Проектная технология в ходе реализации ФГОС ООО
статья на тему

Цыбикова Светлана Эрхитуевна

Проектная технология в ходе реализации ФГОС ООО 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_tehnologiya_2.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная технология в ходе реализации ФГОС ООО

Чем с меньшим принуждением учатся дети, тем метод лучше, чем с большим, тем хуже.
Л.Н.Толстой

          Что должно измениться в школах при переходе на новый федеральный государственный стандарт образования? Если говорить о детях, то они не должны почувствовать никаких революционных перемен. Инновации в системе образования связаны с внесением изменений:

• в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;

• в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;

• в систему контроля и оценки уровня образования;

• в систему финансирования;

• в учебно-методическое обеспечение;

• в систему воспитательной работы;

• в учебный план и учебные программы;

• в деятельность преподавателя.

В стандарте нового поколения содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам, не только предметным, но и метапредметным, и личностным. И теперь задача системы образования - делать все возможное для достижения обозначенных результатов: разрабатывать новые образовательные программы, программы по предметам, применять эффективные образовательные технологии, совершенствовать условия, в которых учатся дети.

Остановимся на педагогических технологиях и подходах в учебно-воспитательном процессе.

       Педагогические технологии и подходы в учебно-воспитательном процессе

  1. развивающее обучение;
  2. проблемное обучение;
  3. коммуникативное обучение;
  4. проектная технология;
  5. игровые технологии;
  6. диалог культур;
  7. информационно-коммуникативные технологии; которой отводится большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д.

И сегодня учитель должен понимать, что в информационном обществе он перестает быть единственным носителем знания, как это было раньше.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

         Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

         Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, села, района, республики, государства.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, и т.п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

       По комплексности можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

- внутриклассными;

- внутришкольными;

- региональными;

- межрегиональными;

- международными.

Классификация проектов по продолжительности.

Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.

Презентация проектов.

Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей .

В процессе проектной деятельности, формируются следующие общеучебные умения и навыки:

1.Рефлексивные умения:

2.Поисковые (исследовательские) умения:

3.Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

5.Коммуникативные умения:

6.Презентационные умения и навыки:

        Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя.

Проектная методика даёт учителю возможность включить учащихся в реальное общение, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные, а не только полученные в ходе игры результаты своего труда.
     
Предполагаемая проектной методикой самостоятельность школьников как при поиске информации, так и при её обработке, представлении и обсуждении, когда есть возможность увидеть результаты своего труда, а затем представить их более широкой аудиторией (учителям, родителям, гостям из других классов, школ), вызывают чувство удовлетворения, расширяет знания в одной или нескольких предметных областях, убеждает в практической, реальной значимости владения языком.
       Таким образом, обучение бурятскому языку и литературе с использованием метода проектов приобретает личностный смысл, приводя в действие воспитательную стратегию становления индивидуальности, формирования «Я-концепции».
        В моём понимании, метод проектов есть целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение исследовательской или социально значимой проблемы и для получения конкретного результата. Иными словами, итогом работы ученика над проектом может быть и коллаж, альбом, дневник, письмо, газета, эссе и т д.
     Метод проектов предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с работой в сотрудничестве, в малых группах, в коллективе. При обучении бурятскому языку и литературе это в основном работа с разнообразными источниками информации, с использованием поисковых и исследовательских методов, позволяющих выявить вариативные точки зрения на рассматриваемую проблему, а также сформировать свою точку зрения, обобщить собранный материал и предъявить его в наглядной эстетически  значимой форме.
         В основе методов проектов лежит развитие познавательных навыков учеников, умение самостоятельно добывать информацию, связанную в основном со страной изучаемого языка, ориентироваться в этой информации, уметь обобщать её, а также уметь представлять свою страну и осуществлять диалог культур, развивая самостоятельность.
     Особенности использования метода проектов при обучении бурятскому языку и литературе заключаются в следующем: 
       
Работа над проектом – это сочетание самостоятельной работы ученика с работой в паре, группе, коллективе по решению какой-либо проблемы, что требует умения поставить проблему, наметить способы её решения, спланировать работу, подобрать необходимый материал, систематизировать его, обсудить с членами группы, как лучше представить и, наконец, выступить на самой презентации.
       Затруднение вызывает завершающий этап проекта, когда ученикам предстоит выступить перед аудиторией и донести до неё свои выводы.   
       
Тому ярким подтверждением являются открытые уроки бурятского  языка и литературы: урок – общественный проект в 11 классе на тему «Моя родная школа в будущем», урок – проект в 9 классе «По родным местам поэта»,  урок- исследование по творчеству Ц. Дона, урок - проект «Моя Родина - Улюнхан».
     Популярность и перспективность проектной технологии объясняется тем, что проектное задание непосредственно связывает процесс овладения определённым предметным знанием с реальным использованием этих знаний. Надо отметить, что проектная работа носит комплексный, интегрированный характер.
   Например, ученикам среднего звена предлагаются на уроках занимательные задания поисковой направленности. В 5 классе мы предлагаем такие примерные темы: «Что лежит у меня в портфеле?», «Буряад  алфавит», «Буряад арадай онтохонууд».
В 6-м классе,  на мой взгляд, темы ещё интереснее: «Хэлэлгын хубинууд». Из рекомендуемых материалов и нашего опыта выработан план-алгоритм работы над проектами. Это выглядит примерно так. Выбор темы;
Обсуждение формата проекта и его структуры;
Распределение обязанностей; Сбор информации и подходящего иллюстративного материала; обработка информации и способа его подачи или презентации;
презентация; обсуждение представленной работы с замечаниями;
оценка работы - проекта. Результатом проектной работы могут стать составленные мини-словари или разговорники современных неологизмов, или мини-сборник крылатых выражений, туристический проспект о жизни Н. Дамдинова, оформление альбомов «Писатели Бурятии», план заочной экскурсии для школьников, оформление коллажа по мотивам бурятского фольклора. Проектные работы проводятся обычно по завершению учебной темы. Анализируя этот интересный вид работы, беседуя с учащимися, я узнала, что ребятам нравится работать над современными, интересными для их возраста проектами, когда темы и проблемы отвечают на насущные вопросы, являются исследовательскими или практико-ориентированными. Совместная разработка проекта позволяет им лучше узнать друг друга, сплачивает и объединяет. Школьники отмечали, что за это время они научились работать с информацией, узнали о большом количестве библиотек, Интернет-сайтов, словарей, справочников, познакомились со спецификой некоторых  профессий. Но самым большим достижением было, конечно же, познание себя, того, что каждый сумел сделать, смог достичь. Анализируя практический опыт разработки мини - проектов, я прихожу к выводу, что использование проектной технологии дало возможность каждому ученику совершенствовать коммуникативную компетенцию во всех видах речевой деятельности. В результате анализа своей педагогической деятельности прихожу к выводу о преимуществах проектного метода. Для меня, как для учителя, это средство, позволяющее создать наилучшую мотивацию самостоятельной познавательной деятельности, это – удовлетворение от поиска новых форм, их реализации. Реализация проекта позволяет систематизировать знания учащихся по важнейшим темам курса бурятского языка и литературы. Ограниченный временными рамками урок плавно переходит во внеурочную деятельность. Метод проекта ставит учителя в позицию сотрудничества с учащимися. А это главные требования, которые предъявляются к современному процессу обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

В статье представлен материал из опыта работы учителей по проектной деятельности с учащимися....

Тема самообразования: Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС.

План самообразованияучителя технологии Щербак Аллы ВалерьевныТема самообразования: Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС.Цель: расширение общепедагогическ...

Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС

Презентация:"Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации  ФГОС"...

Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС.

В статье учитель обобщает свой опыт по выполнению проектной деятельности учащимися на уроках технологии....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом и освоением новых знаний. Одним из видов тако...

Проектная технология как средство реализации ФГОС второго поколения на уроках литературы.

В статье рассматривается технология проектной деятельности, позволяющая успешно реализовывать задачи ФГОС....

Методическая разработка по технологии на тему:"Проектная деятельность на уроках технологии в условиях реализации ФГОС".

В данной работе сделана попытка отразить роль проектной деятельности в реализации ФГОС второго поколении, место в курсе «Технология», познакомить с принципами разработки, а также методикой выполнени...