Групповая форма работы
учебно-методический материал на тему
Тема моего материала: «Групповая работа как средство формирования универсальных учебных действий».
Чтобы ребёнок был успешным, он должен ориентироваться в море информации, добывать, перерабатывать и выдавать её. И только в совместной деятельности проявится его активность, и в группе ученик может занять активную позицию, где он чувствует себя увереннее, чем высказывать свои мысли вслух перед всем классом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Групповая форма работы | 29.8 КБ |
Презентация к докладу | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Групповая работа как средство формирования универсальных учебных действий.
Умение читать, писать и считать уже недостаточно для современных людей. В наше время отмечается низкий уровень коммуникативной компетентности детей. Главным умением сегодня является: умения сотрудничать и работать в группе, умение слушать и слышать партнёра, свободно, чётко и понятно излагать свою точку зрения на проблему. Такие задачи ставит ФГОС.
И тема моего выступления: «Групповая работа как средство формирования универсальных учебных действий». Затрону вопросы по решению проектных задач и формирование оценочной деятельности.
Ученик должен овладеть системой учебных действий с изучаемым предметным материалом.
Слайды 1,2,3. В гос. образ. стандарте эта система носит название УУД. Их в начальной школе 110.
Требование к личностным результатам – поменялась ситуация к учебной деятельности с появлением навыков сотрудничества. И эти результаты любому человеку очень будут нужны в жизни. Но дети, сидящие за партой по 2 человека, к сотрудничеству не придут.
Требование к метапредметным результатам – учитель должен получить на выходе результат не одного предмета, а весь образовательный процесс.
Предметные результаты – основная цель в традиционной школе: формирование ЗУН т.е. предметные результаты играли первостепенную роль. Сейчас ситуация изменилась и первостепенную роль играют метапредметные результаты.
Программы по которым мы все работаем, в которых прописаны темы для изучения не являются результатом, а навыки, описания, сравнения, эксперименты, опыты, узнавания, умения использовать тексты с целью поиска и извлечения нужной информации, а не готовый материал учебника – это и есть требование ФГОС. Не проверяются и не оцениваются эти результаты, но сформировать их нужно.
Хороший учитель тот, кто хорошо сработал на предметные результаты. Это мониторинговые проверочные работы.
Слайд 4 Чтобы ребёнок был успешным, он должен ориентироваться в море информации, добывать, перерабатывать и выдавать её. И только в совместной деятельности проявится его активность, и в группе ученик может занять активную позицию, где он чувствует себя увереннее, чем высказывать свои мысли вслух перед всем классом.
Это основное из требований как в школе, так и при приёме на работу.
Без групповой работы невозможно работать на метапредметные результаты:
- Готовность слушать собеседника и вести диалог;
- Умение договариваться о распределении функций и ролей;
- Готовность конструктивно разрешать конфликты и т.д.
Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Здесь идёт развитие навыков самостоятельной учебной деятельности, умение успешного общения, совершенствуются межличностные отношения в классе и здесь он учится делать самостоятельный выбор. И именно групповая работа формирует УУД.
Слайд 5
В ходе групповой работы создаётся единый групповой продукт. И конечно учителю не просто оценить индивидуальный вклад каждого ученика т.к. есть дети «работяги», которые делают всю работу, и «сачки» кто слабо участвует в работе. А положительную оценку получают все. Чтобы этого не произошло рекомендуют учащимся выполнить индивидуальную контрольную работу. Затем оценки всех участников группы суммируют, и полученная сумма объявляется общей оценкой работы всей группы т.е.
«Учимся вместе, результаты работы каждый демонстрирует сам»
Слайд 6 Структура группы тоже может быть разной: от 2-х и более чел. 5 групп по 5 человек, 6 групп по 4 человека и т.д. И посадка детей тоже может быть разной: фронтальная, радикальная, иерархическая; круговая и цепная. Главное выстроить модель сотрудничества, а не конкуренции.
Слайды 7,8 (Фото) В 4 кл было создано 6 групп по 4 человека.
Во 2 кл – 4 группы по 5 человек
Слад 9 Этапы развития группы.
Возникновение групп может происходить организационно или стихийно; устойчивая группа, например, из 5 чел или нет; установлены ли контакты между членами группы или нет; распределены ли обязанности, задания и принятие решений. Одним из главных условий качественной работы группы – является наличие взаимопонимания между членами группы, умение разрешать конфликты и вести грамотный, культурный диалог. Группа может образоваться по желанию, случайным образом, по выбору педагога, «лидера», по определённому признаку.
Слайд 10 Сложились ли отношения в группе; возникают ли конфликты?
Слайд 11 Взаимодействие между членами группы, принимающий хар-тер устойчивых отношений, подчиняясь общим правилам; сплочённость группы; возникновение чувства «МЫ» Например при защите проекта от 2 группы Ирма всегда говорила: « Мы считаем…..», а из 5 группы звучали слова: «Я сложил, я высчитал…..»
Слайд 12 Выполнение своих обязанностей и ответственности в группе.
Использование творческого потенциала.
Слайд 13 Распад группы. Наступление этой стадии происходит в следствии ряда причин, что может быть связано с: неудачной сменой лидера; неправильной выбранной целью; неразрешимым внутригрупповым конфликтном.
Слайд 14 Там, где группа понимает общую цель и умеет согласовывать свои действия по достижению этой цели и идёт на результат - такую группу можно считать сплочённой.
Слайд 15 (фото) О сплочённости групп расскажет Рычина Т.Н.
Слайд 16 Чтобы такая группа создалась: необходимо, чтобы для детей было всё понятно, простота правил; формирование самоуправление; устойчивость и смена ролей; пошаговое движение в сторону т.е принятие групповой задачи своей; вклад каждого ребёнка в результат группы.
Слайд 17 Мы зависим в группе друг от друга, каждый ребёнок оценивает собственный результат; чем больше это взаимодействие, тем лучше;
Слайд 18 (фото) Если группа работала дружно, то и продукт получится качественный и защита пройдёт интересно.
Слайд 19 Построение урока. Сценарий урока с групповыми формами работы часто требует перестройки класса, нужен другой тип мебели, не крупной, чтобы дети сами перестраивали эту модель. Надо продумывать количество учеников в группе. Внутри группы совместно распределить обязанности, подготовить материал. Дети по-разному понимают информацию: кто-то глазами, кто-то ушами, но задание нужно объяснить всем. Но самое сложное для учителя: отслеживать работу группы в целом и отдельных учеников.
Слайд 20 (фото) Видим группы в процессе работы
Слад 21 (фото)Выслушать презентацию детей и увидеть «продукт».
Слайд 22 Педагог – руководитель проекта: моделирует, проектирует замысел, мотивирует, помогает, консультирует.
Учащиеся - исполнители проекта: принимают задачу, выбирают пути, ищут материал и делают проект.
Проектная задача ориентирована на оценку способности решать (*) учебно-познавательные и учебно-практические задачи на основе сформированных предметных знаний и универсальных учебных действий.
Под проектной задачей понимается задача, «… в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получении ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата «продукта.
Проектная задача принципиально носит групповой характер»
Это новый вид задачи направлен на применение обучающимися освоенных УУД не в учебной ситуации, а в ситуациях, приближенных к «реальным».
Ещё одной особенностью проектной задачи является то, что в ней не содержится указаний, к какой теме, к какому учебному предмету она относится.
Итогом всегда является реальный продукт (*) текст, схема, график, диаграмма) Рассмотрим различие в обучении…
1. Структура взаимодействия учителя с классом на уроке: «вопрос классу». Внимание всего класса направлено на учителя:
- Учитель задаёт вопрос;
- Учащиеся, желающие ответить, поднимают руку;
- Учитель вызывает одного из учеников;
- Ученик пытается дать правильный ответ;
- Учитель реагирует на ответ ученика.
А что если этот вопрос дать рассмотрение группе? И вместо ответа 1 ученика, в группе каждый может рассказать о том, что он знает. Подготовленные ученики обсуждают поставленный вопрос, а слабые слушают их и запоминают, п.ч они не хотят подвести ни себя, ни товарищей. Сильный ученик – желанный член группы.
Главное отследить способ работы, действий учащихся в нестандартных ситуациях.
Решение проектных задач надо выстроить в учебный план, в рабочую программу учебного предмета и выделить урочное время в конце четверти, полугодия года.
Можно организовать команды не только внутри класса, но и параллели, возможно решение и разновозрастных проектных задач.
Слайд 23 Выделяют 3 этапа проекта:
- Разработка;
- Выполнение;
- Защита.
Достоинство проекта: * высокая степень самостоятельности;
*инициатива учащихся;
*межпредметное взаимодействие ЗУН.
Слайд 24 Алгоритм разработки проектной задачи для учителя.
- Определить вид и место проектной задачи:
А) стартовая, текущая, итоговая;
Б) монопредметная или тематическая задача - встраивается в тематическое планирование рабочей программы по выбранному предмету.
В) межпредметная задача – найти точки пересечения областей знаний в нескольких предметах, для проведения выделяются отдельные часы учебного плана данного класса;
Г) одновозрастная или межвозрастная - найти точки пересечения областей знаний в одном или нескольких предметах с учётом принципа концентрического освоения предметного содержания.
2. Сформулировать диагностическую цель проектной задачи.
3. Сформулировать проблему (условие задачи)
4. Составить инструкцию
5. Продумать форму рефлексии
6. Продумать форму представления готового продукта
7. Продумать форму оценки
К наблюдению, помимо учителя, привлекаются психолог и др. учителя, которые наблюдают за процессом решения задачи, не вмешиваясь в процесс, фиксируют в карте свои наблюдения.
Слайд 25 Алгоритм разработки проектной задачи для ученика.
- Определить роль каждого участника групповой работы;
- Ознакомиться с условием задачи;
- Обсудить организацию работы в группе по решению проектной задачи;
- Ознакомиться с инструкцией ( содержанием заданий);
- Выполнить задания, сформулированные в инструкции. В 1 классе (возможно) учитель читает задания совместно с детьми;
- Подготовиться к презентации решения проектной задачи;
- Предъявление готового продукта;
- Рефлексия своей деятельности;
- Оценивание своего продукта.
Слайд 26 Методический аппарат для учителя состоит из паспорта и замысла проектной задачи.
Паспорт проектной задачи призван ориентировать педагога в определении места данной задачи в учебно-тематическом плане рабочей программы или в учебном плане школы. Кроме того паспорт проектной задачи задаёт систему критериев для оценки степени сформированности метапредметных учебных действий с конкретным предметным содержанием, на основе которого составлена проектная задача.
Замысел проектной задачи подробно знакомит учителя со стратегией выполнения заданий в задаче, результатом выполнения каждого задания в задаче, а также уточняет перечень предметных и метапредметных умений, на которых основано каждое задание в проектной задаче.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Группы Малая группа – от 2-х и более человек; Элементарная группа – от 7 до 40 человек; Централизованные: фронтальная радикальная круговая цепная иерархическая 4. Децентрализованные:
Возникновение группы Организационно или стихийно; Устойчивая группа или нет; Установлены ли контакты между членами группы или нет; Распределены ли обязанности, функции; Распределены ли задания; Готовы ли принимать решение.
Взаимодействие Сложились ли отношения в группе; Возникают ли конфликты между членами группы;
Формирование продуктивных отношений Подчинение общим правилам; Сплочённость группы; Возникновение чувства «мы»
Действие Выполнение своих обязанностей и ответственности в группе; Использование творческого потенциала и энергии.
Распад С неудачной сменой лидера; С неправильно выбранной целью и средствами её достижения; Неразрешимым внутригрупповым конфликтом.
Групповая сплочённость 1. Целенаправленная групповая деятельность 2. Комфортность в группе; 3. Феномен авторитета; 4. Чувство «МЫ»
Организация групповой деятельности Коллективная игра; Коллективное самоуправление; Коллективное самообслуживание; Совместная продуктивная деятельность – должен быть видимый результат с осознанием вклада каждого.
Эффективная группа - это Позитивная взаимозависимость; Индивидуальная оценка; Взаимодействие учащихся; Целенаправленное обучение навыкам групповой работы; Использование эффективных структур; Рефлексия.
Построение урока 1.При подготовке к уроку спланировать: Рабочее пространство; Количество учеников в группе; Распределение ролей участникам; Материалы для урока. 2. Дать задания учащимся: Объяснить содержание и цель работы Задать условия для успешного выполнения работы. 3. Контролировать ход работы групп: Оказывать помощь по мере необходимости; Вести оперативный учёт работы. 4. Организовать рефлексию: Определить, что в следующий раз надо сделать так же, а что изменить.
Проектная задача 1 . Ориентирована на оценку способности решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи; 2. Итогом является реальный продукт: схема, текст, график, диаграмма и т.д.
Этапы проекта Разработка; Выполнение; Защита.
Алгоритм для учителя Определить вид и место проектной задачи; Цель; Проблема; Инструкция; Рефлексия; Форма готового продукта; Форма оценки.
Алгоритм для ученика Роль ученика; Ознакомление с условием задачи; Организация работы в группе; Ознакомление с инструкцией; Выполнение задания; Подготовка к презентации; Защита готового продукта; Рефлексия; Оценивание своего продукта.
Методический аппарат состоит из: паспорта проектной задачи; замысла проектной задачи.
Итог групповая работа проектные задачи формирующее оценивание результат
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповая форма работы на уроках русского языка и литературы.
В этой статье делюсь опытом организации групповых форм работы на уроках русского языка и летературы...
Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).
Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...
Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики»
Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики». Так же материал содержит презентацию....
Представление педагогического опыта работы по теме "Групповые формы работы как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках биологии"
Сегодня в нашей стране происходят большие изменения, не прошли они стороной и от системы образования. В настоящее время в школах реализуются Федеральные государственные стандарты второго поколен...
«Круги сообществ» - одна из групповых форм работы, для разрешения конфликтных ситуаций, в рамках Школьной Службы Примирения (из опыта практической работы).
Данный метод является частью востановительной медиации которая лежит в основе работы "Школьной Службы Примирения" и помогает легко и быстро разрешать конфликты в которых участвует боль...
Программа логопедической работы для коррекции общего недоразвития речи ( групповая форма работы)
Программа логопедической работы для коррекции общего недоразвития речи ( групповая форма работы)...
Из опыта работы: групповая форма работы на уроках математики
С введением ФГОС приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектироватьпути достижения этих целей, контролировать и оцен...