«Отдельные приёмы и методы формирования универсальных учебных действий в повседневной практике учителя».
статья на тему
Методическая статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Отдельные приёмы и методы формирования универсальных учебных действий в повседневной практике учителя».
Автор: учитель истории ГБОУ СОШ № 277
Тихомирова Мария Сергеевна
Всё новое – хорошо забытое старое
С 2009 года в системе российского образования начали происходить серьёзные изменения. Идёт переход к Федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения. Изменения коснулись самых разных областей образовательного процесса. Современные стандарты поставили задачу научить учащихся учиться, самостоятельно добывать знания, и самое главное уметь ими пользоваться. В связи с этим изменился и требуемый результат. Теперь вместо хорошо всем знакомых знаний, умений и навыков у выпускника должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД).
По мнению А. В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик» [3].
Современная дидактика определяет три группы таких универсальных учебных действий: личностные, метапредметные и предметные. Личностные включают в себя самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическое оценивание. (Обратим внимание на то, что они не оцениваются, но проверяются). Предметные результаты - это уже хорошо нам знакомые знания, умения, компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний. Самыми широкими и самыми сложными для формирования и оценки представляются метапредметные (надпредметные) учебные действия. К ним относятся коммуникативные, познавательные и регулятивные УУД.
Но если посмотреть на практику нашей педагогики, то можно увидеть, что инструментарий для формирования универсальных учебных действий был заложен задолго до появления стандартов второго поколения. Давайте рассмотрим более предметно.
Итак, коммуникативные УУД включают в себя планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия). Для формирования этого действия используются, например, методы групповой работы в классе и дома (создание стенгазеты) или проектной деятельности. Или действие по постановке вопросов. Оно может формироваться в ходе заданий: собери определения части, которых находятся у разных учеников или совместное заполнение таблицы, когда каждой группе (ряду) даётся свой «кусок», а потом путем взаимообмена составляется целая таблица. И это только вершина айсберга.
Давайте посмотрим на регулятивные универсальные учебные действия, к котором относят, например, целеполагание. Как часто для определения цели и задач урока используется задание: что объединяет все названные понятия, предложения, пословицы или назовите основную мысль притчи, мифа, четверостишия, видеофрагмента и так далее, или выявление из списка признаков (явлений) изучаемого понятия тех, которые ещё не изучались. Или оценочное действие: оно формируется при проведении рефлексии, комментированном оценивании ответов одноклассников, взаимопроверке.
Но самая большая «методическая копилка» собрана для формирования познавательных учебных действий. Например, составление и заполнение таблиц (анализ). Причём таблицы можно давать как готовые, так и просить учащихся самих выделить критерии для сравнения. Или выявление отличительных признаков понятия на основании его определения. Метод синтеза – дать характеристику понятию на основе таблицы, определить недостающий элемент в цепи. Задания на умение классифицировать тоже хорошо знакомы многим. Например, разбейте на группы иллюстрации, названия, слова и т.д. по заранее заданным критериям или без таковых. Знакомо нам и задание найди пару. Задания на установления причинно-следственных связей тоже встречаются достаточно часто причём, чем старше ученики, тем чаще: объясни причины события, явления, процесса, предположи, что произойдёт в результате того или иного действия, сделай выводы на основании полученной информации, восстанови цепочку событий. А задания на аргументацию своей точки зрения, рассуждения на заданную тему, приведение аргументов «за» и «против» формируют умение доказывать. Давно всем знаком и проблемно-поисковый метод, на основе которого формируется логическое умение выдвигать и обосновывать гипотезы.
Личностные универсальные учебные действия формируют мотивацию к обучению, например, через личную заинтересованность учащихся в результате своей деятельности. Для этого используются «жизненные примеры», актуальные для учеников, злободневные. Но и этот приём мотивации известен нам уже давно.
Формирование же предметных учебных действий происходит через метапредметные действия.
Можно и дальше приводить примеры методов формирования универсальных учебных действий. Здесь отражены лишь незначительные наиболее часто встречаемые фрагменты. Вы наверняка найдёте в своей деятельности методы более интересные и менее известные, чем приведены в этой статье. Но главная моя цель была показать не сами методы и приёмы формирования универсальных учебных действий, а то, что они нам хорошо знакомы и применяются в повседневной практике на каждом уроке и начальной и основной и средней школы.
Список литературы:
- Асмолов А.Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы М.: Просвещение, 2012. – 447 с.
- Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика: теоретико–практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства. — Минск, 2000. — 376 с.
- Универсальные учебные действия // Википедия. [2014—2014]. Дата обновления: 23.11.2014. URL: http://ru.wikipedia.org/?oldid=66959095 (дата обращения: 23.11.2014).
- Хуторской А. В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 73 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебные приёмы, используемые для формирования универсальных учебных действий
Здесь даны примеры приемов и методов для формирования универсальных учебных действий....
Презентация "Использование методов формирования универсальных учебных действий на уроках иностранного языка"
Универсальные учебные действия – обобщенные действия, сформированные на конкретном материале какого-либо предмета, которые могут использоваться при изучении других предметов. Почему обучение эти...
Мастер-класс Приёмы формирования универсальных учебных действий Учитель русского языка и литературы Богданова Ирина Викторовна ГБОУ СОШ № 456
Задача современного учителя - сделать все возможное, чтобы наши дети стали успешными, активными, творческими и самостоятельными. Современные дети должны:-...
Проектная деятельность на уроках информатики и ИКТ как метод формирования универсальных учебных действий учащихся
Итоговая работа по курсам повышения квалификации...
Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи
Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...
Мастер-класс "Приемы и методы формирования универсальных учебных действий обучающихся".
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая орган...
Проектное обучение как метод формирования универсальных учебных действий у учащихся с ОВЗ в урочной деятельности
Компетенции современного века требуют от преподавателя иных подходов в обучении детей английскому языку, в частности, если речь идет об учениках с ОВЗ. Стандарты нового поколения устанавливают требова...