Текстоориентированный подход в обучении как эффективный способ формирования языковой и духовной культуры школьника
статья на тему

Жигжитова Людмила Дамбаевна

Через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: учебная, образовательная, развивающая, воспитательная. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstoorientirovannyy_podhod.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Текстоориентированный  подход в обучении как эффективный                     способ формирования языковой и духовной культуры школьника

Наряду с деятельностным  подходом в преподавании бурятского языка одним из основных стал текстоориентированный подход.

Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: учебная, образовательная, развивающая, воспитательная. Это основа создания на уроках развивающей речевой среды. В преподавании языков приоритетным является коммуникативно - деятельностный и компенсаторный подходы.  Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает такие требования как, необходимость  развития языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственные речевые высказывания и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике.  Следует отметить, что порой в учебниках не хватает проблемных, доступных текстов. И поэтому, в своей работе применяю составленные мною разговорные,  учебные и  методически  адаптированные  тексты. Общеизвестно, что с появлением информационных технологий читательская активность среди взрослого населения, а также  среди детей резко снизилась. Порой дети не знают того, что происходит не только в стране, но и в республике, городе.   И поэтому при составлении текстов придерживаюсь таких требований как:

- доступность;

- познавательность;

- интересность;

- информативность (должны нести новую информацию);

- современность (должны быть близкими по духу времени);

- соответствие возрастным  и учебным  возможностям учащихся;

- согласованность с программой класса;

Работа над текстом проходит в три этапа:

  1. Предтекстовый. На данном этапе  ведется   работа  с материалом текста, и выполняются  соответствующие упражнения для дифференциации языковых единиц и речевых образцов, их узнавания в тексте, семантизации лексических единиц,  овладения различными структурными материалами (словообразовательными элементами, видовременными формами глагола и т. д.) и языковой догадкой для формирования навыков  прогнозирования.
  2. Текстовый этап. На данном этапе дается  коммуникативная установка для целенаправленного чтения, предполагается использование различных приёмов для  извлечения информации и трансформации.
  3.  Послетекстовый этап. На данном этапе идет глубокое осознание содержания текста, интерпретация текста, также ведется работа на выявление основных элементов текста  и  выполнение  различных  упражнений, например:

            - на выявление темы текста;

            - на передачу сюжета;

            - на составление характеристики сюжета;

Таким образом, используя  различные методы и приёмы  при  работе  с текстом, главной задачей учителя является -  развитие универсальных учебных действий определенного уровня. Это позволит учителю  построить целостный, полноценный урок и, конечно же, добиться   качественного  результата.

       Акцентируя внимание на приоритете задач нравственного воспитания учащихся, систематически обращаюсь к пословицам и афоризмам как малой форме оценочно-информационного текста. Обладая при минимальном объеме законченностью формы и содержания, они  несут в себе нравственный, духовный, бытовой, философский опыт народа.

Ключевая проблема языкового образования школьников – проблема формирования коммуникативной компетенции. Один из путей развития коммуникативной культуры учащихся – обучение текстовой деятельности. Я думаю, что современный урок  бурятского языка должен строиться на основе текста и вокруг него.

Сегодня нет такого педагога, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное — тем ценным приобретением, которое бы ученики смогли преобразовать в собственное мироощущение. Использование современных технологий, в том числе текстоориентированного подхода, на уроках бурятского языка помогает мне  научить школьников чувствовать слово и думать над ним, искать в нем смысл, восхищаться богатством бурятского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционная форма урока как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции и повышения мотивации обучения.

Формирование коммуникативной компетенции - основная задача обучения иностранному языку на современном этапе. Использование нетрадиционных форм урока способствует повышения интереса и мотивации к изуче...

Образы православных святых и их роль в формировании духовной культуры школьника

Как можно использовать образы православных святых на уроках русского языка и литературы....

Омское искусство как средство формирования нравственной и духовной культуры школьника

В статье рассказывается об опыте работы  учителя изобразительного искусства Лебедевой Е.Б.на уроках и во внеурочное время....

Роль учителя музыки в процессе формирования духовной культуры школьника

В этом материале затрагивается проблема разития духовной культуры человека. Эта статья из опыта работы учителя музыки. Она может быть полезна учителям музыки, классным руководителям....

"Формирование духовной культуры школьника на уроках музыки в контексте медиаобразования"

проблемы моего исследования: формирование духовной культуры школьника на уроках музыки в контексте медиаобразования. Объект исследования:  духовно-нравственная сфера обучающихся. Предме...

Текстоориентированный подход в обучении как эффективный способ формирования языковой и духовной культуры школьника

Текстоориентированный подход в обучении как эффективный способ формирования языковой и духовной культуры школьника....

Проектная деятельность как эффективный способ формирования метапредметных результатов при обучении английскому языку

В статье отражены этапы работы над проектом и показан результат деятельности учителя и ученика....