Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы
статья на тему

Борисова Светлана Владимировна

Тезисы выступления на семинаре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost_uchashchihsya.docx30.35 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает поднять интерес учащихся к учебе и тем самым повысить эффективность обучения.

Исследовательский метод предполагает построение процесса обучения наподобие процесса научного исследования, осуществление основных этапов исследовательского процесса, разумеется, в упрощенной, доступной учащимся форме.

Учителю важно найти тему, проблему, в решении которой ученик может сказать "свое слово", направить поиск, предложив методику исследования.

Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:

  • Мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; обобщение и систематизация; конкретизация, доказательство и опровержение, умение видеть противоречия).
  • Умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации.
  • Умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.

Развивают поисковую активность разные методы обучения. Один из них – литературное творчество. В качестве исследовательского творческого тренинга, развивающего воображение, учащимся предлагаются сочинения-исследования. Также, одним из наиболее эффективных приемов, активизирующих исследовательскую деятельность учащихся, является постановка проблемных вопросов и исследовательских заданий.

Но здесь речь только в основном об уроках литературы. А как же уроки русского языка? Какие исследования там возможны?

· Самостоятельный вывод правила по примерам;

· Сопоставительная работа (трактовка правила в учебниках различных авторов, точек зрения разных ученых);

· Групповая работа — составление тезисов к определенной теме;

· Наблюдение над языковым материалом с целью создания классификации каких-либо языковых единиц, выявления их функций, обобщения по теме.

Вот некоторые примеры практических исследовательских работ учащихся, выполненных на уроках:

Курс литературы по программе Д. Ланина в 5-7 классах предоставляет много возможностей для этого. Поскольку курс выстроен тематическими блоками (5 класс: Литературная сказка, Среди ровесников, Наедине с поэтом и др.; 7 класс: Тема войны в русской поэзии 20 в., Национальный характер в русской литературе 20 века и др.), то «напрашивается» проведение обобщений по каждой теме.

  1. В 1 полугодии 5 класса изучается несколько произведений, включающих литературный образ зеркала. По итогам их изучения ученики должны писать сочинение «Образ зеркала в народных и литературных сказках». Это и есть сочинение-исследование. Поскольку это одна из первых исследовательских работ, она проходит под руководством учителя.
  • На дом дети получают задание отобрать среди изученных произведения, включающие образ зеркала, отметить и перечитать соответствующие эпизоды. Сильные ученики также могут вспомнить не «программные» произведения, принести отрывки на урок.
  • На уроке перечитываем, пересказываем данные отрывки, выявляем роль зеркала. Вопрос: Для чего образ зеркала нужен в произведении?
  • Формулируем функции данного образа, составляя обобщающую таблицу.

Фрагмент таблицы «Роль образа зеркала в литературе».

Название произведения,

автор

Как и для чего используется зеркало

Вывод

Произведения, изученные по программе

И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна»

Мартышка видит свое отражение в зеркале и, не узнав себя, смеется над глупыми ужимками зеркального двойника.

Зеркало помогает высмеять людей, которые не замечают своих недостатков.

Г.Х. Андерсен «Снежная королева»

В волшебном зеркале Тролля все предметы изменяются, всё плохое выходит наружу. Осколок этого зеркала превращает Кая в бесчувственного эгоиста.

Зеркало искажает действительность, но и выявляет плохое в человеке.

В.Г. Губарев «Королевство кривых зеркал»

1951 г.

Через зеркало Оля попадает в Королевство кривых зеркал.

В «кривых» зеркалах все отражается неверно: хорошее и доброе становится плохим. Уничтожив кривые зеркала, герои восстанавливают справедливость.

Зеркало является порталом в другой мир, в переносном смысле позволяет главной героине «взглянуть на себя со стороны»,

обличает лживых, деспотичных правителей, скрывающих правду от народа.

Дополнительные произведения

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Мачеха, глядя в волшебное зеркало, узнает, что делает царевна, что царевна превосходит ее по красоте.

Зеркало отражает истину, выявляет настоящие ценности.

Дж. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень»

Волшебное зеркало «Еиналеж» показывает самые заветные желания человека, и Гарри видит в нем себя рядом с улыбающимися родителями. Зеркало помогло ему победить злодея Волан-де-Морта.

Зеркало отражает скрытые мысли – самые заветные и искренние желания, помогает только искренним людям.

Общие выводы: в основном зеркало служит для того, чтобы выявить истину.

  • На сочинении ученики могут пользоваться материалами таблицы (пока идет обучающий этап, основная задача учеников – компоновать материал в сочинении, создавая текст по образцу).

  1. Подобные исследования, основанные на сопоставлении и обобщении, проводим в 7 классе, изучая произведения военной тематики. Во введении в тему рассуждаем о роли данной темы в литературе, о роли ВОв в русской истории. В ходе обсуждения возникает вопрос: Что могут рассказать о войне авторы, писавшие свои стихи в военное время, на полях сражений, насколько правдивы эти строки? Естественно, учащиеся предполагают, что участники военных событий могут рассказать о войне детально, рассказать о чувствах, которые испытывали люди в это время.

Ставим перед собой задачу: показать, как связана личная судьба поэта с тематикой его стихотворений.

Для этого изучаем фрагменты биографии поэтов (материал есть в учебнике), отвечая на вопрос: Какую роль сыграла война в судьбе поэта. Выразительно читаем стихотворения, выявляя их темы, мотивы, авторское отношение к описанным событиям. В ходе исследования заполняем таблицу.

Фрагмент таблицы «Темы и образы военной лирики».

Автор

ВОв в судьбе поэта

Темы, основные мотивы стихотворений

Ахматова А.А. (1889-1966)

Провела в Ленинграде первые месяцы блокады.

Звучит причастность к страданиям всего русского народа, вера в победу («Клятва»), утверждается ценность русской культуры, языка, которые необходимо сохранить («Мужество»).

Берггольц О.Ф. (1910-1975)

Всю войну провела в Ленинграде, в том числе в блокаду, работала на радио.

Тема женщин и детей на войне, вера в стойкость русского народа, тема личной ответственности каждого за судьбу Родины, идея бесчеловечности войны («Я говорю с тобой под свист снарядов…»).

Гудзенко С.П. (1922-1953)

Ушел на фронт добровольцем, служил военным корреспондентом.

Правда о войне, тема жестокости, бесчеловечности войны, личных переживаний («Перед атакой»).

Давид Самойлов (1920-1990)

В начале войны был на трудовом фронте, рыл окопы, затем учился в военном училище, служил в разведке.

Тема войны и молодости. Автор вспоминает это время с доброй грустью, говорит не о боли потерь, а об ушедшей юности, любви, дружбе («Сороковые, роковые…»).

Муса Джалиль (1906-1944)

Призван на фронт, был ранен, был в плену, где призывал пленных к восстанию, был казнен фашистами.

Прославляются подвиги женщин на войне, говорится о бессмертии подвига, вечной памяти («Смерть девушки»), звучит тема любви на войне, мотив переживаний о любимых, грусти из-за расставаний, надежды на встречу («Радость весны»).

Общие выводы

Непосредственное участие в военных событиях, сопричастность общей беде позволила поэтам говорить о войне правдиво, «оперативно», выражая общенародные мысли.

Темы отражают личную судьбу, личную боль поэтов, в то же время мотивы повторяются.

Начальный этап работы выполняется коллективно, затем учащиеся работают в группах, выступают с полученными данными. Общие выводы делаем также коллективно. По итогам работы были написаны творческие работы «ВОв в стихотворениях», где ученики могли использовать как данные таблицы, так и материал самостоятельно прочитанных стихотворений.

  1. Продолжаем подобную работу при изучении поэмы Твардовского «Василий Теркин» (7 класс по программе Ланина). На первом уроке учащиеся делятся впечатлениями, выясняем, что главы идут в «свободном порядке», что Теркин не слишком правдоподобен, так как это собирательный образ. Обращаем внимание на стиль поэмы, изменения в звучании ритма. Ставим задачу исследовать данные факты. Вопросы: Какие темы поднимаются автором (вслед за темами военной лирики)? Каков характер героя? Как, с помощью каких средств раскрываются темы?

Для этого изучаем поэму по главам, занося данные в таблицу. Первые главы анализируются коллективно (создается образец). Затем работа ведется в группах, отдельные фрагменты самостоятельно – дома. Общие выводы – коллективно.

Фрагмент таблицы «Анализ поэмы «Василий Теркин».

Название главы

Темы, основные мотивы

Образ главного героя (какие качества проявляются)

Художественные приемы

От автора

Жизнь и быт людей на войне.

Простой, обыкновенный солдат, оптимист.

Повторы («Почему так без начала… - Почему так без конца…»)

На привале

Солдатский быт: на войне ценятся простые вещи, счастье – остаться в живых, каждый может быть героем.

Бывалый человек, интересный рассказчик, неизвестный герой.

Повторы («сабантуй»), диалоги.

Переправа

Боевое братство, сплоченность людей на войне. Переживания о погибших

Храбрый, ответственный, инициативный, смелый.

Повторы, эпитеты (жухлый лед, чужая ночь), метафора (этой ночи след кровавый), сравнение (берег, как стена)

О награде

Много достойных не получили наград. Мысли о родном доме помогают поддерживать дух.

Гордый, самоуверенный, хочет простого человеческого счастья, любви, с хорошим чувством юмора.

Диалог, рефрен («Бой идет святой и правый…»), разговорные слова, слова с уменьш.-ласк. суффиксами (девчонка, вечорка), противопоставление мира и войны

Кто стрелял?

Тема бесстрашия, смелости солдат. Тема смерти и отношения воинов к ней. Готовность каждого совершить подвиг.

Отважный, скромный, опытный. Способен на героизм.

Диалоги, эпитеты (звук ноющий, невнятный), лирическое отступление (о смерти), звукопись в описании боя.

Общие выводы

Широкий охват тем: военный быт, подвиги, потери, боевое братство, мечты о возвращении домой, вера в победу и др.

Герой – собирательный образ русского солдата, отражающий лучшие черты характера.

В описании бытовых, мирных сцен преобладают диалоги, разговорная речь, простой язык. В описаниях сцен боя, потерь, рассуждениях о защите Родины, о смерти – много изобразительно-выразительных средств, стиль меняется.

На уроках русского языка в основном исследования проводим на уроках обобщения, развития речи, определяя роль, функции какой-либо языковой единицы.

В качестве примера обратимся к теме «Роль междометия в художественном тексте». 7 класс – по программе Шмелева. На первом уроке учащиеся уже познакомились с данной частью речи, узнали классификацию междометий по функции (Эмоциональные, побудительные, этикетные – по учебнику Шмелева).

Урок начинается с вопроса: Как вы думаете, для чего междометия нужны в языке? (отвечают, используя знакомый материал – чтобы кратко, ярко передать эмоции). В каких ситуациях чаще будут использоваться? (в разговорной речи, в диалогах). Как вы считаете, может ли использование междометий охарактеризовать человека?

Чтобы понять это и выявить еще больше функций междометий, обратимся к художественным текстам. Рассказы Чехова содержат много диалогов, и многие из них известны ученикам, поэтому используем их.

Работа строится в группах (у каждой группы свой рассказ), в сильном классе – на уроке, в более слабом – рассказы прорабатываются дома, на уроке коллективно обсуждаем 1 рассказ, затем работаем в группах.

Задание:

  • Найдите в тексте все междометия, определите, к какому разряду они относятся (по классификации учебника), уточните значение (например, если эмоциональные, то какую эмоцию выражают), запишите результат в таблицу.
  • Лингвистический эксперимент: попробуйте заменить междометия другими словами, постаравшись сохранить смысл. Везде ли это получилось? Какие это были части речи? Сделайте вывод.
  • Для чего автор использует именно такие междометия в речи героев?

Пример междометия из текста

Значение в тексте

Разряд по значению (эмоциональные, побудительные, этикетные)

«Толстый и тонкий»

Батюшки!

Передает изумление

Эмоциональное

Ну,

А?

Выражает побуждение к диалогу, призыв рассказать о чем-то

Побудительные

Ах ты, господи!

Передает радость

Эмоциональное

Бог с ним

Показывает смирение, согласие с чем-то неважным

Эмоциональное?

Хо-хо, хи-хи

Передает смех

Эмоциональное? (похоже на звукоподражание)

Помилуйте…

Передает желание человека извиниться

Этикетное

Замена: можно заменить не все междометия (ну – «говори», Бог с ним – «ничего страшного», хи-хи – «он засмеялся»). При этом теряется эмоциональность диалога.

С помощью междометий автор показывает, как изменилось отношение Тонкого (вначале обилие междометий, эмоциональность, затем междометия почти пропадают, остается этикетное).

«Степь», «Злой мальчик»

Ах!

Боже мой!

Ай!

Удивительное дело!

Показывает удивление и радость

Эмоциональное

Вай!

Показывает удивление и радость, передает национальность героя

Эмоциональное

Накажи меня Бог!

Показывает удивление, эмоциональность героя

Эмоциональное

Ну!

Показывает побуждение к действию

Побудительное

Покорнейше прошу

Милости просим

Показывает просьбу проходить, гостеприимство хозяина

Этикетное/побудительное

Бултых

Передает звук и действие

Эмоциональное? (похоже на звукоподражание)

Замена: можно заменить этикетные междометия глаголами – «проходите», но это будет невежливо; бултых – на глагол «упал, нырнул, плюхнулся, бултыхнулся».

С помощью междометий автор показывает эмоциональность героя в 1 рассказе, его сильную радость, желание угодить гостям; быстроту действий, эмоциональность, напряженность ситуации во 2 рассказе.

«Лошадиная фамилия»

Ну?

Ну, что же?

Побуждает говорить, делать быстрее

Побудительное

Ох!

Ой, батюшки!

Ой, матушки!

Передает страдания героя, боль, возмущение

Эмоциональное

Черт

Передает злость, недовольство героя

Эмоциональное

Черт тебя возьми!

Показывает злость героя на другого, пожелание ему плохого

Эмоциональное/побудительное

На-кося!

Показывает возмущение героя, нежелание общаться, сопровождается жестом

Эмоциональное/побудительное

Замена: можно заменить побудительные междометия глаголами – «говори, говори быстрее», выражения «черт тебя возьми, на-кося» - только другими ругательствами.

С помощью междометий автор передает мучения больного, его несдержанность, возмущение и грубость генерала.

«Хирургия»

А-а-а

Показывает, как герой зевает

Звукоподражание

Мое вам..

Вместо приветствия (мое вам почтение)

Этикетное

Извините

Показывает признание вины, смирение, почтение

Этикетное

Дай Бог им здоровья

Передает благодарность

Этикетное

Благодарим покорно

Здесь показывает возмущение героя, передает его злость на другого

Эмоциональное

М-да

Передает сочувствие в ответ на рассказ

Эмоциональное

Ни боже мой

Используется для передачи состояния героя: боль, плохое самочувствие

Эмоциональное

Ну-с

Ну, ну…

Побуждает к действию

Побудительное

Отцы наши

Мать пресвятая!

Ангелы!

Ого-го!

Ох!

Передает боль, отчаяние героя

Эмоциональное

Замена: можно заменить побудительные междометия глаголами – «давайте, сделайте», выражение «ни боже мой» - предложением «мне было очень плохо».

С помощью междометий автор передает мучения больного, его почтение к фельдшеру, его принадлежность к церкви, неграмотность.

«Маска»

Ха-ха

Хе-хе-хе

Передает смех

Эмоциональное? (похоже на звукоподражание)

Ну, да брось!

Призывает прекратить какое-то действие

Побудительное

Фу-ты, ну-ты

Ей-ей

Показывает пренебрежение, насмешку

Эмоциональное

Вот что

Побуждает к действию, прислушаться к его словам

Побудительное

Пожалуйте-с!

Показывает просьбу проходить

Этикетное/побудительное

Айда

Призывает к действию

Побудительное

Эй

Привлекает внимание собеседника

Побудительное

Побей меня Бог

Показывает эмоциональность, удивление героя

Эмоциональное

Эх

Передает сожаление

Эмоциональное

Ей-богу!

Передает уверенность в своих словах

Эмоциональное (похоже на вводное слово)

Вон!!

Призывает уйти

Побудительное

Тсс!!

Призывает к тишине

Побудительное

Замена: можно заменить побудительные междометия глаголами – «прекратите, послушайте, подойдите, уходите, замолчите».

С помощью междометий автор передает характер героя: пренебрежение к правилам, эгоизм, грубость.

        

После получения и обсуждения результатов, приходим к общим выводам.

  1. Междометия по своему лексическому значению очень богаты. Нам удалось уточнить их значения.

Эмоциональные междометия

Передают самые разные эмоции:

изумление, радость, смирение, смех, сожаление, удивление, пренебрежение, насмешка, боль, сочувствие, возмущение, злость

Побудительные междометия

  • Содержат только призыв к действию
  • Содержат эмоциональную оценку

Этикетные междометия

  • Общепринятые выражения вежливости
  • Побуждения к действию в вежливой форме
  1. Значения междометий в тексте шире, их трудно отнести к одной смысловой группе.
  2. Некоторые междометия по функциям похожи на другие части речи (хи-хи-хи, бултых). Учитель объясняет про междометные глаголы.
  3. Если заменить междометия самостоятельными частями речи, теряется эмоциональность, яркость образов. Некоторые вообще заменить невозможно. То есть они используются в разговорной речи для передачи эмоций.
  4. В художественных текстах с помощью междометий можно характеризовать персонажей.

Сводной таблицы пока нет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы

Статья была опубликована в 2006 году в сборнике "Инновационные подходы к обучению литературе" (г.Благовещенск, 2006)...

формирование навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы

ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ....

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы.

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы....

Формирование у обучающихся навыков научно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы приёмами критического мышления

Методика развивающего обучения приёмами критического мышления: теория и практика использования приёмов на уроках....

Обобщение опыта "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся"

Проетно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы позволяет гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему,   более тесно связана  с жизнью, практикой, сти...

Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы

Презентация  отражает  систему  работы  учителя  по  формированию  навыков  исследовательской  деятельности  на  уроках  русского  язык...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы

       Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность...  Бернард ШоуВ наше время происходят изменения в жизни общества и образования. Важнейшей приорите...