Презентация по теме :" Технология развития критического мышления"
методическая разработка на тему
Раскрыты основы технологии развития критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trkm-tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.pptx | 264.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Технология развития критического мышления Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году, ее авторы – американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит , Д. Стилл . Она развивалась при поддержке Консорциума демократической педагогики и Международной читательской ассоциации. Проект , предложенный российским педагогам американскими коллегами, первоначально назывался «Чтение и письмо для развития критического мышления» , он подробно знакомил участников семинаров с приемами технологии, давал общие представления о теоретических основах технологии. Совместная работа идеологов технологии и педагогов-практиков и российских ученых позволила адаптировать предложенную модель для российской педагогики , подробно рассмотреть дидактические, психологические и философские основы предложенного подхода, дополнить практическую часть проекта, обогатив ее новыми приемами, и создать модель, которая в педагогической литературе получила название «Технология развития критического мышления» (ТРКМ) . Петербургские ученые и педагоги адаптировали основные идеи проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления» к потребностям российского образования. Эти идеи нашли свое отражение в методических пособиях и монографиях, вышедших за 10 лет реализации проекта.
Авторы России: Игорь Олегович Загашев Сергей ЗАИР-БЕК, кандидат педагогических наук, исполнительный директор программы "Развитие критического мышления через чтение и письмо в России" СПбГУ, факультет психологии "Психолог. Преподаватель психологии" Ирина Валентиновна Муштавинская к.п.н., зав. кафедрой основного и среднего общего образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.
Цель данной образовательной технологии (по идее ее создателей) – развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).
Задачи : научить 1) выделять причинно-следственные связи; 2) рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; 3) отвергать ненужную и неверную информацию; 4) понимать, как различные части полученной информации связаны между собой; 5) выделять ошибки в рассуждении; 6) уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражает текст или говорящий человек; 7) избегать категоричности в суждениях; 8) быть честным в своих суждениях; 9) определять ложные стереотипы; 10) выявлять предвзятое отношение, мнение, суждение; 11) отличать факт от предположения или мнения; 12) подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи; 13) отделять главное от несущественного.
Эффективность применения “Технологии развития критического мышления через чтение и письмо”
Модель урока в технологии РКМЧП - актуализация и обобщение знаний по теме; - мотивация (формирование интереса к изучаемой проблеме); -побуждение школьников к активной (творческой) работе на уроке и вне его (дома). -получение новой информации; -осмысление этой информации; -соотнесение ее с уже имеющимися знаниями; -поддержание активности школьников в процессе приобретения знаний. - закрепление полученных знаний; -обобщение информации; - присвоение учеником нового знания; - формирование у каждого учащегося собственного отношения к изучаемому материалу .
Приемы создания модели обучения в технологии РКМЧП Название Характеристика Применение «Корзина» идей, понятий, имен На доске можно нарисовать корзинку, где условно собирается все, что дети знают по данной проблеме. Методика: 1) учитель задает вопрос о том, что известно детям о поставленной проблеме; 2) каждый ученик самостоятельно вспоминает и записывает в тетрадь то, что он знает в этой связи (1-2 мин); 3) обмен информацией в парах (группах); каждая пара называет одно сведение или факт, не повторяя сказанного ранее; 5) учитель в виде тезисов записывает в «корзинке» все высказывания и идеи, включая ошибочные; 6) по мере освоения новой информации исправляются ошибки, вносятся необходимые дополнения. « вызов », «рефлексия» Составление кластера (пучок, созвездие), т.е. схемы В центре доски записывается ключевое слово, от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом; от них тоже расходятся лучи и т.д. В процессе уточнения информации кластер видоизменяется. « вызов », другие этапы урока, домашнее задание
Приемы создания модели обучения в технологии РКМЧП Название Характеристика Применение Учебный мозговой штурм 1 этап – создание банка идей, возможных решений проблемы (принимается и фиксируется всё, без изменений и оценок, около 10-15 мин); 2 этап – коллективное обсуждение идей и предложений; 3 этап – выбор наиболее перспективных решений. « вызов », «осмысление» Ассоциации «Какие ассоциации связаны с …»? « Что вы знаете о …»? «вызов» «Дерево предсказаний» «Ствол дерева» - тема, «ветви» - предположения, «листья» - обоснования предположений, аргументы. Приём разработан для работы с художественным текстом, чтобы строить предположения о развитии сюжета, но с успехом применяется для обсуждения социально значимых проблем. « вызов », «рефлексия», домашнее задание «Карта познания» От ключевого понятия, помещённого в центр листа (доски), отходят изогнутые лини (ветви) первого порядка с помещенными на них словами, связанными с ключевым понятием; далее помещаются «ветви» второго порядка с понятиями, уточняющими первоначальные сведения. Надо стремиться использовать для создания «карты» меньше слов, но больше символов, рисунков, цвета. « вызов », «рефлексия»
Приемы создания модели обучения в технологии РКМЧП Название Характеристика Применение «Перепутанные логические цепочки» Ученикам предлагается набор фактов (процессов, явлений), последовательность которых нарушена; дети расставляют события в нужном порядке. « вызов », «рефлексия» Пометки на полях (инсерт) Учащиеся читают текст, делая пометки: « v » -известная информация; «+» - новая информация; «?» - непонятная информация; « » - информация, идущая вразрез с имеющимися представлениями и знаниями. После работы с текстом – обсуждение с обязательным обращением к исходному тексту, цитированием. « осмысление », «рефлексия» Составление маркировочной таблицы «ЗУХ» («ЗХУ») Одна из форм контроля эффективности чтения с пометами. Читая текст, ученик заполняет графы таблицы: «З(наю) – У(знал) – Х(очу узнать)» или «З(наю) – Х(очу узнать) – У(знал)» своими словами, без цитирования исходного текста. « осмысление », «рефлексия», контроль знаний, домашнее задание Лекция с остановками После каждой смысловой части лекции учителя делается пауза, обсуждается проблемный вопрос, идет коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, выполняются дополнительные задания. «осмысление»
Приемы создания модели обучения в технологии РКМЧП Название Характеристика Применение Эффективная лекция с использованием «бортового журнала» Во время лекции ученики работают с таблицей: «известная информация и предположения (заполняется до лекции на стадии «вызов») – новая информация». 1 вариант использования приема – работа в парах: один ученик ставит «+» и « » в левой колонке, другой – записывает новую информацию; после индивидуальной работы пара обсуждает полученное, готовится к общей работе с классом. «осмысление» Чтение с остановками Учащиеся работают со знакомым текстом, который заранее разделен на части; к каждой из них сформулированы вопросы (простые (факты, воспроизведение информации), уточняющие, объясняющие (почему?), творческие и т.д.) «осмысление» Работа в динамических парах /группах («обучение сообща») «Зигзаг» (один из вариантов использования приемов). Класс разделен на четверки, у каждого школьника номер от 1 до 4. Дети работают с текстом, каждый сосредоточен на части с соответствующим номером, затем первые номера объединяются с первыми, вторые – со вторыми и т.д. для обсуждения своей части текста, составления схемы рассказа по теме и выбора представителя, который проведет итоговую презентацию. Вернувшись в свою группу, кчащиеся по схеме рассказывают о своей части текста, слушают других, делают записи в тетрадях, затем эксперты от каждого номера проводят презентации своих тем, все остальные вносят уточнения и дополнения. «осмысление» Игра «Как вы думаете» («обучение сообща») Класс делится на группы по 4 – 6 человек, учитель каждой из них раздает карточки с суждениями и игровое поле, где располагаются три зоны: «никогда – иногда – всегда». Дети берут по очереди карточки, читают суждения и по своему усмотрению (ни с кем не советуясь) раскладывают карточки на одну из зон игрового поля текстом вверх. Остальные члены группы читают про себя суждения и, если считают, что карточка лежит не в своей зоне, могут перевернуть ее текстом вниз; затем происходит обсуждение. « осмысление », «
Приемы создания модели обучения в технологии РКМЧП Название Характеристика Применение Написание синквейна ( пятистрочный белый стих) 1. Одно существительное – тема синквейна . 2. Два прилагательных или причастия, раскрывающие тему. 3. Три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме, характеризующие или объясняющие суть происходящих событий. 4. Фраза (предложение) из четырех слов, позволяющая ученику выразить свое отношение к теме или содержащая вывод (может использоваться цитата, крылатое выражение). 5. Одно слово – резюме, дающее новую интерпретацию темы; содержащее ассоциацию с ней; восклицание. Методика: 1) объяснить правила написания синквейна ; 2) привести несколько примеров синквейнов ; 3) задать тему; 4) зафиксировать время на написание синквейнов ; 5)заслушать варианты (по желанию учеников). Можно начинать с коллективного сочинения синквейна , с работы в парах, группах. «рефлексия» Написание эссе Эссе – «поток сознания, перенесенного на бумагу». Смысл приема заключается в словах: « Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю».Это свободное сочинение – размышление на заданную тему; самостоятельная трактовка проблемы, где ценится проявление индивидуальности, оригинальность в решении проблемы, аргументированность. Пишется обычно в классе (от 5 до 20 мин) после обсуждения проблемы. «рефлексия»
Приемы создания модели обучения в технологии РКМЧП Название Характеристика Применение Составление таблицы «тонких» и «толстых» вопросов «Толстые» вопросы требуют простого, однозначного ответа (Где? Когда? Кто? Что?). «Тонкие» вопросы: Почему? Каковы последствия? В чем различия? Предположите, что будет, если… «рефлексия» РАФТ Р( оль ) А( удитория ) Ф( орма ) Т( ема ) Пишущий выбирает для себя роль , т.е. сочиняет не от своего лица; определяет, для кого (родители, одноклассники) он пишет; выбирает форму (письмо, жалоба) и тему сочинения. Работа может вестись в парах, а также с опорой на вопросы. «рефлексия» Дискуссия Цель: не решить проблему, а углубить понимание её важности. Проблема должна быть спорной, неоднозначной, содействовать активному вовлечению учащихся в диалог. Дискуссии предшествует подготовительная работа с источниками информации. Часто используемый вариант – перекрестная дискуссия: две стороны формулируют и защищают аргументы «за» и «против». все этапы, особая модель
Литература: 1.Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М., 2004. 2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб., 2003. 3. Муштавинская И.В.Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учебно - методическое пособие 4. Палат Е.С. Новые информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М., 2003. 5. Вишнякова Е.Е.Не только о технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо. http://rus.1September.ru/article.php?ID=200401504 6. Столбунова С.В.Развитие критического мышления. Апробация технологии. http://rus.1September.ru/article.php?ID=200302802
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая работа на тему: «Технология развития критического мышления как средство формирования коммуникативных способностей на уроках английского языка»
Министерство образования и науки Самарской областиГосударственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистовС...
Мастер-класс по теме "Технология развития критического мышления".
Цель: создать условия для повышения профессиональной компетентности учителя на основе изучения технологии развития критического мышления....
Методический доклад на тему: "Технология развития критического мышления. Приемы ТРКМ, используемые на занятиях.
Ведущим направлением модернизации современного российского образования является компетентностный подход. Компетентностный подход в обучении предполагает не простое увеличение объема знаний в различных...
Методический семинар по теме Технология развития критического мышления на уроках математики
Методический семинар...
Методическое выступление на конкурсе "Учитель года" по теме "Технология развития критического мышления"
Методическое выступление на конкурсе "Учитель года" по теме "Технология развития критического мышления"...
Творческий отчет. Тема: Технология развития критического мышления, как средство обучения математики.
Творческий отчет.Тема: Технология развития критического мышления, как средство обучения математики....
Презентация обобщение опыта работы по теме "Технология развития критического мышления как технология реализации ФГОС ООО"
В данной презентации раскрыты ключевые аспекты технологии критического мышления, которые могут быть эффективно интегрированы в образовательном процессе....