ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА
статья на тему
Предварительный просмотр:
Тихомирова Мария Сергеевна
ГБОУ СОШ №277, Санкт-Петербург
«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА»
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то,
что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»
В.О. Ключевский.
Уже меньше, чем через год — в сентябре 2014 года планируется полномасштабное введение профессионального стандарта педагога [2]. В связи с этим многие задались вопросом, какой же он – современный педагог? Каким профессиональным стандартам должен отвечать учитель сегодня? Существует проект документа «Профессиональный стандарт педагога», разработанный минобрнауки РФ, который прописывает, что должен знать, уметь и иметь педагог в образовательной, воспитательной и развивающей областях. Например, высшее образование – один из непременных атрибутов современного учителя. Также этот документ содержит и компетенции педагога. Например, работа в условиях реализации программ инклюзивного образования [3].
Так на сегодняшний день наша школа осуществляет инновационную деятельность по теме «Инклюзивное образование детей-инвалидов в общеобразовательном учреждении. Педагогические и организационные особенности». Это представляется одним из актуальнейших направлений в связи с изменениями общей политики отношения к инвалидам в современном обществе. Так же всё чаще мы сталкиваемся в обычных общеобразовательных классах с коррекцией 7 вида. Это очень непростые дети, требующие особого внимания и подхода. Есть в классах ребята и из социально неблагополучных семей и их число, к сожалению не уменьшается. Это подводит нас к мысли, что современный педагог должен знать коррекционную педагогику и психологию, социальную педагогику, основы тьюторства.
Развивается в современной школе и работа с одарёнными детьми, которая едва ли не сложнее, чем обучение детей имеющих проблемы в развитии. Ребёнок-гений требует от педагога огромного количества профессиональных знаний, хорошей ориентации в современных условиях жизни и развитии науки.
Особой проблемой в современной школе является обучение детей-инофонов. Это требует от учителя индивидуального подхода при оценивании и проверке знаний, для детей с другой культурой, а также толерантности от себя и умения привить её другим детям.
Ещё одно требование к педагогу сегодня – быть уверенным пользователем персонального компьютера, знать основные программы, помогающие в работе (Word, Power Point, Publisher, Excel, Movie Maker). Также необходимо знание и умелое использование поисковых интернет-систем.
Расширяя границы свободы педагога, профессиональный̆ стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации. Появились проекты модернизации педагогических вузов. Например, предложение ввести дополнительное испытание к ЕГЭ для отсева тех, кто не может заниматься преподавательской деятельностью. В период обучения в вузе необходимо увеличить практическую направленность. Важно, например, чтобы все студенты практиковались и исследовали деятельность детсадов, досуговых учреждений, организаций культуры, социального обслуживания, пробовали себя в летних и зимних школах – везде, где идёт становление человека. Это поможет будущим учителям переносить образовательные подходы из одних областей в другие, а значит профессионально расти и совершенствоваться. Предпринимаются попытки выстроить систему подготовки учителей так, чтобы войти в профессию можно было «через несколько дверей», пройдя разными дорогами (то есть привлекать в школы непрофессиональных педагогов). Высказываются даже смелые гипотезы о замене живого педагога компьютером (виртуальное обучение).
Так каким же он должен быть учитель XXI века? Если исходить из реалий сегодняшних дней и требований современного общества, то современный учитель – это человек, идущий в ногу со временем, владеющий передовыми технологиями, самой актуальной информацией, динамичный, креативный, творческий, инициативный. Но при этом не растерявший всех тех качеств, которые присущи интеллигенту в привычном его понимании, то есть человек глубокой внутренней культуры и самостоятельного мышления.
Список литературы:
- Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер. 2011.
- Милкус А. Чему и как должен учиться современный педагог?// Комсомольская правда. 2013. 31 окт.
- http://минобрнауки.рф/документы/3071 Профессиональный стандарт педагога. Проект.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Имидж педагога как составляющее профессионального стандарта педагога"
Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с...
К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА»
В настоящей статье рассматривается вопрос о профессиональных компетенциях учителя русского языка в условиях введения «Профессионального стандарта педагога» с января 2017 года. Самой важной компетенцие...
Лист самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог–методист»
Характеристика уровня профессионального развития педагога-методиста в соответствии с требованиями профессионального стандарта Педагог...
Лист самооценки профессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»
Лист самооценкипрофессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»...
Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»
Представлена презентация о выходе нового профессионального стандарта для педагога СПО...
"Повышение качества обученности и воспитанности обучающихся через повышение профессионального уровня педагога в соответствии с профессиональным стандартом педагога и внедрением ФГОС
Выступление на педагогическом совете ГБОУ Школа № 1056 на тему "Повышение качества обученности и воспитанности обучающихся через повышение профессионального уровня педагога в соответствиис профес...
Профессиональный стандарт педагога и требования к профессиональной деятельности педагога
Выстувление на педсовете о тредованиях к профессиональной дечтельности педагога....