Здоровьесберегающие технологии на уроках математики
статья на тему

 В настоящее время в условиях вариативности образования успешная деятельность общеобразовательной школы и образовательного учреждения становится немыслимой без организации системы работы с детьми, испытывающих трудности в усвоении учебной программы, в адаптации к школе и социальному окружению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_na_uroke_matematiki1.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

по теме «Здоровьесберегающие технологии на уроке математики»

подготовила учитель математики

Воронина Н.А.

Данная тема очень актуальна. В настоящее время в условиях вариативности образования успешная деятельность общеобразовательной школы и образовательного учреждения становится немыслимой без организации системы работы с детьми, испытывающих трудности в усвоении учебной программы, в адаптации к школе и социальному окружению. Актуальность темы и подтверждает то, что данная проблема поднимается Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым в Посланиях Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 года и 12 ноября 2009 г.: «Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны заниматься в том числе и педагоги».

Так же одной  из  проблем, которые  наиболее  ярко  обострились  в  последнее  десятилетие,  является  проблема  здоровья населения  страны и подрастающего  поколения в  частности. О  влиянии  обучения  на  здоровье  детей ведутся  дискуссии на  протяжении многих  десятилетий, а  в  период модернизации  российского  образования все  больше и больше  стали  говорить об   отрицательном  воздействии  системы  школьного  образования на  здоровье  детей.  В  связи  с  этим существует  прямая  зависимость  будущего  школьников  от  их  образовательного  и поведенческого  уровня, в котором  здоровье выделяется  как  системообразующее  звено благополучия, гарант  успешности. Обучать здоровью, здоровому образу жизни, вести профилактику вредных привычек можно и нужно. Для этого требуется строить учебный процесс так, чтобы в ходе его реализации расширялись поисково-двигательные, чувственно-эмоциональные возможности каждого учащегося, не иссякал его интерес, не накапливалась усталость и, тем более, стресс и отторжение. В учебно-образовательном процессе, построенном таким образом, учитываются возрастные особенности развития учащихся и сохраняется главный смысл здоровьесберегающих и здоровьеукрепляющих педагогических технологий – формирование здоровой, социально активной личности.

Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

  • в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;
  • в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
  • в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
  • в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
  • в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимают все те технологии, использование которых идет на сохранение здоровья учащихся.

Здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности.  Работая учителем математики при организации учебной деятельности я уделяю внимание следующим факторам:

- комплексное планирование урока, в том числе задач, имеющих оздоровительную направленность;

 - соблюдение  санитарно-гигиенических условий обучения  ( наличие оптимального светового и теплового режима в кабинете, условий безопасности , соответсвующих  СанПиНам мебели, оборудования, оптимальной окраски стен и т.д. Организовано проветривание до и после занятий и частичное -  на переменах.  Проводится влажная уборка кабинета между сменами);

-правильное соотношение между темпом и информационной плотностью  урока ( оно варьируется с учетом физического  состояния и настроения учащихся);

 - построение урока с учетом работоспособности учащихся;

 - благоприятный эмоциональный настрой;

 - проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

 Физкультурные минутки и паузы во время уроков математики – это необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партами.  Перерыв необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища  (особенно спины)   и мелких мышц кистей рук. Физкультминутки способствуют повышению внимания, активности детей на последующем этапе урока. В основном на уроке используют физкультминутки для глаз, для релаксации, для рук. Так гимнастика для глаз предупреждает зрительное утомление  у школьников.

 Например, гимнастика для глаз по методу Г.А.Шичко.

 1.Вверх-вниз, влево - вправо.   Двигать глазами  вверх-вниз, влево - вправо.  Зажмурившись снять напряжение, считая до десяти.

 2.Круг. Представьте себе большой круг. Обводите его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

 3.Квадрат. Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого  верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

 4.Покорчим «рожи». Учитель предлагает изображать мордочки различных животных или сказочных персонажей.

 

Необходимы упражнения на релаксацию (на мышечное расслабление). 

И.П.- руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Перед упражнениями полезно предложить детям крепко сжать кулаки в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.

И.П.- дети поднимают и опускают плечи, затем свободно опускают их в нормальное положение (сбрасывают плечи в низ).

 Обязательна гимнастика для пальчиков рук. Например,

 1.Волны. Пальцы сцеплены в замок. Поочередно открывая и закрывая ладони дети имитируют движение волн.

 2. Здравствуй. Дети поочередно касаются подушечками пальцев каждой руки большего пальца этой руки.

 Физкультурную минутку можно провести и таким образом:

 Нам пора передохнуть, потянуться и вздохнуть (глубокий вдох и выдох).

 Для начала мы с тобой, крутим только головой (вращение головой). Покрутили головой и усталость вся долой;

Прочь прогоним лень и скуку, разомнем сначала руки (выполняются волнообразные  движения кистями рук);

Встали дружно. Наклонились     

 Раз -  вперед, а два – назад.

 Потянулись. Распрямились.

Приседаем быстро, ловко

 Здесь видна уже сноровка.

 Чтобы мышцы развивать

 Надо много приседать.

Мы на месте снова ходим

 Но от парты не уходим     ( ходьба на месте).

По местам пора садиться

 И опять начать учиться    ( дети садятся за парты).

 При умелом сочетании отдыха и движения, различных видов деятельности обеспечит высокую работоспособность учащихся в течение дня.

   Для того чтобы научить детей заботиться о своем здоровье. На уроках можно рассмотреть задачи, которые основаны на фактическом материале. Все это способствует тому, что учащиеся привыкают, ценить, уважать и беречь свое здоровье.

 Рассмотрим некоторые задачи:

 1. Произведение двух последовательных натуральных чисел равно 132. Найдите сумму этих чисел, и вы узнаете, сколько пар хромосом в хромосомном наборе человека.   Ответ: 23 пары.

 2. За день сердце может перекачать 10 000 литров крови. За сколько дней насос такой мощности смог бы заполнить бассейн длиной 20 метров, шириной 10 метров и глубиной 2 метра?   Ответ:40 дней.

 3. Масса витамина С, ежедневно необходимая человеку, относится к массе витамина Е, как 4:1. Какова суточная норма в витамине Е, если  витамина С   мы в день должны употреблять 60 мг.?   Ответ:15 мг.

 4.В позвоночном, крестцовом и копчиковом отделах позвоночника позвонков поровну. В грудном отделе их на 7 больше, чем в поясничном, а в шейном отделе – на 5 меньше, чем в грудном. Сколько позвонков в каждом отделе позвоночника, если всего их 32?   Ответ:7,12,5,5,5.

 5.Одна сигарета содержит до 1,2 мг. никотина. При курении   2/3     дыма  попадает в воздух.   Выясните, сколько никотина окажется в воздухе комнаты, в которой курильщик выкурил 10 сигарет? При этом известно, что смертельная доза яда – 40 мг. Сколько процентов смертельной дозы яда будет в воздухе?   Ответ:14 мг.,35%.

 Одним из условий здоровьесбережения является творческий характер образовательного процесса. Можно учащимся в виде домашнего задания предложить презентации на одну из тем: «Охрана зрения», « Правильная осанка», « Здоровый образ жизни» и другие.

 Можно предложить сделать слайд – шоу с помощью геометрических фигур для использования во время проведения физкультурных минуток.

После уроков или на большых переменах можно учащимся предложить использовать музыкотерапию. «Утро» Э.Грига, «Полонез» М.Огинского (для снятия переутомления), оду «К радости» Л.Бетховена, «Аве Мария» Ф.Шуберта (для снятия меланхолического, угнетенного состояния), «Сентиментальный вальс» П. Чайковского (для снятия раздражительности) и т.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках математики

Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы. Карлейль Т.  Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится перво...

Здоровьесберегающие технологии на уроках математики

Одна из важнейших задач, которую ставит перед собой школа является обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе.Материал  полезен для проведения МО,семинаров, ...

Здоровьесберегающие технологии на уроках математики(презентация)

Здоровьесберегающие технологии на уроках математики....

здоровьесберегающие технологии на уроках математики

обобщение опыта в виде устной презентации по теме "Здоровьесберегающие технологии на уроках математики"...

презентация здоровьесберегающие технологии на уроках математики

презентация  здоровьесберегающие технологии на уроках математики...

Доклад на тему ИКТ- технологии и здоровьесберегающие технологии на уроках математики

Использование ИКТ-технологий и технологии здоровьясбережения позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаёт условия для смены видов деятельности обучаю...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики. Из опыта работы учителя математики.

Математика – один из основных предметов школы. Математика занимает от 10% до 15% в среднем учебного времени. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья...