Тьюторское сопровождение здоровьеориентированной личности на уроках биологии.
статья на тему
Все чаще в класс общеобразовательной школы приходят дети с ОВЗ, нередко, таким учащимся требуется тьютор. В статье представлены методы работы учителя-тьютора на уроках биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tyutorskoe_soprovozhdenie_uchashchihsya_na_urokah_biologii.docx | 19.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Лялина Н.В., учитель биологии ГБОУ школа № 588
Тьюторское сопровождение здоровьеориентированной личности на уроках биологии.
Охрану здооровья детей можно назвать приоритетным напрвлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Существует более 300 определний понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психичского и социального благополучия, а не только отсутсвие болезней или физических дефектов.
В настоящее время школа активно использует здоровьесберегающие технологии и формирует здоровьеориентированную среду, но этого недостаточно, чтобы сформировать здоровьеориентированную личность. Важно активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, становления самосознания и активной жизненной позиции, воспитания ответственности за свое здоровье и здоровье других людей.
Работа тьютора, на мой взгляд, заключается в том, чтобы использовать все доступные способы для воспитания здоровьеориентированной личности, в том числе и классно-урочной системе с использованием технологий обучения здоровью, т.е. включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла. Наиболее активно эти технологии можно использовать на уроках биологии, особенно в 8 классе, при изучении курса «Биология.Человек». Данный курс включает в себя множество практических и лабораторных работ, направленных на изучение и понимание процессов, происходящих в организме. К таким темам относятся: «Определение плоскостопия», «Скорость кровотока и вред курения», «Функциональная проба на определение степени тренированности» и др.
Из всех технологий тьюторского сопровождения для лучшей реализации поставленных задач в классно-урочной системе наиболее подходит тьюториал.
Тьюториал – активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей школьников. Цель тьюториала – оживить и разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность школьников, вызвать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике.
Исходя из позиций здоровьесбережения и тьюторского сопровождения наиболее интересной формой урока видится педагогическая мастерская, которая позволяет реализовать все поставленные задачи. Педагогические мастерские - это нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, которая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту учителя и ученика, дарит радость сотворчества.
В мастерской ученик способен строить свои знания самостоятельно в совместном поиске, который мастером продуман и организован и опирается на ряд принципов:
- Учитель-мастер создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении;
- Работа в мастерской включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучении проблемы;
- Мастер не торопится отвечать на вопросы, учащиеся должны найти ответы на вопросы сами;
- Необходимую для работы учащихся информацию учитель-мастер подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней у учащихся;
- Исключается официальное оценивание работы ученика, но через социализацию, афиширование работ дает возможность появлению самооценки учащегося и ее изменения, самокоррекции;
- Учитель-мастер продумывает чередование индивидуальной и коллективной работы, что создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, повышения уровня коммуникативной культуры и психологический комфорт.
Традиционно в школе большое значение уделяется физическому здоровью (физминутки, активные перемены, контроль заболеваемости и др.), но не маловажным являются и другие составляющие здоровья, такие как: социально-нравственное, психологическое и эмоциональное.
Темы уроков биологии позволяют раскрыть учебный материал с разных точек зрения, так, например, тема «Переливание крови и тканевая совместимость», может превратиться в вопрос: «Сколько стоит жизнь?». Таким образом, почти на каждом уроке биологии можно поднимать вопросы нравственности и социализации учащихся. Педагогическая мастерская исключает официальное выставление оценок, что значительно повышает психологический комфорт, а психологическое здоровье школьников не редко зависит от их психологического комфорта.
Также важной составляющей здоровья учащихся является и эмоциональное здоровье. Оно во многом определяет и степень удовлетворенности жизнью и даже успешность. Люди, способные поддерживать хорошее эмоциональное состояние, имеют хорошие отношения с другими людьми, оптимистичны и дружественны. Возможно потому, что они чувствуют себя более естественно и комфортно будучи тем, кем они на самом деле являются.
Учитель-мастер или тьютор должен не только наполнить урок содержанием, не только организовать работу учащихся на уроке (в том числе и индивидуальную, и разноуровневую), но, в прервую очередь, должен быть учителем здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности учащихся, как один из путей формирования творческой личности на уроках биологии и во внеурочной деятельности.
Формирование устойчивого познавательного интереса зависит от эмоционально-положительного отношения к учению....
ФОРМИРОВАНИЕ САМОРАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ХИМИИ
«Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке»М.СкаткинПерспективное развитие современного образования требует радикальных изменений, позволяющих учащимся адаптиров...
Интерактивные методы обучения как средство развития личности на уроках биологии
статья содержит информауцию о применении интерактивного обучения в образовательном пространстве...
Воспитание нравственных качеств личности на уроках биологии и во внеклассной деятельности (кустовое методическое объединение)
Биология - наука о жизни. Ее изучение способствует осознанию школьниками того, что сохранение биосферы - непременное условие не только существования, но и развития человечества. Биологическое об...
«Педагогическое сопровождение исследований учащихся на уроках биологии и внеурочную деятельность»
«Педагогическое сопровождение исследований учащихся на уроках биологии и внеурочную деятельность» «Сомневаясь, мы начинаем исследовать.А исследую, находим истину»(Пьер Абеляр)Ос...
Организация педагогического сопровождения одаренных учащихся на уроках биологии.
Глобальные изменения в социальной, экономической и производственной сферах жизни общества, усиление борьбы за конкурентоспособность государств и информационно-технологическая революция обострили потре...
Тема тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в работе над физическими упражнениями .Оказание тьюторской помощи во время физических упражнений, основные моменты в деятельности тьютора при переходе от физической нагрузки к умственной .
Основные моменты в тьютерской деятельности во время уроков,а так же при подготовки к урокам...