Реализация принципа метапредметности в свете требований ФГОС ООО
презентация к уроку по теме

Степанова Татьяна Викторовна

Реализация  принципа метапредметности в свете требований   ФГОС ООО. Выступление на МО 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реализация принципа метапредметности в свете требований ФГОС ООО. Учитель истории и обществознания МАОУ ЦО №13 Степанова Т.В.

Слайд 2

Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения. Г. Лихтенберг .

Слайд 3

Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний , а в том, чтобы научить учиться . При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности . Кризис образования заключается в обнищании души при обогащении информацией.

Слайд 4

Проблема : снижение учебной успешности у значительной части учащихся при переходе из начальной ступени в среднюю вследствие рассогласованности образовательного процесса на ступенях школы на организационном, содержательном и методическом уровнях.

Слайд 5

Стандарт трактует понятие «результат образования» с позиции деятельностного подхода, согласно которому психологические особенности человека, качества личности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю – психическую .

Слайд 6

Учащийся – «архитектор и строитель» образовательного процесса

Слайд 7

Как достичь эту цель? Благодаря системе формирования универсальных учебных действий

Слайд 8

Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося

Слайд 9

Знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий : они формируются, применяются, сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Слайд 10

ТРЕБОВАНИЯ К ОСВОЕНИЮ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Личностные Метапредметные Предметные

Слайд 11

ЛИЧНОСТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: - САМОРАЗВИТИЕ -САМООПРЕДЕЛЕНИЕ -МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ -СПОСОБНОСТЬ К ЦЕЛЕПОЛАГАНИЮ - МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Слайд 12

Предметные результаты: -умения специфические для предметной области -уметь учиться - формирование научного типа мышления - овладение научной терминологией

Слайд 13

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - универсальные учебные действия ( познавательные, регулятивные и коммуникативные ), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Слайд 14

Основные виды УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД смыслообразование нравственно-этическая ориентация целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция оценка саморегуляция общеучебные унив.д. знаково-символические д. логические унив.д. постановка и решение проблемы самоопределение вопросы общения

Слайд 15

Функции универсальных учебных действий - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; - создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности « научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности; - обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Слайд 16

Средства формирования метапредметных результатов Продуктивная мыслительная деятельность учащихся Подготовить учащихся к продуктивной работе. Создать учебную ситуацию, предполагающую самостоятельное мышление. Обеспечить осознанность работы. Продумать организацию деятельности учащихся. Предложить систему обеспечения деятельности учащихся. Организовать обсуждение результатов. Обеспечить осознание каждым собственного прироста.

Слайд 17

Учебные ситуации, предполагающие самостоятельное мышление учащихся Работа с терминами: Работа с определениями Интерпретация информации Действия по аналогии Предметные / надпредметные действия Вопросы, требующие рассуждений Задания нерепродуктивного характера

Слайд 18

Метапредметные технологии : Проектная деятельность ИКТ Личностно – ориентированные технологии Интегративная технология

Слайд 19

Требования к результатам освоения основной образовательной программы ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково-символических средств, общих схем; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом

Слайд 20

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД является основой ФГОС и обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе к определению цели школьного обучения как формирование умения учиться, формирование у обучающихся готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. от изолированного изучения учащимися системы научных понятий к включению содержания обучения в контекст решения жизненных задач от предметной разобщенности к интеграции школьных дисциплин от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования, к развитию активной учебно-познавательной деятельности учащихся от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении цели

Слайд 21

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить? ценности образования Чему учить? обновление содержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий формирование универсальных способов действий

Слайд 22

Цели урока Планируемые результаты Воспитывающая Личностные результаты Развивающая Метапредметные результаты Обучающая Предметные результаты

Слайд 23

Тема Планируемые результаты : Этап урока Содержа-ние Деятель-ность учителя Деятельность учащихся ПР

Слайд 24

Тип урока Формируемые УУД метапредметные результаты личностные результаты Урок постановки учебной задачи Регулятивные: контроль, оценка, целеполагание. Коммуникативные Самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическое оценивание Урок решения учебной задачи Регулятивные: планирование, контроль, коррекция, оценка. Коммуникативные Познавательные: логические действия, работа с информацией, формирование ИКТ-компетентности. Самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическое оценивание Урок моделирования и преобразования модели Познавательные: знаково-символические. Коммуникативные Смыслообразование Нравственно-этическое оценивание Урок решения частных задач с применением открытого способа действия Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, планирование, самоорганизация. Коммуникативные Познавательные Самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическое оценивание Урок контроля и оценки Регулятивные: контроль, оценка. Начальные формы познавательной рефлексии. Самоопределение Начальные формы личностной рефлексии. Формирование универсальных учебных действий на уроках различного типа

Слайд 25

1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторение. 9) Рефлексия учебной деятельности. Технология деятельностного метода (ТДМ)

Слайд 26

Продуктивные задания – главное средство Решению продуктивных задач надо учить: Осмысли задание (что надо сделать?) Найди нужную информацию (текст, рис…) Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…) Сформулируй (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».) Дай полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя За что Петра I называли «великим»? Перескажи текст о Петре I = Почему произошла Февральская революция? Перечисли причины Февральской революции. = Личностные результаты Познавательные УУД

Слайд 27

Традиционный взгляд на урок 1. Дом.задание: «Перескажи…» 2. Тема: «Сегодня мы будем изучать …» 3.Объяснение: «Итак, слушайте внимательно…» 4.Закрепление: «Повторите что…? Когда…?» Проблемно-диалогический урок 1.Постановка проблемы: - «С одной стороны… , но с другой стороны …»; -«Что вас удивляет? …» -«Какой возникает вопрос? (проблема)» 2.Актуализация: «Вспомните, что мы уже знаем по этой проблеме?» 3. Поиск решения: «По тексту определите …» 4. Решение: «Как мы можем ответить на наш вопрос?» Проблемно-диалогическая технология Цель - обучить самостоятельному решению проблем (ФГОС) Средство - открытие знаний вместе с детьми Е.Л.Мельникова Регулятивные УУД Коммуникативные УУД

Слайд 28

Устойчивые метапредметные результаты не могут сформироваться при эпизодическом вкраплении отдельных приемов в схему традиционного обучения. Требуется системная работа, в идеале - работа команды.

Слайд 29

Спасибо За внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реализация принципа метапредметности в свете требований ФГОС ООО. Учитель истории и обществознания МАОУ ЦО №13 Степанова Т.В.

Слайд 2

Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения. Г. Лихтенберг .

Слайд 3

Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний , а в том, чтобы научить учиться . При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности . Кризис образования заключается в обнищании души при обогащении информацией.

Слайд 4

Проблема : снижение учебной успешности у значительной части учащихся при переходе из начальной ступени в среднюю вследствие рассогласованности образовательного процесса на ступенях школы на организационном, содержательном и методическом уровнях.

Слайд 5

Стандарт трактует понятие «результат образования» с позиции деятельностного подхода, согласно которому психологические особенности человека, качества личности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю – психическую .

Слайд 6

Учащийся – «архитектор и строитель» образовательного процесса

Слайд 7

Как достичь эту цель? Благодаря системе формирования универсальных учебных действий

Слайд 8

Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося

Слайд 9

Знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий : они формируются, применяются, сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Слайд 10

ТРЕБОВАНИЯ К ОСВОЕНИЮ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Личностные Метапредметные Предметные

Слайд 11

ЛИЧНОСТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: - САМОРАЗВИТИЕ -САМООПРЕДЕЛЕНИЕ -МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ -СПОСОБНОСТЬ К ЦЕЛЕПОЛАГАНИЮ - МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Слайд 12

Предметные результаты: -умения специфические для предметной области -уметь учиться - формирование научного типа мышления - овладение научной терминологией

Слайд 13

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - универсальные учебные действия ( познавательные, регулятивные и коммуникативные ), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Слайд 14

Основные виды УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД смыслообразование нравственно-этическая ориентация целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция оценка саморегуляция общеучебные унив.д. знаково-символические д. логические унив.д. постановка и решение проблемы самоопределение вопросы общения

Слайд 15

Функции универсальных учебных действий - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; - создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности « научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности; - обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Слайд 16

Средства формирования метапредметных результатов Продуктивная мыслительная деятельность учащихся Подготовить учащихся к продуктивной работе. Создать учебную ситуацию, предполагающую самостоятельное мышление. Обеспечить осознанность работы. Продумать организацию деятельности учащихся. Предложить систему обеспечения деятельности учащихся. Организовать обсуждение результатов. Обеспечить осознание каждым собственного прироста.

Слайд 17

Учебные ситуации, предполагающие самостоятельное мышление учащихся Работа с терминами: Работа с определениями Интерпретация информации Действия по аналогии Предметные / надпредметные действия Вопросы, требующие рассуждений Задания нерепродуктивного характера

Слайд 18

Метапредметные технологии : Проектная деятельность ИКТ Личностно – ориентированные технологии Интегративная технология

Слайд 19

Требования к результатам освоения основной образовательной программы ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково-символических средств, общих схем; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом

Слайд 20

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД является основой ФГОС и обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе к определению цели школьного обучения как формирование умения учиться, формирование у обучающихся готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. от изолированного изучения учащимися системы научных понятий к включению содержания обучения в контекст решения жизненных задач от предметной разобщенности к интеграции школьных дисциплин от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования, к развитию активной учебно-познавательной деятельности учащихся от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении цели

Слайд 21

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить? ценности образования Чему учить? обновление содержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий формирование универсальных способов действий

Слайд 22

Цели урока Планируемые результаты Воспитывающая Личностные результаты Развивающая Метапредметные результаты Обучающая Предметные результаты

Слайд 23

Тема Планируемые результаты : Этап урока Содержа-ние Деятель-ность учителя Деятельность учащихся ПР

Слайд 24

Тип урока Формируемые УУД метапредметные результаты личностные результаты Урок постановки учебной задачи Регулятивные: контроль, оценка, целеполагание. Коммуникативные Самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическое оценивание Урок решения учебной задачи Регулятивные: планирование, контроль, коррекция, оценка. Коммуникативные Познавательные: логические действия, работа с информацией, формирование ИКТ-компетентности. Самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическое оценивание Урок моделирования и преобразования модели Познавательные: знаково-символические. Коммуникативные Смыслообразование Нравственно-этическое оценивание Урок решения частных задач с применением открытого способа действия Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, планирование, самоорганизация. Коммуникативные Познавательные Самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическое оценивание Урок контроля и оценки Регулятивные: контроль, оценка. Начальные формы познавательной рефлексии. Самоопределение Начальные формы личностной рефлексии. Формирование универсальных учебных действий на уроках различного типа

Слайд 25

1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторение. 9) Рефлексия учебной деятельности. Технология деятельностного метода (ТДМ)

Слайд 26

Продуктивные задания – главное средство Решению продуктивных задач надо учить: Осмысли задание (что надо сделать?) Найди нужную информацию (текст, рис…) Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…) Сформулируй (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».) Дай полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя За что Петра I называли «великим»? Перескажи текст о Петре I = Почему произошла Февральская революция? Перечисли причины Февральской революции. = Личностные результаты Познавательные УУД

Слайд 27

Традиционный взгляд на урок 1. Дом.задание: «Перескажи…» 2. Тема: «Сегодня мы будем изучать …» 3.Объяснение: «Итак, слушайте внимательно…» 4.Закрепление: «Повторите что…? Когда…?» Проблемно-диалогический урок 1.Постановка проблемы: - «С одной стороны… , но с другой стороны …»; -«Что вас удивляет? …» -«Какой возникает вопрос? (проблема)» 2.Актуализация: «Вспомните, что мы уже знаем по этой проблеме?» 3. Поиск решения: «По тексту определите …» 4. Решение: «Как мы можем ответить на наш вопрос?» Проблемно-диалогическая технология Цель - обучить самостоятельному решению проблем (ФГОС) Средство - открытие знаний вместе с детьми Е.Л.Мельникова Регулятивные УУД Коммуникативные УУД

Слайд 28

Устойчивые метапредметные результаты не могут сформироваться при эпизодическом вкраплении отдельных приемов в схему традиционного обучения. Требуется системная работа, в идеале - работа команды.

Слайд 29

Спасибо За внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету «Английский язык» в свете требований ФГОС

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету «Английский язык» представляет собой один из инструментов реализации Требований стандартов к результатам освоения основ...

Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС . Чем отличается идеология, структура,  требования, содержание  ФГОС  от стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускн...

Особенности формирования универсальных учебных действий по экономике в свете требования ФГОС основного общего образования

Доклад на ГМО учителей  экономики на тему : Осоенности формирования универсальных учебных действий по экономике в свете требований ФГОС основного общего образования...

Организация внеурочной деятельности обучающихся по естественнонаучным предметам в свете требований ФГОС ООО

Стендовый доклад, выполненный в соавторстве с учителем химии МОУ "СОШ № 73" Дувановой Т.В....

Использование ИКТ технологий для достижения метапредметных результатов в свете требований ФГОС ООО

В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Одна из первых задач, которую мы до...