Мастер-класс "Приемы и методы формирования универсальных учебных действий обучающихся".
методическая разработка по биологии

Овладение учащимися  универсальными   учебными   действиями  создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_uud_gonchar-bysh.doc150 КБ
Office presentation icon master_-_klass_uud_gonchar-bysh.ppt1.64 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Великомихайловская средняя общеобразовательная школа

Новооскольского района Белгородской области»

МАСТЕР-КЛАСС

учителя биологии

Гончар-Быш Ларисы Николаевны

Приемы и методы формирования универсальных учебных действий обучающихся.

Презентация педагогического опыта (слайд 1)

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Новые федеральные государственные стандарты образования декларируют, как основной приоритет системы образования формирование у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний, умений и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Системно-деятельный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить  основные  результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования  универсальных   учебных   действий, которыми должны владеть учащиеся. Логика развития  универсальных   учебных   действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от  действия  – к мысли.        

Овладение учащимися  универсальными   учебными   действиями  создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.

Универсальные учебные действия (УУД) (слайд 2)

 – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Выделены  основные  виды  универсальных   учебных   действий:

Личностные (самоопределение, смыслообразование и  действие  нравственно-этического оценивания);

Регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование);

Познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические);

Коммуникативные.

Развитие системы  универсальных   учебных   действий  в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных  действий  осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики  учебной  деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития  универсальных   учебных   действий

Цель мастер - класса: Познакомить с приемами и методами формирования универсальных учебных действий на уроках биологии (слайд 3).

Метод: Самостоятельная работа обучающихся(слайд 4).

Прием: Работа с текстом.

  • постановка прямых и скрытых вопросов к тексту учителем или учащимися;
  • поиск в тексте ответов на поставленные вопросы;
  •  маркировка с использованием значков, которые ставятся на полях;
  •  расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности;
  •  графическая систематизация текста: кластеры, таблицы, схемы.

        Вашему вниманию я предлагаю текст учебной статьи «Вирусы»,который вы видите на слайде и на ваших столах. Эта тема изучается в 9 классе (слайд 5).        

        При работе с текстом я использую разноуровневую групповую форму обучения. Каждая группа работает под руководством ученика-лидера. Ученик работая в группе, расширяет поле решений, прогнозирует большое число учебных действий, яснее осознает свои потребности. В итоге у него развиваются способности находить решение в новых ситуациях, т.е. развивается интеллект.

Каждая группа получает задание, которое выполняется в течении 15-18 минут, после чего каждая группа отчитывается по результатам работы, а учащиеся других групп выступают в роли рецензентов.

1 группа получает задание по анализу текста (слайд6)

2 группа получает задание составить план – конспект текста учебной статьи и сконструировать проблемное задание.

3 и 4 группа выполняют задания по составлению таблиц и схем, отражающих содержание текста (слайд 7).

1 группа выполняла задание по анализу текста. Данная работа позволяет сформировать

Универсальные учебные действия:

Познавательные - поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные- конструирование репродуктивных вопросов (слайд 8)

2 группа выполняла задание по  составлению плана – конспект текста учебной статьи и конструированию проблемного вопроса.  

Универсальные учебные действия:

Познавательные -умение выделять главную мысль в тексте и передавать содержание учебной статьи в сжатом виде, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической речью. (слайд 9).

3 и 4 группа выполняют задания по составлению таблиц и схем, отражающих содержание текста. В ходе выполнения этих заданий у учащихся формируются

Универсальные учебные действия:

Познавательные - использование знаково – символических средств, умение систематизировать и структурировать текст для более эффективного усвоения изучаемого материала на уроке

Коммуникативные- конструирование репродуктивных вопросов.

Личностные – выполнение творческого задания. (слайд 10-15).

Метод: Проблемно-поисковый

Прием:   «Моделирование».

  • Создание всевозможных моделей изучаемых систем, графических рисунков, схем.
  • Конструирование организма, биологического процесса.
  • Выполнение творческих заданий.

Урок начинается с накопления информации.

«Считают,  что земноводные появились на стыке девона и каменноугольного периода. Они приспособились для жизни в воде и на cуше. Первые земноводные, видимо, неплохо чувствовали себя: климат был теплый, воздух — влажный, да и водоемов было достаточно. Но вот на Земле изменился климат: он стал жарким и сухим, начались суровые и холодные зимы. Надо было приспосабливаться к новым условиям существования. Часть земноводных погибла. Другие сохранили верность полуназемному, полуводному образу жизни и  дали начало современным амфибиям. Третьи сделали решительный и окончательный шаг на сушу и остались осваивать новые условия жизни».

Вопросы: «Наверное, это уже были новые организмы? Какими признаками они должны были обладать, чтобы приспособиться к засушливому климату? Какие предположения вы можете высказать? Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для изучения этих организмов?

Учащиеся предлагают план изучения данных животных:

  1. Внешнее строение.
  2. Внутреннее строение.
  3. Образ жизни.
  4. Размножение.

Следующая ступень – выдвижение гипотезы – мысленное представление основной идеи, к которой может привести исследование, предположение о результатах исследования. Выдвижение гипотезы учащиеся начинают со слов «Можно предположить, что…»

Например, при обсуждении вопроса о земноводных, которые дали начало пресмыкающимся, возможны следующие рассуждения (я не привожу наводящие вопросы и аналогии, показана только логика поиска решения). Кожа (покровы) должны стать толще и суше, иначе организм теряет много влаги. Но если кожа будет сухой, то она не будет участвовать в дыхании. Следовательно, должны измениться легкие: нужно увеличить дыхательную поверхность. Кровеносная система тесно связана с дыхательной, следовательно, изменится сердце. В связи с освоением новых условий обитания и новых территорий усовершенствуются органы чувств и нервная система. Изменится система размножения. Если бы пресмыкающиеся выметывали икру, она бы засыхала, и т.д. (слайд 16)

Универсальные учебные действия:

Регулятивные - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, составление плана и последовательности действий.

 Познавательные – универсальные логические действия.

Методический прием:  «От частного к общему» Это задание на развитие логического мышления.

Расположите данные понятия по порядку, то есть от более частных к более общим таким образом, чтобы в образовавшейся цепочке каждое последующее звено относилось к предыдущему, как род к виду. Например, если даны понятия «пудель», «животное», «собака», «домашнее животное», то их следует расположить так: «пудель – собака – домашнее животное – животное».

1. Пресмыкающееся; гадюка; змея; ядовитая змея; позвоночные.

2. Бледная поганка; ядовитый гриб; гриб; пластинчатый гриб.

3. Позвоночные; насекомоядные; выхухоль; млекопитающие.

Задания на выявление последовательности позволяют проверить умение учащихся устанавливать связи между явлениями, процессами, объектами. Выполнение этих заданий требует сложных мыслительных операций: нахождения нужных элементов, определения их последовательности, конструирования ответа в целом. (слайд 17).

Моделирование учебной деятельности

в соответствии с предложенными приемами и методами работы.

        Для нашей работы необходимо организовать группы в соответствии с цветом карточек. А теперь я предлагаю вам выступить в роли учеников и используя различные методы работы с текстом и предложенные алгоритмы  самостоятельно сформулировать и выполнить задания для своей группы. Текст небольшой и на данную работу вполне хватит 7 минут, после чего представитель от каждой группы представит вариант выполненного задания (слайд 18).

Рефлексия

(слайд 19)

  • Знакома ли вам предложенная форма работы?
  • Понравилась ли вам такая форма работы?
  • Как вы оцените свой вклад в проведенную работу?
  • Испытывали ли вы затруднения в процессе работы?
  • Приемлема ли такая форма работы с педагогами? Почему вы так считаете?

Приложение.

Задания для малых групп.

1 группа.

Прочитайте текст параграфа 1.9. «Вирусы» и произведите анализ текста, ответив на вопросы:

  1. Какова тема текста?
  2. Какие цели и задачи поставлены в тексте?
  3. Определите ключевые слова.
  4. Выделите знакомую и новую информацию, используя пометки: «V” -  “знаю”; «-« – «противоречит моим первоначальным представлениям»; «?» – «хочу узнать»; «+» – «это для меня новое».
  5. Выделите основные тезисы, подберите доказательство, сделайте вывод.
  6. Какие вопросы можно поставить по содержанию текста?

2 группа.

Прочитайте текст параграфа 1.9. «Вирусы» и напишите план – конспект.

Сконструируйте проблемное задание для организации групповой дискуссии.

3 группа.

Прочитайте текст параграфа 1.9. «Вирусы» и составьте таблицы, отражающие основное содержание текста.

Разработайте вариант творческого домашнего задания по теме урока.

4 группа.

Прочитайте текст параграфа 1.9. «Вирусы» и составьте все возможные схемы, отражающие содержание текста.

Сконструируйте 2-3 вопроса по тексту статьи для взаимопроверки и продумайте свои варианты ответа.

«Вирусы»

Вирусы не имеют клеточного строения. Они представляют собой простейшую форму жизни на нашей планете, занимая пограничное положение между неживой и живой материей.

Вирусы — это внутриклеточные паразиты, и вне клетки они не проявляют никаких свойств живого. Они не потребляют пищи и не вырабатывают энергии, не растут, у них нет обмена веществ. Многие из них во внешней среде имеют форму кристаллов. Вирусы настолько малы, что их можно увидеть только с помощью электронного микроскопа.

От неживой материи вирусы отличаются двумя свойствами: способностью воспроизводить себе подобные формы (размножаться) и обладанием наследственностью и изменчивостью.

Устроены вирусы очень просто. Каждая вирусная частица состоит из РНК или ДНК, заключенной в белковую оболочку, которую называют капсидом.

Проникнув в клетку, вирус изменяет в ней обмен веществ, направляя всю ее деятельность на производство вирусной нуклеиновой кислоты и вирусных белков. Внутри клетки происходит самосборка вирусных частиц из синтезированных молекул нуклеиновой кислоты и белков. До момента гибели в клетке успевает синтезироваться огромное число вирусных частиц. В конечном итоге клетка гибнет, оболочка ее лопается и вирусы выходят из клетки-хозяина.

Поселяясь в клетках живых организмов, вирусы вызывают многие опасные заболевания: у человека — грипп, оспу, корь, полиомиелит, свинку, бешенство, СПИД и многие другие; у растений — мозаичную болезнь табака, томатов, огурцов, скручивание листьев, карликовость и др.; у животных — ящур, чуму свиней и птиц, инфекционную пиемию лошадей и др.

Задания для малых групп.

Прочитайте текст «Продукты питания и питательные вещества» и самостоятельно сформулируйте задания для своей группы, используя разнообразные методы работы с текстом.

«Продукты питания и питательные вещества».

Среди продуктов питания имеются продукты растительного происхождения (например, крупы, фрукты, овощи) и продукты животного происхождения (например, мясо, молочные продукты). Для полноценного существования организма необходимы также минеральные вещества (поваренная соль, микроэлементы), витамины и другие биологически активные вещества, содержащиеся в пищевых продуктах.

Организму важны продукты питания не сами по себе, а их питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, вода, которые участвуют в обмене веществ и энергии в организме. Если рацион составлен правильно, то в продуктах питания, которые мы употребляем, содержатся все необходимые вещества в нужном количестве и в правильном соотношении. Наряду с ними должны быть и балластные вещества, например клетчатка, которые не перевариваются, но являются необходимой средой для существования в желудочно-кишечном канале полезных микроорганизмов и для раздражения рецепторов кишечной стенки, стимулирующих рефлексы, необходимые для регуляции пищеварения.

Задания для малых групп.

Прочитайте текст «Продукты питания и питательные вещества» и самостоятельно сформулируйте задания для своей группы, используя разнообразные методы работы с текстом.

«Продукты питания и питательные вещества».

Среди продуктов питания имеются продукты растительного происхождения (например, крупы, фрукты, овощи) и продукты животного происхождения (например, мясо, молочные продукты). Для полноценного существования организма необходимы также минеральные вещества (поваренная соль, микроэлементы), витамины и другие биологически активные вещества, содержащиеся в пищевых продуктах.

Организму важны продукты питания не сами по себе, а их питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, вода, которые участвуют в обмене веществ и энергии в организме. Если рацион составлен правильно, то в продуктах питания, которые мы употребляем, содержатся все необходимые вещества в нужном количестве и в правильном соотношении. Наряду с ними должны быть и балластные вещества, например клетчатка, которые не перевариваются, но являются необходимой средой для существования в желудочно-кишечном канале полезных микроорганизмов и для раздражения рецепторов кишечной стенки, стимулирующих рефлексы, необходимые для регуляции пищеварения.

Анализ текста.

        Для анализа взят текст научного стиля, который имеет заголовок «Продукты питания и питательные вещества», отражающий тему текста. Цель его – раскрыть состав и значение продуктов питания для нормальной жизнедеятельности организма.

        Ключевыми являются такие слова, как продукты питания, питательные вещества, балластные вещества. В тексте есть шрифтовые выделения, которые используются для привлечения внимания. В тексте имеется новая информация и та, которую мы знали раньше. Так нам было известно, что имеются продукты растительного и животного происхождения, что к питательным веществам относятся белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, вода. Новым является то , что в продуктах питания имеются балластные вещества, необходимые для нормального процесса пищеварения.

        В тексте доказывается, что наряду с питательными веществами должны быть балластные вещества, т.к. они являются необходимой средой для существования полезных микроорганизмов и регуляции пищеварения. По содержанию текста можно поставить следующие вопросы: Какие продукты питания вы знаете? Назовите, какие питательные и балластные вещества содержатся в продуктах питания? Почему в пище должны присутствовать балластные вещества?

План-конспект.

1. Продукты питания растительного происхождения

а) крупы;

б) фрукты;

в) овощи.

2. Продукты питания животного происхождения

а) мясо;

б) молочные продукты.

Для полноценного существования организма необходимы также минеральные вещества (поваренная соль, микроэлементы), витамины и другие биологически активные вещества

3. Питательные вещества, участвующие в обмене веществ и энергии:

а) белки;

б) жиры;

в) углеводы;

г) витамины;

д) минеральные вещества;

е) вода.

4.Балластные вещества – клетчатка.

а) необходимая среда для существования в желудочно-кишечном канале полезных микроорганизмов;

б) участвует в раздражении рецепторов кишечной стенки, стимулирующих рефлексы, необходимые для регуляции пищеварения.

Проблемное задание. Многие люди, контролирующие свой вес прибегают к «Кремлевской диете», которая основана только на продуктах, содержащих белки животного происхождения. Чем опасна данная диета?

Таблицы.

Виды продуктов по происхождению

Примеры

Растительные

Крупы, фрукты, овощи.

Животные

Мясо, молочные продукты

Состав продуктов питания

Примеры

Значение

Питательные вещества

Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, вода

участвуют в обмене веществ и энергии

Балластные вещества

клетчатка

являются необходимой средой для существования в желудочно-кишечном канале полезных микроорганизмов и для раздражения рецепторов кишечной стенки, стимулирующих рефлексы, необходимые для регуляции пищеварения.

Творческое домашнее задание: Подготовить сообщение на тему «Витамины – наши друзья».

Схемы.

Продукты

     растительного происхождения                                               животного происхождения

крупы              фрукты        овощи        мясо        молочные          

                                                                                                                                                 продукты

Состав продуктов питания

        

                        Питательные вещества                    Балластные вещества

Белки    жиры  углеводы  витамины               вода                              клетчатка

                                             минеральные вещества

Вопросы для взаимопроверки:

  1. Какие продукты питания растительного происхождения вы знаете?
  2. Какие продукты питания животного происхождения вы знаете?
  3. Чем отличаются продукты питания от питательных веществ?

Тема урока: « Вирусы».

Тип урока - изучение нового материала.

Цель урока - Создать условия для осмысления новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, способствовать формированию знаний о вирусах как неклеточной форме жизни, их строении, особенностях жизнедеятельности, продолжить работу по обучению учащихся отбирать главное, используя различные приемы анализа текста, формировать творчески активную личность и опыт работы в коллективе.

Методы - репродуктивный, частично-поисковый,

Форма организации учебной деятельности - групповая.

Средство обучения - Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений.- М.: Дрофа, 2000.

Ход урока.

Этапы

урока

Действия учителя

Действия учеников

1 этап

Оргмомент.

.

Приветствует учащихся, предлагает школьникам занять свои места. Называет тему урока: «Вирусы – неклеточные формы жизни». Сообщает цели урока. Формирует малые группы по 4 человека. Проверяет знания учащихся о специальных приемах работы с текстом.

Готовят учебники и дополнительную литературу. Формируют малые группы. В ходе беседы называют основные приемы работы с научным текстом.

2 этап

 Вызов.

Выясняет знания учащихся о вирусах.

Рисует на доске таблицу с тремя одинаковыми колонками.

В левой колонке таблицы запишите все, что вы знаете о вирусах.

Обменяйтесь своими мнениями в паре.

Давайте обсудим то, что у нас получилось (что же мы знаем о вирусах?).

Записывает на доске в левой колонке таблицы все, что говорят учащиеся. Первая колонка таблицы маркируется словом «Знаю».

Предлагает прослушать сообщение об истории открытии вирусов

Определяет проблему: Вирусы - это существа или вещества; они живые или неживые?

Вспоминают все, что связано с вирусами.

Рисуют маркировочную таблицу.

 Записывают в левую колонку все то, что вспомнили о вирусах.

Обмениваются друг с другом своими знаниями.

Каждый по очереди информирует класс о том, что он знает о  рассматриваемом объекте.

  Левая колонка таблицы маркируется словом «Знаю». Дополняют записи в левой колонке таблицы.

Ученик делает сообщение об открытии вирусов (см. Приложение 1).

3 этап

Осмысление

Организует работу по смысловому анализу текста параграфа, применению способов усвоения материала, сформированных на уроках русского языка, к биологическому тексту.

Формулирует задания и предлагает командирам выбрать для своей группы задание (см. Приложение 2).

После выполнения задания предлагает выступить представителя группы и рецензента из другой  и рассказать о проделанной работе.

Предлагает учащимся продолжить работу с маркировочной таблицей индивидуально.

Маркирует две оставшиеся колонки таблицы: «Хочу узнать» и «Узнал новое».

Предлагает учащимся обсудить данные, записанные в третьей колонке в ходе самостоятельной работы.

Заполняет вместе с учащимися третью колонку таблицы «Узнал новое».

Предлагает учащимся обсудить данные, записанные ими самостоятельно во вторую колонку таблицы «Хочу узнать».

Заполняет в ходе обсуждения вторую колонку таблицы на доске.

Задает по ходу обсуждения вопросы учащимся: «Как вы думаете, из каких источников мы можем об этом узнать?», «У кого есть энциклопедии?» и др.

 Дает установку на домашнее задание: «К следующему уроку необходимо ответить на возникшие вопросу по поводу новой информации. Если возникнут затруднения, попробуем разобраться вместе».

Возвращает учащихся к проблемному вопросу, поставленному в начале урока: Вирусы - это существа или вещества; они живые или неживые?

Читают текст параграфа «Вирусы» и дополнительную информацию.

Командиры выбирают задание. Учащиеся самостоятельно в группах выполняют предложенные задания.

Выступает представитель от каждой группы, затем рецензент из другой группы.

Самостоятельно в тетрадях заполняют маркировочную таблицу в соответствии со сделанными в тексте пометками.

Участвуют в обсуждении.

 Участвуют в обсуждении.

Отвечают на вопросы учителя. Предлагают свои варианты.

Выбирают тему для сообщения в соответствии возникшими вопросами. Записывают домашнее задание.

Учащиеся дают ответ на поставленный вопрос. Формулируют выводы по данной теме.

4 этап

Рефлексия.

Предлагает составить синквейн понятию «Вирус»

Предлагает закончить предложение (см. Приложение 3).

Составляют синквейн.

5 этап

Домашнее задание.

Выучит параграф 1.9.

Подготовить сообщение «Вирусные заболевания»

Записывают задания в дневник.

Приложение 1.

История открытия вирусов.

Конец XIX века. Бактериология достигла больших успехов. В этот период учеными были открыты возбудители чумы, холеры, туберкулеза, дифтерии и других наиболее часто встречающихся и широко распространенных болезней. Однако возбудителей многих других заболеваний, в том числе и очень опасных (например, натуральная оспа, корь, грипп, гепатит и др.), обнаружить не удавалось, хотя об этих болезнях знали давно.

Лишь в 1892 г. Дмитрий Иосифович Ивановский (1864—1920), занимаясь поисками возбудителя болезни табачной мозаики, установил, что он невидим в микроскоп даже при самом сильном увеличении и проходит через фильтры, которые задерживают бактериальные клетки; не растет на обычных искусственных питательных средах, применяемых в бактериологии. Ученый предположил, что возбудителем болезни табака являются либо мельчайшие бактерии, либо выделенные ими ядовитые вещества — токсины.

Шесть лет спустя независимо от Ивановского такие же результаты получил нидерландский микробиолог М. Бейеринк. Правда, он сделал вывод, что мозаику табака вызывают не микробы, а «жидкое заразное начало», или фильтрующийся вирус (от лат. «virus» — яд; такое название дал тогда еще неизвестному и невидимому в оптический микроскоп «противнику» Луи Пастер), который размножается лишь в живых организмах. Оба ученых были отчасти правы, но отчасти и ошибались. Возбудителем мозаики табака оказались не бактерии, как утверждал Ивановский, но и не жидкое заразное начало, как предполагал Бейеринк. Хотя удалось достичь значительных успехов в получении высокоочищенных проб и было установлено, что по химической природе это нуклеопротеины (нуклеиновые кислоты + белки), сами частицы все еще оставались неуловимыми и загадочными.

Увидеть вирусы удалось лишь в электронный микроскоп спустя 50 лет после их открытия. И первым был сфотографирован именно вирус табачной мозаики (ВТМ), который является одним из наиболее изученных.

Приложение 2.

Задания для малых групп.

1 группа.

Прочитайте текст параграфа 1.9. «Вирусы» и произведите стилистический анализ текста, ответив на вопросы:

  1. Какова тема текста?
  2. Какие цели и задачи поставлены в тексте?
  3. Определите ключевые слова.
  4. Выделите знакомую и новую информацию, используя пометки: «V” -  “знаю”; «-« – «противоречит моим первоначальным представлениям»; «?» – «хочу узнать»; «+» – «это для меня новое».
  5. Выделите основные тезисы, подберите доказательство, сделайте вывод.
  6. Какие вопросы можно поставить по содержанию текста?

2 группа.

        Прочитайте текст параграфа 1.9. «Вирусы» и напишите план – конспект.

3 группа.

        Прочитайте текст параграфа 1.9. «Вирусы» и составьте таблицы, отражающие основное содержание текста.

Характерные особенности вирусов.

Сходство с живыми организмами

Отличие от живых организмов

Специфические черты

Цикл развития вируса.

Этап

Что происходит?

Вирусные заболевания

Организмы

Вирусные заболевания

4 группа.

        Прочитайте текст параграфа 1.9. «Вирусы» и составьте все возможные схемы, отражающие содержание текста.

        Строение вируса

Свойства вируса

        

Жизненный цикл вируса

        Вирусные заболевания        

                

        человека                растений        животных

        

Приложение 3.

        Рефлексия.

Закончить предложение:

Самым интересным на занятии для меня было…

Я научился…

Мне понравилось…

Я считаю полезным…

Я хотел бы вам сказать, что самым скучным было…

Вирусы не имеют клеточного строения. Они представляют собой простейшую форму жизни на нашей планете, занимая пограничное положение между неживой и живой материей.

Вирусы — это внутриклеточные паразиты, и вне клетки они не проявляют никаких свойств живого. Они не потребляют пищи и не вырабатывают энергии, не растут, у них нет обмена веществ. Многие из них во внешней среде имеют форму кристаллов. Вирусы настолько малы, что их можно увидеть только с помощью электронного микроскопа.

От неживой материи вирусы отличаются двумя свойствами: способностью воспроизводить себе подобные формы (размножаться) и обладанием наследственностью и изменчивостью.

Устроены вирусы очень просто. Каждая вирусная частица состоит из РНК или ДНК, заключенной в белковую оболочку, которую называют капсидом.

Проникнув в клетку, вирус изменяет в ней обмен веществ, направляя всю ее деятельность на производство вирусной нуклеиновой кислоты и вирусных белков. Внутри клетки происходит самосборка вирусных частиц из синтезированных молекул нуклеиновой кислоты и белков. До момента гибели в клетке успевает синтезироваться огромное число вирусных частиц. В конечном итоге клетка гибнет, оболочка ее лопается и вирусы выходят из клетки-хозяина.

Поселяясь в клетках живых организмов, вирусы вызывают многие опасные заболевания: у человека — грипп, оспу, корь, полиомиелит, свинку, бешенство, СПИД и многие другие; у растений — мозаичную болезнь табака, томатов, огурцов, скручивание листьев, карликовость и др.; у животных — ящур, чуму свиней и птиц, инфекционную пиемию лошадей и др.

Происхождение вирусов в процессе эволюции пока неясно. Большинство ученых предполагают, что вирусы представляют собой клетки или их фрагменты, которые в ходе приспособления к паразитизму утратили все, без чего «можно обойтись», за исключением своего наследственного аппарата в виде нуклеиновой кислоты и защитной белковой оболочки.

 Прочитайте текст «Вирусы» и найдите в нем предложения, которые содержат биологические ошибки. Сначала запишите номер этого предложения, а затем сформулируйте его правильно.

1. Вирусы не имеют клеточного строения. 2. Вирусы могут проявлять свойства живых организмов как в клетках, так и во внешней среде. 3. Если все клеточные организмы обязательно имеют две нуклеиновык кислоты - ДНК и РНК, то вирусы содержат только одну из них. 4. Как и клеточные организмы, вирусы имеют собственную систему метаболизма. 5. Вирусы вызывают такие опасные заболевания, как оспу, полиомиелит, корь, грипп, синдром Дауна. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс Выполнила: Гончар-Быш Лариса Николаевна, учитель биологии МБОУ «Великомихайловская СОШ»

Слайд 2

Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Слайд 3

Познакомить с приемами и методами формирования универсальных учебных действий на уроках биологии.

Слайд 4

постановка прямых и скрытых вопросов к тексту учителем или учащимися; поиск в тексте ответов на поставленные вопросы; маркировка с использованием значков, которые ставятся на полях; расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности; графическая систематизация текста: кластеры, таблицы, схемы. Метод: Самостоятельная работа обучающихся Прием : Работа с текстом. Форма организации учебной деятельности : Работа в группе.

Слайд 5

Вирусы не имеют клеточного строения. Они представляют собой простейшую форму жизни на нашей планете, занимая пограничное положение между неживой и живой материей. Вирусы — это внутриклеточные паразиты, и вне клетки они не проявляют никаких свойств живого. Они не потребляют пищи и не вырабатывают энергии, не растут, у них нет обмена веществ. Многие из них во внешней среде имеют форму кристаллов. Вирусы настолько малы, что их можно увидеть только с помощью электронного микроскопа. От неживой материи вирусы отличаются двумя свойствами: способностью воспроизводить себе подобные формы (размножаться) и обладанием наследственностью и изменчивостью. Устроены вирусы очень просто. Каждая вирусная частица состоит из РНК или ДНК, заключенной в белковую оболочку, которую называют капсидом . Проникнув в клетку, вирус изменяет в ней обмен веществ, направляя всю ее деятельность на производство вирусной нуклеиновой кислоты и вирусных белков. Внутри клетки происходит самосборка вирусных частиц из синтезированных молекул нуклеиновой кислоты и белков. До момента гибели в клетке успевает синтезироваться огромное число вирусных частиц. В конечном итоге клетка гибнет, оболочка ее лопается и вирусы выходят из клетки-хозяина. Поселяясь в клетках живых организмов, вирусы вызывают многие опасные заболевания: у человека — грипп, оспу, корь, полиомиелит, свинку, бешенство, СПИД и многие другие; у растений — мозаичную болезнь табака, томатов, огурцов, скручивание листьев, карликовость и др.; у животных — ящур, чуму свиней и птиц, инфекционную анемию лошадей и др.

Слайд 6

1 группа. Прочитайте текст параграфа 1.9. «Вирусы» и произведите анализ текста, ответив на вопросы: Какова тема текста? Какие цели и задачи поставлены в тексте? Определите ключевые слова. Выделите знакомую и новую информацию, используя пометки: « V ” - “знаю”; «-« – «противоречит моим первоначальным представлениям»; «?» – «хочу узнать»; «+» – «это для меня новое». Выделите основные тезисы, подберите доказательство, сделайте вывод. Какие вопросы можно поставить по содержанию текста?

Слайд 7

2 группа Прочитайте текст параграфа 1.9. «Вирусы» и напишите план – конспект. Сконструируйте проблемное задание для организации групповой дискуссии. 3 группа. Прочитайте текст параграфа 1.9. «Вирусы» и составьте таблицы, отражающие основное содержание текста. Разработайте вариант творческого домашнего задания по теме урока. 4 группа. Прочитайте текст параграфа 1.9. «Вирусы» и составьте все возможные схемы, отражающие содержание текста. Сконструируйте 2-3 вопроса по тексту статьи для взаимопроверки и продумайте свои варианты ответа.

Слайд 8

«Для анализа взят текст научного стиля, который имеет заголовок «Вирусы», отражающий тему текста. Цель его – объяснить особенности жизнедеятельности вирусов как неклеточной формы жизни. Автор решает следующие задачи: показать взаимосвязь между строением и образом жизни вирусов; раскрыть сущность паразитического образа жизни вирусов; показать значение вирусов в жизни растений, животных и человека, объяснить происхождение вирусов. Ключевыми являются такие слова, как вирусы, паразиты. В тексте есть шрифтовые выделения, которые используются для привлечения внимания. В тексте имеется новая информация и та, которую мы знали раньше. Так нам было известно, что вирусы являются возбудителями различных заболеваний у растений, животных и человека; новым является то , что вирусы проявляют свойства живого только внутри клеток, вирусы состоят из белковой оболочки и молекулы ДНК или РНК, жизненный цикл вируса начинается с проникновения в клетку, где вирус изменяет в ней обмен веществ, направляя всю ее деятельность на производство вирусной нуклеиновой кислоты и вирусных белков. В тексте доказывается, что вирусы занимают промежуточное положение между неживой и живой материей, т.к. не имеют клеточного строения и проявляют свойства живого только внутри клетки, являясь при этом внутриклеточным паразитом. По содержанию текста можно поставить следующие вопросы: что такое вирусы? На основании чего вирусы относят к живым организмам? Чем отличаются вирусы от других живых организмов? Результаты работы 1 группы Анализ текста Универсальные учебные действия: Познавательные - поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение, установление причинно-следственных связей. Коммуникативные- конструирование репродуктивных вопросов

Слайд 9

1.Вирусы – неклеточные формы жизни, занимающие промежуточное положение между живой и неживой материей. 2. Вирусы – это внутриклеточные паразиты а) вне клетки не питаются; б) не вырабатывают энергии; в) не растут; г) нет обмена веществ. 3. Вирусы во внешней среде имеют форму кристаллов. 4. Свойства вирусов: а) размножение; б) наследственность и изменчивость. 5. Строение вирусов: а) РНК или ДНК; б) белковая оболочка (капсид). 6. Развитие вируса. а). Прикрепление вируса к клетке б).Проникновение нуклеиновой кислоты в клетку. в) Выход вируса из клетки. 7 . Вирусные заболевания человека — грипп, оспа, корь, полиомиелит, свинка, бешенство, СПИД. 8. Вирусные заболевания растений — мозаичная болезнь табака, томатов, огурцов, скручивание листьев, карликовость. 9. Вирусные заболевания животных — ящур, чума свиней и птиц, инфекционная анемия лошадей. Проблемное задание: Почему существование вирусов не противоречит основным положениям клеточной теории? Результаты работы 2 группы План-конспект Универсальные учебные действия: Познавательные - умение выделять главную мысль в тексте и передавать содержание учебной статьи в сжатом виде, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической речью.

Слайд 10

Сходство с живыми организмами Отличие от живых организмов Специфические черты Способность к размножению. Наследственность. Изменчивость. Приспособляемость к меняющимся условиям окружающей среды. 1. Во внешней среде не проявляют свойств живого и имеют форму кристаллов. 2. Не потребляют пищи. 3. Не вырабатывают энергию. 4. Не растут. 5. Нет обмена веществ. 6. Имеют неклеточное строение. 1. Очень маленькие размеры. 2. Простота организации (нуклеиновая кислота и белки) 3. Занимают пограничное положение между неживой и живой материей. Результаты работы 3 группы Таблица «Особенности вирусов»

Слайд 11

Этап Что происходит? Прикрепление вируса к клетке Проникновение нуклеиновой кислоты в клетку. Выход вируса из клетки. Разрушение клеточной оболочки. Производство вирусной нуклеиновой кислоты и вирусных белков. Самосборка вирусных частиц. Гибель клетки. Таблица «Цикл развития вируса» Результаты работы 3 группы

Слайд 12

Организмы Вирусные заболевания Человек Животные Растения Грипп, оспа, корь, полиомиелит, свинка, бешенство, СПИД Ящур, чума свиней и птиц, инфекционную анемию лошадей. Мозаичная болезнь табака, томатов, огурцов, скручивание листьев, карликовость. Творческое задание: Подготовить сообщение о вирусе СПИДа. Результаты работы 3 группы Таблица «Вирусные заболевания»

Слайд 13

Результаты работы 4 группы

Слайд 14

Прикрепление вирусной частицы к поверхности клетки и разрушение клеточной стенки Синтез белков вируса Проникновение нуклеиновой кислоты в клетку хозяина Самосборка вирусных частиц Выход вирусных частиц из клетки Жизненный цикл вируса

Слайд 15

Ящур Чума свиней Анемия лошадей Грипп Оспа Корь СПИД Человека Животных Растений Мозаичная болезнь табака Карликовость Репродуктивные вопросы: Как устроены вирусы? В чем проявляется действие вирусов на клетку? Вирусные заболевания Универсальные учебные действия: Познавательные - использование знаково – символических средств, умение систематизировать и структурировать текст для более эффективного усвоения изучаемого материала на уроке Коммуникативные- конструирование репродуктивных вопросов . Личностные – выполнение творческого задания.

Слайд 16

Метод: Проблемно-поисковый Прием: «Моделирование». Создание всевозможных моделей изучаемых систем. Конструирование организма, биологического процесса. Выполнение творческих заданий. Исходные данные: «Считают, что земноводные появились на стыке девона и каменноугольного периода. Они приспособились для жизни в воде и на c уше. Первые земноводные, видимо, неплохо чувствовали себя: климат был теплый, воздух — влажный, да и водоемов было достаточно. Но вот на Земле изменился климат: он стал жарким и сухим, начались суровые и холодные зимы. Надо было приспосабливаться к новым условиям существования. Часть земноводных погибла. Другие сохранили верность полуназемному, полуводному образу жизни и дали начало современным амфибиям. Третьи сделали решительный и окончательный шаг на сушу и остались осваивать новые условия жизни». Вопросы: «Наверное, это уже были новые организмы? Какими признаками они должны были обладать, чтобы приспособиться к засушливому климату? Какие предположения вы можете высказать? Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для изучения этих организмов? Универсальные учебные действия: Регулятивные - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, составление плана и последовательности действий Познавательные – универсальные логические действия.

Слайд 17

Методический прием «От частного к общему» Задание. Расположите данные понятия по порядку, то есть от более частных к более общим таким образом, чтобы в образовавшейся цепочке каждое последующее звено относилось к предыдущему, как род к виду. Например, если даны понятия «пудель», «животное», «собака», «домашнее животное», то их следует расположить так: «пудель – собака – домашнее животное – животное». 1. Пресмыкающееся; гадюка; змея; ядовитая змея; позвоночные. 2. Бледная поганка; ядовитый гриб; гриб; пластинчатый гриб. 3. Позвоночные; насекомоядные; выхухоль; млекопитающие. Универсальные учебные действия: Познавательные – умение устанавливать связи между явлениями, процессами, объектами.

Слайд 18

постановка прямых и скрытых вопросов к тексту учителем или учащимися; поиск в тексте ответов на поставленные вопросы; маркировка с использованием значков, которые ставятся на полях; расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности; графическая систематизация текста: кластеры, таблицы, схемы. Метод: Самостоятельная работа обучающихся Прием : Работа с текстом. Форма организации учебной деятельности : Работа в группе.

Слайд 19

«Продукты питания и питательные вещества». Среди продуктов питания имеются продукты растительного происхождения (например, крупы, фрукты, овощи) и продукты животного происхождения (например, мясо, молочные продукты). Для полноценного существования организма необходимы также минеральные вещества (поваренная соль, микроэлементы), витамины и другие биологически активные вещества, содержащиеся в пищевых продуктах. Организму важны продукты питания не сами по себе, а их питательные вещества : белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, вода, которые участвуют в обмене веществ и энергии в организме. Если рацион составлен правильно, то в продуктах питания, которые мы употребляем, со­держатся все необходимые вещества в нужном количестве и в правильном соотношении. Наряду с ними должны быть и балластные вещества , например клетчатка, которые не перевариваются, но являются необходимой средой для существования в желудочно-кишечном канале полезных микроорганизмов и для раздражения рецепторов кишечной стенки, стимулирующих рефлексы, необходимые для регуляции пищеварения.

Слайд 20

Знакома ли вам предложенная форма работы? Понравилась ли вам такая форма работы? Как вы оцените свой вклад в проведенную работу? Испытывали ли вы затруднения в процессе работы?

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования

Данная программа является частью основной образовательной программы начальной школы, работающей по УМК "Перспективная начальная школа"...

Формирование универсальных учебных действий обучающихся в условиях информационно-образовательной среды школы

ИОС   Компоненты на бумажных носителях   Компоненты на CD/DWDносителях   Интернет среда ИОС   Индивидуализация учебного процесса   Организация коллективной дея...

Презентация "Использование методов формирования универсальных учебных действий на уроках иностранного языка"

Универсальные учебные действия – обобщенные действия, сформированные на конкретном материале какого-либо предмета, которые могут использоваться при изучении других предметов.  Почему обучение эти...

Учебно-методическое пособие "Учебный проект как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся"

В методическом пособии представлен опыт учителя физики высшей категории МАОУ лицея № 11 им. В.В. Рассохина города Армавира Мкртычян Елены Георгиевны по формированию универсальных учебных действий в хо...

Проектное обучение как метод формирования универсальных учебных действий у учащихся с ОВЗ в урочной деятельности

Компетенции современного века требуют от преподавателя иных подходов в обучении детей английскому языку, в частности, если речь идет об учениках с ОВЗ. Стандарты нового поколения устанавливают требова...