Кейс-метод в образовательном процессе.
статья на тему
Метод Кейсов может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольна проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keys-metod.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КЕЙС- МЕТОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Основу технологии составляет набор кейсов, содержащий информацию о конкретной задаче или проблеме, на базе которой путем теоретического анализа на основе полученных и имеющихся знаний делается вывод о дальнейшем практическом решении и применении полученных результатов.
Метод Кейсов может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Кейс (Case study) - метод анализа ситуаций. Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить и проанализировать реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Кейс-метод выступает практическим методом организации учебного процесса, методом дискуссий с точки зрения стимулирования и мотивации учебного процесса. В нем дается наглядная характеристика практической проблемы и демонстрация поиска способов её решения. Наконец по критерию практичности он представляет собой чаще всего практически-проблемный метод.
Кейс метод – это метод обучения, при котором учащиеся и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач. Кейс, предполагает решение проблемы, и при этом существует множество альтернатив, нет единственного решения. Кейс - это не хорошо сформулированная проблема, скорее всего это проблема "спрятанная" за массой фактов и событий. Обучение поиску и формулировке проблемы является принципиальным в кейс методе обучения.
Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учеников по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Отличительная особенность Case-метода:
создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
Для того чтобы учебный процесс на основе CASE был эффективным важны два момента:
- хороший CASE
- определенная методика его использования в учебном процессе.
CASE – не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Кроме того, он должен включать набор вопросов, подталкивающих к решению поставленной проблемы.
Основные принципы представления кейс:
- простота
- ясность
- точность
В чем заключается особенности данного метода?
Во-первых, метод предназначен для получения знания не по точным наукам, а по тем дисциплинам, в которых нет однозначного ответа на познавательный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. Задача преподавания ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию их в проблемном поле.
Во-вторых, акцент образования переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество ученика и учителя. Отсюда принципиальное отличие кейс-метода от традиционных методик.
В-третьих, результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.
В-четвертых, технология метода довольно проста. По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни. Эта модель представляет собой текст объемом от нескольких до нескольких десятков страниц, который и называют "кейсом". Учащиеся предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому самые различные источники информации. После этого идет подробное обсуждение содержания. При этом учитель выступает в роли ведущего.
В-пятых, несомненным достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей.
В-шестых, преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с сухостью, малой эмоциональностью изложения материала. Эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в кейс – методе так много, что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль.
Хороший CASE должен удовлетворять следующим требованиям:
● соответствовать четко поставленной цели создания
● иметь соответствующий уровень трудности
● иллюстрировать несколько аспектов жизни, не устаревать слишком быстро
● иметь национальную окраску
● быть актуальным на сегодняшний день
● иллюстрировать типичные ситуации
● развивать аналитическое мышление
● провоцировать дискуссию иметь несколько решений
Преимущества метода:
- позволяет демонстрировать теорию с точки зрения реальных событий;
- позволяет заинтересовать учеников в изучении конкретного предмета, в контексте других предметов и явлений;
- способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации;
- развивает
1.аналитические навыки (умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их).
2.практические навыки (использования на практике теорию).
3.творческие навыки (одной логикой, как правило, кейс - ситуацию не решить). Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.
4.коммуникативные навыки (умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа - средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет)
5.социальные навыки (в ходе обсуждения вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение и т. д.)
6.самоанализ (несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения).
- способствует привитию навыков самостоятельной работы при подготовке к занятию и при работе с кейсом.
Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. По сути дела этот кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.
Кейсы могут использоваться на разных стадиях обучения: в процессе представления нового материала и в процессе контроля.
Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает две фазы.
Первая фаза представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. Она осуществляется за пределами аудитории и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя.
Однако хорошо подготовленного кейса мало для эффективного проведения занятия. Для этого необходимо еще подготовить методическое обеспечение, как для самостоятельной работы учеников, так и для проведения предстоящего занятия.
Вторая фаза включает в себя деятельность преподавателя в аудитории, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад учеников в анализ ситуации.
Часто бывает целесообразно до анализа кейса в аудитории встретиться с несколькими участниками перед занятием, чтобы рассмотреть с ними данные, сравнить анализы и обсудить стратегии. Именно тогда можно подвергнуть испытанию и усовершенствовать выбор стратегий, а также исследовать и обогатить понимания проблем данной ситуационной модели через восприятие других людей.
Анализ кейса и поиск эффективной формы представления этого анализа в аудитории представляет собой наиболее серьезную фазу обучения. Она предусматривает выявление фактов и определения частей проблемы, а также их соотношение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии (кейс - метод) на уроках химии (из опыта проведения мастер - класса)
Опыт проведения мастер - класса по одной из современных образовательных технологий в рамках курсов повышения квалификации учителей химии Курской области...
Современные образовательные технологии: кейс - метод
В работе представлены кейсы по всему курсу биологии, а также разработки коллег. Полный вариант - по электронной почте....
Образовательные технологии: "КЕЙС - метод"
Образовательные технологии: "КЕЙС - метод"...
Использование кейс-метода на уроках образовательной области «Искусство»
Что такое кейс-метод. Кейс – многозначное понятие, которое трактуется как случай, казус. Следовательно, метод кейсов является методом, который предполагает рассмотрение предложенных случае...
Кейс-метод в образовательном процессе: организация самостоятельной работы обучающихся.
Кейс-метод в образовательном процессе: организация самостоятельной работы обучающихся.Современные образовательные технологии предлагают инициативному педагогу широкий выбор разнообразных методов и при...
Кейс – метод как один из эффективных методов формирования навыков самоорганизации учебной деятельности в процессе изучения английского языка
целью работы мы определяем изучение особенностей использования кейс-метода на уроках английского языка как средства формирования навыков самоорганизации учебной деятельности....
Кейс-метод как основа для развития читательской грамотности младших школьников в процессе изучения английского языка
В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – од...