Практика формирования у школьников метапредметных действий и компетенций
статья на тему
Предварительный просмотр:
Педсовет 30.12.2014
Практика формирования у школьников метапредметных действий и компетенций
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.
В результате изучения всех предметов общего образования у учащихся сформируются ключевые компетенции: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные (универсальные учебныедействия) как основа умения учиться.
Так оказалось, что реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без метапредметного подхода.
Что такое метапредметный подход - мало кто знает. В чем именно состоит суть метапредметного подхода, как сценировать и проводить учебное занятие с использованием принципов метапредметного подхода? Кстати, участники Всероссийского конкурса «Учитель года России» активно осваивают этот подход, так как введена специальная номинация «Учебное метапредметное занятие».
Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин. Отпуская ученика в другую аудиторию на другой урок, мы имеем очень слабое представление о том, как учащийся будет связывать для себя систему понятий «нашего» учебного предмета с системой понятий другого или как он будет работать с моделями - так же, как на нашем предмете, или как-то по-другому? Если ученик нас спросит, как связывать один учебный предмет с другим, он, к сожалению, не получит от нас ясного ответа.
Метапредметы — это новая, но, оказывается, хорошо забытая старая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача».
Универсальные учебные действия (компетенции) тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.Ориентация на развитие у школьников таких базовых способностей, как мышление, воображение, различительная способность, способность целеполагания или самоопределения, идеализационная способность, речевая определяет специфику метапредметной интеграции.
Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока.
Наверное, пришел черед обратить внимание не только на взаимоотношение учитель – ученик, но и на взаимоотношение учитель – учитель.XXI век - век рефлексивных форм знания. Это время, когда мало быть погруженным в «свой» предмет. Любой педагог-предметник должен быть еще хотя бы немножко полипредметником, метапредметником. Здесь без освоения метапредметного подхода в образовании, который строится как раз на рефлексии разных форм знания и методов работы с ними, не обойтись. Метапредметный подход - это очень хорошее знание своего предмета, что, собственно, и позволяет деятельностно пересобирать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания. Метапредметный подход хотя и помогает избежать опасностей узкопредметной специализации, при этом не предполагает отказ от предметной формы, но, напротив, предполагает развитие ее на рефлексивных основаниях.
Не найдя межпредметного языка общения, мы так и будем с разных берегов руководить плывущем судном, не знающим куда ему причалить. Проводить межпредметные мосты – это значит строить новый вид отношений между учителями, ведущий к четкому осознанию общей цели и общего дела.
Мыследеятельностная педагогика является одним из ведущих отечественных подходов к построению нового содержания образования. Формируя способности, педагог тем самым организует образовательное движение учащегося в разных полях предметного знания нефиктивным образом: ученик не заучивает информацию, но присваивает разные культурные способы работы со знанием, "выращивая" у себя соответствующие способности.
Попадая же на уроки по метапредметам, ученик не запоминает, но промысливает важнейшие понятия, которые определяют данную предметную область знания. Он переоткрывает в мышлении то, как эти понятия были созданы. И через это – переоткрывает процесс возникновения того или другого знания, переоткрывает открытие, некогда сделанное в истории, переоткрывает форму существования данного знания. Но это только первый уровень работы ученика. Осуществив работу на разном предметном материале (например, на материале биологии, литературы и химии), ученик начинает рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался, когда восстанавливал генезис того или другого понятия (из биологии или из химии, из истории или из физики). И тогда ученик обнаруживает, что, несмотря на разные предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же, потому что он работал с одной и той же организованностью – с организованностью знания. Понятие же является одним из важнейших моментов данной организованности.
При использовании метапредметных технологий учитель должен уметь сценировать урок.
Основной единицей, с которой приходится иметь дело во время сценирования, является не предметная тема, как то происходит при планировании урока, а ситуация учения-обучения. Ситуация учения-обучения предполагает организацию такого взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит преобразование как способа работы учащегося, так и способа работы учителя, другими словами – предметом преобразования становится сама форма организации совместной работы учителя-ученика. Учитель, реализуя сценарную технологию, работает не с передачей информации и не с умениями-навыками, но со способностями учащихся. Основным механизмом, позволяющим дотянуться до пласта способностей, являются специально создаваемые ситуации учения-обучения. В ходе развертывания этих ситуаций собственно и выращиваются способности через преобразование не только учеником, но и учителем уже привычных им способов работы.
Метапредметный урок- это урок, целью которого является
- ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся,
- умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
- создание условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для проведения анализа составляющих этого процесса. Сценарий урока нужно составить таким образом, чтобы поставить ребенка на порог открытия, создать ситуацию неустойчивости, которая заставит ребенка сделать первый шаг в направлении открытия, и дать инструментарий для анализа своих шагов.
- формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности
- формирование в каждый момент урока у ученика понимания того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает.
Метапредметный урок- это урок, на котором...
- происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире.
- обязательно происходит работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями и, соответственно, деятельностных единиц содержания. "Не мыслям следует учить, а мыслить" (И.Кант). Учить мыслям бессмысленно, т.к. в современном мире происходит быстрое устаревание информации, а потому на первый план выходит обучение способам работы с информацией.
- школьники учатся общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, у учащихся формируются универсальные учебные действия (УУД), т.е. умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного усвоения нового социального опыта.
- ученик проживает историю открытия явления, то есть воспринимает одномоментно весь необходимый для этого опыт
- ученик осваивает способы, даже не деятельности – ЖИЗНИ.
Метапредметный урок- это урок, с помощью которого...
- происходит сохранение и отстаивание культуры мышления и культуры формирования целостного мировоззрения;
- обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания;
- можно подготовить ребенка к реальной жизни;
- в общее содержание образования включается метапредметное содержание путем:
- выделения отдельных учебных дисциплин (метапредметов "Проблема", "Знание", и др.);
- включения в обычные учебные предметы фундаментальных образовательных объектов (отражающих единство мира).
- учитель подводит ребенка к рефлексии процесса его деятельности на уроке (или вообще деятельности) по восстановлению генезиса того или иного понятия, этот процесс можно сравнить с созданием алгоритма решения проблемы: провели доказательство какого-либо факта, затем составили алгоритм своей деятельности "для будущих поколений";
- вся сложность мира представляется через изучаемый предмет.
Признаки метапредметного урока
- Самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность учащихся
- Рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов.
Активизация интереса и мотивации обучения учащихся.
Использование образовательных технологий:
-технология совместного обучения;
-технология исследовательской деятельности;
-проектная деятельность;
-проблемно-диалогическая технология;
-игровая технология.
Организация внеурочной деятельности школьников:
-разработка и реализация надпредметных проектов:
-участие в исследовательской работе.
• Ключевые понятия, проблемы, задачи урока рассматриваются в качестве деятельностных единиц содержания и концентрируют в себе достаточно широкую область познаваемого бытия.
Способы деятельности на уроке являются универсальными, то есть, применимыми к различным предметным областям.
Целеполагание как обязательный элемент урока.
• Исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая деятельность, суть которой заключается в том, что усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» Б. Паскаль.
• формирование целостности восприятия картины мира;
- проблемный и исследовательский подход, познание в сравнении;
- развитие монологической речи, коммуникативных навыков;
- "поучение" на примере, работа по алгоритму;
- моделирование;
• умение черпать информацию из всего.
- взаимосвязь и взаимообусловленность теории и практики
-"присвоение" открытия в процессе познания
- мировоззренческая составляющая (знание "встраивается" в опыт)
"Жизнь на уроке должна стать подлинной… и тогда у наших детей появится желание и смысл учиться"
Урок с межпредметными связями- получение знаний об учебном объекте с точки зрения различных наук. Привлечение знаний по смежным дисциплинам для лучшего усвоения материала данной области.
Интегрированный урок- систематизация знаний, умений и навыков. Рассмотрение (изучение) учебного материала со стороны двух или более предметных областей, развитие потенциала учащегося. На интегрированном уроке обязательно присутствие стольких учителей-предметников, сколько заявлено в теме урока; привлечение знаний по смежным дисциплинам для лучшего усвоения материала данной области.
Метапредметный урок- применение метапредметных и универсальных учебных действий в связи с жизненными потребностями. На метапредметном уроке должны формироваться универсальные действия, необходимые для процесса познания в принципе.
Перечисленные типы уроков являются звеньями одной цепочки, усложняющейся по схеме: "межпредметный урок - интегрированный урок - МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ УРОК"
Выводы
- Метапредметный подход не означает, что нужно выбросить предметное образование. Он впервые делает возможным освоение в предметных областях того, что в принципе недоступно и невозможно, использование метапредметных технологий способствует повышению интеллекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метапредметного подхода как эффективного условия формирования у школьников познавательных универсальных учебных действий
При утверждении национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Дмитрий Анатольевич Медведев отметил: «Суть и смысл образовательной инициативы заключается в создании школы, спос...
"ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ И ШКОЛЬНИКОВ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ
На каждом этапе решаются свои собственные задачи формирования и развития в ребенке личностных, метапредметных и предметных компетенций. Проводится работа по успешному овладению детьми новых форм...
Практика формирования и развития метапредметных умений на уроках географии
Формирование универсальных учебных действий....
Системно-деятельностный подход как фактор формирования у школьников метапредметных результатов
В данной статье автор делает попытку раскрыть понятие системно-деятельностный подход...
«Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС на уроках и во внеурочное время»
«Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС на уроках и во внеурочное время»...
Буклет программы семинара практикума "Формирование и оценивание метапредметных умений в практике работы МО учителей математики и прикладных наук МБОУ СОШ № 48 "
Буклет, в котором описана программа семинара практикума....
Практико-ориентированные задачи как способ формирования предметных и метапредметных компетенций обучающихся.
В материале задачи с практическим содержанием рассмотрены как одно из основных средств реализации практико-ориентированной технологии в процессе обучения физике, требований ФГОС СО...