Технологии использования блогов в учебных целях
статья на тему
В статье описываются технологии использования блогов вучебных целях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_ispolzovaniya_blogov_v_uchebnyh_tselyah.docx | 22.84 КБ |
Предварительный просмотр:
С точки зрения технологии использования блога в учебных целях, можно выделить несколько моделей его применения и рассматривать блог как:
- инструмент администрирования и организации учебного процесса;
- платформу для проведения дискуссий;
- среду для размещения публикаций в Интернете.
Блог как инструмент администрирования и организации учебного процесса имеет ряд явных преимуществ по сравнению с традиционным преподавательским веб-сайтом. Он позволяет организовать личное учебное пространство преподавателя и студента, так как все необходимые для занятий материалы и записи находятся в одном месте, могут быть доступны с любого компьютера, имеющего выход в Интернет.
Эти материалы можно оперативно корректировать, добавлять ссылки на разнообразные интернет-ресурсы, включать слайд-презентации (например, лекции), мультимедиа (фотографий, диаграмм, графиков, аудио- и видеозаписей). Блог также позволяет оптимизировать учебную нагрузку. При традиционной организации обучения из-за недостатка времени на занятиях и ограниченности объема учебных курсов не у всех учащихся есть шанс высказаться и быть услышанными.
Ведение блога позволяет студенту самому управлять процессом своего обучения, занимаясь активным поиском информации и получая комментарии от других людей, т. е. блоги способствуют развитию учебной автономии, пониманию необходимости обучения на протяжении всей жизни. Регулярность работы обеспечивает также интенсивность учебного процесса и усвоения знаний обучающихся по определенным темам.
Функция архивирования и добавления меток (тегов) дает возможность преподавателю проследить и проконтролировать прогресс каждого студента, а также способствует саморефлексии и самооценке со стороны студентов. Однако, как подчеркивает Алан Ноувембер, учебные блоги изменяют представление о контроле информации: адресатом информации становится не преподаватель и одногруппники, а весь мир. Преподаватель перестает выступать в роли главного и часто единственного арбитра и восприятие времени, пространства и отношений расширяется.
Использование блогов усиливает интерес к процессу обучения и способствует поддержанию высокого уровня мотивации студентов. Новизна технологий – один из мотивирующих факторов в обучении. Открытость публикаций и наличие потенциальной читательской аудитории способствуют значительному повышению качества работ.
Блог как платформа для проведения дискуссий не только обеспечивает учебный процесс оперативной и надежной обратной связью между студентами и преподавателем, предоставляет студентам возможность обмена информацией друг с другом для взаимообучения через функцию комментариев, привлекает к дискуссии экспертов, не имеющих прямого отношения к учебному курсу (например, носителей языка), но и является идеальной площадкой для обучения в сотрудничестве, проблемного обучения и работы по проектной методике.
Блоги дают студентам право выбора и право собственности. Студенты поставлены в такие условия, что они вынуждены выражать свое мнение, а не искать единственно приемлемый для преподавателя ответ. Именно поэтому использование этих технологий способствует формированию критического мышления, активной позиции и рефлексии студента.
Анна Дэвис говорит, что блоги дают студентам новое понимание своего голоса, который они формируют благодаря исследованию своего учебного стиля и стиля мышления. Как пишут в своей статье «Мысли о блогах» Торилл Мортенсен и Джил Уолкер, «блог может стать отличным способом апробирования своего собственного голоса, уверенного и четкого, а также развития способности формулировать и отстаивать свое мнение. Публикуя записи в блоге, мы вынуждены открывать для себя собственный стиль письма и мышления и видеть, как они отражаются в словах других людей».
Имея потенциальную читательскую аудиторию и получая от нее отклики, студент постепенно переходит от написания коротких комментариев к созданию более серьезных эссе.
Размещение в блоге набросков и черновых вариантов сочинений дает преподавателю возможность проследить процесс оформления основной идеи эссе и позиции студента по рассматриваемому вопросу. В онлайн-обсуждении с одноклассниками и преподавателем студент получает возможность внести коррективы в свое видение вопроса и способ изложения материала. Блоги могут применяться в обучении не только академическому письму, но и деловой переписке (например, написанию официальных документов, деловых писем, служебных записок и др.). В игровой форме путем имитации работы настоящей компании и публикации переписки студенты приобретают профессиональные навыки, необходимые в профессиональной жизни.
И наконец, блог может использоваться как среда для размещения публикаций. В процессе ведения блогов студенты быстро понимают, что их сообщения могут читать не только преподаватели и однокурсники. Блоги выводят выполняемые задания за рамки учебного процесса и взаимоотношений "преподаватель–ученик", позволяя всем желающим оценить и прокомментировать работы учащихся. Публикация в блогах – это законная возможность общения с реальной аудиторией, возможность найти единомышленников и стать частью тематического сообщества.
Со временем, блог становится виртуальным журналом опубликованных письменных работ студента. Такой архив ученических работ удобен и дидактически оправдан. Обратившись к блогу, студенты могут легко найти старые работы, восстановить хронологию и порядок прохождения материала. Более того, каждый студент может оценить совершенный им прогресс в изучении курса, сравнив последние записи с самыми первыми.
Преимущество электронного портфолио перед традиционным состоит в возможности оперативно редактировать и тиражировать материалы. Однако при всех достоинствах электронного портфолио остается актуальной проблема регулярного обновления его содержания. Этот недостаток позволяет устранить использование блогов в качестве программной платформы электронного портфолио.
Благодаря технической простоте, доступности и интерактивности веблоги (онлайн-дневники) могут быть достойной альтернативой старым формам электронных портфолио. Блоги, по утверджению Дэвида Тоша и Бена Вердмюллера, не просто могут служить хранилищем цифровых артефактов, но еще и придают портфолио рефлексивный характер благодаря обеспечению обратной связи.
Еще одним достоинством блогов как электронного портфолио является возможность социального взаимодействия и построения сетевых сообществ. Поскольку блог является инструментом саморефлексии, то комментарии, оставленные преподавателями и другими студентами, могут значительно расширить угол зрения на проблему и подвести учащегося к более глубоким выводам, а также способствовать полноценному предметному общению с единомышленниками и активному участию в сетевых сообществах. Таким образом, сочетание использования электронного портфолио, блогов и социальных сетей в обучении создает особый «учебный ландшафт»[1].
Однако, вероятно, самое главное заключается в том, что благодаря блогам студенты понимают, что знание – это не сумма разрозненных фактов, а совокупность связанных между собой понятий, теоретических построений и представлений разного уровня.
[1] Блоги в обучении. / http://study-english.info/it-blogs.php / Дата обращения: 11.09.2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии личностно ориентированного обучения с целью развития познавательных и творческих способностей учащихся
Современный этап педагогической практики - это переход к деятельностно развивающей, л...
Использование инновационных технологий на уроках литературы с целью повышения читательского интереса и учебной мотивации
В век современных технологий и бешеного темпа жизни привить детям любовь к неспешному, вдумчивому, осмысленному чтению кажется практически невыполнимой задачей. С трудом представляю своих восьмиклассн...
Использование интернет пространства в учебных целях
.В современном мире использование интернет пространства в учебных целях является абсолютно новым направлением общей дидактики и частной методики, так как происходящие изменения затрагивают все стороны...
Статья на тему: «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в целях повышения мотивации к изучению предмета учащихся с ОВЗ »
Эта статья отражает опыт применения и результат эффективного использования в практической деятельности ИКТ учителем математики коррекционной школы....
Использование киберпространства в учебных целях
Как глобальная сеть Интернет влияет на работу учителя и обучаемость ученика....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ МУЗЫКИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ
Использование компьютерных программ позволяет эффективней развивать все виды восприятия и задействовать при проведении урока все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную....
Использование компьютерных технологий на уроках математики с целью повышения эффективности урока
Использование компьютерных технологий на уроках математики с целью повышения эффективности урока...