Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы
статья на тему
Тезисы выступления на семинаре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost_uchashchihsya.docx | 30.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает поднять интерес учащихся к учебе и тем самым повысить эффективность обучения.
Исследовательский метод предполагает построение процесса обучения наподобие процесса научного исследования, осуществление основных этапов исследовательского процесса, разумеется, в упрощенной, доступной учащимся форме.
Учителю важно найти тему, проблему, в решении которой ученик может сказать "свое слово", направить поиск, предложив методику исследования.
Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:
- Мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; обобщение и систематизация; конкретизация, доказательство и опровержение, умение видеть противоречия).
- Умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации.
- Умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.
Развивают поисковую активность разные методы обучения. Один из них – литературное творчество. В качестве исследовательского творческого тренинга, развивающего воображение, учащимся предлагаются сочинения-исследования. Также, одним из наиболее эффективных приемов, активизирующих исследовательскую деятельность учащихся, является постановка проблемных вопросов и исследовательских заданий.
Но здесь речь только в основном об уроках литературы. А как же уроки русского языка? Какие исследования там возможны?
· Самостоятельный вывод правила по примерам;
· Сопоставительная работа (трактовка правила в учебниках различных авторов, точек зрения разных ученых);
· Групповая работа — составление тезисов к определенной теме;
· Наблюдение над языковым материалом с целью создания классификации каких-либо языковых единиц, выявления их функций, обобщения по теме.
Вот некоторые примеры практических исследовательских работ учащихся, выполненных на уроках:
Курс литературы по программе Д. Ланина в 5-7 классах предоставляет много возможностей для этого. Поскольку курс выстроен тематическими блоками (5 класс: Литературная сказка, Среди ровесников, Наедине с поэтом и др.; 7 класс: Тема войны в русской поэзии 20 в., Национальный характер в русской литературе 20 века и др.), то «напрашивается» проведение обобщений по каждой теме.
- В 1 полугодии 5 класса изучается несколько произведений, включающих литературный образ зеркала. По итогам их изучения ученики должны писать сочинение «Образ зеркала в народных и литературных сказках». Это и есть сочинение-исследование. Поскольку это одна из первых исследовательских работ, она проходит под руководством учителя.
- На дом дети получают задание отобрать среди изученных произведения, включающие образ зеркала, отметить и перечитать соответствующие эпизоды. Сильные ученики также могут вспомнить не «программные» произведения, принести отрывки на урок.
- На уроке перечитываем, пересказываем данные отрывки, выявляем роль зеркала. Вопрос: Для чего образ зеркала нужен в произведении?
- Формулируем функции данного образа, составляя обобщающую таблицу.
Фрагмент таблицы «Роль образа зеркала в литературе».
Название произведения, автор | Как и для чего используется зеркало | Вывод |
Произведения, изученные по программе | ||
И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна» | Мартышка видит свое отражение в зеркале и, не узнав себя, смеется над глупыми ужимками зеркального двойника. | Зеркало помогает высмеять людей, которые не замечают своих недостатков. |
Г.Х. Андерсен «Снежная королева» | В волшебном зеркале Тролля все предметы изменяются, всё плохое выходит наружу. Осколок этого зеркала превращает Кая в бесчувственного эгоиста. | Зеркало искажает действительность, но и выявляет плохое в человеке. |
В.Г. Губарев «Королевство кривых зеркал» 1951 г. | Через зеркало Оля попадает в Королевство кривых зеркал. В «кривых» зеркалах все отражается неверно: хорошее и доброе становится плохим. Уничтожив кривые зеркала, герои восстанавливают справедливость. | Зеркало является порталом в другой мир, в переносном смысле позволяет главной героине «взглянуть на себя со стороны», обличает лживых, деспотичных правителей, скрывающих правду от народа. |
Дополнительные произведения | ||
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | Мачеха, глядя в волшебное зеркало, узнает, что делает царевна, что царевна превосходит ее по красоте. | Зеркало отражает истину, выявляет настоящие ценности. |
Дж. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень» | Волшебное зеркало «Еиналеж» показывает самые заветные желания человека, и Гарри видит в нем себя рядом с улыбающимися родителями. Зеркало помогло ему победить злодея Волан-де-Морта. | Зеркало отражает скрытые мысли – самые заветные и искренние желания, помогает только искренним людям. |
Общие выводы: в основном зеркало служит для того, чтобы выявить истину. |
- На сочинении ученики могут пользоваться материалами таблицы (пока идет обучающий этап, основная задача учеников – компоновать материал в сочинении, создавая текст по образцу).
- Подобные исследования, основанные на сопоставлении и обобщении, проводим в 7 классе, изучая произведения военной тематики. Во введении в тему рассуждаем о роли данной темы в литературе, о роли ВОв в русской истории. В ходе обсуждения возникает вопрос: Что могут рассказать о войне авторы, писавшие свои стихи в военное время, на полях сражений, насколько правдивы эти строки? Естественно, учащиеся предполагают, что участники военных событий могут рассказать о войне детально, рассказать о чувствах, которые испытывали люди в это время.
Ставим перед собой задачу: показать, как связана личная судьба поэта с тематикой его стихотворений.
Для этого изучаем фрагменты биографии поэтов (материал есть в учебнике), отвечая на вопрос: Какую роль сыграла война в судьбе поэта. Выразительно читаем стихотворения, выявляя их темы, мотивы, авторское отношение к описанным событиям. В ходе исследования заполняем таблицу.
Фрагмент таблицы «Темы и образы военной лирики».
Автор | ВОв в судьбе поэта | Темы, основные мотивы стихотворений |
Ахматова А.А. (1889-1966) | Провела в Ленинграде первые месяцы блокады. | Звучит причастность к страданиям всего русского народа, вера в победу («Клятва»), утверждается ценность русской культуры, языка, которые необходимо сохранить («Мужество»). |
Берггольц О.Ф. (1910-1975) | Всю войну провела в Ленинграде, в том числе в блокаду, работала на радио. | Тема женщин и детей на войне, вера в стойкость русского народа, тема личной ответственности каждого за судьбу Родины, идея бесчеловечности войны («Я говорю с тобой под свист снарядов…»). |
Гудзенко С.П. (1922-1953) | Ушел на фронт добровольцем, служил военным корреспондентом. | Правда о войне, тема жестокости, бесчеловечности войны, личных переживаний («Перед атакой»). |
Давид Самойлов (1920-1990) | В начале войны был на трудовом фронте, рыл окопы, затем учился в военном училище, служил в разведке. | Тема войны и молодости. Автор вспоминает это время с доброй грустью, говорит не о боли потерь, а об ушедшей юности, любви, дружбе («Сороковые, роковые…»). |
Муса Джалиль (1906-1944) | Призван на фронт, был ранен, был в плену, где призывал пленных к восстанию, был казнен фашистами. | Прославляются подвиги женщин на войне, говорится о бессмертии подвига, вечной памяти («Смерть девушки»), звучит тема любви на войне, мотив переживаний о любимых, грусти из-за расставаний, надежды на встречу («Радость весны»). |
Общие выводы | Непосредственное участие в военных событиях, сопричастность общей беде позволила поэтам говорить о войне правдиво, «оперативно», выражая общенародные мысли. | Темы отражают личную судьбу, личную боль поэтов, в то же время мотивы повторяются. |
Начальный этап работы выполняется коллективно, затем учащиеся работают в группах, выступают с полученными данными. Общие выводы делаем также коллективно. По итогам работы были написаны творческие работы «ВОв в стихотворениях», где ученики могли использовать как данные таблицы, так и материал самостоятельно прочитанных стихотворений.
- Продолжаем подобную работу при изучении поэмы Твардовского «Василий Теркин» (7 класс по программе Ланина). На первом уроке учащиеся делятся впечатлениями, выясняем, что главы идут в «свободном порядке», что Теркин не слишком правдоподобен, так как это собирательный образ. Обращаем внимание на стиль поэмы, изменения в звучании ритма. Ставим задачу исследовать данные факты. Вопросы: Какие темы поднимаются автором (вслед за темами военной лирики)? Каков характер героя? Как, с помощью каких средств раскрываются темы?
Для этого изучаем поэму по главам, занося данные в таблицу. Первые главы анализируются коллективно (создается образец). Затем работа ведется в группах, отдельные фрагменты самостоятельно – дома. Общие выводы – коллективно.
Фрагмент таблицы «Анализ поэмы «Василий Теркин».
Название главы | Темы, основные мотивы | Образ главного героя (какие качества проявляются) | Художественные приемы |
От автора | Жизнь и быт людей на войне. | Простой, обыкновенный солдат, оптимист. | Повторы («Почему так без начала… - Почему так без конца…») |
На привале | Солдатский быт: на войне ценятся простые вещи, счастье – остаться в живых, каждый может быть героем. | Бывалый человек, интересный рассказчик, неизвестный герой. | Повторы («сабантуй»), диалоги. |
Переправа | Боевое братство, сплоченность людей на войне. Переживания о погибших | Храбрый, ответственный, инициативный, смелый. | Повторы, эпитеты (жухлый лед, чужая ночь), метафора (этой ночи след кровавый), сравнение (берег, как стена) |
О награде | Много достойных не получили наград. Мысли о родном доме помогают поддерживать дух. | Гордый, самоуверенный, хочет простого человеческого счастья, любви, с хорошим чувством юмора. | Диалог, рефрен («Бой идет святой и правый…»), разговорные слова, слова с уменьш.-ласк. суффиксами (девчонка, вечорка), противопоставление мира и войны |
Кто стрелял? | Тема бесстрашия, смелости солдат. Тема смерти и отношения воинов к ней. Готовность каждого совершить подвиг. | Отважный, скромный, опытный. Способен на героизм. | Диалоги, эпитеты (звук ноющий, невнятный), лирическое отступление (о смерти), звукопись в описании боя. |
Общие выводы | Широкий охват тем: военный быт, подвиги, потери, боевое братство, мечты о возвращении домой, вера в победу и др. | Герой – собирательный образ русского солдата, отражающий лучшие черты характера. | В описании бытовых, мирных сцен преобладают диалоги, разговорная речь, простой язык. В описаниях сцен боя, потерь, рассуждениях о защите Родины, о смерти – много изобразительно-выразительных средств, стиль меняется. |
На уроках русского языка в основном исследования проводим на уроках обобщения, развития речи, определяя роль, функции какой-либо языковой единицы.
В качестве примера обратимся к теме «Роль междометия в художественном тексте». 7 класс – по программе Шмелева. На первом уроке учащиеся уже познакомились с данной частью речи, узнали классификацию междометий по функции (Эмоциональные, побудительные, этикетные – по учебнику Шмелева).
Урок начинается с вопроса: Как вы думаете, для чего междометия нужны в языке? (отвечают, используя знакомый материал – чтобы кратко, ярко передать эмоции). В каких ситуациях чаще будут использоваться? (в разговорной речи, в диалогах). Как вы считаете, может ли использование междометий охарактеризовать человека?
Чтобы понять это и выявить еще больше функций междометий, обратимся к художественным текстам. Рассказы Чехова содержат много диалогов, и многие из них известны ученикам, поэтому используем их.
Работа строится в группах (у каждой группы свой рассказ), в сильном классе – на уроке, в более слабом – рассказы прорабатываются дома, на уроке коллективно обсуждаем 1 рассказ, затем работаем в группах.
Задание:
- Найдите в тексте все междометия, определите, к какому разряду они относятся (по классификации учебника), уточните значение (например, если эмоциональные, то какую эмоцию выражают), запишите результат в таблицу.
- Лингвистический эксперимент: попробуйте заменить междометия другими словами, постаравшись сохранить смысл. Везде ли это получилось? Какие это были части речи? Сделайте вывод.
- Для чего автор использует именно такие междометия в речи героев?
Пример междометия из текста | Значение в тексте | Разряд по значению (эмоциональные, побудительные, этикетные) |
«Толстый и тонкий» | ||
Батюшки! | Передает изумление | Эмоциональное |
Ну, А? | Выражает побуждение к диалогу, призыв рассказать о чем-то | Побудительные |
Ах ты, господи! | Передает радость | Эмоциональное |
Бог с ним | Показывает смирение, согласие с чем-то неважным | Эмоциональное? |
Хо-хо, хи-хи | Передает смех | Эмоциональное? (похоже на звукоподражание) |
Помилуйте… | Передает желание человека извиниться | Этикетное |
Замена: можно заменить не все междометия (ну – «говори», Бог с ним – «ничего страшного», хи-хи – «он засмеялся»). При этом теряется эмоциональность диалога. С помощью междометий автор показывает, как изменилось отношение Тонкого (вначале обилие междометий, эмоциональность, затем междометия почти пропадают, остается этикетное). | ||
«Степь», «Злой мальчик» | ||
Ах! Боже мой! Ай! Удивительное дело! | Показывает удивление и радость | Эмоциональное |
Вай! | Показывает удивление и радость, передает национальность героя | Эмоциональное |
Накажи меня Бог! | Показывает удивление, эмоциональность героя | Эмоциональное |
Ну! | Показывает побуждение к действию | Побудительное |
Покорнейше прошу Милости просим | Показывает просьбу проходить, гостеприимство хозяина | Этикетное/побудительное |
Бултых | Передает звук и действие | Эмоциональное? (похоже на звукоподражание) |
Замена: можно заменить этикетные междометия глаголами – «проходите», но это будет невежливо; бултых – на глагол «упал, нырнул, плюхнулся, бултыхнулся». С помощью междометий автор показывает эмоциональность героя в 1 рассказе, его сильную радость, желание угодить гостям; быстроту действий, эмоциональность, напряженность ситуации во 2 рассказе. | ||
«Лошадиная фамилия» | ||
Ну? Ну, что же? | Побуждает говорить, делать быстрее | Побудительное |
Ох! Ой, батюшки! Ой, матушки! | Передает страдания героя, боль, возмущение | Эмоциональное |
Черт | Передает злость, недовольство героя | Эмоциональное |
Черт тебя возьми! | Показывает злость героя на другого, пожелание ему плохого | Эмоциональное/побудительное |
На-кося! | Показывает возмущение героя, нежелание общаться, сопровождается жестом | Эмоциональное/побудительное |
Замена: можно заменить побудительные междометия глаголами – «говори, говори быстрее», выражения «черт тебя возьми, на-кося» - только другими ругательствами. С помощью междометий автор передает мучения больного, его несдержанность, возмущение и грубость генерала. | ||
«Хирургия» | ||
А-а-а | Показывает, как герой зевает | Звукоподражание |
Мое вам.. | Вместо приветствия (мое вам почтение) | Этикетное |
Извините | Показывает признание вины, смирение, почтение | Этикетное |
Дай Бог им здоровья | Передает благодарность | Этикетное |
Благодарим покорно | Здесь показывает возмущение героя, передает его злость на другого | Эмоциональное |
М-да | Передает сочувствие в ответ на рассказ | Эмоциональное |
Ни боже мой | Используется для передачи состояния героя: боль, плохое самочувствие | Эмоциональное |
Ну-с Ну, ну… | Побуждает к действию | Побудительное |
Отцы наши Мать пресвятая! Ангелы! Ого-го! Ох! | Передает боль, отчаяние героя | Эмоциональное |
Замена: можно заменить побудительные междометия глаголами – «давайте, сделайте», выражение «ни боже мой» - предложением «мне было очень плохо». С помощью междометий автор передает мучения больного, его почтение к фельдшеру, его принадлежность к церкви, неграмотность. | ||
«Маска» | ||
Ха-ха Хе-хе-хе | Передает смех | Эмоциональное? (похоже на звукоподражание) |
Ну, да брось! | Призывает прекратить какое-то действие | Побудительное |
Фу-ты, ну-ты Ей-ей | Показывает пренебрежение, насмешку | Эмоциональное |
Вот что | Побуждает к действию, прислушаться к его словам | Побудительное |
Пожалуйте-с! | Показывает просьбу проходить | Этикетное/побудительное |
Айда | Призывает к действию | Побудительное |
Эй | Привлекает внимание собеседника | Побудительное |
Побей меня Бог | Показывает эмоциональность, удивление героя | Эмоциональное |
Эх | Передает сожаление | Эмоциональное |
Ей-богу! | Передает уверенность в своих словах | Эмоциональное (похоже на вводное слово) |
Вон!! | Призывает уйти | Побудительное |
Тсс!! | Призывает к тишине | Побудительное |
Замена: можно заменить побудительные междометия глаголами – «прекратите, послушайте, подойдите, уходите, замолчите». С помощью междометий автор передает характер героя: пренебрежение к правилам, эгоизм, грубость. |
После получения и обсуждения результатов, приходим к общим выводам.
- Междометия по своему лексическому значению очень богаты. Нам удалось уточнить их значения.
Эмоциональные междометия | Передают самые разные эмоции: изумление, радость, смирение, смех, сожаление, удивление, пренебрежение, насмешка, боль, сочувствие, возмущение, злость |
Побудительные междометия |
|
Этикетные междометия |
|
- Значения междометий в тексте шире, их трудно отнести к одной смысловой группе.
- Некоторые междометия по функциям похожи на другие части речи (хи-хи-хи, бултых). Учитель объясняет про междометные глаголы.
- Если заменить междометия самостоятельными частями речи, теряется эмоциональность, яркость образов. Некоторые вообще заменить невозможно. То есть они используются в разговорной речи для передачи эмоций.
- В художественных текстах с помощью междометий можно характеризовать персонажей.
Сводной таблицы пока нет!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы
Статья была опубликована в 2006 году в сборнике "Инновационные подходы к обучению литературе" (г.Благовещенск, 2006)...
формирование навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы
ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ....
Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы.
Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы....
Формирование у обучающихся навыков научно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы приёмами критического мышления
Методика развивающего обучения приёмами критического мышления: теория и практика использования приёмов на уроках....
Обобщение опыта "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся"
Проетно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы позволяет гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему, более тесно связана с жизнью, практикой, сти...
Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы
Презентация отражает систему работы учителя по формированию навыков исследовательской деятельности на уроках русского язык...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы
Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность... Бернард ШоуВ наше время происходят изменения в жизни общества и образования. Важнейшей приорите...