Картотека НОД по музыке средняя группа сентябрь
методическая разработка на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
картотека НОД по музыке средняя группа сентябрь
№ 1 «Хорошо у нас в саду»
Программное содержание. Развивать у детей интерес к музыкальным занятиям, желание посещать их. Поддерживать эмоциональный отклик на музыку. Учить двигаться в соответствии с контрастным характером музыки. Закреплять умение перестраиваться в круг, врассыпную; ритмично выполнять ходьбу и бег под музыку. Развивать эмоциональную отзывчивость. Формировать умение чувствовать характер песни, подстраиваться к пению педагога, брать дыхание между музыкальными фразами.
Оборудование. Игрушка «Зайчик играет на барабане» (или иллюстрация). Карточки с изображением большого колокольчика с одной стороны и маленького колокольчика с другой.
Репертуар. «Марш», муз. И.Берковича; «Бег» муз. Е. Тиличеевой; «Детский сад», муз. А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной; «Барабанщики» Д. Кабалевского; «Барабанщик», муз. М.Красева, сл. М.Чарной; «Лошадка», муз. Н. Потоловского; М. Глинка, «Полька ре-минор»; «Две тетери», рус. нар. песня. «Весёлые путешественники» Музыка М. Старокадамского
Методика проведения
Дети входят в зал и встают полукругом. Музыкальный руководитель здоровается с ними и предлагает поиграть: под марш («Марш», муз. И.Берковича) ходить друг за другом, а когда зазвучит быстрая музыка («Бег», муз. Е. Тиличеевой) — бегать друг за другом.
Игра повторяется с новым заданием — под быструю музыку дети бегают врассыпную, занимая все пространство зала, не наталкиваясь друг на друга.
Часть, формируемая участниками:
«Весёлые путешественники» Музыка М. Старокадамского
Дети садятся на стулья.
Музыкальный руководитель. Сегодня, ребята, мы поговорим о нашем детском саде — доме, в котором вы проводите весь день.
Вам, наверное, знаком Трехэтажный новый дом?
Для кого он? Для ребят!
В этом доме детский сад!
Н. Найденова
Дети слушают песню «Детский сад» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной). После прослушивания проводится беседа по содержанию песни, затем песня исполняется еще раз.
Музыкальный руководитель. В детском саду мы с вами живем весело, дружно. Чем мы занимаемся в детском саду? (Ответы детей.) Правильно, мы рисуем, лепим, учимся считать, учим стихи, песни, играем, танцуем, устраиваем праздники. А что еще мы делаем в детском саду? (Ответы детей.) Да, мы гуляем, едим, играем. Давайте поиграем. Вы будете заводными игрушками — сначала зайчиками-барабанщиками, а потом лошадками.
Под музыку «Барабанщики» Д. Кабалевского дети «играют на барабане», затем скачут как лошадки под музыку « Лошадка» Н. Потаповского, начиная и заканчивая движения с началом и концом музыки.
Дети садятся на стулья.
Проводится игра «Узнай колокольчик» на развитие тембрового слуха. Детям раздают карточки с изображением большого колокольчика с одной стороны и маленького — с другой.
Музыкальный руководитель. Послушайте русскую народную песню «Две тетери». (Дети слушают.) А теперь поем все вместе.
Разучивается песня «Две тетери». Музыкальный руководитель следит, чтобы дети пели полным голосом, четко произносили слова.
Далее дети слушают песню «Барабанщик» (муз. М.Красева, сл. М.Чарной). Разучивают первый куплет песни.
Музыкальный руководитель. Куда мальчик звал всех пойти? (Ответы детей.) Песенка веселая, бодрая, под нее хорошо маршировать.
Дети встают в круг. Проводится «Игра с погремушками» под музыку М. Глинки «Полька ре-минор». Музыкальный руководитель напоминает детям, как правильно играть на погремушках.
Музыкальный руководитель. На этом наше занятие заканчивается. Вы все сегодня хорошо занимались, пели, слушали песни, узнавали по звуку большой и маленький колокольчики, играли. Хорошо у нас в детском саду!
В этом доме все для вас — Сказки, песни и рассказ,
Шумный пляс Тихий час, —В этом доме все для вас!
О. Высотская
№ 2 «Будь внимательным»
Программное содержание. Развивать интерес детей к музыкальному инструменту — барабану. Учить различать громкое и тихое звучание музыки, узнавать песни по звучанию мелодии, петь полным голосом, чисто произносить слова. Закреплять умение двигаться ритмично, самостоятельно перестраиваться в круг, из круга, врассыпную, используя все пространство зала. Воспитывать стремление вьполнять правила уличного движения.
Оборудование. Барабан, светофор, два шнура.
Репертуар. «Марш», муз. И.Берковича; «Бег», муз. Е.Тиличеевой»; «Ой, лопнул обруч», укр. нар. мелодия; «Песенка о светофоре», муз. В. Се-режникова, сл. Р.Семеркина; «Светофор», муз. Ю.Чичкова, сл. Н.Богословского; «Колыбельная», муз. А. Гречанинова, сборник «Бусинки»; «Две тетери», рус. нар. песня; «Барабанщик», муз. М.Красева, сл. М.Чарной. «Весёлые путешественники» Музыка М. Старокадамского
Методика проведения
Дети входят в зал.
Занятие начинается с ходьбы под марш («Марш», муз. И. Берковича). С окончанием музыки дети образуют круг. Под быструю музыку («Бег», муз. Е. Тиличеевой) дети бегут врассыпную, руки на пояс.
Часть, формируемая участниками:
«Весёлые путешественники» Музыка М. Старокадамского
Музыкальный руководитель напоминает, что бежать нужно осторожно, занимая все пространство зала и не наталкиваясь друг на друга. Нужно внимательно слушать начало и конец музыки.
Дети, стоя врассыпную, выполняют притопы одной ногой и пружинку под укр. нар. мелодию «Ой, лопнул обруч». (На первую часть музыки выполняют пружинку, на вторую — притопы одной ногой.)
Музыкальный руководитель. Сколько частей в этой мелодии. (Ответы детей.)
Упражнение повторяется.
Дети садятся на стулья.
Музыкальный руководитель. На прошлом занятии мы с вами беседовали о детском саде, а сегодня поговорим о том, как вы добираетесь до детского сада. Едете в транспорте или идете пешком? Приходится ли вам переходить проезжую часть улицы? (Ответы детей.) Взрослые, провожая вас в детский сад, при переходе проезжей части дороги смотрят на светофор.
Музыкальный руководитель показывает светофор (картинка или игрушка), объясняет, как он работает.
Музыкальный руководитель. Запомните:
На красный свет — дороги нет,
На желтый — подожди,
Когда горит зеленый свет, Счастливого пути.
Переходить улицу можно только, когда горит зеленый свет. Дети слушают «Песенку о светофоре» (муз. В. Сережникова, сл. Р. Семеркина).
Затем проводится игра «Светофор» (муз. Ю.Чичкова, сл. Н. Богословского).
Дети делятся на две группы — машины и пешеходы. Из двух шнуров они на полу выкладывают «улицу». На светофоре для пешеходов горит красный свет — они стоят на месте. Звучит музыка. Машины «едут по дороге» друг за другом. Пешеходы ждут, когда загорится зеленый свет для них. Загорается красный свет для машин, они встают. Пешеходы переходят улицу. Игра повторяется два раза, дети меняются ролями.
Дети садятся на стулья. Слушают «Колыбельную» (муз. А. Гречанинова, сборник «Бусинки»).
Музыкальный руководитель. Какая это музыка: громкая, тихая, спокойная? Как я исполнила эту пьесу — медленно, быстро? (Ответы детей.)
Разучивание песен «Две тетери» (рус. нар. песня), «Барабанщик» (муз. М.Красева, сл. М.Чарной). Музыкальный руководитель обращает внимание на то, что надо петь полным голосом, прислушиваться к пению педагога, правильно и четко произносить слова, передавать мелодию.
Проводится игра на развитие тембрового слуха «Узнай колокольчик».
Музыкальный руководитель. На этом наше занятие заканчивается. Давайте повторим стихотворение о светофоре. Запомните, что переходить дорогу можно только на зеленый свет.
№ 3 «Нам весело»
Программное содержание. Развивать интерес к музыкальным занятиям, к восприятию музыки. Учить отвечать на вопросы, участвовать в беседе при обсуждении характера музыки. Побуждать к активности на занятиях. Развивать отзывчивость на музыку. Упражнять в определении высоких и низких звуков, характера музыки.
Оборудование. Барабан, погремушки, иллюстрация к песне «Случай на лугу», кукла Петрушка, платок, бубен, колокольчик.
Репертуар. «Колыбельная», муз. А. Гречанинова; «Паровоз», муз. 3.Компанейца, сл. О.Высотской; «Случай на лугу», муз. Г.Крылова, сл. М. Пляцковского; «Барабанщик» , муз. М.Красева, сл. М.Чарной. «Весёлые путешественники» Музыка М. Старокадамского
Методика проведения
Дети входят в зал.
Часть, формируемая участниками:
«Весёлые путешественники» Музыка М. Старокадамского
Музыкальный руководитель. Сегодня я приготовила для вас интересное задание. Когда зазвучит знакомый вам марш — идите друг за другом, когда вы услышите быструю музыку для бега — бегите врассыпную, а когда снова зазвучит марш — на ходу перестройтесь друг за другом. Слушайте внимательно музыку.
Дети выполняют задание, затем перестаиваются в полукруг.
Музыкальный руководитель. Притопы одной ногой вы уже умеете делать, добавим к ним хлопки в ладоши.
Дети выполняют упражнение ритмично, под любую народную мелодию. Затем садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель. Чтобы занятие было веселым и радостным, к нам пришел Петрушка.
Дили, дили, динь, Пришел Петрушка. Дили, дили, динь, Как весел он. Дили, дили, динь, Звенит погремушкой. Дили, дили, динь, Бубенчиков трезвон.
Сегодня мы с вами будем слушать и потом петь веселые песенки, танцевать и играть в веселые игры. Петрушка будет нам во всем помогать и вместе с нами веселиться.
Исполняется «Колыбельная» (муз. А. Гречанинова).
Музыкальный руководитель. Какую музыку мы прослушали? Какая она по характеру? (Ответы детей.) Это спокойная, неторопливая, ласковая музыка и называется она «Колыбельная». А когда поют колыбельные? Вам дома поют такие песенки, когда вы ложитесь спать? (Ответы детей.)
Исполняется песня «Паровоз» (муз. 3. Компанейца, сл. О. Высотской).
Музыкальный руководитель. Какая это музыка по характеру, темпу? (Ответы детей.) Эта песенка веселая, радостная. Какие игрушки ехали в поезде? Послушаем еще раз песню. (Дети слушают и отвечают на вопрос.) Я вам спою веселую песенку «Случай на лугу». Как мычит корова? Как квохчет курица? Как гогочет гусь?
Дети повторяют звукоподражания: «Му-у-у! Ко-ко-ко! Га-га-га!» Звучит песня «Случай на лугу» (муз. Г. Крылова, сл. М. Пляцковского).
Музыкальный руководитель. Послушайте слова песни:
Не мешая никому, На лугу паслась My-My, А совсем недалеко Проходило Ко-Ко-Ко.
Не мешая никому, Спать в траву легло My-My. Вдруг, надута и строга, Появилась Га-Га- Га
Ко-Ко-Ко и Га-Га-Га Покосились на рога. И умчались от My-My, Неизвестно почему.
Я спою еще раз, а «му-му-му», «ко-ко-ко» и «га-га-га» будем петь все вместе.
Дети подпевают.
Музыкальный руководитель. Чего испугались курица и гусыня? (Рогов.) Правильно. Как кричат курица и гусыня? (Дети звуком подражают курице и гусыне.) Давайте споем Петрушке.
Дети исполняют песню «Барабанщик» (муз. М.Красева, сл. М. Парной). Музыкальный руководитель следит, чтобы дети пели полным голосом, согласованно, ритмично, передавая характер песни.
Музыкальный руководитель. Какая это песня по характеру? Правильно, песня веселая, бодрая, четкая, под нее хорошо маршировать. Скажите, похожа эта песня на колыбельную?
Музыкальный руководитель. Споем еще раз. Петрушка будет играть на барабане, а вы на припев хлопайте в ладоши.
Дети поют.
Проводится игра «Узнай, на чем я играю?» на развитие тембрового слуха. За ширмой Петрушка играет по очереди на погремушке, бубне, колокольчике, барабане. Дети узнают и называют музыкальные инструменты.
Проводится игра «Жмурки с Петрушкой». Дети выходят на середину музыкального зала, произносят: «Ты, Петрушка, не зевай-ка и скорей нас догоняй-ка» и разбегаются. Игра проводится 2—3 раза.
Музыкальный руководитель. На этом наше занятие заканчивается. До свидания!
Связь с другими видами деятельности. Чтение потешек о животных, разгадывание загадок. Проведение игры «Жмурки» на физкультурном занятии.
№ 4 «Мы танцуем и поем»
Программное содержание. Продолжать знакомить с музыкой разного характера (веселая, задорная, спокойная). Знакомить с музыкальными жанрами: танец, песня, марш. Продолжать воспитывать интерес и любовь к музыке. Развивать умение различать быстрый и медленный темп, чувство ритма. Закреплять певческие навыки, умение чисто интонировать звуки, выразительность движений.
Оборудование. Барабан, погремушка, колокольчик, бубен, музыкальный треугольник.
Репертуар. «Марш», муз. И. Берковича; «Ой, лопнул обруч», укр. нар. песня; «Паровоз», муз. 3. Компанейца, сл. О.Высотской; «Случай на лугу», муз. Г.Круглова, сл. М. Пляцковского; «Барабанщик», муз. М. Красева, сл. М.Чарной; «Две тетери», рус. нар. песня. «Весёлые путешественники» Музыка М. Старокадамского
Методика проведения
Дети вместе с воспитателем входят в зал.
Часть, формируемая участниками:
«Весёлые путешественники» Музыка М. Старокадамского
Музыкальный руководитель. Сегодня у нас будет интересное занятие. Вы умеете сами придумывать танцы? (Ответы детей.) Сегодня я вас этому научу, ведь наше занятие называется «Мы танцуем и поем». Давайте все вместе вспомним, какие плясовые движения мы с вами знаем. В ладошки хлопать, ножкой топать, пружинить на двух ногах, ногу на носок выставлять и кружиться вы, конечно, умеете. Сначала пройдем под марш по залу и встанем в круг.
Дети маршируют и с концом музыки образуют круг.
Музыкальный руководитель. А теперь будем придумывать пляску. Мы с вами стоим в кругу, можем взяться за руки и что сделать? (Ответы детей.) Давайте побегаем на первую часть музыки. А на вторую часть? (Ответы детей.) На вторую часть будем топать ножкой и хлопать в ладоши. Музыка повторяется. На первую часть мы что будем делать? (Ответы детей.) На первую часть опять побегаем. А на вторую? (Ответы детей.) На вторую часть ножку выставляем на носок, потом кружимся, подняв руки вверх (фонарики).
Звучит мелодия «Ой, лопнул обруч» (укр. нар. песня). Воспитатель танцует вместе с детьми, показывая движения. Дети садятся на стулья.
Музыкальный руководитель. Вот какой хороший танец у нас получился! А вы говорили, что не умеете придумывать танцы. Теперь мне скажите, сколько частей в этой музыке? Сколько раз музыка повторялась? (Ответы детей.) Правильно, две части, повторялись три раза.
Проводится музыкально-дидактическая игра на развитие тембрового слуха «Узнай, на чем я играю».
Проводится упражнение на развитие слуха и голоса: дети исполняют песню «Две тетери» (рус. нар. песня) в разных тональностях.
Разучиваются песни «Паровоз» (муз. 3. Компанейца, сл. О. Высоцкой), «Случай на лугу» (муз. Г. Круглова, сл. М. Пляцковского).
Повторяется песня «Барабанщик» (муз. М. Красева, сл. М. Чарной). Дети исполняют песню с хлопками на припев, а кто-то из ребят ударяет палочкой по барабану. Поют выразительно, передавая бодрый характер.
Песни «Две тетери» и «Барабанщик» дети узнают по мелодии и вступлению, правильно называют.
Музыкальный руководитель. Музыка, под которую мы с вами придумывали танец, какая по характеру и как она называлась? (Ответы детей.) Веселая, радостная, еще какая? Задорная. Быстрая или медленная? (Ответы детей.) Правильно, быстрая, громкая. Наше занятие подошло к концу. Попробуйте дома придумать свой танец, а мы здесь его станцуем. До свидания!
№ 5 «Вместе весело шагать»
Программное содержание. Развивать способность внимательно и заинтересованно слушать музыку, эмоционально реагировать на нее и определять ее характер. Учить играть на бубне и металлофоне. Воспитывать интерес к совместной деятельности. Развивать чувство ритма, звуковысотный слух, песенное творчество. Учить ритмично прохлопы вать ритм песен, выполнять танцевальные движения: кружиться, притопывать. Развивать способность петь полным голосом без крика.
Оборудование. Карточки для музыкально-дидактической игры «Птицы и птенчики».
Репертуар. «Колыбельная зайчонка», муз. М. Раухвергера, сл. Н. Френкель; «Случай на лугу», муз. Г. Крылова, сл. М. Пляцковского; «Барабанщик», муз. М.Красева, сл. М.Чарной; «Паровоз», муз. 3. Компанейца, сл. О. Высотской; «Поезд», муз. Н. Метлова, сл. Т. Бабаджан; «Ой, лопнул обруч», укр. нар. песня. Упражнение с осенними листьями (36), Музыка М. Леграна.
Методика проведения
Часть, формируемая участниками:
Упражнение с осенними листьями (36), Музыка М. Леграна.
Музыкальный руководитель. Посадите свои игрушки на стульчики, которые стоят друг за другом, а сами садитесь ближе к инструменту. Сегодня наше занятие называется «Вместе весело шагать». Шагать, ездить по просторам нашей Родины очень увлекательно и интересно. Мы с вами живем в очень большой стране, где много лесов, полей, гор, озер, рек. Когда вы станете взрослыми, то будете путешествовать по просторам нашей Родины. Я уверена, что почти все из вас уже путешествовали. Например, ездили на дачу, навестить бабушку или гулять в лес, а может быть в другой город или деревню к родственникам, на море или в другие страны. Когда отправляешься на загородную прогулку, то сначала едешь на каком-то транспорте, а потом идешь пешком по лесу, полю. Чтоб было веселее идти, хорошо напевать какую-нибудь песенку, которая помогала бы шагать. Послушайте слова песни:
Вместе весело шагать по просторам, По просторам, по просторам,
И, конечно, припевать лучше хором, Лучше хором, лучше хором.
Спой-ка с нами, перепелка, перепелочка,
Раз иголка, два иголка — будет елочка,
Раз дощечка, два дощечка — будет лесенка,
Раз словечко, два словечко — будет песенка.
М. Матусовский
Дети распеваются на песенке «Колыбельная зайчонка» (муз. М. Раухвергера, сл. Н. Френкель), музыкальный руководитель следит, чтобы они пели певуче, в медленном темпе, полным голосом.
Музыкальный руководитель. О чем поется в песенке? Какая она по характеру? (Ответы детей.) А теперь по вступлению узнайте знакомую песенку.
Дети слушают и называют песню «Случай на лугу» (муз. Г. Крылова, сл. М.Пляцковского). Идет разучивание песни, музыкальный руководитель работает над звукопроизношением, следит за чистотой интонации, предлагает прохлопать ритм песни.
Музыкальный руководитель. А как называется песенка, в которой куклы, мишки и другие игрушки поехали путешествовать по комнате? (Ответы детей.) Правильно, «Паровоз». Вот стулья — это поезд, в котором уже сидят ваши игрушки. Хотите с ними прокатиться? Садитесь, берите игрушки на руки. Воспитатель будет машинистом, сядет на первый стул. Поем все вместе. Я пою вопрос «Кто едет в поезде?», а отвечаете вы все вместе: «Плюшевые мишки, кошки пушистые, зайцы да мартышки». Во втором куплете — так же.
Дети инсценируют песню «Паровоз» (муз. 3. Компанейца, сл. О. Вы-сотской).
Музыкальный руководитель. Игрушки оставьте на стульчиках. Дальше мы пойдем пешком, а чтобы было нам легче идти, споем песню «Барабанщик» (муз. М.Красева, сл. М.Чарной). Будем петь громко, слушая друг друга, четко произнося слова. (Дети идут по залу и поют.) Мы пришли на лесную полянку и можем отдохнуть. Присядьте на ковер. Давайте поиграем.
Проводится игра на развитие звуковысотного слуха «Птицы и птенчики».
Музыкальный руководитель. Предлагаю потанцевать, — повторить танец, который вы сами придумали на прошлом занятии. Танцевать будем не в кругу, а в парах. Вставайте парами по кругу.
Дети исполняют парный танец под украинскую народную мелодию «Ой, лопнул обруч», стараясь держать ровный круг.
1-я часть — бегут. 2-я часть — топают ногой и хлопают.
1-я часть — бегут. 2-я часть — пружинят.
1-я часть — бегут. 2-я часть — кружатся, взявшись за руки.
Музыкальный руководитель. Понравилось вам наше путешествие? Мы ехали в поезде, потом под песню шли пешком, на поляне поиграли и даже потанцевали. Но пора возвращаться в детский сад. Садитесь в поезд.
Под пение музыкальным руководителем песни «Поезд» (муз. Н. Метлова, сл.Т. Бабаджан) дети, положив правую руку на плечо впереди стоящего, «выезжают» из зала.
№ 6 «Здравствуй, осень!»
Программное содержание. Закреплять умение отвечать на вопросы о характере и настроении музыкального произведения. Учить подыгрывать на шумовых инструментах. Воспитывать культуру слушания музыки (сидеть спокойно, не мешать друг другу). Развивать чувство ритма, звуковысотный слух, творческие способности. Совершенствовать умение менять движения с изменением звучания музыки.
Оборудование. Металлофон, осенние листья (по 2 шт. на каждого ребенка), большая ваза, вырезанная из бумаги, иллюстрация с изображением осеннего леса.
Репертуар. «Марш», муз. И. Берковича; «Ахты, береза», рус. нар. песня; «Осень», муз. И. Кишко, сл. И. Плакиды. Упражнение с осенними листьями (36), Музыка М. Леграна.
Методика проведения
Дети входят в зал. Музыкальный руководитель здоровается с ними и предлагает промаршировать по залу по кругу вправо, затем влево со сменой ведущего.
Затем дети перестраиваются в полукруг.
Музыкальный руководитель. Положите руки на пояс, девочки могут взять за края свои юбочки. Выполняем плясовое движение: выставление ногу на пятку — поочередно правой и левой ногой.
Музыкальный руководитель. Мальчики, пригласите девочек на танец. Встаньте парами по кругу.
Дети исполняют парный танец под музыку «Ах ты, береза» (рус. нар. мелодия). На первую часть (все три раза) идут парами по кругу, на вторую часть выполняют: 2 раза хлопки в ладоши с притопами одной ногой, 2 раза выставление ноги на пятку, 3 раза кружатся парами, взявшись за руки.
Дети садятся на стулья.
Музыкальный руко водитель. Знакома ли вам эта мелодия? Как она называется? Какой характер, темп этой мелодии? Сколько частей в этой мелодии? (Ответы детей.) Посмотрите на картину. Мы видим осенний лес. Такой красивый разноцветный лес бывает только осенью. Что художник изобразил на картине? (Ответы детей.)
Листик, листик вырезной,
Солнышком окрашенный,
Был зеленым ты весной,
А теперь оранжевый.
Ты на дереве висел
Лишь сегодня утром,
А теперь вдруг полетел
С ветерком попутным.
Над поляной закружил
В предвечерней просини
И тихонько объявил
О приходе осени.
С. Скаченков
Художник изобразил осенние листья. Почему листочки летят? Правильно, их уносит ветер. Давайте и мы с вами подуем, как ветер. Вдохните воздух и, вытянув губы трубочкой, потихоньку его выдувайте.
Дыхательная гимнастика повторяется 2 раза.
Музыкальный руководитель. Что еще бывает осенью? Идут дожди, птицы улетают в теплые края. Дожди бывают разные, например мелкие и частые. Послушайте. (Повторяет высокий звук на металлофоне.) А бывает дождь с крупными каплями, которые тяжело падают на землю. Послушайте. (Повторяет низкий звук на металлофоне.) Какой дождик идет? Правильно, частый, мелкий, он звучит на высоких звуках. А сейчас? Это идет крупный дождь, он звучит на низких звуках.
Упражнение повторяется 2—3 раза. Дети определяют высокие и низкие звуки и пропевают их.
Дети слушают, затем исполняют песню «Осень» (музыка И. Кишко, слова И. Плакиды).
Музыкальный руководитель. Посмотрите, что у меня в руках. (Показывает букет осенних листьев, затем разбрасывает листья по залу.) Вот какой красивый ковер из листьев. Соберите эти листочки и потанцуйте с ними.
Часть, формируемая участниками:
Упражнение с осенними листьями (36), Музыка М. Леграна.
Музыкальный руководитель. Вот какой красивый букет получился из осенних листьев. На этом наше занятие заканчивается. На прогулке посмотрите на деревья на нашем участке — какого цвета у них листья.
№ 7 «Осенняя прогулка»
Программное содержание. Закреплять умение узнавать музыкальные произведения на слух и называть их, отвечать на вопросы о них. Формировать умение слышать ускорение темпа в музыке. Развивать песенное творчество. Учить различать звучание музыкальных инструментов. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Оборудование. Осенние листья (по 2 шт. на каждого ребенка), большая ваза, вырезанная из бумаги, иллюстрация с изображением дороги в осеннем лесу, грибы, вырезанные из бумаги, игрушка зайчик.
Репертуар. «Падают листья», муз. М.Красева, сл. М.Ивенсен; «Ах ты, береза», рус. нар. песня; «Жук», муз. В.Иванникова, сл. Ж.Агаджановой; «Осень», муз. И.Кишко, сл. И.Плакиды; «Спляшем польку», муз. Т.Бокач. Упражнение с осенними листьями (36), Музыка М. Леграна.
Методика проведения
Дети входят в зал, обходят его и встают полукругом.
Музыкальный руководитель. Сегодня мы продолжим разучивать плясовое движение «Пружинка». Посмотрите, как надо правильно его выполнять. (Показ.) А теперь попробуйте сами его выполнить, а я вам сыграю русскую народную мелодию.
Разучивание «пружинки». Затем дети садятся на стулья.
Музыкальный руководитель. Сегодня мы отправимся на прогулку по лесной тропинке. Посмотрите на иллюстрацию. Мы видим на ней дорожку в осеннем лесу. Посмотрите, как много здесь разных красок! Одна из них желтая. А еще какие? (Ответы детей.) Теперь представим, что мы пришли в такой красивый лес и идем по этой тропинке. Интересно, что мы увидим и кого встретим на ней.
Дети под спокойную музыку идут по залу.
Музыкальный руководитель. Посмотрите, вот полянка. Сколько на ней грибов! И все разные! Кто же соберет больше грибов?
Проводится игра «Кто соберет больше грибов». Дети собирают вырезанные из бумаги грибы, выбирая только съедобные.
Музыкальный руководитель. На прошлом занятии вы собрали замечательный букет из осенних листьев. В этом лесу тоже много листьев. Давайте с ними потанцуем.
Падают, падают листья, В нашем саду листопад,
Желтые, красные листья По ветру вьются, летят.
Дети собирают осенние листья под музыку «Падают листья» (муз. М. Красева, сл. М. Ивенсен). Затем танцуют с листочками (движения произвольные).
Музыкальный руководитель. В лесу и на лугах можно встретить последние цветы, которые доцветают. Послушайте стихотворение о колокольчике (можно показать иллюстрацию):
О чем колокольчик Все лето звенел?
О том, что словами Сказать не умел.
Звенел колокольчик О добрых друзьях –
О солнечном ветре, Цветах и шмелях.
Увяла трава и цветы отцвели,
Прощальную песню поют журавли,
Их песня похожа на утренний сон,
И слышится в ней колокольчика звон.
Вы слышите — кто-то жужжит! Это жук. Присядем на полянку и отдохнем.
Исполняется песня «Жук» (муз. В.Иванникова, сл. Ж.Агаджано-вой). Дети начинают разучивать песню.
Музыкальный руководитель. А теперь споем знакомую вам песню. Узнайте ее по вступлению и назовите.
Дети узнают песню «Осень» (муз. И.Кишко, сл. И.Плакиды) и исполняют ее. Музыкальный руководитель следит за тем, чтобы они пели напевно, согласованно, с хорошей артикуляцией.
Музыкальный руководитель. Отдохнули? Тогда идем дальше. Посмотрите, из-за елки выскочил зайчик (игрушка). Возьмем зайчика с собой? Мы пришли на лужок. Давайте потанцуем.
Дети исполняют танец-хоровод «Спляшем польку» (муз. Т. Бокач).
В лес шагаем по тропинке,
Нас приветствуют рябинки,
Нас зовет лесной народ
В свой веселый хоровод. (Идут по кругу,
взявшись за руки, и останавливаются.)
Не грустим нисколечко,
Спляшем нашу полечку,
Ну-ка, зайка, выходи, (Делают три шага
в центр круга и один притоп ногой.)
Поскорее попляши. (Отходят назад и делают притоп.)
Дети хлопают в ладоши, зайка выходит в середину и под любую плясовую музыку пляшет. Пляска повторяется.
Часть, формируемая участниками:Упражнение с осенними листьями (36), Музыка М. Леграна.
Музыкальный руководитель. А теперь нам пора возвращаться домой. До свидания.
№ 8 «Дары осени»
Программное содержание. Развивать умение определять характер и настроение музыки. Воспитывать любовь к природе. Развивать песенное творчество, умение пропевать мелодии на слоги «ля», «ма», «но». Расширять певческий диапазон. Закреплять умение выполнять танцевальное движение «пружинка». Совершенствовать умение подыгрывать на музыкальных инструментах.
Оборудование. Поднос овощами и фруктами.
Репертуар. «Ой, лопнул обруч», укр. нар. мелодия; «Урожайная», муз. А. Филиппенко, сл. Т.Волгиной; «Ежик», муз. и сл. С.Науменко; «Осень», муз. И.Кишко, сл. Т.Волгиной; «Случай на лугу», муз. Г.Крылова, сл. М. Пляцковского; «Огородная-хороводная», муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой. Упражнение с осенними листьями (36), Музыка М. Леграна.
Методика проведения
Дети входят в зал, идут по залу под марш, со сменой музыки самостоятельно переходят на бег, со сменой музыки возвращаются к ходьбе.
Часть, формируемая участниками:
Упражнение с осенними листьями (36), Музыка М. Леграна.
Музыкальный руководитель. Послушайте мелодию и скажите, как она называется.
Звучит первая часть украинской народной мелодии «Ой, лопнул обруч». Дети называют произведение, говорят, какое оно по характеру и темпу.
Музыкальный руководитель. Под музыку будем выполнять плясовые движения — на первую часть пружинку, на вторую часть покружимся на бегу, руки на поясе, девочки возьмут за край юбочки.
Дети выполняют движения ритмично правильно, легко и самостоятельно переходят от одного движения к другому. Затем дети садятся на стулья. Музыкальный руководитель обращает их внимание на подносы с овощами и фруктами.
Музыкальный руководитель. Почему сегодня перед вами поднос с дарами осени? (Ответы детей.) Осень — это сбор урожая на полях, в садах, в огородах, в лесах. На прошлом занятии что мы собирали в лесу? (Ответы детей.) Правильно, грибы. Но в лесу собирают еще и ягоды, например рябину, калину. Какие еще лесные ягоды вы знаете? Какие вы знаете овощи? Где их собирают? Какие вы знаете фрукты? Где их собирают? (Ответы детей.) Овощи собирают не только в огородах, но и на полях. Послушайте песню.
Звучит песня «Урожайная» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной).
Музыкальный руководитель. О чем поется в этой песне? Какая она по характеру? Как я ее исполняла: быстро, медленно, громко, тихо? (Ответы детей.) А как называются овощи, фрукты, зерно, которые уже собрали? (Ответы детей.) Это все — урожай. В песне «Урожайная» какие овощи собирали? (Горох, кабачки, огурцы, фасоль.) Из них делают запасы на зиму. Лесные животные тоже делают запасы на зиму. Послушайте песенку по ежика.
Дети слушают песню «Ежик» (муз. и сл. С. Науменко).
Я ежик, ежик маленький,
Колючий, серый еж,
Ни на кого, ни на кого
Я — ежик — не похож. (2раза.)
Хожу, брожу по лесу я, Грибочки я ищу.
И ягодки, и яблочки В нору свою тащу. (2раза.)
Музыкальный руководитель. А теперь послушайте и назовите знакомую вам мелодию.
Музыкальный руководитель проигрывает песню «Случай на лугу», дети слушают, называют ее.
Музыкальный руководитель. Погогочем как гуси — га-гага! Широко открывайте рот. А теперь покудахчем как курица — ко-ко-ео! Губы слегка вытяните. Помычим как корова — му-му! Губы вытяните посильнее и тяните — му-у-му-у.
Дети исполняют песню «Случай на лугу» (муз. Г.Крылова, сл. М. Пляцковского).
Музыкальный руководитель. Узнайте еще одну песенку.
Звучит мелодия песни «Осень» (муз. И.Кишко, сл. И.Плакиды). Дети слушают, называют ее.
Музыкальный руководитель. Я вам спою еще одну песенку про осень того же композитора.
Дети слушают песню «Осень» (муз. И. Кишко, сл. Т. Волгиной).
Музыкальный руководитель. О чем эта песенка? Что поспело для ребят? Правильно: сливы, груши, виноград. Есть у нас эти фрукты на подносе? (Ответы детей.) Давайте разучим эту песенку.
Дети начинают разучивать песню.
Музыкальный руководитель. А теперь поиграем с нашими овощами.
Проводится игра под песню «Огородная-хороводная» (муз. Б. Мож-жевелова, сл. А. Пассовой).
По полям, садам и селам, По стране из края в край Загорелый и веселый Ходит новый...
Дети (хором). Урожай!
Музыкальный руководитель. На этом занятие заканчивается. До свидания.
№ 9 «Здравствуй, музыка!»
Программное содержание. Продолжать вызывать эмоциональную отзывчивость на музыку, учить различать ее характер. Формировать умение играть на металлофоне. Воспитывать желание заниматься разнообразной музыкальной деятельностью. Развивать певческие навыки, песенное творчество. Продолжать развивать музыкальный слух, умение слышать высокие и низкие звуки.
Оборудование. Игрушка Петрушка, платочки, осенние листочки, бубен.
Репертуар. «Марш», муз. Т. Ломовой; Ноктюрн № 6 Ф. Шопена; «Петрушка», муз. И.Брамса; «Прятки с платочками», венг. нар. мелодия; «Тише, громче в бубен бей», муз. Е.Тиличеевой, сл. А.1кнгова; «Осень наступила», муз. и сл. С. Науменко; «Парный танец», латв. нар. мелодия, обр. Т. Попатенко. Упражнение с осенними листьями (36), Музыка М. Леграна.
Методика проведения
Дети входят в зал, обходят его под мелодию «Марш» (муз. Т. Ломовой).
Музыкальный руководитель. Сегодня вы будете танцевать с листочками. Давайте вспомним, какие движения можно выполнить под красивую, плавную музыку.
Дети повторяют движения, затем садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель. На нашем занятии прозвучит очень красивая музыка, которую вы еще не слышали. Вы познакомитесь с очень красивой музыкой.
Звучит в аудиозаписи Ноктюрн №6 Ф. Шопена.
Музыкальный руководитель. Вам понравилась эта музыка? Какая она по звучанию, по характеру? Какие движения можно выполнять под эту музыку? (Ответы детей.) Музыка плавная, грустная. Под нее можно легко бежать, кружиться, плавно покачивать руками. Двигаться не спеша, плавно, покачивая листочками над головой, легко бежать и кружиться. Под такую музыку хорошо танцевать. Под вашими стульями лежат осенние листочки, возьмите их и потанцуйте.
Дети танцуют, выполняя произвольные движения с осенними листочками. Затем садятся на стульчики.
Звучит мелодия «Петрушка» (муз. И. Брамса).
Музыкальный руководитель. Какая эта музыка по своему характеру, настроению? Какие движения под нее можно выполнять? (Ответы детей.) Эта музыка совсем другая по своему характеру и настроению - быстрая, оживленная, веселая, радостная, задорная. Теперь послушайте эту музыку со словами.
Дети слушают песню «Петрушка». С концом песни у воспитателя в руках появляется игрушка Петрушка.
Петрушка:
Я веселая игрушка, А зовут меня...
Дети. Петрушка!
Петрушка. Я хочу с вами поиграть.
Проводится игра «Прятки с платочками» (венг. нар. мелодия, составитель игры М. Кусе).
Петрушка. Мне понравилось с вами играть! Поиграем еще!
Проводится игра на развитие динамического слуха «Тише, громче в бубен бей» (муз. Е.Тиличеевой, сл. А. Гангова).
Петрушка. А теперь я хочу послушать, как вы поете.
Музыкальный руководитель. Сегодня мы начнем учить новую песню «Осень наступила» (муз. и сл. С.Науменко). Слушайте внимательно. И ты, Петрушка, слушай.
Дети слушают песню, отвечают на вопросы по содержанию, начинают учить мелодию песни на слоги «ля», «ма».
Музыкальный руководитель. А теперь споем Петрушке нашу любимую песню.
Дети исполняют песню по своему выбору.
Петрушка. Пора поплясать.
Дети исполняют «Парный танец» (латв. нар. мелодия, обр. Т. Попа-тенко).
Часть, формируемая участниками:
Упражнение с осенними листьями (36), Музыка М. Леграна.
Петрушка. Дорогие ребята! Спасибо! Я замечательно провел с вами время. А теперь вам пора гулять. Я остаюсь в зале и буду вас ждать на следующем занятии. До свидания!
№ 10 «Мы — музыканты»
Программное содержание. Приучать детей слушать музыку, вслушиваться в ее характер, эмоционально на нее реагировать, петь выразительно. Воспитывать любовь к музыке, стимулировать желание учить новые песни, заниматься музыкальным творчеством. Закреплять умение находить интонации при исполнении звукоподражания. Учить выставлять ногу на пятку. Развивать динамический слух.
Оборудование. Музыкальные инструменты: погремушки, бубенчики, колокольчики, барабан, бубен.
Репертуар. «Петрушка», муз. И.Брамса; «Грустный дождик», муз. Д.Кабалевского; «Осень наступила», муз. и сл. С.Науменко; «Осень» муз. И. Кишко, сл. И.Плакиды; «Парный танец», латв. нар. мелодия, обр. Т. Попатенко. Упражнение с осенними листьями (36), Музыка М. Леграна.
Методика проведения
Дети входят в зал и садятся на стулья.
Музыкальный руководитель. На прошлом занятии мы слушали музыку, которая вам была незнакома и вам очень понравилась. Музыку сочиняют композиторы. Для того чтобы сочинять музыку, надо много и долго учиться. А тех, кто ее исполняет, называют музыкантами. Сегодня наше занятие будет называться «Мы — музыканты». Попробуем исполнить музыкальные произведения. На прошлом занятии мы с вами слушали пьесу «Петрушка» композитора Иоганнеса Брамса. Сегодня мы попробуем подыгрывать на этих музыкальных инструментах. Перед вами лежат музыкальные инструменты. Назовите их. (Погремушки, колокольчики, бубны, барабан, музыкальный треугольник, бубенчики.) Сейчас вам дадут бубенчики, я буду петь и играть, а вы — подыгрывать мне на бубенцах.
Дети подыгрывают, воспитатель помогает им.
Музыкальный руководитель. Как хорошо у нас получилось! Что можно делать под эту музыку? Спать, танцевать, маршировать? (Ответы детей.) Конечно, танцевать, потому что музыка какая? (Веселая, быстрая, громкая.) А еще эта музыка задорная. Послушайте еще одну мелодию об осени.
Дети слушают музыку «Грустный дождик» (муз. Д. Кабалевского).
Музыкальный руководитель. Ребята, какая это музыка по характеру? (Ответы детей.) Совершенно верно, грустная, печальная. Какие инструменты нам могут помочь сыграть это произведение? (Ответы детей.) Вы правильно назвали колокольчик. А еще подойдет вот такой музыкальный треугольник. Давайте попробуем сыграть все вместе.
Дети играют на колокольчиках, воспитатель на треугольнике.
Музыкальный руководитель. А сейчас пора вспомнить наши песни. Сначала споем отдельные звуки — распоемся.
Дети пропевают интервалы: секунду и кварту. Затем продолжают разучивать песни «Осень наступила» (муз. и сл. С.Науменко), «Осень» (муз. И.Кишко, сл. И.Плакиды). Музыкальный руководитель напоминает, что петь надо полным голосом, передавать настроение песни. Можно по желанию детей повторить любимую песню.
Проводится музыкально-дидактическая игра «Тихие и громкие колокольчики» на развитие динамического слуха.
Затем дети исполняют «Парный танец» (латв. нар. мелодия, обр. Т. Попатенко). Музыкальный руководитель следит за правильным и красивым выполнением плясовых движений.
Часть, формируемая участниками:
Упражнение с осенними листьями (36), Музыка М. Леграна.
Музыкальный руководитель. Сегодня мы с вами выступали в роли музыкантов. Понравилось вам подыгрывать на музыкальных инструментах? (Ответы детей.) На этом наше занятие заканчивается.
№ 11 «Хмурая, дождливая осень наступила»
Программное содержание. Продолжать формировать певческие навыки (петь напевно, выразительно, согласованно, четко произносить слова, чисто интонировать мелодии песен). Совершенствовать умение детей самостоятельно выполнять перестроение в круг. Воспитывать желание высказываться о прослушанной музыке, эмоционально ее воспринимать. Развивать умение различать быстрый и медленный темп музыки. Отрабатывать выразительное исполнение танцевальных движений.
Оборудование. Иллюстрация «Зайчик», картина с изображением осеннего леса.
Репертуар. «Кошечка», муз. Т.Ломовой; «Зайчик», муз. Ю.Матвеева, сл. А. Блока; «Дождик», муз. В.Герчик, сл. П.Чумичова; «Жук», муз. и сл. В.Иванникова; «Осень», муз. И.ЬСишко, сл. О.Высотской; «Парный танец», латв. нар. мелодия, обр. Т. Попатенко. «Чебурашка» (3), Музыка В. Шаинского
Методика проведения
Дети входят в музыкальный зал.
Музыкальный руководитель. Давайте все улыбнемся и поздороваемся. Сегодня мы повторим мягкий шаг под музыку Т. Ломовой «Кошечка». У кошечки мягкие лапки, коготки у нее спрятаны, она очень тихо и мягко идет.
Дети выполняют упражнение. Затем выполняют выставление ноги на пятку под любую плясовую мелодию.
После выполнения упражнения дети садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель. Посмотрите на картину и скажите, что вы видите. (Ответы детей.) На ней изображен пасмурный, осенний день, но, несмотря на это, картина очень красивая. Осенью бывают как очень яркие, теплые дни, так и вот такие хмурые, дождливые, темные.
Под ногой похрустывают льдинки, Ничего не видно. Темнота. И шуршат листочки-невидимки, Облетая с каждого куста!
Е. Трутнева
И чем ближе к зиме, тем хмурых дней больше, а солнечных меньше. Вы все уже одеваетесь тепло, на ногах у вас сапожки, потому что идут дожди, на улицах лужи. В лесу тоже мокро, сыро, холодно. Послушайте песенку про зайчика.
Дети слушают песню «Зайчик» (муз. Ю. Матвеева, сл. А. Блока).
Музыкальный руководитель. Скажите, какая эта песенка по своему характеру? Как я ее исполняла? Быстро, медленно, не спеша, тихо, громко? (Ответы детей.) Вы правильно сказали — песня грустная, исполняется не спеша, и она еще жалостливая. Зайчик как бы жалуется на свое бедственное положение. Очень жалко зайчика. Ему голодно, холодно, да еще он боится волка. Мы уже говорили о том, что дожди осенью бывают разные: частые и мелкие звучат у нас на высоких звуках, а крупные и сильные звучат на низких звуках.
Проводится музыкально-дидактическая игра «Дождик» на развитие звуковысотного слуха.
Музыкальный руководитель. А теперь покажем, как дождик начинается, как усиливается и заканчивается.
Капля раз, Капля два,Очень медленно сперва. А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом. Мы зонты свои раскроем, От дождя себя укроем.
Дети сопровождают чтение стихотворения ритмичными ударами по ладошке.
Музыкальный руководитель. Сегодня мы начнем учить новую песню про дождик. Послушайте.
Дети слушают песню «Дождик» (муз. В. Герчик, сл. П. Чумичева).
Музыкальный руководитель. Эта песня о грустном дождике или о веселом? Что в этой песне веселого? Это быстрая или медленная песня? (Ответы детей.) Давайте распоемся.
Вот иду я вверх, Вот иду я вниз.
Дети поют и движением руки вверх и вниз показывают движение мелодии.
Дети разучивают песни «Жук» (муз. В. Иванникова), «Дождик» (муз. Герчик, сл. П.Чумичева). Повторяют песню «Осень» (муз. И. Кишко, «а. О. Высотской).
Музыкальный руководитель. Ну, а теперь танцуем парный танец.
Дети танцуют под латвийскую народную мелодию (обр. Т. Попатенко).
Часть, формируемая участниками:
«Чебурашка» (3), Музыка В. Шаинского
Музыкальный руководитель. На этом наше занятие заканчивается. До свидания!
№ 12 «Осенний дождик»
Программное содержание. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера. Обогащать словарь (веселая, радостная, быстрая, задорная, грустная, печальная музыка). Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. Продолжать развивать песенное и танцевально-игровое творчество, навыки выразительной и эмоциональной передачи игровых образов. Отрабатывать танцевальные движения. Закреплять умение в пении чисто интонировать мелодию.
Оборудование. Аудиозапись «Звуки природы», зонт, карточки, на которых с одной стороны изображено солнце, а с другой — дождь.
Репертуар. «Шум дождя» (аудиозапись «Звуки природы»); «Лужа», муз. Е. Макшанцевой; «Стукалка», укр. нар. мелодия; «Дождик», муз. I сл. Г.Вихаревой; «Дождик», муз. В.Герчик, сл. П.Чумичова; «Осень наступила», муз. и сл. С.Науменко; «Дождик», муз. Т. Ломовой. «Чебурашка» (3), Музыка В. Шаинского
Методика проведения
Дети входят в зал под аудиозапись «Шум дождя» («Звуки природы»), встают в круг.
Музыкальный руководитель. Доброе утро! Скажите, сегодня в нашем зале солнечное или пасмурное утро? (Ответы детей.) Правильно, слышится шум дождя. Он играет свою музыку каплями. Попробуем и мы с вами повторить эту музыку с помощью ладошек и ножек.
Проводится ритмическая игра «Дождь».
По тропинке дождь бежит, Топ-топ-топ-топ. (Дети топают ногами.)
Дождь по камешкам стучит:
Кап-кап-кап-кап. (Дети хлопают в ладоши.)
Музыкальный руководитель. После дождя на земле остаются лужи. Вот и у нас здесь большая лужа. (Указывает рукой на центр зала.) Попробуем ее обойти. Обуем сапожки на правую ножку. (Дети выставляют левую ногу на пятку.) Пойдем гулять по дорожке.
Проводится игра «Лужа» (муз. Е. Макшанцевой).
Я иду, я иду, поднимая ножки,
У меня на ногах красные сапожки,
Высоко, высоко поднимаю ножки,
У меня на ногах красные сапожки. (Ходьба по кругу
друг за другом с высоким подниманием колен.)
Ой-ой-ой! Ой-ой-ой! Лужа-то какая!
Ой-ой-ой! Ой-ой-ой! Лужа-то большая! (Дети
прикладывают ладошки к щечкам — удивляются.)
Высоко, высоко, высоко подпрыгну!
Не боюсь, не боюсь, лужу перепрыгну! (Прыжки
на двух ногах на месте.)
Гоп! (Прыжок в круг.)
Музыкальный руководитель. Сегодня мы послушаем две пьесы. Постарайтесь ответить, что под них можно делать.
Исполняются марш (по выбору музыкального руководителя) и плясовая «Стукалка» (укр. нар. мелодия).
Музыкальный руководитель. Вы правильно ответили, что под марш надо ходить, а под плясовую плясать. Послушайте еще раз плясовую мелодию и скажите, сколько в ней частей? (Две части.) Какая эта музыка по характеру? Правильно, веселая. А еще какая? (Радостная, задорная, быстрая). Послушаем еще одну мелодию.
Дети слушают песню «Дождик» (муз. и сл. Г. Вихаревой).
Музыкальный руководитель. Эта песенка о грустном дожде или о веселом? Она оживленная:
А капельки весело пели И звонко и звонко звенели.
Когда светит солнце, можно гулять, бегать, играть. Давайте поиграем.
Проводится игра «Солнышко и дождик» на различение характера музыки. Если звучит веселая музыка — дети показывают карточку с солнышком. Если звучит грустная музыка — показывают другую сторону карточки, на которой нарисован дождь.
Дети садятся на стулья.
Музыкальный руководитель. Сейчас мы с вами распоемся н движением руки покажем направление мелодии:
Вот иду я вверх,
Вот иду я вниз. (Несколько раз начиная с разных нот.)
Дети исполняют песенку «Дождик» (муз. В. Герчик, сл. П. Чумичова). Музыкальный руководитель . Узнайте и назовите знако-'■гую вам песенку.
Дети слушают и называют песню «Осень наступила» (муз. и сл. С. На-уменко). Затем повторяют ее.
Проводится игра «Дождик» (муз. Т.Ломовой). Дети ходят по залу — гуляют. На смену музыки («дождь идет») бегут под большой зонт, который раскрывает воспитатель. Игра повторяется 2—3 раза.
Часть, формируемая участниками:
«Чебурашка» (3), Музыка В. Шаинского
Музыкальный руководитель. На этом занятие заканчивается. До свидания! Идите на прогулку!
№ 13 «Игрушки в гостях у ребят»
Программное содержание. Развивать умение высказываться о прослушанной музыке, обогащать словарь (веселая, радостная, быстрая, заборная, грустная, печальная музыка). Закреплять умение петь дружно, согласованно, начинать сразу после вступления. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Развивать певческие навыки (петь полным голосом, без крика, чисто пропевать интервалы секунду и кварту), умение самостоятельно реагировать на изменение характера музыки. Отрабатывать выставление ноги на пятку, носок, выполнение «пружинки».
Оборудование. Новые игрушки: клоун, машина, лошадка, кот и др.; куклы по количеству девочек.
Репертуар. «Новая кукла», муз. П.Чайковского; «Спят в углу мои игрушки», муз. Н. Шульмана, сл. А. Бродского; «Дождь», муз. В. Герчик, сл. П. Чумичова; «Осень наступила», муз. и сл. С. Науменко; «Осень», муз. И. Кишко, сл. Т. Волгиной. «Чебурашка» (3), Музыка В. Шаинского
Методика проведения
Дети входят в зал. Воспитатель обращает их внимание на столы с новыми игрушками.
Часть, формируемая участниками:
«Чебурашка» (3), Музыка В. Шаинского
Музыкальный руководитель. Сегодня к вам в гости пришли игрушки. Все они новые, красивые. Куклы в нарядных платьях, мишки и зайцы с бантиками, а некоторые в костюмчиках. Вот красивый клоун. А тут яркий большой мяч. У вас, конечно, есть любимые игрушки. А вы можете прочитать стихотворение о любимой игрушке?
Стихи об игрушках читают 2—3 ребенка (по желанию). Дети садятся на стулья.
Музыкальный руководитель. Сегодня мы будем слушать пьесу «Новая кукла» Петра Ильича Чайковского. Дети слушают пьесу.
Музыкальный руководитель. Какая эта пьеса по характеру? Как исполнялась пьеса: быстро, медленно, тихо, громко? Что девочка стала делать с куклой? (Ответы детей.) Музыка очень живая, звонкая, красивая, радостная. Мама подарила девочке новую куклу. Девочка была очень рада подарку. Она достала куклу из коробки и начала с ней танцевать. Какие движения она делала под эту веселую, быструю музыку? (Ответы детей.) Она, наверное, кружилась, пританцовывала ножкой. Сейчас наши девочки возьмут кукол и потанцуют с ними, а мальчики еще раз послушают эту пьесу и посмотрят, как девочки танцуют.
Девочки исполняют танец с куклами.
Музыкальный руководитель. Среди игрушек я вижу пушистого кота. Посмотрите, какой он красивый. Его зовут Кот Васька. Он с вами поиграет. Вы все — мышки. Быстро бегайте на носочках по всему залу под музыку, не шумите, а кот будет вас ловить.
Проводится игра «Кот Васька» под русскую народную мелодию. Роль кота выполняет воспитатель с игрушкой в руках.
Ходит Васька серенький, Хвост пушистый, беленький.
Ходит Васька кот, (Мышки сидят. Кот ходит по залу.) Сядет, умывается, Лапкой вытирается,
Песенки поет. Мя-у (Кот садится, умывается, мурлычет.)
Дом неслышно обойдет.
Притаится Васька кот,
Серых мышек ждет. (Кот оглядывается,
прислушивается и засыпает.)
Под музыку мышки бегают по залу, кот догоняет их. С окончанием звучания музыки мышки садятся. Игра проводится 2 раза.
Музыкальный руководитель. Наши девочки любят играть с куклами целый день, а под вечер укладывают их спать и поют куклам тихие, спокойные песенки — колыбельные, а потом и сами засыпают. Послушайте песню.
Дети слушают песню «Спят в углу мои игрушки» (муз. Н. Шульмана, сл. А. Бродского).
Спят в углу мои игрушки, Заяц, мишка и волчок, Рядом куклы, две подружки, На одной лежат подушке, Повернувшись на бочок. Удивительно: игрушки Тоже любят тишину, Даже куклы, две подружки, Вмиг уснули на подушке, Вот и я сейчас усну.
Музыкальный руководитель. А сейчас пора вспомнить наши песни. Сначала споем отдельные звуки — распоемся.
Дети пропевают интервалы: секунду и кварту. Затем исполняют песни «Дождь» (муз. В.Герчик, сл. П.Чумичева), «Осень наступила» (муз. и сл. С. Науменко), «Осень» (муз. И. Кишко, сл. Т. Волгиной).
Музыкальный руководитель. На этом наше занятие заканчивается. До свидания!
№ 14 «Баю-баю»
Программное содержание. Закреплять умение детей узнавать и называть знакомые пьесы. Побуждать подбирать нужные слова для определения характера произведения, его темпа. Знакомить с колыбельными песнями. Развивать певческий голос, навыки исполнения песни сольно, передавая характер пения; умение чисто интонировать интервалы секунду и кварту. Разучивать прямой галоп. Закреплять умение выполнять движения ритмично и выразительно.
Оборудование. Игрушки — куклы, мишки, зайчики.
Репертуар. «Марш» (по выбору музыкального руководителя); «Галоп», муз. Е.Тиличеевой, сл. И.Михайловой; «Болезнь куклы»,
муз. П.Чайковского; «Баю-баю», муз. М. Красева, сл. М.Чарной; «Котя, котенька, коток», рус. нар. песня; «Жмурки с Мишкой», муз. Ф. Флото-ва; «Колыбельная зайчонка», муз. М. Раухвергера, сл. Н. Френкель. «Чебурашка» (3), Музыка В. Шаинского
Методика проведения
Дети входят в зал. Под марш (по выбору музыкального руководителя) идут в правую сторону на громкое звучание и в левую на тихое.
Затем выполняют прямой галоп под музыку «Галоп» (муз. Е. Тили-чеевой, сл. И. Михайловой).
Часть, формируемая участниками:
«Чебурашка» (3), Музыка В. Шаинского
Музыкальный руководитель. Сегодня наше занятие называется «Баю-баю». Мы начнем учить песенку, которая так и называется — «Баю-баю». Когда поют такие песенки и как они называются? (Ответы детей.) Правильно, их поют, когда укладывают детей спать. Называются они колыбельные. Вам, наверное, дома тоже поют такие песенки перед сном или когда вам нездоровится. И вы поете своим куклам тихие, спокойные песенки, чтобы они успокоились и уснули. Послушаем произведение Петра Ильича Чайковского «Болезнь куклы».
Дети слушают пьесу.
Музыкальный руководитель. Какая эта пьеса по характеру? (Ответы детей.) Правильно: грустная, нежная, ласковая, медленная.
Тихо, тихо, тишина, Кукла бедная больна, Кукла бедная больна, Просит музыки она. Спойте, что ей нравится, И она поправится.
Я возьму куклу на руки, буду ее качать и петь ей колыбельную песенку «Баю-баю». Вы тоже сложите так руки, как будто держите куклу, зайчика или мишку, и покачайте, чтобы они уснули.
Музыкальный руководитель исполняет песню «Баю-бай» (муз. М. Красева, сл. М.Чарной).
Музыкальный руководитель. Вам понравилась песенка? Какая она? (Ответы детей.) Сядьте правильно. Мы распоемся, а затем споем «Колыбельную зайчонка». Кто помнит, о чем эта песенка? Кто качал зайчонка и пел? (Ответы детей.)
Дети распеваются на песенке «Колыбельная зайчонка» (муз. М. Раухвергера, сл. Н. Френкель) на слоги «ля», «ма» и последний раз поют со словами.
Далее дети разучивают песню «Баю-баю».
Музыкальный руководитель. Послушайте еще одну колыбельную. Эту песню пели еще вашим мамам, папам, дедушкам, бабушкам.
Исполняется русская народная песня «Котя, котенька, коток». Дети слушают, затем отвечают на вопросы о темпе, характере песни.
Музыкальный руководитель. А теперь попробуйте сами придумать колыбельную песенку для игрушки на «баю-баю» или на «ляля-ля».
Дети поют. Музыкальный руководитель помогает им.
Музыкальный руководитель. Ну а теперь поиграем.
Проводится игра «Жмурки с Мишкой» (муз. Ф. Флотова). Роль Мишки выполняет воспитатель.
Музыкальный руководитель. На этом занятие заканчивается. До свидания!
№ 15 «Стихи об осени»
Программное содержание. Приучать слушать вокальную музыку, отвечать на вопросы по ее содержанию, характеру. Воспитывать любовь к природе, развивать умение эмоционально реагировать на музыку и поэзию, читать стихи. Развивать певческие навыки, музыкально-ритмические движения. Закреплять умение выразительно петь и танцевать.
Оборудование. Зонты, осенние листья.
Репертуар. «Марш», «Вальс» (по выбору музыкального руководителя); «Возле речки, возле моста», рус. нар. песня; «Осенняя песня», муз. П.Чайковского; «Осень», муз. И.Кишко, сл. И.Плакиды; «Дождик», муз. В. Гер-чик, сл. П.Чумичова; «Журавли», муз. А.Лившиц, сл. М. Познанской; «Осень», муз. и сл. С. Науменко; «Осенние листья», муз. Н.Лысенко. «Разноцветная игра» (6) Музыка Б. Савельева
Методика проведения
Дети входят в зал, обходят его под марш (по выбору музыкального руководителя) и встают полукругом.
Музыкальный руководитель. Сегодня мы с вами будем красиво выполнять упражнение — выставление ноги на пятку и носок под русскую народную мелодию «Возле речки, возле моста».
Дети слушают мелодию и по показу воспитателя выполняют упражнение. Затем садятся на стулья.
Музыкальный руководитель. Сегодня мы будем слушать новую песню об осени, читать и слушать стихи и петь наши песни об этом красивом времени года.
Если на деревьях Листья пожелтели, Если в край далекий Птицы улетели, Если небо хмурое, Если дождик льется, Это время года Осенью зовется.
Дети слушают первую часть пьесы «Осенняя песня» П.И.Чайковского. Отвечают на вопросы о характере пьесы. Ребенок читает стихотворение:
Осень, осень, Листьев мало, Листопад кончается, На березе три листочка На ветру качаются.
Музыкальный руководитель.В синем небе тучек нет, Солнце льет лучистый свет. Как же в рощице густой Льется дождик золотой? Это дождик непростой — Он не мокрый, он сухой. Это ясным светлым днем Листья сыплются дождем.
А. Кузнецова
Мы с вами знаем песню про листочки. Как она называется? (Ответы детей.) Давайте споем ее.
Дети исполняют песенку «Осень» (муз. И. Кишко, сл. И. Плакиды). Музыкальный руководитель.
Падают, падают листья — В нашем саду листопад. Желтые, красные листья По ветру вьются, летят.
Мы под дождем не заплачем, Пусть моросит с высоты, Мы через лужицы скачем И раскрываем зонты.
М. Ивенсен
Дети берут зонтики и по показу воспитателя под вальс (по выбору музыкального руководителя) выполняют танцевальные движения.
Музыкальный руководитель. Послушайте стихотворение про дождик.
Читает ребенок:
Дождик капнул на дорожку, На цветы и на ладошку, Льется, льется... Ой-ой-ой! Побежали мы домой.
Дождь устанет, перестанет, Из-за тучи солнце глянет, Станет сухо и опять Будем в садике гулять.
Дети исполняют песню «Дождик» (муз. В. Герчик, сл. П.Чумичова).
Музыкальный руководитель. Атеперьпоиграем. Покажем хлопками, как дождик начинается, усиливается и затихает. Дети вышли погулять и стал накрапывать дождь. (Редкие хлопки.) Дети побежали на веранду. (Частые хлопки.) А дождик продолжает капать. (Редкие хлопки.) И вдруг пошел все сильнее, сильнее, совсем разошелся. (Хлопки учащаются.) Дождь стал тише и медленнее. (Хлопки реже и медленнее.) Дождь закончился, и дети побежали играть. Молодцы! А теперь послушаем стихи.
Летят высоко журавли Над опустевшими полями, Лесам, где лето провели, Они кричат: «Летите с нами!»
А в роще сонной и пустой Дрожат от холода осины, И долго листик золотой Летит за стаей журавлиной.
3. Александрова
Осенью птицы улетают в теплые края. Какие птицы улетают на зиму? А какие птицы остаются с нами? (Ответы детей.) Послушайте песню о перелетных птицах.
Дети слушают песню «Журавли» (муз. А. Лившица, сл. М. Познан -ской). Затем разучивают песню «Осень наступила» (муз. и сл. С.Нау-менко).
Проводится игра «Осенние листья» (муз. Н.Лысенко).
Часть, формируемая участниками:
«Разноцветная игра» (6) Музыка Б. Савельева
Музыкальный руководитель. Нам пора заканчивать наше занятие. И вам пора идти гулять. До свидания!
№ 16 «Дары осени»
Программное содержание. Закреплять певческие навыки, навык сольного исполнения. Воспитывать любовь к природе. Развивать чувство ритма. Закреплять знание песен и танцев на осеннюю тематику.
Оборудование. Осенние листья, шапочки или костюмы птичек, грибов, гнома, Осени; поднос с яблоками.
Репертуар. «Легкий бег», «Вальс» А. Грибоедова; «Вальс», муз. А. Гречанинова; «Осень наступила», муз. и сл. С.Науменко; «Дождик», муз. В.Герчик, сл. П.Чумичева; «Вальс», муз. А.Жулина; «Парный танец», латв. нар. мелодия, обр. Т. Попатенко; «Поезд», муз. Н. Метлова; «Ах вы, сени», рус. нар. песня. «Разноцветная игра» (6) Музыка Б. Савельева
Методика проведения
Зал украшен осенними листьями. Дети с осенними листочками вбегают в зал и встают врассыпную под «Вальс» (муз. А. Грибоедова) или музыку по выбору музыкального руководителя.
Воспитатель.
Закружила осень желтую метель, И летят листочки мимо всех аллей, Красные и желтые по ветру летят, И, наверно, песенку спеть они хотят.
Музыкальный руководитель.
Ах, сегодня так нарядно в зале! Мы осенний праздник отмечаем. Золотыми листьями качаем, Песенку про осень запеваем.
Дети исполняют песню «Осень наступила» (муз. и сл. С. Науменко).
Звучит «Вальс» (муз. А. Гречанинова). Дети выполняют движения по показу воспитателя, затем садятся на стулья. Вылетают «птички» (дети в шапочках). Птички.
Мы — маленькие птички Порхаем и летаем, И ягодки лесные На зиму запасаем.
Музыкальный руководитель.Птички, вы в свой лес летите И к нам осень пригласите.
Звучит «Вальс» (муз. А.Жулина). В зал входит
«Птички» улетают. Осень (воспитатель).
Осень.
В детский сад я поспешила — Навестить ребят решила. А по лесу вслед за мной Мчался дождик озорной.
Музыкальный руководитель. Осень, а мы знаем стихи про дождик.
Ребенок.
Дождик капнул на дорожку, На цветы и на ладошку. Льется, льется... Ой, ой, ой! Побежали мы домой!
Дождь устанет, перестанет, Из-за тучи солнце глянет. Станет сухо и опять Будем в садике гулять.
Музыкальный руководитель. А еще мы знаем песню про дождик.
Дети исполняют песню «Дождик» (муз. В. Герчик, сл. П. Чумичева).
О с е н ь. А вы можете показать, как идет дождик, как он начинается, усиливается и заканчивается?
Музыкальный руководитель с детьми хлопками изображают, как идет дождь.
Осень.
Дождь прошел, и в самом деле Все деревья заблестели.
А теперь поедем в лес, Там полным-полно чудес.
Проводится игра «Поезд» (муз. Н. Метлова). Осень. Вот мы и в лесу.
А теперь мою, ребятки, Отгадайте-ка загадку.
Стоит Антошка На одной ножке.
Дети. Гриб. Осень.
Эй, грибочки, к нам идите, О себе нам расскажите.
Выходят «грибы» (дети в шапочках). Боровик.
Я — грибочек белый, Я — грибочек смелый, Никого я не боюсь, Где хочу, там покажусь.
Подосиновик.Дерево свое я знаю — Под осинкой вырастаю, Ищут грибники меня, В ярко-рыжей шапке я.
Музыкальный руководитель.Две волнушки, две подружки Раз болтали у опушки, Интересный разговор, Его помним до сих пор. Говорит одна волнушка:
1-я волнушка.Слушай, что скажу, подружка, В лес зеленый по тропинке Грибники идут с корзинкой.
2-я волнушка.Соберут нас всех опять, Не дадут нам поболтать. Будем лучше танцевать!
Исполняют «Парный танец» (латв. нар. мелодия, обр. Т. Попатенко).
Появляется Гном (ребенок или взрослый) и прячется.
Осень.Вот какой-то гриб сидит. Кажется, грибочек спит. Эй, дружок, скорей проснись Да ребяткам покажись.
Гн ом (встает).Кто назвал меня грибом? Я — лесной веселый гном! Кто в лесу мне спать не дал? Кто будил меня и звал?
Осень.Это я тебя будила.
Гн о м.Я тебя так долго ждал. Как же я тебя проспал? Осень, на зиму нужны Мне соленые грибы.
Осень.Что ж, грибов в лесу не счесть. Всякие грибочки есть.
Гн о м. Мухоморы тоже есть?
Выходят «Мухоморы» (дети в шапочках).
Мухоморы.Мы грибочки непростые, Мухоморчики лесные. Наши ножки топ-топ, А ладошки — хлоп-хлоп.
Мухоморы пляшут под русскую народную мелодию «Ах вы, сени». Осень (обращается к Гному).
Ты с ребятами сыграй
Часть, формируемая участниками:
«Разноцветная игра» (6) Музыка Б. Савельева
Осень. Ну, тогда я угощу тебя и ребят спелыми сладкими яблоками. Осень угощает детей и Гнома яблоками. Дети уходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека по рисованию по программе Вераксы 1 мл. группа (сентябрь-декабрь)
Карточки по образовательной области худоржественное творчество (рисование) для первой младшей группы по программе Вераксы (сентябрь-декабрь)...
Календарный план по реализации образовательной области «Музыка» в средней группе. (Сентябрь)
Данный календарный план непосредсвенно образовательной деятельности включает в себя понедельное планирование реализации образовательной области «Музыка» в средней группе. План включает в се...
Картотека пальчиковых игр для средней группы
Картотека пальчиковых игр для детей 4-5 лет...
НИЩЕВА Н.В. КАРТОТЕКА ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ С ДИАГНОЗОМ: ОНР
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15080185","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"108","width":"480"}}]]...
Картотека сюжетно-ролевых игр средней группы по программе «Детство»
Вызвать у детей желание подражать действиям взрослых. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре между детьми....
Картотека подвижных игр в средней группе
Подвижные игры - наиболее удачное сочетание видов деятельности ребенка, способствующих его всестороннему развитию и укреплению здоровья. Подвижные игры влияют на умственное развитие ребенка, способств...