Текстоориентированный подход в обучении как эффективный способ формирования языковой и духовной культуры школьника
статья на тему
Через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: учебная, образовательная, развивающая, воспитательная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekstoorientirovannyy_podhod.docx | 23.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Текстоориентированный подход в обучении как эффективный способ формирования языковой и духовной культуры школьника
Наряду с деятельностным подходом в преподавании бурятского языка одним из основных стал текстоориентированный подход.
Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: учебная, образовательная, развивающая, воспитательная. Это основа создания на уроках развивающей речевой среды. В преподавании языков приоритетным является коммуникативно - деятельностный и компенсаторный подходы. Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает такие требования как, необходимость развития языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственные речевые высказывания и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике. Следует отметить, что порой в учебниках не хватает проблемных, доступных текстов. И поэтому, в своей работе применяю составленные мною разговорные, учебные и методически адаптированные тексты. Общеизвестно, что с появлением информационных технологий читательская активность среди взрослого населения, а также среди детей резко снизилась. Порой дети не знают того, что происходит не только в стране, но и в республике, городе. И поэтому при составлении текстов придерживаюсь таких требований как:
- доступность;
- познавательность;
- интересность;
- информативность (должны нести новую информацию);
- современность (должны быть близкими по духу времени);
- соответствие возрастным и учебным возможностям учащихся;
- согласованность с программой класса;
Работа над текстом проходит в три этапа:
- Предтекстовый. На данном этапе ведется работа с материалом текста, и выполняются соответствующие упражнения для дифференциации языковых единиц и речевых образцов, их узнавания в тексте, семантизации лексических единиц, овладения различными структурными материалами (словообразовательными элементами, видовременными формами глагола и т. д.) и языковой догадкой для формирования навыков прогнозирования.
- Текстовый этап. На данном этапе дается коммуникативная установка для целенаправленного чтения, предполагается использование различных приёмов для извлечения информации и трансформации.
- Послетекстовый этап. На данном этапе идет глубокое осознание содержания текста, интерпретация текста, также ведется работа на выявление основных элементов текста и выполнение различных упражнений, например:
- на выявление темы текста;
- на передачу сюжета;
- на составление характеристики сюжета;
Таким образом, используя различные методы и приёмы при работе с текстом, главной задачей учителя является - развитие универсальных учебных действий определенного уровня. Это позволит учителю построить целостный, полноценный урок и, конечно же, добиться качественного результата.
Акцентируя внимание на приоритете задач нравственного воспитания учащихся, систематически обращаюсь к пословицам и афоризмам как малой форме оценочно-информационного текста. Обладая при минимальном объеме законченностью формы и содержания, они несут в себе нравственный, духовный, бытовой, философский опыт народа.
Ключевая проблема языкового образования школьников – проблема формирования коммуникативной компетенции. Один из путей развития коммуникативной культуры учащихся – обучение текстовой деятельности. Я думаю, что современный урок бурятского языка должен строиться на основе текста и вокруг него.
Сегодня нет такого педагога, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное — тем ценным приобретением, которое бы ученики смогли преобразовать в собственное мироощущение. Использование современных технологий, в том числе текстоориентированного подхода, на уроках бурятского языка помогает мне научить школьников чувствовать слово и думать над ним, искать в нем смысл, восхищаться богатством бурятского языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционная форма урока как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции и повышения мотивации обучения.
Формирование коммуникативной компетенции - основная задача обучения иностранному языку на современном этапе. Использование нетрадиционных форм урока способствует повышения интереса и мотивации к изуче...
Образы православных святых и их роль в формировании духовной культуры школьника
Как можно использовать образы православных святых на уроках русского языка и литературы....
Омское искусство как средство формирования нравственной и духовной культуры школьника
В статье рассказывается об опыте работы учителя изобразительного искусства Лебедевой Е.Б.на уроках и во внеурочное время....
Роль учителя музыки в процессе формирования духовной культуры школьника
В этом материале затрагивается проблема разития духовной культуры человека. Эта статья из опыта работы учителя музыки. Она может быть полезна учителям музыки, классным руководителям....
"Формирование духовной культуры школьника на уроках музыки в контексте медиаобразования"
проблемы моего исследования: формирование духовной культуры школьника на уроках музыки в контексте медиаобразования. Объект исследования: духовно-нравственная сфера обучающихся. Предме...
Текстоориентированный подход в обучении как эффективный способ формирования языковой и духовной культуры школьника
Текстоориентированный подход в обучении как эффективный способ формирования языковой и духовной культуры школьника....
Проектная деятельность как эффективный способ формирования метапредметных результатов при обучении английскому языку
В статье отражены этапы работы над проектом и показан результат деятельности учителя и ученика....