Проектная технология в гражданско-патриотическом воспитании
статья на тему
Статья о проектной технологии в гражданско-патриотическом воспитании, опубликованная в сборнике материалов с выступлений участников научно-практической конференции о современных подходах к воспитанию и обучению школьников, инновационных процессах в системе общего среднего образования.
Трансформация социально-профессионального поведения работников образования: материалы регионально научно-практической конференции, посвященной 90-летию Гаргинской средней школы и 100-летию первого директора Тунгенской средней школы Доржиева Цыдыпа Гомбоевича (1 ноября 2007 г.) – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2007. – 205 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_tehnologiya_v_grazhdansko-patrioticheskom_vospitanii.docx | 19.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Трансформация социально-профессионального поведения работников образования: материалы регионально научно-практической конференции, посвященной 90-летию Гаргинской средней школы и 100-летию первого директора Тунгенской средней школы Доржиева Цыдыпа Гомбоевича (1 ноября 2007 г.) – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2007. – 205 с.
Проектная технология в гражданско-патриотическом воспитании
Задачи гражданско-патриотического воспитания при изучении предметов историко-обществоведческого цикла, возможности их реализации в современной школе различными приемами педагогической технологии в современно привлекают все большее внимание педагогов-практиков и исследователей.
Эти проблемы в современной России очень остро проявились, начиная с 90-х годов прошлого столетия, когда с распадом коммунистической системы ценностей, на волне рыночных преобразований возник вакуум национальных идей. Оказавшись в новой рыночной среде без государственной поддержки, пионерская организация и комсомол не могли эффективно влиять на детей. И в этих условиях наиболее приемлемым и опробованным является воспитание детей на героических исторических событиях прошлого России, малой Родины. Это направление имеет ряд преимуществ:
- имеется достаточный объем материала и методических пособий;
- возрождаются коллективистские структуры;
- вовлекаются молодежь и дети в масштабные общественные проекты;
- развивается личность, у которого должны быть сформированы новые жизненные установки (современное образование, нравственное развитие, умение принимать ответственные решения).
Такой общественный проект был разработан музeеведами совместно с военно-патриотическим клубом «Судьба» в Дыренской средней школе по составлению Книги Памяти села в преддверии 60-летия Победы Советского народа в Великой Отечественной войне. Проектная поисково-исследовательская работа носила информационный характер, направленный на сбор информации с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории: актуализацию прошлого для нужд настоящего; активизацию патриотических чувств; создание обстановки взаимной толерантности. Работа над проектом подразумевала изучение дополнительного материала, посещение музеев, работа в фондах библиотек, опрос населения и переписка.
При работе над проектом по созданию Книги Памяти села всплыла так называемая «деревянная» проблема. Проблема, которая не предполагает однозначного подхода и решения задач, а обрастает новыми идеями. Было найдено письмо, отправленное из Украины на имя племянника без вести пропавшего нашего земляка Саланова Гомбо Цыбиковича, и сразу зародилось желание более близко заняться этой находкой. Так из этой проблемы зародился новый проект, который был назван «Неизвестная страница войны». По классификации он относится к групповой, по содержанию - межпредметный (история, новейшая история, краеведение), по продолжительности - долгосрочный (около 2 месяцев), по доминирующему виду деятельности - исследовательский, практико-ориентированный (создается социально значимый продукт, в данном случае восстанавливается имя без вести пропавшего человека, пополняется музей).
Проект был разделен на 5 этапов и при разработке этого проекта все эти этапы были пройдены.
- Подготовительный этап предполагал внедрение в программу деятельности учащихся, создание группы.
Была сформирована группа из 3 человек - 2 девушки и 1 юноша (из десятого класса). Наметили план работы, тему, изучение источников.
- Этап планирования: определили сроки, а также задачи (найти адрес отправителя и выйти на него). Распределили роли поиск документальных данных в селе среди родственников. Наметили примерный календарный план; (до 20 декабря) найти адрес, написать письмо, получить ответ с фото и видеоматериалами, найти родных в селе, в районе, республике, которые могли знать о нем что-нибудь.
На этом этапе нам удалось найти второе письмо с обратным адресом у двоюродной племянницы нашего ветерана, проживающей в селе Курумкан.
Было отправлено на Украину, в Черкассы письмо с маленькой надеждой, что адресат еще жив, потому что человек, написавший письмо, сам участник войны, и оно было отправлено в 1991 году
- Этап организационно исследовательский, где расписывается последовательность работы: обработка информации: сопоставление фактов и подготовка отчета. Был создан информационный щит на уголке Славы, где расположили отчет своей группы и свои дальнейшие планы.
- Этап представления работы. В 2006 году мы получили письмо с Украины с фотоматериалами. В письме говорилось о том, что братская могила на окраине их села до 1990 года была безымянной, но после их перезахоронения в центр села удалось установить имена двоих солдат, одним из которых был Саланов Г. Ц., имя третьего установить не смогли. И вот уже в феврале со своей работой мы участвовали на районной научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее».
- Этап оценки работы. Уровень активности всех участников проекта был одинаков. Один отвечал за переработку всей полученной информации, двое других были руководителями корееспондетских групп, занимающихся сбором информации. Теперь, когда мы установили связь, наш проект получил дальнейшее продолжение.
Итогом педагогической деятельности учителя в данной работе явилась активизация эмоциональной сферы учащихся, которая позволила включиться познавательным процессам и сделать их более глубокими, ускорила процессы формирования умений и навыков, делая их эмоционально окрашенным, сопрягая с личностными переживаниями.
Таким образом, есть традиционная классно-урочная система со своим большим набором «знаниево-умениевых» дисциплин наполняет содержание образования, то проектная деятельность при правильном использовании в воспитательным мероприятиях способна наполнить смыслом жизнь и деятельность детей в ходе работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи»
Работа опирается на опыт учителя СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края Сердюковой Л В, которая, формируя экологическую культуру учащихся в про...
Методическая разработка по теме: «Проектная деятельность в рамках гражданско-патриотического воспитания». «Суть времени: письма военных лет»
Данная методическая рекомендация посвящена методики организации работы над проектной деятельностью по гражданско-патриотическому воспитанию со старшими классами. Предназначена методическая рекомендаци...
"Краеведение - основа гражданско-патриотического воспитания в школе. Организация проектной деятельности учащихся"
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Сегодня существует множество технологий, которые можно использовать в урочной и...
Проектная деятельность как эффективное средство гражданско-патриотического воспитания школьников
Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность как эффективное средство гражданско-патриотического воспитания школьников"...
Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе
Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе на базе кадетского корпуса интернатного типа...
Статья "Гражданско-патриотическое воспитание и физическое развитие учащихся с ОВЗ в рамках проектной деятельности"
Данная статья будет интересна педагогам внеурочной деятельности, учителям физической культуры, воспитателям ГПД, педагогам-организаторам....
Педагогический профессиональный проект «Проектная технология как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся»
В сердце каждого человека особое место занимают чувства Родины, гордости за место, в котором он родился и живет. Прямая обязанность взрослых – помочь сохранить память о героических фактах нашей ...