Консультация для воспитателей «Музыкальный уголок»
учебно-методический материал на тему

Данная консультация поможет воспитателям правильно организовать музыкальный уголок в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_muzykalnyy_ugolok.docx25.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Музыкальный уголок в детском саду».

ДО по адресу: 1Мелитопольская ул., д.34.

Музыкальный руководитель Донская Т.С.

Музыкальный уголок является неотъемлемой составляющей предметно-развивающей среды в группах детского сада.

Он создается для проведения групповых и индивидуальных занятий, организации самостоятельной деятельности детей, для углубления приобретенных знаний, формирования музыкальных умений и навыков, организации творческого музицирования дошкольников.

Основные знания и умения ребенок получает на музыкальных занятиях, а закреплять их эффективнее в самостоятельной деятельности, когда дети по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски.

Они могут использовать пение, танец, игру на детских музыкальных инструментах в сюжетно-ролевых играх, сами организовать игры в «музыкальные занятия», «концерты», «театр».

Музыкальная предметно-развивающая среда в группах организуется по трем основным блокам:

• восприятие музыки;

• воспроизведение музыки;

• музыкально-творческая деятельность.

 

Оформление музыкальных уголков в группах младшего дошкольного возраста желательно строить на сюжетной основе, в старших – на дидактической.

Музыкальные уголки должны соответствовать современным требованиям.

Речь идет об обеспечении уголка современной техникой (ее игрушечными аналогами), современными художественными средствами. Особое место отводится дидактическим, развивающим материалам, которые используются целенаправленно и побуждают к размышлениям, активизации интереса к музыке.

Материалы музыкального уголка должны соответствовать возрасту детей, требованиям безопасности, эстетики и должны быть размещены в удобном и доступном для пользования детьми месте.

Музыкальный уголок в группе можно обустраивать по-разному: поставить небольшой шкаф с различными по размерам полочками или разместить несколько небольших модулей-трансформеров, на которых будут расположены детские музыкальные инструменты, музыкально- дидактические игры и пособия.

Рядом ставят 1-2 стола, или модули, к для самостоятельного музицирования и игровой деятельности.

Основное содержание уголка составляют разнообразные музыкальные пособия.

Прежде всего это музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты, которые добираются с учетом возраста детей, последовательности ознакомления с тем или иным инструментом во время музыкального занятия.

Во-вторых, это музыкально-дидактические игры и пособия, атрибуты для творческих музыкальных игр.

Рациональным будет размещение музыкального уголка возле уголка театрализованной деятельности. Тогда дети легко могут использовать отдельные атрибуты, элементы костюмов, необходимые в музыкально-театральной деятельности.

Музыкальные уголки для младших и старших детей должны отличаться содержанием оборудования.

 Так, в музыкальном уголке для детей младших и средних групп должно быть больше музыкальных игрушек (озвученных и неозвученных), чем инструментов; иллюстрации по сюжетам знакомым песен; игр. В центре можно повесить рисунок на музыкальную тематику.

В младшей группе размещают бубен, барабан, погремушки, колокольчики, дудочки.

В средней группе можно добавить деревянные палочки, ложки, металлофон.

В музыкальном уголке для старшей группы может быть больше музыкальных инструментов, дирижерская палочка, музыкальное лото, альбом "Наши песни" с иллюстрациями по сюжетам знакомых песен, которые постоянно обновляются, музыкальная лесенка т.п..

 Можно разместить портрет композитора, с произведениями которого дети знакомились на занятиях, фотографии самих детей, играющих на инструментах (где они танцуют, поют и т.д.).

. В старшей группе можно разместить - треугольник, металлофон, ксилофон, маракас, трещотку, кастаньеты и др..

Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня: для воспитателя и для детей. 

На верхнюю полку помещают инструменты которые дети используют дозировано (например, металлофон), и те, которыми дети могут заниматься только под присмотром воспитателя, в соответствии с санитарно-эпидемиологических норм дошкольного учебного заведения (дудочки, губные гармошки и т. п.).

 На нижней полке - барабаны, ложки, треугольники, маракас. Необходимо уделять особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов.

В самостоятельной практике очень важно использовать слушание классической, народной музыки, песен из мультфильмов, музыкальных сказок, а также проводить музыкальную релаксацию, способствующую психическому расслаблению детей.

Для этого необходимо в каждой группе иметь магнитофон с набором дисков с записями детских песен, народных мелодий, музыкальных сказок, инсценировок, которые должны быть отражены воспитателями группы в каталоге. Это позволяет удовлетворить желание детей послушать музыку, потанцевать, провести "концерт".

Для систематизации оснащения музыкального уголка целесообразно иметь его паспорт, в котором может быть предусмотрена такая классификация оборудования:

 

 озвученные детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования;

 неозвученные игрушки (имитационные);

 музыкально-дидактические игры и пособия;

 материал для творческих сюжетно-ролевых игр;

 атрибуты для музыкальных подвижных игр;

 аудиовизуальные пособия.

Озвученные детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования (бубны, погремушки, барабаны, маракас, колокольчики маленькие и большие, свистульки, дудочки, свирель, пищалки, свистки, саксофон, шарманки, музикальне шкатулки). Также сюда можно отнести заводных пляшущих медведей, зайцев, кукол.

Неозвученные игрушки (имитационные): бутафорские музыкальные игрушки и инструменты или макеты инструментов - балалайки, гитары, гармошки и т.п.. Они предназначены для создания игровых ситуаций, во время которых дети, фантазируя, представляют себя музыкантами, играющими на музыкальных инструментах.

Важными для музыкального развития являются игры, в которых дети проявляют свое творчество, сочиняя попевки, песенки, придумывая пляски, используя знакомые танцевальные движения.

В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально-дидактические игры, которые развивают способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, чувство ритма, творческие способности, могут включать в себя разнообразные тематические альбомы :"Портрети композиторов”, «Музыкальные инструменты», «Времена года», "Любимые песни” (альбом песен с илюстрациями, причем каждая картинка должна отражать содержание определенной песни).

Музыкально-дидактические игры должны быть красочно, эстетично оформлены, подобраны по возрасту.  Их можно использовать индивидуально и с подгруппой детей.

Воспитатель должен приучать детей к правильному и бережному пользования игрушками и инструментами, после игры убирать их на место.

Не стоит стремиться к педантичному отбору всех предложенных предметов оснащения музыкального уголка.

 Все зависит от условий группы, особенностей организации образовательного процесса. Не количество предметов, а их целесообразность и возможность использования детьми - это главный критерий по оснащению музыкального уголка.

   ПЕРЕЧЕНЬ   МАТЕРИАЛОВ   ДЛЯ   МУЗЫКАЛЬНОГО   УГОЛКА  

                                   В   СТАРШЕЙ   ГРУППЕ.

  • Инструменты: погремушки, бубны, барабаны, колокольчики, треугольник, металлофон, шумовые инструменты, пианино, баян, аккордеон, детское пианино;
  • Иллюстрации – «Времена года»;
  • Портреты композиторов;
  • Музыкально-дидактические игры: «Музыкальное лото», «Узнай и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросёнка», «Музыкальный паровозик», «Угадай, что звучит?» и т.д.;
  • Атрибуты к подвижным играм: «Хоровод в лесу», «Кот и мыши», «Ворон», и т.д.;
  • Детские рисунки к песням и музыкальным произведениям, картинки к знакомым песням в виде альбома или отдельные иллюстрации;
  • Ширмы: настольная, по росту детей;
  • Музыкальные лесенки (3-ёх, 5-ти, 7-ступеньчатые – озвученные);
  • Атрибуты к танцам: осенние листочки, снежинки, искусственные цветы, «дождики», платочки, султанчики, ленточки, флажки и т.д., элементы костюмов;
  • Разноцветные перчатки, пёрышки, перчаточные куклы «би-ба-бо» для музыкальных импровизаций за ширмой;
  • Магнитофон, аудиокассеты;
  • Иллюстрации музыкальных инструментов

 

 ПЕРЕЧЕНЬ    МАТЕРИАЛОВ    ДЛЯ    МУЗЫКАЛЬНОГО    УГОЛКА

                  В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

  • Музыкальные инструменты: маракасы, бубны, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольник, барабаны, самодельные шумовые инструменты и т.д.;
  • Портреты композиторов;
  • Иллюстрации «Времена года»;
  • Альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поём» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;
  • Графическое пособие «Эмоции» (карточки с изображением лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;
  • Альбомы с иллюстрациями: «Симфонический оркестр», «Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т.д.;
  • Музыкальные лесенки (3-ёх, 5-ти, 7-ступеньчатые – озвученные);
  • Музыкально-дидактические игры: «Три поросёнка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Ритмические кубики», «Назови композитора», «Назови песню», «Назови произведение», «Весёлый диск», «Музыкальные птенчики»;. и т.д.;
  • Атрибуты к подвижным играм;
  • Атрибуты для танцевального творчества, элементы костюмов к танцам (косынки, ленточки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям (листочки, снежинки, цветы и т.д.);
  • Разноцветные перчатки, султанчики, шарфы, платочки, ленточки, куклы «би-ба-бо» и т.д.;
  • Магнитофон, аудиокассеты.

     ПЕРЕЧЕНЬ   МАТЕРИАЛОВ   ДЛЯ   МУЗЫКАЛЬНОГО   УГОЛКА

                                        В   СРЕДНЕЙ   ГРУППЕ.

  • Образные музыкальные «поющие», «танцующие» игрушки;
  • Органчики, шарманки;
  • Колокольчики, погремушки, барабан, бубен;
  • Не озвученные инструменты: гармошка, балалайка, дудочка и т.д.;
  • Флажки, султанчики, платочки, погремушки, осенние листочки, снежинки, искусственные цветы;
  • Настольная ширма, набор игрушек;
  • Перчаточная игрушка (для воспитателя);
  • Магнитофон, аудиокассеты;
  • Музыкальные картинки к песням: в виде куба или отдельные иллюстрации или альбом с картинками или книжки-малютки «Мы – поём»;
  • Металлофон, шумовые инструменты;
  • Фланелеграф или магнитная доска;
  • Музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Угадай колокольчик», «Цветик-семицветик» и т.д.;
  • Атрибуты к играм: «Гуси вы, гуси», «Кошка и котята», «Курочка и петушок», «Зайцы и медведь», «Лётчики» и другие;
  • Музыкальные лесенки (3-ёх ступенчатая, 5-ти ступенчатая), на которых находятся большая и маленькая птички или большая и маленькая матрёшки;

ПЕРЕЧЕНЬ    МАТЕРИАЛОВ    ДЛЯ    МУЗЫКАЛЬНОГО    УГОЛКА

              В    ПЕРВОЙ    И    ВТОРОЙ    МЛАДШЕЙ    ГРУППЕ.

  • Куклы-неваляшки;
  • Образные  музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки , (петушок, котик, зайка и т.д.);
  • Органчики, шарманки;
  • Погремушки, колокольчики, бубен, барабан;
  •  Музыкально-дидактические игры: «Матрёшка учит танцевать», «Где мои детки?», «Птицы и птенчики», «Угадай, на чём играю?», «Кого  разбудило солнышко?», «Чудесный мешочек»;
  • Не озвученные  инструменты (гармошка, дудочка, балалайка и т.д.);
  • Атрибуты к играм: «Догони нас, мишка», «Кошка и котята», «Паровоз», «Мячи» и т.д.;
  • Флажки, султанчики, погремушки, осенние листочки, снежинки, искусственные цветы;
  • Настольная ширма;
  • Перчаточная игрушка (для воспитателя);
  • Магнитофон, набор аудиокассет;
  • Поющие и двигающиеся игрушки;
  • Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе, в виде большого альбома, в виде отдельных красочных иллюстраций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: "Как оборудовать физкультурный уголок в группе, согласно ФГОС ДО"

Исходя из требований ФГОС, отличительной чертой в комплектации физкультурного уголка должно являться:- содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельно...

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

Данная консультация дает представление о роли воспитателя в процессе музыкального воспитания дошкольников....

4. "Роль воспитателя на музыкальных занятиях и утренниках ДОУ" (консультация для воспитателей)

В. Сухомлинский"Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека"...

консультация для воспитателей "Как оснастить музыкальный уголок в детском саду"

оформление музыкального уголка по возрастным группам в детском саду...

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей»

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей»...