От УУД к компетентностям
презентация к уроку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повестка 1. Особенности «новых» стандартов; 2. УУД – вектор движения к результатам.
Теоретический блок: понятия «компетенция» и «компетентность» в ПООП; актуализация знаний требований к результатам освоения ООП ; УУД – средство формирования компетентностей. Практический блок: иерархия результатов освоения ООП; соотнесение понятий «УУД» и «компетентность»; представление информации об УУД в виде кластера; решение практической задачи на формирование УУД.
ПООП о компетентностях и компетенциях: сущностные характеристики совпадают: интегрированный образовательный результат; проявление только в действиях; связь с целеполаганием субъекта (произвольное, за рамками образовательного процесса). А.В. Баранников, доктор пед. наук, профессор, учитель русского языка и литературы: Компетенции в действиях = компетентности
ФГОС ТР ООП результаты достижений обучающихся личностные метапредметные (освоенные УУД) предметные личностные познавательные регулятивные коммуникативные КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ смысловое чтение ИКТ Экологическое мышление речь ТС ООП ТУ ООП
ПООП: Компетенция – ожидаемый эффект от сформированности результатов (целевая установка). Ключевые компетенции Разрешение проблем Информационная Коммуникативная Осознание «Я» планирование самоопределение выбор информация символ текст ИКТ и др. и др. соцкапитал отношения люди, группы и др. ( Концепция компетентностно-ориентированного образования в Самарской области в контексте ФГОС общего образования нового поколения) Потребности и возможности обучающегося Состояние здоровья Особенности развития
Стандарт ориентирован на результаты образования Практикум 1. Иерархия результатов освоения ООП Структура Новообразования
Стандарт ориентирован на результаты образования Иерархия результатов освоения ООП Структура Новообразования Личностные смыслообразование; самоопределение; морально-этическая ориентация ключевые компетенции (выход за пределы учебно-предметного содержания) Метапредметные УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные); чтение, работа с текстом; формирование ИКТ- компетентностей; речь; экологическое мышление функциональные грамотности (система смыслов) Предметные система предметных знаний, система предметных действий предметные грамотности
ПООП НОО: п.4.2 «…комплекс освоенных компонентов УУД – существенный фактор формирования компетенций…»
Практикум 2. Соотнесите понятия «УУД» и «компетентность» УУД Компетентность
УУД Компетентности Компоненты одного вида деятельности (учебной) Освоенные способы действия в различных видах деятельности: производство, творчество, исследование, познание и т.д. Помимо способов учебной деятельности охватывают ценностно-мотивационную сферу Проявляются в продуктивной деятельности Целеполагание в рамках учебной ситуации Целеполагание субъекта за пределами учебной ситуации, произвольное (субъект ставит цель изменить ситуацию)
в широком значении умение учиться в узком значении способы действия (навыки) при самостоятельном усвоении ЗУ, включая организацию работы Универсальные учебные действия
Виды универсальных учебных действий ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ
Практикум №3 Представьте информацию в виде кластера действия (поиск информации, прогнозирование и т.д.) УУД познавательные коммуникативные личностные регулятивные ? ? ? ? ? ?
Осознание Принятие жизненных ценностей Осмысление Личностные
Само- регуляция Оценка Коррекция Контроль Прогнози- рование Плани- рование Целе- полагание Регулятивные
Способы решения задач Логические действия и операции Моделирование Поиск, отбор структурирование информации Познавательные
Владение монологической и диалогической формами речи Умение полно и ясно выражать свои мысли Контроль, коррекция, оценка действий партнера Разрешение конфликтов Постановка вопросов Планирование учебного сотрудничества Коммуникативные
В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает признание решающей роли содержание образования… Практикум 3. Действия с предметным содержанием при решении математической задачи: 1.Осмысленное чтение; 2. Моделирование (визуализация скрытой информации); 3. Преобразование модели, раскодирование информации; 4. Выведение серии частных конкретно-практических задач; 5. ….
ПООП ООО п. 2.1 В числе планируемых результатов программы развития универсальных учебных действий, включающей формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности помимо освоенных компонентов учебной деятельности названы знания (информированность), способы деятельности (в том числе ключевые компетентности и их аспекты), ценности . Кроме того, формулировки многих результатов прямо указывают на то, что требуемая деятельность осуществляется в произвольных ситуациях, выходящих за рамки ситуации учебной деятельности (одно из условий формирования компетенций). Это позволяет установить соотношение ключевых компетентностей и УУД.
Требования к деятельности обучающихся (по уровням сформированности ключевых компетентностей) Самарская концепция: «Рассмотрение ключевых компетентностей как результата образования приводит нас к необходимости описать требования к уровню их сформированности в формате, позволяющем контролировать достижение данного результата» (Приложение)
Решение Проектировать урочную и внеурочную деятельность в контексте формирования ключевых компетентностей обучающихся; В целях контроля и самоконтроля использовать требования к деятельности обучающихся (по уровням сформированности ключевых компетентностей), предложенные в Самарской концепции. (предложение рассмотреть возможность их применения для контроля и самоконтроля).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«От компетентного учителя английского языка к формированию компетентного ученика по средствам современного технологического коммуникативно – ориентировнного обучения.»
В настоящее время система образования России находится в состоянии модернизации, обусловленной глубокими структурными изменениями, происходящими в современном мире и требующими новых подходов к постро...
Развитие информационно-коммуникативной компетентности учителя как составляющей его профессиональной компетентности.
Автор знакомит коллег со своим опытом развития своей профессиональной компетенции. Внедряя ИКТ в свою преподавательскую деятельность автор развивается и становится интересным ученикам....
«От компетентного педагога к компетентному обучающемуся». Методический семинар.
Какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе, а в дополнительном образовании – педагоге дополнительного обра...
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей как фактор формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста.
Компетентный родитель способен эффективно сформировать в рамках семьи, основного института социализации в дошкольном возрасте, социальную компетентность дошкольника...
От компетентного педагога, к компетентному обучающемуся
методический семинар...
Доклад на августовское совещание учителей родного языка "Повышение компетентности учителя удмуртского языка и литературы в рамках введения ФГОС. ИКТ – компетентность"
Данный доклад был подготовлен к выстплению на августовском совещании учителей родного языка...
ИКТ–компетентность – одна из ключевых компетентностей современного учителя
ИКТ–компетентность – одна из ключевых компетентностей современного учителяСегодня Россия живет в эпоху информационного общества. Ключевым фактором структурных изменений в обществе является информатиза...