«Психолого-педагогический аспект образовательного процесса»
консультация на тему

Психолого-педагогический аспект образовательного процесса как элемент качества образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kachestvo_obrazovaniya.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Психолого-педагогический аспект образовательного процесса»

Проблема качества образования в школе существовала всегда. Какими только методами, и технологиями не пытались ее решить.

И все-таки главную роль в школе играет учитель. Именно от него зависит, будет ли та или иная методика работать на ученика или нет. Можно замечательно знать свой предмет, но не уметь заинтересовать им учащихся. И тогда о каком качестве образования может идти речь?

Цель деятельности педагогов - выявить мотивационные процессы в развитии учащихся, чтобы воспитать целостную личность, которая осознает важность получения образования и дальнейшего интеллектуального развития. Чтобы у обучающегося появилась мотивация, т.е. желание учится и совершенствоваться, педагог должен создать потребность. Для создания потребности в обучении педагоги должны  учитывать индивидуальные психические особенности школьников.

Все дети различны по своим качествам и свойствам, поэтому учет индивидуальных особенностей ребенка следует проводить с опорой на структуру личности:

• индивидуально-типологические особенности, проявляющиеся в темпераменте, характере, способностях и др., т.е. наиболее обусловленные наследственностью, заложенные от природы; их «ломать» нельзя; нужно выявить задатки, которые заложены и еще не раскрылись;

• психологические характеристики, т. е. качества, характеризующие индивидуальный характер и играющие огромную роль в процессе обучения; они тоже заложены от природы, но эти качества нужно развивать;

• опыт личности, включающий опыт, сформированный в процессе обучения и практической деятельности. Следовательно, каждого ученика нужно включить в деятельность: причем не всякая деятельность будет развивающей, а только та, которая находится в «зоне ближайшего развития»;

• направленность личности, выражающая ее потребности, мотивы, интересы, т.е. социальные по своему содержанию качества, определяющие отношение человека к миру и регулирующие его поведение, служащие психологической основой поведения.

В школьном возрасте огромное влияние на деятельность ребенка оказывают его внутренние потребности. Ведь, как известно, энергия из неисполненной потребности выливается в дискомфорт или болезнь.

Основные потребности детей школьного возраста условно можно разделить на две группы:

6-11 лет – в этом возрасте происходит психическое развитие ребенка, закладываются модели поведения. Актуализируется потребность в самостоятельности. Если мы не позволяем детям реализовать данную потребность, мы препятствуем естественному развитию ребенка и формированию сильной, активной и инициативной личности. Нужно позволять получать собственный опыт, но подчинять его правилам.

Таким образом для детей 6-11 лет с их ранимой психикой и трудностями физиологичечского созревания, особенно важен охранный режим обучения, необходимы разноуровневые рабочие зоны. Успешности интегрированного обучения в этом возрасте наиболее способствуют групповые формы организации учебной деятельности.

Образовательная система для развития детей данного возраста должна быть основана на самопостроении личности ребенка самим ребенком, исходя из его собственного внутреннего потенциала. Другими словами ребенок сам устанавливает правила и нормы поведения и сосуществования в группе. Например: Если спросить у любого ученика начальной школы, почему нужно поднимать руку для ответа, он не сможет ответить. Однажды учитель спросил детей пришедших с каникул, чтобы они все ответили, как они отдохнули. Дети начали наперебой рассказывать о своих каникулах. Через минуту учитель спросил детей могут ли они рассказать как провели каникулы их одноклассники. И дети поняли, что они не могут этого сделать. И решили, что нужно говорить по очереди. А тот, кто хочет ответить, должен поднять руку, чтобы его желание учли. Т.е. дети самостоятельно должны добывать новые знания на практике.

11-18 лет – Дети хотят быть взрослыми, но им еще не присуща ответственность. Задаются вопросом:  Кто я? Что я?  Именно в этом возрасте они начинают подражать кумирам, но только внешне, не оценивая их качества. В данном возрасте нужно делать акцент на качествах и внутреннем мире. Также для них важна социальная среда. Именно в ней они получают новые знания. Можно корректировать ценностную систему, но методом удовлетворения потребностей. Нужно объяснять, почему что-то запрещаешь. Потому что если мы запрещаем пить, курить, и т.д., но не предлагаем ничего взамен, не объясняем причину запрета, детям ничего не остается как делать то, что мы запрещаем. Можно давать ориентировочные рамки, но через вопросы.

Старшеклассники нуждаются в социально-психологическом сопровождении. Организация социального пространства должна предоставлять возможность всем учащимся получать образование, наиболее отвечающее его возможностям и склонностям, делать осознанный выбор. Для старшеклассников важна среда и именно в ней они развиваются и получают новые знания. Для них любая проба – это получение нового знания, не более. У них нет чувства ответственности за свои поступки. Поэтому чем более развитая, насыщенная и организованная социальная среда их будет окружать, тем более успешными они вырастут.

Поэтому основными принципами психолого-педагогической организации образовательного процесса являются:  

  • Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.
  • Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов организации образовательного процесса.
  • Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
  • Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать способности для становления способности ребенка к саморазвитию.
  • Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов образовательного процесса.
  • Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов организации учебного процесса с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.

Главным двигателем системы образования по-прежнему остается педагог и, следовательно, повышение уровня его профессионализма является непременным условием качества образовательного процесса. Учитель должен не только знать конкретный и понятный алгоритм своей деятельности, который, не разрушил бы личный практический опыт, но и вписался бы в новое представление о том, что хорошо для детей и что поможет ученику стать успешным в современном мире.

Ведь как говорил Конфуций «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение учебно-образовательного процесса

Доклад на обласном совете директоров об организации психолого-педагогического сопровождения в школе...

Здоровьесберегающее и психолого-педагогическое сопровождение воспитанников образовательного процесса

Цель психологического сопровождения,  задачи психологического сопровождения,  направления психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в школе, содержание направл...

Охват психолого-педагогическим сопровождением участников образовательного процесса

Психолого-педагогическое сопровождение в школе осуществляется в системе «психолог -педагоги - ученики - родители», которая включает в себя фронтальную и индивидуальную диагностику обучающихся с послед...

Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

На современном этапе развития системы образования   возникает необходимость разработки и организации системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС  в среднем и старшем з...

Модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса

Представлена блок-схема системы взаимодействия педагога-психолога с участникками образовательного процесса....