Методический материал «Подведение под понятие»
методическая разработка на тему
В данном материале рассказывается о развитии универсального учебного действия "Подведение под понятие" на уроках
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvedenie_pod_ponyatie.docx | 15.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Захарова Екатерина Ивановна
Муниципальное общеобразовательное учреждение Новомалыклинская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза М.С. Чернова
Учитель технологии и экономики
Развитие универсального учебного действия «Подведение под понятие» на уроках.
Универсальное учебное действие «Подведение под понятие» — это отнесение объекта к известному понятию. Оно применяется при наименовании объекта, отнесении объекта к определенной группе,т.е. при обобщении или классификации объектов, при подборе примера для обобщенного понятия.
Приведу примеры
Цель — наименовать объект
География. Дети познакомились с определением «географическая карта».
Вопрос. Можно ли назвать карту полушарий географической картой?
Цель — объяснить, почему так наименовали объект (или объяснить, что так назвать нельзя)
Литература. Объясните, почему после названия стихотворения стоит слово «быль»?
Биология. Объясните, почему поджелудочную железу называют железой смешанной секреции.
Цель — отнести конкретный пример к обобщенному понятию
Обществоведение. После выхода на пенсию Л. увлекся рыбалкой и вступил в общество рыболовов-любителей. Это пример:
• воспитания;
• социализации;
• самовоспитания;
• самоконтроля.
Цель — классификация объектов
Экономика. Распределите на группы (федеральные, региональные, местные) налоги: НДС, акцизы, подоходный налог, налог на имущество, лесной налог, земельный налог, курортный налог, налог на рекламу.
Цель — подобрать пример для обобщенного понятия (илиобъяснить, что этого нельзя сделать)
Математика. Кто сможет назвать последнее число в ряду натуральных чисел? Объясните.
Химия. Назовите примеры углеводов, которые человек употребляетв пищу.
Алгоритм подведения объекта под понятие
• Определение цели подведения под понятие.
• Выделение (наименование) понятия, под которое будет подводиться объект.
• Определение объекта, которое необходимо подвести под понятие.
• Выделение всех признаков, зафиксированных в определениипонятия.
• Проверка наличия у объекта выделенных признаков.
• Получение вывода о принадлежности объекта к данномупонятию.
• Вывод
Рассмотрим пример подводящего диалога, чтобы продемонстрировать, как этот алгоритм раскрывается при обсуждении конкретных заданий с учащимися.
Учитель. Ребята, мы изучили классификацию супов. Назовите виды супов по способу приготовления. (Заправочные, прозрачные, холодные, сладкие). Какие из перечисленных ниже супов, мы можем отнести к заправочным?
Борщ, окрошка, рассольник, молочный суп.
Учитель. Что нам нужно узнать?
Ученики. Какие из супов, мы можем отнести к заправочным? (Определение цели подведения под понятие?)
Учитель. Какие супы мы называем заправочными? (Выделение понятия, под которое будет подводиться объект)
Ученики. Супы, которые заправляются пассерованными овощами. (Выделение признаков, зафиксированных в определении понятия)
Учитель. Какие из перечисленных супов заправляются пассерованными овощами? (Проверка наличия у объекта выделенных признаков).
Ученики. Борщ, рассольник заправляют пассерованными овощами, поэтому мы можем их отнести к заправочным. (Получение вывода о принадлежности объекта к данному понятию).
Литература
1) М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, Т.В. Беглова, А.Г. Теплицкая
Развитие универсальных учебных действий в школе (теория и практика).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2 часть «Музыкально-практический материал» к работе « Музыкально- методический материал по духовно- нравственному воспитанию учащихся»
Методический материал для учителя, ноты, тексты песен....
Дидактический материал для повторения понятий по теме "Экономика" в 8-9-ых классах.
Материал можно использовать для игры в лотто при повторении понятий и их опросе, как в группах, в парах, так и индивидуально....
Формирование УУД на примере «подведение под понятие» в рамках ФГОС.
Одно из первых математических понятий, с которым ученики встречаются в школе – понятие о числе. Если это понятие не будет усвоено, у учащихся возникнут серьезные проблемы при дальнейшем изучении матем...
Методический материал "Понятия по физической культуре по разделам программы "Физической культуры""
Методический материал "Понятия по физической культуре по разделам программы"Физической культуры"....
Специальные карточки. Повторение материала. Методический материал "Иди по стрелке"
Методический материал...
Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"
Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"...
Учебно - методический материал «Тренировочный материал для учащихся 5 кл. по русскому языку, тема " Правописание личных окончаний глаголов (практикум)»
Учебно - методический материал «Тренировочный материал для учащихся 5 кл. по русскому языку, тема " Правописание личных окончаний глаголов (практикум)»...