Тьюторское сопровождение здоровьеориентированной личности на уроках биологии.
статья на тему

Лялина Наталия Владимировна

Все чаще в класс общеобразовательной школы приходят дети с ОВЗ, нередко, таким учащимся требуется тьютор. В статье представлены методы работы учителя-тьютора на уроках биологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лялина Н.В., учитель биологии ГБОУ школа № 588

Тьюторское сопровождение здоровьеориентированной личности на уроках биологии.

Охрану здооровья детей можно назвать приоритетным напрвлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Существует более 300 определний понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психичского и социального благополучия, а не только отсутсвие болезней или физических дефектов.

В настоящее время школа активно использует здоровьесберегающие технологии и формирует здоровьеориентированную среду, но этого недостаточно, чтобы сформировать здоровьеориентированную личность. Важно активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, становления самосознания и активной жизненной позиции, воспитания ответственности за свое здоровье и здоровье других людей.

Работа тьютора, на мой взгляд, заключается в том, чтобы использовать все доступные способы для воспитания здоровьеориентированной личности, в том числе и классно-урочной системе с использованием технологий обучения здоровью, т.е. включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла. Наиболее активно эти технологии можно использовать на уроках биологии, особенно в 8 классе, при изучении курса «Биология.Человек». Данный курс включает в себя множество практических и лабораторных работ, направленных на изучение и понимание процессов, происходящих в организме. К таким темам относятся: «Определение плоскостопия», «Скорость кровотока и вред курения», «Функциональная проба на определение степени тренированности» и др.

Из всех технологий тьюторского сопровождения для лучшей реализации поставленных задач в классно-урочной системе наиболее подходит тьюториал.

Тьюториал – активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей школьников. Цель тьюториала – оживить и разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность школьников, вызвать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике.

Исходя из позиций здоровьесбережения и тьюторского сопровождения наиболее интересной формой урока видится педагогическая мастерская, которая позволяет реализовать все поставленные задачи. Педагогические мастерские - это нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, которая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту учителя и ученика, дарит радость сотворчества.

В мастерской ученик способен строить свои знания самостоятельно в совместном поиске, который мастером продуман и организован и опирается на ряд принципов:

  • Учитель-мастер создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении;
  • Работа в мастерской включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучении проблемы;
  • Мастер не торопится отвечать на вопросы, учащиеся должны найти ответы на вопросы сами;
  • Необходимую для работы учащихся информацию учитель-мастер подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней у учащихся;
  • Исключается официальное оценивание работы ученика, но через социализацию, афиширование работ дает возможность появлению самооценки учащегося и ее изменения, самокоррекции;
  • Учитель-мастер продумывает чередование индивидуальной и коллективной работы, что создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, повышения уровня коммуникативной культуры и психологический комфорт.

Традиционно в школе большое значение уделяется физическому здоровью (физминутки, активные перемены, контроль заболеваемости и др.), но не маловажным являются и другие составляющие здоровья, такие как: социально-нравственное, психологическое и эмоциональное.

Темы уроков биологии позволяют раскрыть учебный материал с разных точек зрения, так, например, тема «Переливание крови и тканевая совместимость», может превратиться в вопрос: «Сколько стоит жизнь?». Таким образом, почти на каждом уроке биологии можно поднимать вопросы нравственности и социализации учащихся. Педагогическая мастерская исключает официальное выставление оценок, что значительно повышает психологический комфорт, а психологическое здоровье школьников не редко зависит от их психологического комфорта.

Также важной составляющей здоровья учащихся является и эмоциональное здоровье. Оно во многом определяет и степень удовлетворенности жизнью и даже успешность. Люди, способные поддерживать хорошее эмоциональное состояние, имеют хорошие отношения с другими людьми, оптимистичны и дружественны. Возможно потому, что они чувствуют себя более естественно и комфортно будучи тем, кем они на самом деле являются.

Учитель-мастер или тьютор должен не только наполнить урок содержанием, не только организовать работу учащихся на уроке (в том числе и индивидуальную, и разноуровневую), но, в прервую очередь, должен быть учителем здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности учащихся, как один из путей формирования творческой личности на уроках биологии и во внеурочной деятельности.

Формирование устойчивого познавательного интереса зависит от эмоционально-положительного отношения к учению....

ФОРМИРОВАНИЕ САМОРАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ХИМИИ

«Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке»М.СкаткинПерспективное развитие современного образования требует радикальных изменений, позволяющих учащимся адаптиров...

Интерактивные методы обучения как средство развития личности на уроках биологии

статья содержит информауцию о применении интерактивного обучения в образовательном пространстве...

Воспитание нравственных качеств личности на уроках биологии и во внеклассной деятельности (кустовое методическое объединение)

Биология - наука о жизни. Ее изучение способствует осознанию школьниками того, что сохранение биосферы - непременное условие не только существования, но и развития человечества. Биологическое об...

«Педагогическое сопровождение исследований учащихся на уроках биологии и внеурочную деятельность»

«Педагогическое сопровождение исследований учащихся  на уроках биологии и внеурочную деятельность» «Сомневаясь, мы начинаем исследовать.А исследую, находим истину»(Пьер Абеляр)Ос...

Организация педагогического сопровождения одаренных учащихся на уроках биологии.

Глобальные изменения в социальной, экономической и производственной сферах жизни общества, усиление борьбы за конкурентоспособность государств и информационно-технологическая революция обострили потре...