Выступление на I Региональном форуме АССУЛ (Ассоциация учителей русского языка и литературы)
статья (5 класс) на тему
Проектно-исследовательская деятельность в 5-х классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_mushta_v.i.docx | 19.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Мушта Валентина Ивановна, учитель русского языка и литературы,
МБОУ Бутурлиновская СОШ
Проектно-исследовательская деятельность в 5-х классах.
Соответствуя Стандартам второго поколения и в рамках программы Школа-лидер, куда и вошла с 2015 года МБОУ Бутурлиновская СОШ, все обучающиеся 5-6-х классов нашего учебного заведения охвачены проектной и исследовательской деятельностью.
В ногу со временем идут и учителя русского языка и литературы. Краткосрочные проекты мы всегда использовали как в урочной, так и внеурочной деятельности. Это было и до внедрения Стандартов второго поколения. Например, традиционными проектами являются инсценировки басен И.Крылова, творческие встречи с литературным объединением «Радуга», конкурсные программы, выразительное чтение стихотворений и всеми любимое чтение по ролям драматических произведений.
С недавнего времени мы перешли и к долгосрочным проектам, над которыми работаем целый год.
Этапы подготовки к долгосрочному проекту следующие:
- К концу года (апрель, май) обучающиеся определяют своего руководителя и рабочее название проекта
- В сентябре проводятся общешкольные и классные собрания, посвященные проектно-исследовательской и внеурочной деятельности. Родителям предлагается ряд тем для исследовательской работы, ведутся открытые обсуждения по тем или иным вопросам, к середине сентября каждый ученик, исходя из личных возможностей и желаний, определяется с темой проекта и его руководителем. Желание ребенка стоит, конечно, во главе угла, т.к. мы придерживаемся принципа «Задания, даваемые насильно, душат разум».
- Октябрь-ноябрь – подготовка материалов к исследовательской работе. Ученик в сопровождении учителя отбирает необходимый материал по данной теме, тщательно его изучает.
- Декабрь – проводит социальный опрос, анкетирование, строит диаграммы, таблицы, соотношения, которые помогают выяснить отношение окружающих по данной проблеме.
- Март – подготовка к публичному выступлению.
- Итог всей работы: в марте традиционно в нашей школе проходит научно-практическая конференция. Публичные выступления заслушиваются на родительских лекториях, собраниях, на семинарах, классных часах, в зависимости от темы. Например, тема : «Слова-паразиты в речи обучающихся 5б класса», казалось бы самой избитой и в тоже время самой актуальной, звучала и для родителей, и для детей, потому что проблема собственной речи была показана глазами ребенка. В своих наблюдениях, которые Саша Некрылов вел в течение года, он указал количество неподготовленных домашних заданий по русскому языку и литературе, назвал непрочитанные произведения, что приводит к обеднению речи, подсчитывал количество использованных учениками 5б слов-паразитов на переменах и во время ответов на уроке. Одним словом, работа над этим проектом держала в тонусе весь класс.
Темы проектов в 5-х классах под моим руководством были следующие:
- Влияние языка мультипликации на нашу речь
- Создание лингвистической сказки
- Слова-паразиты в нашей речи
- Математические задачи в литературе
- Роль знаков препинания в тексте
- Секреты басен И.Крылова
- Происхождение фразеологизмов
Если говорить кратко по каждой теме, то хочу отметить, что начиналось все очень трудно, т.к. для многих обучающихся этот вид работы в начальных классах носил коллективный характер, а теперь приходилось самому отвечать за себя, но закончилось все успешными выступленями, блестящими результатами, призовыми местами на школьной и межмуниципальной конференции в Калаче.
Темы, выбранные ребятами, по-настоящему увлекли их. Например, из проекта Жидкова Виталия «Математические задачи в литературе» к моменту выхода сборника были прорешены все задачи. Многие ребята подключились к Виталию и стали искать задачи в литературных произведениях, хотя раньше не обращали на это внимания. На уроках русского языка и литературы, на переменах просили порешать задачки. Таким образом, мы привлекли внимание к тексту и использовали межпредметные связи.
Кочура Лиза занялась проектом «Цитаты из мультфильмов», предполагалось, что она проведет анкетирование среди младших школьников, но к ней за анкетами обратились ученики 11А класса физико-математического профиля. Девочке это польстило, а главное, она поняла, что тема актуальна для любой возрастной группы. Лиза вместо запланированных 30 анкет распечатала 270, в результате опрос провела и среди учителей, была удивлена некоторым открытиям. Таким образом, проектно-исследовательская работа приобретает массовый характер.
По авторской сказке Татарского Максима «О-Ё после шипящих и Ц» ребята решили поставить инсценировку.
Я хочу подчеркнуть, что проекты выполнялись не ради проектов, а на самом деле увлекли ребят.
Конечно, всегда сталкиваемся с трудностями, например, технического характера. Некоторые ребята не имеют компьютера, нет Интернета, не умеют работать в программе Word или напротив, чрезмерно используют Интернет, не прилагая усилий к работе.
Проблема публичного выступления тоже имеет место быть, т.к. не каждому легко выступить на публику, поэтому приходилось некоторых учеников отправлять на повторную защиту. Это и будут наши планы на дальнейшее достижение цели
Конечно, проектно-исследовательская деятельность очень трудоемкий процесс, который отнимает много сил и времени, но мы не намерены останавливаться, т.к. человек, обладающий проектным мышлением, - это успешный политик, бизнесмен и руководитель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на ГМО учителей русского языка и литературы по теме "Использование текстов художественной литературы на уроках русского языка как фактор подготовки к ЕГЭ"
Материал, раскрывающий технологию опыта работы учителя при подготовке к ЕГЭ на примерах открытого текста...
Открытый урок по русскому языку в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы 15.10.2014
Урок русского языка в 5 классе"Правописание гласных в корнях слов" был проведен в рамках регионального семинара учителей русского языка и литературы....
Презентация к выступлению на районном МО учителей русского языка и литературы "Разработка и применение заданий открытого типа на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах в условиях внедрения ФГОС"
Данная презентация отражает результаты работы по изучению личностно-ориентированных технологий в контексте внедрения ФГОС ООО...
Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого Мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы".
Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы...
Выступление на МО учителей русского языка и литературы « Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»
Выступление на МО учителей русского языка и литературы« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»...
Выступление на заседании кафедры учителей русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы. Работа с Интернет- ресурсами»
В статье рассматривается проблема использования ИКТ на уроках русского языка и литературы....