Методические материалы
статья
«Использование специальных (коррекционных) педагогических приемов в обучении детей с ОВЗ для успешного освоения адаптированных образовательных программ»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Кондинская средняя общеобразовательная школа
МЕТОДИЧЕСКИЙ
СЕМИНАР
«Использование специальных (коррекционных) педагогических приемов в обучении детей с ОВЗ для успешного освоения адаптированных образовательных программ»
Подготовила:
Воложанина О.П.
г.п. Кондинское
2016 г.
1 слайд. Использование специальных (коррекционных) педагогических приемов в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья для успешного освоения адаптированных общеобразовательных программ
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы образовательных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» дети с ОВЗ имеют равные со всеми права на образование.
2 слайд. В концепции Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта, который вступит в силу с 1 сентября 2016 г., обозначены цели:
1. Гарантирует введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести проблем:
- исключение понятия «необучаемый» ребенок;
- выделение и стандартизация разных уровней образования;
2. Должен гарантировать оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы:
- удовлетворение особых образовательных потребностей детей;
- выделение и стандартизация формы специальной систематической поддержки ребенка;
3. Гарантирует развитие жизненного опыта:
- в структуре содержания выделяются компоненты - «академический» и «жизненной компетенции».
Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.
3 слайд. Еще Лев Семенович Выготский писал:
«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского актуального развития»
Он выделял два уровня в развитии ребенка:
- Зона актуального развития – уже сформировавшиеся качества и то, что ребенок может делать самостоятельно
- Зона ближайшего развития – те виды деятельности, которые ребенок еще не в состоянии самостоятельно выполнить, но с которыми может справиться с помощью взрослых
Дети с ОВЗ – это преимущественно дети, у которых отсутствует мотивация к учебе, имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета).
Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания.
Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают в школе желаемых результатов.
При организации обучения необходимо адаптировать содержание учебного материала, выделяя в каждой теме базовый материал, подлежащий многократному закреплению, дифференцировать задания в зависимости от коррекционных задач. Обучающемуся с ОВЗ необходим хорошо структурированный материал.
Необходимо тщательно отбирать и комбинировать методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов; использовать ориентировочную основу действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания).
Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.
При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка.
4 слайд. Учителю необходимо:
- следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок;
- посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание;
- поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно;
- разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги. Это является для них опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления;
- требовать структурирования действий при делении и умножении чисел. Повторение таблицы умножения остается хорошим упражнением для слабых в счете обучающихся..
5 слайд. Общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Формой организации совместной деятельности учителя и учащихся является урок. В ходе урока учитель может использовать различные методы и приемы обучения, подбирая наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям учащихся, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
6 слайд. При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения.
Остановимся более подробно на принципе индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Сущность принципа индивидуального подхода состоит в учете индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей.
Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей. Учитель для изучения учащихся имеет возможность получить данные клинического и психологического обследования каждого ученика класса и дополнять их педагогическими наблюдениями. В результате этого создаются педагогические характеристики учащихся, отражающие состояние их речи, внимания и памяти, темпа работы и общей работоспособности, уровень развития логического мышления, пространственной ориентировки, двигательной и эмоционально-волевой сферы. Опираясь на эти данные, учитель намечает ближайшие и перспективные задачи в работе с каждым учеником и разрабатывает для их решения систему педагогических мер для применения в условиях фронтальной работы с классом, а в отдельных случаях – индивидуальной дополнительной работы.
Индивидуальный подход необходим школьникам с проблемами в интеллектуальном развитии независимо от их успехов в учебе.
Если индивидуальные особенности, характерные для одних школьников, будут наблюдаться и у других, то такие особенности называют типическими, т.е. присущими определенной группе учащихся.
Учет типических особенностей учащихся, имеющих проблемы в интеллектуальном развитии происходит в процессе дифференцированного подхода.
Для осуществления дифференцированного подхода нужна, прежде всего, дифференциация учащихся на типогруппы. В школьной практике в ряде случаев используется простая дифференциация учащихся на хорошо-средне-и-слабоуспевающих. Она в какой-то мере помогает учителю осуществлять дифференцированный подход.
Психолого-педагогические способы помощи в становлении и развитии личности человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности составляют целую систему приёмов специального обучения.
7 слайд. Эффективными методами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:
Методы коррекционного воздействия |
|
|
|
|
|
|
С понятием метода тесно связано понятие «приемы обучения». Приемы обучения – конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения. Приемы обучения характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познавательной деятельностью и обуславливаются целью применения. Реальная деятельность обучения состоит из отдельных приемов.
Кроме методов, в качестве средства активизации учебной деятельности могут выступать формы организации обучения. Говоря о различных формах обучения, имеются в виду «специальные конструкции процесса обучения», характер взаимодействия учителя с классом и характер подачи учебного материала в определенный промежуток времени, который обусловлен содержанием обучения, методами и видами деятельности учащихся.
8 слайд. Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные приёмы обучения:
- Наглядные опоры в обучении: алгоритмы, схемы, шаблоны, рисунки;
- Поэтапное формирование умственных действий;
- Последовательное выполнение заданий;
- Близость к учащимся во время объяснения задания;
- Выделение существенных признаков изучаемых явлений (умение анализировать, выделять главное в материале);
- Создание доброжелательной атмосферы на уроке;
- Авансирование успеха
- Обеспечение ребенку успеха в доступных ему видах деятельности;
- Связь предметного содержания с жизнью;
- Привлечение дополнительных ресурсов (специальная индивидуальная помощь, оборудование, другие вспомогательные средства );
- Регулярная смена видов деятельности и форм работы на уроке
Все вышеперечисленные приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.
Таким образом, применение активных приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ограниченными возможностями здоровья.
9 слайд. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Цель образования в современном мире состоит в том, чтобы сделать акцент на воспитании личности - активной, творческой, способной к осознанию глобальных проблем человечества и готовой посильно участвовать в их решении. Обществу необходимы люди, способные мыслить не шаблонно, а умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.
ОЛИМПИАДНОЕ И КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Ежегодно образовательными учреждениями проводятся многочисленные олимпиады и конкурсы различной интеллектуальной направленности. Участие в них дает каждому ребенку возможность проявить свои знания и способности за рамками программ.
Зачем нужно участвовать в олимпиадах и конкурсах?
Любые конкурсы или олимпиады – это, прежде всего, способ самовыражения и самореализации, как для воспитанника детского сада, так и для учащегося в школе. Поэтому если ребенок проявляет интерес к интеллектуальным соревнованиям, его обязательно нужно в этом поддержать. Ему важно почувствовать не только дух соперничества, но и принять себя как часть интеллектуального сообщества, сравнив свои успехи с успехами сверстников. Всем людям свойственно соперничество, поэтому многим важно признание не только ближайшего окружения, но и конкурентов.
Участие в олимпиадах придает каждому уверенности в себе, дает возможность для самовыражения, делает его более инициативным и ответственным, а это очень хорошие качества для будущих руководителей.
Участие в олимпиаде, например, на сегодняшний день, дает гораздо больше преимуществ, чем 20 лет назад. Если раньше талантливые дети отстаивали честь школы, то сегодня, выиграв олимпиаду, можно облегчить себе поступление в престижный вуз.
Помимо олимпиад каждый ребенок может раскрыть себя, проявить себя, испытать свои силы, достичь высокого результата, участвуя в конкурсах различной направленности. Эти мероприятия являются не только прекрасным способом познакомить ребенка с миром красоты, музыки, рисунка и фантазии, но и играют огромную роль в развитии и формировании личности ребенка. Конкурсы стимулируют интерес к изучаемым в школе предметам, способствуют развитию самостоятельности и самореализации.
Участие в конкурсах дает возможность воспитаннику, обучающемуся проявить свои способности, почувствовать себя талантливым и необыкновенным. Они позволяют продолжить образовательный процесс и расширить его таким образом, чтобы развитие получили не только сами участники, но и родители, и педагоги. Каждый из детей талантлив по-своему, и задача родителей и педагогов этот талант обнаружить и развить.
Образовательные конкурсы и олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к изучаемым предметам, но и стимулируют активность, инициативность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, помогают школьникам формировать свой уникальный творческий мир.
Благодаря участию в них каждый ребенок сохраняет способность удивляться, сомневаться, задавать вопросы.
Цель образования в современном мире состоит в том, чтобы сделать акцент на воспитании личности - активной, творческой, способной к осознанию глобальных проблем человечества и готовой посильно участвовать в их решении. Обществу необходимы люди, способные мыслить не шаблонно, а умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
(муниципальный этап)
Учебный год | Всего принимало участие | Всего победителей и призеров | Победители | Призеры | Качество |
2017-2018 | 38 | 18 | - | 18 | 47% |
2018-2019 | 33(31)* | 13 | 2 | 11 | 39% |
2019-2020 | 21(15)* | 12 | 3 | 9 | 57% |
2020-2021 | 49(28)* | 24 | 4 | 20 | 50% |
*В скобках указано: кол-во обучающихся, принявших участие в данном этапе олимпиады по нескольким предметам, учитывается 1 раз
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Требования ФГОС Формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы Основные цели современной системы образования
Индивидуальными проектами должны быть исследовательские работы или проекты, направленные на развитие познавательного и научного мышления детей. Проект –это индивидуальная работа , которая позволила бы ребёнку самостоятельно отыскать пути достижения цели - истины . Новый вид деятельности должен помочь учащимся сделать выбор в пользу той или иной дисциплины, которая бы в дальнейшем стала целью его учёбы.
Задача учебного курса «Индивидуальный проект» - обеспечить опыт конструирования социального выбора и прогнозирования личного успеха в интересующей сфере деятельности. Проект может носить: предметную метапредметную направленность. межпредметную
Цель курса «Индивидуальный проект» Развитие навыков проектной деятельности , оказание методической поддержки обучающимся 10 класса при подготовке индивидуальных проектов
При организации проектной деятельности кардинально меняется функция педагога : он перестает быть основным источником информации для учеников и становится организатором их собственно познавательной деятельности.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного учебного года в рамках учебного времени, специально отведѐнного учебным планом (1 час в неделю), и должен быть представлен в виде завершѐнного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Выполнение итогового проекта обязательно для каждого обучающегося 10 класса, перешедшего на обучение по ФГОС СОО, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.
Виды итогового индивидуального проекта: Учебное исследование – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением Учебный проект – деятельность учащихся, связанная с решением комплекса поисковых, расчетных, графических задач, выполняемых обучающимися самостоятельно под руководством педагога. Проект направлен на получение конкретного запланированного результата -продукта
Темы проектных и исследовательских работ Критерии выбора темы: интересна для учащегося интересна для педагога реализуема (т.е. доступна)
Типы ученических проектов: Исследовательские проекты Прикладные проекты Творческие проекты Ролевые, игровые проекты. Социальные проекты
Формы продуктов проектной деятельности : атлас; выставка ; журнал; коллекция; праздник; справочник; сценарий; учебное пособие; макет; путеводитель; костюм; мультимедийный продукт; письмо; экскурсия и др.
Формы продуктов проектной деятельности учащихся 10 класса МКОУ Кондинская СОШ в 2020-2021 учебном году Кондитерское изделие - торт «Черный принц» Проекты по технологии: «Мангал-гриль» Исследовательские работы по темам: «Кариес ….»
Публичная защита проекта проходит в сроки, согласованные с администрацией школы. Индивидуальный проект может участвовать во внешкольных конференциях и конкурсах муниципального, регионального и всероссийских уровней.
Сводная ведомость защиты ИП обучающихся 10кл. МКОУ Кондинская СОШ 2020-2021уч.г . № п / п Фамилия, имя, отчество Класс Актуальность темы (5 баллов) Новизна решаемой задачи, исследования (5 баллов) Оригинальность методов решения задачи, исследования (5 баллов) Научное и практическое значение результатов темы ( 5 баллов) Изложение доклада и эрудированность автора (5 баллов) Участие в дискуссии (5 баллов) Культура оформления работы (5 баллов) Всего баллов Оценка: 30 баллов и более - «5» 25-29 баллов – «4» 20-24 балла – «3» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1 Ученик 1 10 4 3 3 3 4 4 3 24 3 2 Ученик 2 10 5 5 5 4 5 5 5 34 5 3 Ученик 3 10 5 4 4 5 3 3 4 28 4
Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Индивидуальный проект» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования (аттестат о среднем общем образовании). Формируется как среднеарифметическая 4-х отметок: за 1-е полугодие, 2-е полугодие, год, оценка за защиту проекта. При спорных ситуациях отметка за защиту проекта будет иметь преимущественное значение.
Планируемые результаты 1. Развитие личности обучающихся (саморазвитие, самоопределение) 2. Овладение систематическими знаниями и приобретение опыта проектной и исследовательской деятельности 3. Развитие способности к непрерывному самообразованию 4. Обеспечение академической мобильности и возможности поддерживать избранное направление образования. 5. Обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.
Индивидуальный проект - является объектом оценки личностных, метапредметных и предметных результатов, полученных обучающимися в ходе освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования в соответствии с ФГОС СОО. ИП - актуальный аспект современного естественно – научного образования.
Благодарю за внимание
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Система оценки представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта, т.е предполагает вовлеченность в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.
Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают требования ФГОС . Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки Внутренняя оценка Внешняя оценка Стартовая диагностика Текущая и тематическая оценка Портфолио Внутришкольный мониторинг образовательных достижений Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся Государственная итоговая аттестация Независимая оценка качества образования Мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней
Реализуется путем оценки трех групп результатов: предметных, личностных, метапредметных; использование комплекса оценочных процедур : стартовой, текущей и др. как основы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений . Системно-деятельностный Уровневый Система оценки реализует подходы Комплексный Служит основой для организации индивидуальной работы с учащимися Проявляется в оценке способности учащихся к решению учебно-познавательных задач
Основным объектом оценки личностных результатов выступает сформированность универсальных учебных действий, включаемых в три блока Сформированность социальных компетенций (моральные нормы, ценности и т.п.) Сформированность индивидуальной учебной самостоятельности Сформированность основ гражданской идентичности
Внутришкольный мониторинг личностного развития обучающихся О рганизуется администрацией школы и осуществляется классным руководителем на основе наблюдений в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности Д остижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности школы
Внутришкольный мониторинг личностного развития обучающихся Класс Отдельные личностные результаты Методика Частотность проведения V-VI Соблюдение норм и правил поведения, принятых в школе Анкетирование, педагогическое наблюдение Один раз в год Ответственность за результаты обучения VII-IX участие в общественной жизни школы, ближайшего социального окружения, страны, общественно-полезной деятельности; Анкетирование, педагогическое наблюдение Один раз в год Ответственность за результаты обучения Готовность и способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор профессии
Особенности оценки метапредметных результатов Представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Основным объектом и предметом оценки являются: Овладение систематическими знаниями Работа с информацией Сотрудничество и коммуникация Использование ИКТ Самоорганизация, саморегуляция, рефлексия
Особенности оценки метапредметных результатов Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт всех учебных предметов и внеурочной деятельности.
Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется администрацией в ходе внутришкольного мониторинга (письменная работа на межпредметной основе)
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового проекта Результатом (продуктом)проектной деятельности может быть: Письменная работа (реферат, эссэ и т.п.) Художественная творческая работа Материальный объект, макет и т.п. Отчетные материалы (тексты, мультимедийные проекты)
В нашей школе в этом учебном году апробируется внутришкольная система оценки метапредметных результатов, важное место в которой отводится комплексным контрольным работам на основе текста
Внутришкольная система оценки метапредметных результатов Класс Стартовая диагностика Текущий контроль (полугодие) Промежуточная аттестация (год) V контрольная работа, тестирование Защита индивидуального проекта или групповой работы Итоговая комплексная работа на основе текста. Презентация портфеля достижений. VI контрольная работа, тестирование Защита индивидуальной проектной работы VII контрольная работа, тестирование Защита индивидуальной проектной работы VIII контрольная работа, тестирование Защита индивидуальной проектной работы IX контрольная работа, тестирование Защита индивидуальной проектной работы. Презентация портфолио достижений обучающегося Защита индивидуальной проектной или исследовательской работы по выбору обучающегося.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Особенности оценки предметных результатов Ведется в ходе процедур текущей, тематической, промежуточной и итоговой оценки , а также в ходе мониторинга Осуществляется по блокам : « Выпускник научится», «Выпускник получит возможность научиться»
Организация оценочных процедур Стартовая диагностика (оценка готовности к обучению) 2. Текущая оценка (оценка индивидуального 3. Формирующая продвижения) 4. Диагностическая 5. Тематическая оценка (оценка уровня достижения) 6. Портфолио (оценка динамики учебной и творческой активности)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Функциональная грамотность – способность человека использовать приобретаемые в течении жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Глобальные компетенции Креативное мышление
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA ( Programme for International Student Assessment ) Основная цель : Оценка функциональной грамотности 15- летних учащихся в области математики, чтения и естествознания Исследовательский вопрос : «Обладают ли учащиеся 15- летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?» В 2021 году в исследование PISA вводится оценка креативного мышления
Креативное мышление: определение ( PISA-2021) Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных и т.п.) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных ) решений , и/или нового знания , и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п .) выражения воображени я
Приобретение знаний человечеством – это шаги креативного мышления отдельных личностей. Зачем нужно креативное мышление?
Модель оценки креативного мышления в исследовании PISA : тематическая модель
Креативность – — это создание необычных и хороших решений исходной проблемы. Это определение разбивает процесс креативного мышления на два этапа: 1. создание необычных решений 2. выбор достаточно хороших решений, чтобы справиться с проблемой По такому принципу выделяют два типа креативного мышления: дивергентное — способность придумать несколько решений для одной и той же задачи конвергентное — способность выбрать наиболее оптимальный способ решения из имеющихся
Пример дивергентного задания (письменное или устное) Придумайте как можно больше способов использования кирпича
Пример конвергентного задания (письменное или устное) Вам предлагается тройка слов. Задача: подобрать четвёртое слово, которое будет объединять остальные три. Например, слова “гражданская”, “великая” и “мировая” ВОЙНА
Примеры заданий по креативному мышлению (изобразительное или символическое) Рассмотрите символы толерантности 1. Что между ними общего и в чем разница? 2. Что старались показать авторы этих рисунков? 3. Как вы считаете, почему у толерантности должен быть символ?
Упражнение «Составление загадок» как но не БЕРЁЗА Зелёная, как трава, Белая, как вата, Кудрявая, но не петрушка. зеленая белая кудрявая трава вата петрушка Какая?
Креативное самовыражение (изобразительное или символическое) Задания: Нарисуй «портрет» многонациональной России Придумайте и нарисуйте плакат на тему «Осторожно: мнимые потребности!»
Креативное мышление характеризуют четыре основных качества: быстрота (способность высказывать максимальное количество идей в определенный отрезок времени), гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей), - оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи), точность (законченность, способность совершенствовать или придавать завершенный вид своим мыслям)
Факторы, влияющие на креативность Физические условия: наличие материалов для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними Социально-эмоциональные : созданное взрослыми у ребенка чувство внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых Психологические условия , сущность которых заключается в том, что у ребенка формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми его творческих начинаний Интеллектуальные условия , которые создаются путём решения задач на креативность мышления Внешние (ситуативные)
Факторы, влияющие на креативность уверенность в своих силах знание предмета, любознательность склонность к риску отсутствие боязни показаться странным и необычным развитое чувство юмора наличие богатого по содержанию подсознания нацеленность на достижение результата Внутренние (личностные)
Как может проявляться креативность? Большая креативность творческий прорыв, великое открытие или шедевр , которые неразрывно связаны как с глубоким знанием предмета, исполнительским мастерством, так и с одаренностью, выдающимися способностями или талантом Малая креативность может проявляться в ежедневных делах , таких, как, например, оформление подарка или фотоальбома , способность приготовить вкусную еду из остатков продуктов и т.п.
Развитие креативных способностей учащихся Важнейшей задачей в развитии творческих способностей учащихся является создание условия для творческой работы, раскрытия потенциальных возможностей личности: придумывание задач, загадок; творческие работы, изобретение подвижной или дидактической игры, придумывание нового свойства объекта и его практическое применение, генерирование способов решения социальной проблем; изготовление игрушек, поделок, наглядностей и т.д. ( изготовлении бумаги по древнекитайской рецептуре, косметических средств Клеопатры, блюд древнегреческой кухни, составление кроссворда по теме, составление вопросов к теме, составление правовых задач, создание презентаций).
Что дает креативное мышление школьнику? Приобретение разнообразных навыков. Преодоление трудностей, что позволит проявить свои творческие способности и раскрыть свою индивидуальность, повысить самооценку. Возможность научиться использовать непривычные подходы, разрушить оковы стереотипов мышления. т.е. мыслить креативно. Преодоление боязни и инертности, «сделайте что-нибудь пусть маленькое, но новое и ни на что не похожее». «Ничего не делаешь, ничем не рискуешь», «Не ошибается тот, кто ничего не делает» — эти слова хорошо характеризуют нетворческий подход. Лучший способ преодолеть страх неудачи — попробовать и добиться успеха. Быть востребованным в современном мире
Давайте сегодня займется проектированием школьной реформы? В какой школе вам было бы приятно учиться? Такую и придумайте. Уверена, равнодушных не будет, потому что улучшать можно многое: процессы, заведения, учителей, учеников и родителей, министерства, правительство, страну и т. д.
Примеры: Повысить зарплату учителям, сдавшим экзамен на уважение к детям Квалификация учителя подтверждается экзаменами и голосованием учеников Собеседовать родителей при приеме детей в школу Выгонять с позором из школы за насилие и унижения — и учителей, и учеников Ввести внутреннюю валюту в школах на основе успеваемости и социальной активности — на блокчейне Корректировать образовательные траектории раз в 2–3 года Дать детям работать над коммерческими проектами, заработанные деньги дети тратят на свое усмотрение Перейти на 10-балльную систему, она учитывает больше нюансов Отменить ЕГЭ, вернуть экзамены Повысить престиж профессионального образования. Не называть его средним или средним специальным. Просто называть его «профессиональное образование
Выводы Креативность – важный навык XXI века В той или иной степени креативность присуща всем детям Необходимо и возможно создавать условия для развития креативности Развивать креативное мышление можно, для этого нужна система и определенные типы заданий.
Спасибо за внимание !
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
При организации дистанционного обучения на уроках истории, обществознания и МХК учитель использует следующие ресурсы: Мессенджер Вайбер , при помощи которого ведется урок, даются задания, используется вопросно-ответная система Образовательная платформа Якласс https://www.yaklass.ru/testwork Электронная интерактивная тетрадь (ЭИТ) https://edu.skysmart.ru/homework/lofotafisa Социальная сеть В Контакте https://vk.com/im Сайты VIDEOUROKI .net и YouTube
Viber
ЯКласс
В помощь учителям: Skysmart и «Просвещение» создали интерактивную рабочую тетрадь для эффективного дистанционного обучения Прямо с сайта учитель может отправить детям задания в формате ссылки в любой удобный мессенджер , почту или социальную сеть. Важным плюсом является то, что тетрадь работает с любого устройства : компьютер, планшет или смартфон, а школьники, выполнив задания, могут нажатием одной кнопки увидеть свой результат и при необходимости показать его родителям. Все выполненные школьниками задания проверяются автоматически , после чего учителю открываются данные с результатами. Это позволяет сэкономить ценное время педагога, которое обычно тратится на самостоятельную проверку, а также оперативно собрать максимально полную информацию о том, как дети усвоили пройденный материал .
Электронная интерактивная тетрадь
В Контакте
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник методических материалов: работы победителей и дипломантов Фестиваля методических идей молодых педагогов в Самарской области - 2016/ Составители: А.П. Бережнова, М.В.Мальцева – Нефтегорск, 2017. – 103 с.
Статья Батуевой Е.И.зам. директора ГБОУ СОШ «ЦО» пос.Варламово, «Интеграция основного и дополнительного образования как основа формирования одарённой личности»...
Методическая разработка с учебно-методическими материалами по теме «Личные качества военнослужащего»
Урок предназначен для изучения нового материала, отработки полученных знаний и закрепления пройденного...
Методические материалы руководителя методического объединения учителей ЕМЦ
В помощь руководителю школьного методического объединения...
Методическая разработка на педагогический совет «Медиативные технологии в профилактике жестокости в образовательной среде» (методические материалы к проведению педсовета)
Методическая разработка на педагогический совет «Медиативные технологии в профилактике жестокости в образовательной среде» (методические материалы к проведению педсовета)...
Форма 4 п.4.1 Публикации педагогических разработок и методических материалов в СМИ, размещение материалов в сети Интернет
свидетельства о публикации в сети Интернет...
Методические материалы Материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению детей основам безопасности на дороге в современных у
Методические материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме:«Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по об...