Консультация для воспитателей «Музыкальный уголок»
учебно-методический материал на тему
Данная консультация поможет воспитателям правильно организовать музыкальный уголок в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_muzykalnyy_ugolok.docx | 25.77 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Музыкальный уголок в детском саду».
ДО по адресу: 1Мелитопольская ул., д.34.
Музыкальный руководитель Донская Т.С.
Музыкальный уголок является неотъемлемой составляющей предметно-развивающей среды в группах детского сада.
Он создается для проведения групповых и индивидуальных занятий, организации самостоятельной деятельности детей, для углубления приобретенных знаний, формирования музыкальных умений и навыков, организации творческого музицирования дошкольников.
Основные знания и умения ребенок получает на музыкальных занятиях, а закреплять их эффективнее в самостоятельной деятельности, когда дети по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски.
Они могут использовать пение, танец, игру на детских музыкальных инструментах в сюжетно-ролевых играх, сами организовать игры в «музыкальные занятия», «концерты», «театр».
Музыкальная предметно-развивающая среда в группах организуется по трем основным блокам:
• восприятие музыки;
• воспроизведение музыки;
• музыкально-творческая деятельность.
Оформление музыкальных уголков в группах младшего дошкольного возраста желательно строить на сюжетной основе, в старших – на дидактической.
Музыкальные уголки должны соответствовать современным требованиям.
Речь идет об обеспечении уголка современной техникой (ее игрушечными аналогами), современными художественными средствами. Особое место отводится дидактическим, развивающим материалам, которые используются целенаправленно и побуждают к размышлениям, активизации интереса к музыке.
Материалы музыкального уголка должны соответствовать возрасту детей, требованиям безопасности, эстетики и должны быть размещены в удобном и доступном для пользования детьми месте.
Музыкальный уголок в группе можно обустраивать по-разному: поставить небольшой шкаф с различными по размерам полочками или разместить несколько небольших модулей-трансформеров, на которых будут расположены детские музыкальные инструменты, музыкально- дидактические игры и пособия.
Рядом ставят 1-2 стола, или модули, к для самостоятельного музицирования и игровой деятельности.
Основное содержание уголка составляют разнообразные музыкальные пособия.
Прежде всего это музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты, которые добираются с учетом возраста детей, последовательности ознакомления с тем или иным инструментом во время музыкального занятия.
Во-вторых, это музыкально-дидактические игры и пособия, атрибуты для творческих музыкальных игр.
Рациональным будет размещение музыкального уголка возле уголка театрализованной деятельности. Тогда дети легко могут использовать отдельные атрибуты, элементы костюмов, необходимые в музыкально-театральной деятельности.
Музыкальные уголки для младших и старших детей должны отличаться содержанием оборудования.
Так, в музыкальном уголке для детей младших и средних групп должно быть больше музыкальных игрушек (озвученных и неозвученных), чем инструментов; иллюстрации по сюжетам знакомым песен; игр. В центре можно повесить рисунок на музыкальную тематику.
В младшей группе размещают бубен, барабан, погремушки, колокольчики, дудочки.
В средней группе можно добавить деревянные палочки, ложки, металлофон.
В музыкальном уголке для старшей группы может быть больше музыкальных инструментов, дирижерская палочка, музыкальное лото, альбом "Наши песни" с иллюстрациями по сюжетам знакомых песен, которые постоянно обновляются, музыкальная лесенка т.п..
Можно разместить портрет композитора, с произведениями которого дети знакомились на занятиях, фотографии самих детей, играющих на инструментах (где они танцуют, поют и т.д.).
. В старшей группе можно разместить - треугольник, металлофон, ксилофон, маракас, трещотку, кастаньеты и др..
Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня: для воспитателя и для детей.
На верхнюю полку помещают инструменты которые дети используют дозировано (например, металлофон), и те, которыми дети могут заниматься только под присмотром воспитателя, в соответствии с санитарно-эпидемиологических норм дошкольного учебного заведения (дудочки, губные гармошки и т. п.).
На нижней полке - барабаны, ложки, треугольники, маракас. Необходимо уделять особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов.
В самостоятельной практике очень важно использовать слушание классической, народной музыки, песен из мультфильмов, музыкальных сказок, а также проводить музыкальную релаксацию, способствующую психическому расслаблению детей.
Для этого необходимо в каждой группе иметь магнитофон с набором дисков с записями детских песен, народных мелодий, музыкальных сказок, инсценировок, которые должны быть отражены воспитателями группы в каталоге. Это позволяет удовлетворить желание детей послушать музыку, потанцевать, провести "концерт".
Для систематизации оснащения музыкального уголка целесообразно иметь его паспорт, в котором может быть предусмотрена такая классификация оборудования:
✓ озвученные детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования;
✓ неозвученные игрушки (имитационные);
✓ музыкально-дидактические игры и пособия;
✓ материал для творческих сюжетно-ролевых игр;
✓ атрибуты для музыкальных подвижных игр;
✓ аудиовизуальные пособия.
Озвученные детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования (бубны, погремушки, барабаны, маракас, колокольчики маленькие и большие, свистульки, дудочки, свирель, пищалки, свистки, саксофон, шарманки, музикальне шкатулки). Также сюда можно отнести заводных пляшущих медведей, зайцев, кукол. |
Неозвученные игрушки (имитационные): бутафорские музыкальные игрушки и инструменты или макеты инструментов - балалайки, гитары, гармошки и т.п.. Они предназначены для создания игровых ситуаций, во время которых дети, фантазируя, представляют себя музыкантами, играющими на музыкальных инструментах.
Важными для музыкального развития являются игры, в которых дети проявляют свое творчество, сочиняя попевки, песенки, придумывая пляски, используя знакомые танцевальные движения.
В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально-дидактические игры, которые развивают способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, чувство ритма, творческие способности, могут включать в себя разнообразные тематические альбомы :"Портрети композиторов”, «Музыкальные инструменты», «Времена года», "Любимые песни” (альбом песен с илюстрациями, причем каждая картинка должна отражать содержание определенной песни).
Музыкально-дидактические игры должны быть красочно, эстетично оформлены, подобраны по возрасту. Их можно использовать индивидуально и с подгруппой детей.
Воспитатель должен приучать детей к правильному и бережному пользования игрушками и инструментами, после игры убирать их на место.
Не стоит стремиться к педантичному отбору всех предложенных предметов оснащения музыкального уголка.
Все зависит от условий группы, особенностей организации образовательного процесса. Не количество предметов, а их целесообразность и возможность использования детьми - это главный критерий по оснащению музыкального уголка.
ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО УГОЛКА
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.
- Инструменты: погремушки, бубны, барабаны, колокольчики, треугольник, металлофон, шумовые инструменты, пианино, баян, аккордеон, детское пианино;
- Иллюстрации – «Времена года»;
- Портреты композиторов;
- Музыкально-дидактические игры: «Музыкальное лото», «Узнай и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросёнка», «Музыкальный паровозик», «Угадай, что звучит?» и т.д.;
- Атрибуты к подвижным играм: «Хоровод в лесу», «Кот и мыши», «Ворон», и т.д.;
- Детские рисунки к песням и музыкальным произведениям, картинки к знакомым песням в виде альбома или отдельные иллюстрации;
- Ширмы: настольная, по росту детей;
- Музыкальные лесенки (3-ёх, 5-ти, 7-ступеньчатые – озвученные);
- Атрибуты к танцам: осенние листочки, снежинки, искусственные цветы, «дождики», платочки, султанчики, ленточки, флажки и т.д., элементы костюмов;
- Разноцветные перчатки, пёрышки, перчаточные куклы «би-ба-бо» для музыкальных импровизаций за ширмой;
- Магнитофон, аудиокассеты;
- Иллюстрации музыкальных инструментов
ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО УГОЛКА
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
- Музыкальные инструменты: маракасы, бубны, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольник, барабаны, самодельные шумовые инструменты и т.д.;
- Портреты композиторов;
- Иллюстрации «Времена года»;
- Альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поём» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;
- Графическое пособие «Эмоции» (карточки с изображением лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;
- Альбомы с иллюстрациями: «Симфонический оркестр», «Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т.д.;
- Музыкальные лесенки (3-ёх, 5-ти, 7-ступеньчатые – озвученные);
- Музыкально-дидактические игры: «Три поросёнка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Ритмические кубики», «Назови композитора», «Назови песню», «Назови произведение», «Весёлый диск», «Музыкальные птенчики»;. и т.д.;
- Атрибуты к подвижным играм;
- Атрибуты для танцевального творчества, элементы костюмов к танцам (косынки, ленточки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям (листочки, снежинки, цветы и т.д.);
- Разноцветные перчатки, султанчики, шарфы, платочки, ленточки, куклы «би-ба-бо» и т.д.;
- Магнитофон, аудиокассеты.
ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО УГОЛКА
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.
- Образные музыкальные «поющие», «танцующие» игрушки;
- Органчики, шарманки;
- Колокольчики, погремушки, барабан, бубен;
- Не озвученные инструменты: гармошка, балалайка, дудочка и т.д.;
- Флажки, султанчики, платочки, погремушки, осенние листочки, снежинки, искусственные цветы;
- Настольная ширма, набор игрушек;
- Перчаточная игрушка (для воспитателя);
- Магнитофон, аудиокассеты;
- Музыкальные картинки к песням: в виде куба или отдельные иллюстрации или альбом с картинками или книжки-малютки «Мы – поём»;
- Металлофон, шумовые инструменты;
- Фланелеграф или магнитная доска;
- Музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Угадай колокольчик», «Цветик-семицветик» и т.д.;
- Атрибуты к играм: «Гуси вы, гуси», «Кошка и котята», «Курочка и петушок», «Зайцы и медведь», «Лётчики» и другие;
- Музыкальные лесенки (3-ёх ступенчатая, 5-ти ступенчатая), на которых находятся большая и маленькая птички или большая и маленькая матрёшки;
ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО УГОЛКА
В ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.
- Куклы-неваляшки;
- Образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки , (петушок, котик, зайка и т.д.);
- Органчики, шарманки;
- Погремушки, колокольчики, бубен, барабан;
- Музыкально-дидактические игры: «Матрёшка учит танцевать», «Где мои детки?», «Птицы и птенчики», «Угадай, на чём играю?», «Кого разбудило солнышко?», «Чудесный мешочек»;
- Не озвученные инструменты (гармошка, дудочка, балалайка и т.д.);
- Атрибуты к играм: «Догони нас, мишка», «Кошка и котята», «Паровоз», «Мячи» и т.д.;
- Флажки, султанчики, погремушки, осенние листочки, снежинки, искусственные цветы;
- Настольная ширма;
- Перчаточная игрушка (для воспитателя);
- Магнитофон, набор аудиокассет;
- Поющие и двигающиеся игрушки;
- Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе, в виде большого альбома, в виде отдельных красочных иллюстраций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания"
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей "Роль воспитателя на музыкальном занятии и при проведении праздника"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ...
Консультация для воспитателей: "Как оборудовать физкультурный уголок в группе, согласно ФГОС ДО"
Исходя из требований ФГОС, отличительной чертой в комплектации физкультурного уголка должно являться:- содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельно...
Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста»
Данная консультация дает представление о роли воспитателя в процессе музыкального воспитания дошкольников....
4. "Роль воспитателя на музыкальных занятиях и утренниках ДОУ" (консультация для воспитателей)
В. Сухомлинский"Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека"...
консультация для воспитателей "Как оснастить музыкальный уголок в детском саду"
оформление музыкального уголка по возрастным группам в детском саду...
Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей»
Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей»...