Статья Педагогическая технология критического мышления при активном обучении
статья на тему
Статья Педагогическая технология критического мышления при активном обучении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pedagogicheskaya_tehnologiya.docx | 27.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая технология критического мышления
при активном обучении.
Обучение – это не работа зрителя, пассивного наблюдателя. Люди не учатся, просто сидя в классах и слушая учителя, вспоминая подготовленные задания и выдавая готовые ответы. Они должны говорить о том, что они изучают и чему научились, рефлективно писать об этом, связывать это с прошлым опытом и применять изученное в повседневной жизни.
Активным обучением можно назвать любой процесс, при котором учащиеся что-то делают (вовлечены в деятельность) и обдумывают, анализируют то, что они делают.
Активное обучение – это не набор видов деятельности, а скорее особое отношение учащихся и педагогов, которое делают обучение эффективным. Цель активного обучения – развивать потребность учащихся думать, стимулировать обдумывание и анализ того, как они учатся и чему они учатся; развивать ответственность самих учащихся за собственное образование.
В активном обучении учащийся всегда что-нибудь ищет: ответ на вопрос, информацию для решения проблемы, способ выполнения задания.
Новые стандарты обучения требуют от учителя применять новые подходы
к подготовке и проведению уроков.
Предлагаемая таблица отражает тенденции, характерные сегодня для российской системы образования.
Позиции | Традиционная деятельность | Современный урок |
Подготовка к уроку | Жестко структурированный конспект урока | Сценарный план урока, на 30-60% предоставляющий свободу учителю |
При подготовке к уроку учитель использует методические рекомендации и учебник, формулирует декларативные обучающие, развивающие, воспитывающие цели и задачи. | Учитель использует методические рекомендации, учебник, рабочую программу, технологические карты тем/уроков, Internet-ресурсы, материалы коллег, происходит обмен конспектами. Формулировка целей и задач через деятельность учащихся, активное целеполагание. | |
Распределение времени на уроке | Основное время урока отводится этапу объяснения и закрепления (80% времени урока – говорение учителя) | Объяснение занимает 20-30% времени урока; закрепление – 5-10% времени урока; организованная учителем самостоятельная деятельность учащихся – 60-70% времени урока. |
Деятельность учителя на уроке | Успеть выполнить то, что запланировано на урок. | Организовать деятельность детей: - по поиску и обработке информации; - по обобщению способов деятельности; - по постановке учебной задачи |
Деятельность учащихся определяется через формулировку заданий | Формулировка задания: - 93% заданий – репродуктивные: назовите, решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т.д.; - 7% заданий – с формулировкой: исследуйте, анализируйте (чаще используется для сильных учащихся). | Формулировка задания: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, продумайте и т.д. Не менее 70% |
Отметка и оценка | Традиционная отметка за выполнение традиционных (преимущественно репродуктивных заданий): - «решил» - «не решил»; - «из пяти заданий выполнил три». | Оценка (предметных и метапредметных) достижений учащегося; работа над развитием у учащихся способности к самооценке; критериальное оценивание. |
Для того, чтобы деятельность учителя в условиях введения новых стандартов соответствовала современным требованиям, можно использовать различные педагогические технологии.
Понятие «педагогическая технология» появилось в начале 1960-х годов. В 70-е годы понятие «педагогическая технология» расширилось, к нему начали относить все,
что касается совершенствования учебного процесса.
Технология (от греческого techne – искусство, мастерство, умения и …логия – наука) – совокупность приемов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов. Педагогическая технология – это «не просто исследования в сфере использования технических средств обучения или компьютеров; это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов».
В современном быстро меняющемся мире учащимся важно не только получать знания, но и уметь применять их в новых ситуациях и при решении новых проблем.
Им необходимо уметь сопоставлять и сравнивать различные точки зрения, разные способы решения задач.
Очень важно на уроках уделять время развитию умения связывать знания
и жизненный опыт с новой информацией, упражняться в активном применении идей, размышлять над смыслом, который вкладывали писатели в свои труды, чтобы лучше интерпретировать прочитанное.
Проект «Развитие критического мышления посредством чтения и письма» предназначен для того, чтобы все ученики стали лучше думать.
Понятие «критическое мышление означает умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно записать или запомнить.
Обучение способам решения проблем, навык рассмотрения возможностей
и использования знаний в конкретных ситуациях – все это умения, необходимые для успеха в современном мире.
Основные положения технологии критического мышления
Основа технологии – трехфазовая структура урока: Вызов – Осмысление – Рефлексия.
Вызов | Осмысление | Рефлексия | |
Задачи | Вызов уже имеющихся знаний по изучаемой теме, активизация учащегося, мотивация для дальнейшей работы. | Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к знанию «новому». | Возвращение к первоначальным предположениям, внесение изменений, дополнений, творческие, исследовательские или практические задания на основе полученной информации. |
Действия ученика | Вспоминает, что ему уже известно, делает предположения, систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. «Верно ли я думаю?» | Читает (слушает) текст, используя активные методы чтения (слушания). | Соотносит «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. «Прав ли я был в своих предположениях? Если нет, то в чем я ошибся?» |
Действия учителя | Заинтересовывает учащегося, способствует созданию у них ассоциаций по изучаемому вопросу, побуждает к высказываниям, выслушивает ответы, фиксирует ответы на доске. | Организует работу с информацией, терпеливо ждет, когда все учащиеся закончат работу с текстом. В случае продвинутой лекции – читает лекцию. | Помогает учащимся переосмыслить полученную в ходе урока информацию, найти ей место в ранее изученном материале. Организует практические занятия. |
Ход работы | 1. Выработка предложения по предложенной теме; 2. Заслушивание предложений, их обсуждение; 3. Фиксирование на доске результатов обсуждения. | Осуществляется непосредственный контакт с информацией. | Возвращение к предположениям, творческая переработка, анализ, интерпретация полученной информации. |
Формы работы | - индивидуально - в парах - в группах | - индивидуально - в парах | - индивидуально - в парах - в группах |
Технологические приемы | - кластеры - перепутанные логические цепочки - ключевые слова - вопросы «Верите ли Вы, что...?» - заполнение 1 части таблицы З-Х-У - парный (групповой) прогноз - парная (групповая) атака - работа с листом проблем | 1. Методы активного чтения: - маркировка текста с использованием значков; - ведение различных записей типа двойных дневников; - поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы. 2. Продвинутая лекция. | - кластеры - возврат к: перепутанным логическим цепочкам, ключевым словам, вопросам «Верите ли Вы, что..?» - заполнение последнего столбца таблицы З-Х-У - письменный круглый стол - написание творческих работ (синквейнов, эссе) |
Активное обучение пройдет более успешно, если Вы:
- Знаете и уважаете каждого учащегося как индивидуальность.
- Называете учащихся по имени.
- Не используете угрозы и уничижение.
- Демонстрируете свой интерес и приверженность тому, что делаете и предлагаете делать ученикам.
- Предлагаете вызывающие, развивающие задания, но при этом предоставляете поддержку.
- Приводите примеры из Вашей личной жизни.
- Во время урока используете контакт «глаза в глаза» и перемещаетесь по классу. Это помогает включить всех учащихся в ваше личное пространство.
Список используемой литературы:
1. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2002 – 368 с.
2.Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-е. – Спб.: «Альянс «Дельта» совм. С издательством «Речь», 2003 – 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Применение технологии критического мышления на уроке литературы"
В современных условиях каждая школа и каждый учитель вольны выбирать себе свое педагогическое кредо, свою философию образования. От этого выбора зависит очень многое. Как учить детей без п...
статья " использование технологии критического мышления на уроках истории"
Статья содержит теоретическое и практическое обоснование использования технологии критического мышления на уроках истории....
Презентация к статье "Использование технологии критического мышления на уроках истории"
Презентация является сопровождением к статье "Использование технологии критического мышления на уроках истории"...
Статья "Использование технологии критического мышления как средство повышения качества обучения чтению и работе с текстом на уроках английского языка"
В статье раскрываются основные элементы технологии критического мышления. Приводятся примеры данной технологии как средства, с помощью которого повышается качество обучения чтению и работе с текстом....
Статья "Использование технологии критического мышления на уроках английского языка"
Статья "Использование технологии критического мышления на уроках английского языка"...
Статья "Использование технологии критического мышления в условиях современного урока русского языка."
Статья адресована учителям русского языка....
Активные методы и приемы обучения, технологии критического мышления в сопровождении деятельности педагога вызывающие интерес к изучению истории повышающие качество знаний
Активные методы и приемы обучения, технологии критического мышления в сопровождении деятельности педагога вызывающие интерес к изучению истории повышающие качество знаний и позволяющие получить ...