Формирование коммуникативных учебных действий учащихся в процессе обучения
учебно-методический материал на тему

Горяинова Галина Григорьевна

В федеральных государственных образовательных стандартах особое внимание уделяется формированию коммуникативных универсальных учебных действий, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pts_mk_mart_2018.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Областное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Свободинский аграрно–технический техникум

им. К.К. Рокоссовского»  

Выступление на ПЦ МК по теме:

Формирование коммуникативных учебных действий учащихся в процессе обучения

 

Подготовила:

преподаватель русского языка и литературы

Горяинова Г.Г.

В эпоху научных достижений, когда любую информацию человечество научилось получать легко и быстро, умение общаться становится всё более ценным навыком. Именно поэтому выделяется 5 групп ключевых компетенций, формированию которых придается особое значение:

1) Политические и социальные компетенции, такие как способность брать на себя ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов.

2) Компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе. Для того чтобы контролировать проявление расизма и ксенофобии и развития климата нетолерантности, образование должно «оснастить» молодых людей межкультурными компетенциями, такими как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий.

3) Компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации все большую важность приобретает владение более чем одним языком.

4) Компетенции, связанные с информатизацией общества. Владение информационно-коммуникационными технологиями, понимание возможностей их применения, слабых и сильных сторон, овладение способами критического суждения в отношении информации, распространяемой массмедийными средствами и рекламой.

5) Способность учиться на протяжении всей жизни, непрерывного обучения и саморазвития в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни.

Компетенция определяется как личностная способность человека решать определённые задачи, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря учению.

В федеральных государственных образовательных стандартах особое внимание уделяется формированию коммуникативных универсальных учебных действий, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

В словаре методических терминов и понятий «социальная компетенция означает способность вступать в коммуникативные отношения с другими людьми. Желание вступить в контакт обусловливается наличием потребности, мотивов, определенного отношения к будущим партнерам по коммуникации, а также собственной самооценкой. Умение вступать в коммуникативные отношения требует от человека способности ориентироваться в социальной ситуации и управлять ею».

В педагогике употребляется также понятие «коммуникативная компетенция», которое относится к речевой коммуникации и представляет собой совокупность личностных свойств и возможностей, а также языковых и внеязыковых знаний и умений, обеспечивающих коммуникативную деятельность человека.

В тоже время коммуникативная компетентность - это умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи. В основе этой компетентности лежат умения определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации, выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения.

А.Г. Асмолов определил состав коммуникативных действий, которые должны освоить обучающиеся на протяжении периода обучения:

1. Общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией - это умение:

  • слушать и слышать друг друга;
  • с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
  • представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;
  • спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё;
  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

2. Способность действовать и уметь согласовывать свои действия предполагает:

  • понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной;
  • готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;
  • умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;
  • умение аргументировать свою точку зрения, спорить и
    отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.

3. Организация и планирование учебного сотрудничества с преподавателем и обучающимися это:

  • определение цели и функций участников учебного сотрудничества, способов взаимодействия;
  • планирование общих способов работы;
  • обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
  • способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
  • способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);
  • разрешение конфликтов: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение убеждать.

4. Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы) - это умение:

  • устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
  • переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать её как задачу через анализ её условий.

5. Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества - это:

  • уважительное отношение к партнёрам, внимание к личности другого человека;
  • адекватное межличностное восприятие;
  • готовность адекватно реагировать на нужды других, в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
  • стремление устанавливать доверительные отношения и находить взаимопонимание.

6. Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности - это:

  • использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира;
  • описание и объяснение обучающимся содержания совершаемых действий в форме речевых значений.

Коммуникативные действия делятся на 3 вида:

1. Коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности).

2. Коммуникация как кооперация (содержательное ядро - согласование усилий по достижению общей цели).

3. Коммуникативно-речевые действия как средство передачи информации другим людям и становления рефлексии.

Коммуникативные учебные действия являются метапредметными и формировать их следует в процессе преподавания всех учебных предметов. Перед преподавателем встает вопрос, какие же методы и формы работы являются необходимыми и достаточными для развития коммуникативной компетенции обучающихся в ходе образовательного процесса. Для развития ключевых компетенций необходимо создание условий: апробирование и внедрение инновационных технологий, организация образовательного процесса с использованием ИКТ, отбор содержания на уровне предмета. Все методы и способы формирования коммуникативных умений обучающихся должны быть направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы.

Преподаватель должен понимать, что использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Исследовательский метод, дискуссии, мозговой штурм, технология «критического мышления», интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат обучающихся отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала. Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одногруппниками. Главное в работе – обучающиеся свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов. Методы, способствующие формированию коммуникативных учебных действий, делятся на группы.

1. Методы, ориентированные на устную коммуникацию:

  • все виды пересказа - монологическая речь;
  • все формы учебного диалога;
  • доклады и сообщения;
  • ролевые и деловые игры;
  • учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов;
  • обсуждение, дискуссия, диспут;
  • выступления в качестве ведущих на мероприятиях.

2. Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:

  • сочинения и изложения, написание эссе;
  • подготовка заметок и статей в СМИ;
  • телекоммуникационные тексты, сообщения.

Рассмотрим некоторые из них.

Монолог и диалог.

Умение грамотно и лаконично излагать свои мысли - одно из главных требований современной жизни и ФГОС. Самая важная и самая первая характеристика монолога - целенаправленность. Прежде чем начать произносить монолог в реальной жизни человек хорошо понимает, зачем он это делает и произносит его только в том случае, если действительно считает это необходимым. На уроке же необходимо создать речевую ситуацию, чтобы монолог был целенаправленным.

Любой монолог должен обладать следующими характеристиками:

  • целенаправленность;
  • непрерывность;
  • логичность;
  • смысловая законченность;
  • самостоятельность;
  • выразительность.

Ключевая роль в формировании этого учебного действия принадлежит преподавателю.

Преподаватель должен:

1. Сделать анализ услышанного.

2. Исправить все недочеты.

3. Оказать помощь в выборе правильных слов и терминов.

Обучающийся должен знать, какие требования предъявляются к речи:

1. Грамотность (научность) речи.

2. Ясность и точность, чистота речи (избегать слов-паразитов).

3. Выразительность и богатство языка.

Обучение диалогу.

В формировании коммуникативных учебных действий в использовании на уроке монолога и диалога есть общее, но на уроке диалог представляет для обучающихся больше трудностей, чем монолог. Безусловно, многое зависит от особенностей ситуации, психологических особенностей личности обучающихся, множества других факторов, но объективные трудности овладения диалогической речью обусловлены характеристиками диалога.

Можно выделить следующие характеристики диалога:

1. Реактивность - умение спонтанно реагировать на реплики партнера, умение реализовывать речевые функции с помощью различных языковых и речевых средств.

2. Ситуативность. Речь не бывает вне ситуации. Будь то монолог или диалог, именно ситуация определяет мотив говорения, который, в свою очередь, является источником порождения речи. Ситуативность составляет суть и предопределяет логику данной формы общения.

Работа с текстом.

Для формирования умения грамотно выражать свои мысли, интерпретировать чье-либо устное или письменное высказывания, безусловно, необходима работа с текстом. При работе с текстом обучающиеся учатся сравнивать, логически мыслить, овладевают богатством точной и выразительной устной и письменной речи.

Совместная деятельность.

Еще один метод формирования коммуникативных действия – это совместная деятельность. Одним из видов совместной деятельности является работа в парах. Пара - это работа двух обучающихся. В парной форме организационно-учебной работы осуществляется сотрудничество и товарищеская взаимопомощь. При таком виде деятельности обучающиеся сплачиваются между собой, действуя согласованно и испытывая чувство ответственности за результат совместной деятельности. Деятельность обучающихся в паре на уроке складывается из следующих компонентов:

1. Предварительная подготовка обучающихся к выполнению задания.

2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в паре.

3. Работа по выполнению задания.

4. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в паре.

5. Общая дискуссия.

Игровые методы и приемы эффективны при формировании коммуникативных учебных действий независимо от возраста обучающихся.

 Игра – это средство, где воспитание и образование реализуются совместно. В процессе игры обучающиеся учатся слышать, слушать и понимать друг друга. В ходе игры предполагается планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с преподавателем, так и со сверстниками. При этом осуществляется формирование коммуникативных учебных действий.

Ролевая игра является совместной коллективной деятельностью. Обучающиеся, в зависимости от темы урока, могут быть экологами, врачами, инспекторами, руководителями предприятий, юристами, которым необходимо решать проблемы. В ролевых играх обучающиеся, сталкиваясь с интересами своих партнеров, приучаются считаться с ними в совместной деятельности.

Во время урока-игры формируются следующие коммуникативные способности и качества обучающегося:

  • умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами;
  • позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие»;
  • умение сопереживать, т.е. радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений;
  • умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств;
  • умение взаимодействовать и сотрудничать;
  •  умение оценивать себя и своих товарищей.

Также важным способом в формировании коммуникативных универсальных учебных действий являются ИКТ. Для этого, согласно требованиям Стандарта, на уроках должны организовываться следующие виды деятельности:

  •  обмен гипермедиа сообщениями. Гипермедиа — это гипертекст, в который включены графика, звук, видео, текст и ссылки.
  • выступление с аудиовизуальной поддержкой;
  • фиксация хода коллективной и личной коммуникации;
  • общение в цифровой среде: электронная почта, чат, видеоконференция, форум.

Современная эпоха интеллектуальных технологий, разнообразных инноваций, глобализации выдвигает новые ценности, новые требования к уровню знаний, диктует свои условия жизни социума в планетарном масштабе. ИКТ - это будущее образовательного процесса нового столетия, которые дадут возможность не только получить качественное образование, но и свободно чувствовать себя в информационном обществе.

Развитие коммуникации обучающихся осуществляется в три этапа:

На первом этапе деятельность преподавателя должна быть направлена на формирование готовности обучающихся участвовать в урочном общении; умения давать полные ответы на поставленные вопросы, комментировать вопросы и ответы; делать сообщения; строить логичное и последовательное высказывание.

На втором этапе обучающиеся должны научиться просто и четко излагать свои мысли, используя образные средства языка, в качестве приводимых примеров включать социальный опыт. При этом обучающийся должен научиться вступать в контакт с партнером и собеседником, регулировать громкость и скорость речевого высказывания, удерживать внимание собеседника (аудитории) посредством риторических вопросов.

На третьем этапе отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества обучающихся: поддерживать беседу; вести конструктивный диалог, дебаты; работать в паре, группе; строить и вести дискуссию; участвовать в защите проектных работ, различных конкурсах и турнирах.

В ходе овладения коммуникативной компетентностью повышается уровень общеучебных коммуникативных умений, что проявляется в ответах обучающихся по различным предметам, в том числе и на экзаменах; умении слушать, извлекать информацию из учебных текстов, продуцировать устные и письменные жанры информационного характера.

Определим критерии сформированности у обучающихся коммуникативных учебных действий:

1. Умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбирать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.

2. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

3. Умение адекватно воспринимать устную речь и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

4. Умение выбирать вид чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), свободно работать с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимать их специфику; адекватно воспринимать язык средств массовой информации, владеть навыками редактирования текста, создания собственного текста.

5. Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текст.

6. Владение монологической и диалогической речью.

7. Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

8. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно); составлять план, тезисы; приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы; отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности.

9. Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения

10. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Следует помнить, что эффективность любых формирующих процессов, в том числе личностного роста и социализации обучающегося, зависит не только от путей, способов, средств и методов педагогического воздействия, но и от качества их реализации преподавателем в профессиональной деятельности. Оптимальным подходом в осуществлении педагогического процесса, направленного на формирование коммуникативных учебных действий, является совместная образовательная деятельность его субъектов, преподавателя и обучающихся, которая носит дискуссионно - эвристический характер, а также наличие обратной исследовательско - творческой связи. В современной науке такая деятельность определяется как педагогика сотворчества.

Список использованных источников:

1. «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт», утвержден  приказом от 17 декабря 2010 года Министерства образования и науки РФ.  Электронный ресурс  Министерства образования и науки.

Сайт http://standart.edu.ru/.

2. Асмолов А.Г.  и др. «Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли». Система заданий. М. «Просвещение», 2010

3. Галеева Н. Л. «Сто приемов для учебного успеха ученика», М. 2006

4. Ладыженская, Т.А., Ладыженская, Н.В. Риторика и обновление школьного образования // Педагогика. - 2003. - №2. - С. 5-8.

5. Лернер Г.И «Стандарты нового поколения и формирование УУД». Журнал «Биология в школе», №7, 2011

6.Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.

7. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. — М.: Компания Спутник+. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе в контексте усвоения учебного предмета технологии

Учебный предмет «Технология» вносит существенный вклад в формирование всех универсальных учебных действий:  личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных....

«Формирование коммуникативных учебных действий на уроках русского языка и литературы»

Модернизация российского образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, исполь...

Проектная деятельность в процессе формирования коммуникативных учебных действий на уроках технологии в 5 классе.

В статье рассматриваются этапы проектной деятельности, расктрывается роль ученика и учителя в проектной деятельности, затрагиваются особенности групповых проектов. Также большое внимание в статье ...

Мастер – класс «Формирование коммуникативных учебных действий у обучающихся с ТНР».

Зональный семинар «День открытых дверей». Мастер – класс «Формирование коммуникативных учебных действий у обучающихся с ТНР». Статьия,  опубликованная  в сборни...

Формирование коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе групповой работы

Развитие коммуникативных умений и овладение коммуникативными навыками у обучающихся с ОВЗ является важнейшей составляющей в процессе обучения. От того насколько развиты коммуникативные умения ...

Формирование учебной самостоятельности учащихся в процессе обучения иностранным языкам

С развитием информационных технологий объём информации стремительно увеличивается. Работодатели ждут от выпускников школ и вузов быстрого восприятия и обработки поступающей информации, владением инфор...