Выступление на I Региональном форуме АССУЛ (Ассоциация учителей русского языка и литературы)
статья (5 класс) на тему

Мушта Валентина Ивановна

Проектно-исследовательская деятельность в 5-х классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_mushta_v.i.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Мушта Валентина Ивановна, учитель русского языка и литературы,

 МБОУ Бутурлиновская СОШ

Проектно-исследовательская деятельность в 5-х классах.

Соответствуя Стандартам второго поколения  и в рамках программы Школа-лидер, куда и вошла с 2015 года МБОУ Бутурлиновская СОШ, все обучающиеся   5-6-х классов нашего учебного заведения охвачены проектной и исследовательской деятельностью.

  В ногу со временем идут и учителя русского языка и литературы. Краткосрочные проекты мы всегда использовали как в урочной, так и внеурочной деятельности. Это было и до внедрения Стандартов второго поколения. Например, традиционными проектами являются инсценировки басен И.Крылова, творческие встречи с литературным объединением «Радуга», конкурсные программы, выразительное чтение стихотворений и всеми любимое чтение по ролям драматических произведений.

   С недавнего времени мы перешли и к долгосрочным проектам, над которыми работаем целый год.

  Этапы подготовки к долгосрочному проекту следующие:

  1. К концу года (апрель, май) обучающиеся определяют своего руководителя и рабочее название проекта
  2. В сентябре проводятся общешкольные и классные собрания, посвященные проектно-исследовательской и внеурочной деятельности. Родителям предлагается ряд тем для исследовательской работы, ведутся открытые обсуждения по тем или иным вопросам, к середине сентября каждый ученик, исходя из личных возможностей и желаний, определяется с темой проекта и его руководителем. Желание ребенка стоит, конечно, во главе угла, т.к. мы придерживаемся принципа «Задания, даваемые насильно, душат разум».
  3. Октябрь-ноябрь – подготовка материалов к исследовательской работе. Ученик в сопровождении учителя отбирает необходимый материал по данной теме, тщательно его изучает.
  4. Декабрь – проводит социальный опрос, анкетирование, строит диаграммы, таблицы, соотношения, которые помогают выяснить отношение окружающих по данной проблеме.
  5. Март – подготовка к публичному выступлению.
  6. Итог всей работы: в марте традиционно в нашей школе проходит научно-практическая конференция. Публичные выступления  заслушиваются  на родительских лекториях, собраниях, на семинарах, классных часах, в зависимости от темы.       Например, тема : «Слова-паразиты в речи обучающихся 5б класса», казалось бы самой избитой и в тоже время самой актуальной, звучала и для родителей, и для детей, потому что проблема собственной речи была показана глазами ребенка. В своих наблюдениях, которые Саша Некрылов вел в течение  года, он указал количество неподготовленных домашних заданий по русскому языку и литературе, назвал непрочитанные произведения, что приводит к обеднению речи, подсчитывал количество использованных учениками 5б слов-паразитов на переменах и во время ответов на уроке. Одним словом, работа над этим проектом  держала в тонусе весь класс.

     Темы проектов в 5-х классах под моим руководством были следующие:

  • Влияние языка мультипликации на нашу речь
  • Создание лингвистической сказки
  • Слова-паразиты в нашей речи
  • Математические задачи в литературе
  • Роль знаков препинания в тексте
  • Секреты басен И.Крылова
  • Происхождение фразеологизмов

Если говорить кратко по каждой теме,  то хочу отметить, что начиналось все очень трудно, т.к. для многих обучающихся этот вид работы в начальных классах носил коллективный характер, а теперь приходилось самому отвечать за себя, но закончилось все успешными выступленями, блестящими результатами, призовыми местами на школьной и межмуниципальной конференции в Калаче.

 Темы, выбранные ребятами, по-настоящему увлекли  их. Например,  из проекта  Жидкова Виталия «Математические задачи в литературе» к моменту выхода сборника были прорешены все задачи.  Многие ребята подключились к Виталию и стали искать задачи в литературных произведениях, хотя раньше не обращали на это внимания. На уроках русского языка и литературы, на переменах просили порешать задачки. Таким образом, мы привлекли внимание к тексту и использовали межпредметные связи.

 Кочура Лиза занялась проектом «Цитаты из мультфильмов», предполагалось, что она проведет анкетирование среди младших школьников, но к ней за анкетами обратились ученики 11А класса физико-математического профиля. Девочке  это польстило, а главное, она поняла, что тема актуальна для любой возрастной группы. Лиза вместо запланированных 30 анкет распечатала 270, в результате опрос провела и среди учителей, была удивлена некоторым открытиям. Таким образом, проектно-исследовательская работа приобретает массовый характер.

     По авторской сказке  Татарского Максима «О-Ё после шипящих и Ц» ребята решили поставить инсценировку.

     Я хочу подчеркнуть, что проекты выполнялись не ради проектов, а на самом деле увлекли ребят.

    Конечно, всегда сталкиваемся с трудностями, например, технического характера. Некоторые ребята не имеют компьютера, нет Интернета, не умеют работать в программе Word  или напротив, чрезмерно используют Интернет, не прилагая усилий к работе.

  Проблема публичного выступления тоже имеет  место быть, т.к. не каждому легко выступить на публику, поэтому приходилось некоторых учеников отправлять на повторную защиту. Это и будут наши планы на дальнейшее достижение цели

     Конечно, проектно-исследовательская деятельность  очень трудоемкий процесс, который отнимает много сил и времени, но мы не намерены останавливаться, т.к. человек, обладающий проектным мышлением, - это успешный политик, бизнесмен  и руководитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы 15.10.2014

Урок русского языка в 5 классе"Правописание гласных в корнях слов" был проведен в рамках регионального семинара учителей русского языка и литературы....

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого Мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы".

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы...

Выступление на МО учителей русского языка и литературы « Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Выступление на МО учителей русского языка и литературы« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»...