостоятельной работы студентов как на уроке, так и во внеаудиторной деятельности. Методы работы с историческими источниками относятся к развивающей технологии обучения, а именно являются воплощением проблемно-поисковой технологии обучения. Методы помогают формировать у студентов умение находить, анализировать и использовать информацию, что является одной из общих компетенций.
И так, с помощью каких методических приемов можно добиться эффективной работы учащихся с историческими источниками? Прежде чем перейти к поиску ответа на этот вопрос, преподаватель должен обратить внимание на необходимость определения конкретных задач урока, для которых будет использоваться информация источника: подтвердить определенную точку зрения по вопросу или самостоятельно определить тему, выявить проблему, выдвинуть и обосновать собственное предположение и т.д.
Кроме того, мы должны исходить из возможностей использования разнообразных источников: от официальных документов до фотографий и видеофильмов, иллюстрирующих изучаемое историческое событие, выбирая те, которые помогут наиболее ярко проиллюстрировать изучаемую тему. Так как мы должны стремиться к развитию способности студентов самостоятельно добиваться высоких образовательных результатов, то работа с первоисточниками является одним из наиболее эффективных способов достижения этой цели. Студенты получают историческую информацию не по готовому тексту, написанному автором учебного пособия, а самостоятельно, становятся «первооткрывателями» на своем уровне.
Если исходить из того, что наша главная задача – не столько научить, сколько дать возможность студенту учиться самому, то для предоставления ему такой возможности, преподаватель должен продумать компоновку и очередность использования информации исторических источников, т.е. выбрать способ её подачи.
Например:
- Определенная последовательность информации;
- Сочетание текста с иллюстративным материалом;
- Разделение информации на несколько блоков;
- Объединение различных текстов и их фрагментов по теме;
- И др.
Приведем примеры применения методов определения последовательности информации и разделения информации на блоки
Пример 1:
Приведем пример фрагмента практического занятия на тему: «Анализ исторических карт и документов по внешней политике СССР к началу 1980-х гг.», где используется метод определения последовательности информации:
Проанализируйте выдержки из документа «Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе». Выделите принципы, на которых страны Европы обещали строить взаимоотношения. Запишите их в опросный лист в том порядке, в каком они обозначены в историческом источнике.
Предполагаемый ответ студентов: знакомятся с историческим документом, выделяют главные направления и записывают их в опросный лист.
Приведем еще пример применения данного метода работы с источником. Студенты получают задание:
Рассмотрите отрывок из статьи Г. Елисеева «Остров Даманский». Выберите из документа исторические сведения и расставьте их в хронологическом порядке.
Предполагаемый ответ студентов: знакомятся с историческим документом, анализируют документ, выстраивают хронологический порядок событий.
Задача работы с данным историческим документом – это знакомство с новыми, ранее неизвестными студентам, историческими фактами о военных действиях на советско-китайской границе. В работе с данным документом студенты не только получают новую историческую информацию, но и учатся анализировать документ и выявлять последовательность исторических событий.
Пример 2:
Рассмотрим применение метода разделения информации на блоки
- Определяется задача использования фрагментов текстов: выделение принципов, на которых страны Европы обещали строить взаимоотношения. Подбирается текст исторического источника для изучения: в данном случае - это «Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе». (Приложение 1).
- Составляются задания к тексту:
- Прочитайте предложенный исторический документ
- Выделите главные направления, предложенные в документе
- Осмыслите суть вышеозначенных направлений (сформулируйте своими словами или найдите подходящую формулировку в документе.).
В ходе последовательного выполнения перечисленных заданий, студенты самостоятельно приходят к выводу о том, что данный акт стал основой для нового уровня взаимоотношений между сверхдержавами, свел к минимуму опасность перехода «холодной войны» к реальным боевым действиям.
Таким образом, мы убедились в том, что продемонстрированные методические приемы работы с текстом исторического источника помогают получить определенную пользу:
- Качественно усвоить знания;
- Получить опыт применения навыков и знаний работы с исторической информацией;
- Овладеть «эффективным чтением».
Эти навыки помогут студентам не только на уроках истории, но и на других учебных дисциплинах, т.к. работа с различными документами используется во многих дисциплинах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование ИКТ-технологий как условие формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках математики"
Работа была представлена на Областной научно-практической конференции "Развитие коммуникационных компетентностей обучающихся в условиях введения ...
Интеграция учебных дисциплин, как условие формирования компетенции студентов.
В работе рассмотрены основные способы решения проблемы межпредметных связей в содержании обучения...
Самостоятельная работа как условие формирования у студентов профессиональных компетенций.
Самостоятельная работа обучающихся в СПО является важным видом учебной и научной деятельности студентов. Она способствует формированию творческой личности, способного к саморазвитию, самообразованию, ...
Из опыта работы учителя немецкого языка по теме "Использование ИКТ- технологий как условие формирование коммуникативной компетенции при обучении иностранным языкам"
Данная работа посвящена проблемам современного образования. Живя в эпоху нано-технологий, мы должны соответствовать требованиям сегодняшнего времени. В ценре внимания современной школы - ученик, его л...
Использование деятельностного подхода как условие формирования экономических представлений у умственно отсталых школьников через решение задач практического содержания на уроках математики
Предмет математика является необходимой частью подготовки учащихся к самостоятельности, их адаптации к современным экономическим условиям. В настоящее время в условиях реализации Ф...
Практическая работа № 3 Развитие умения «Оценка и использование информации» на учебных занятиях по обществознанию.
Практическая работа № 3Развитие умения «Оценка и использование информации» на учебных занятиях по обществознанию. Школа современного учителя....