Предупреждение вовлечения подростков в деструктивные объединения
методическая разработка
В данной методической разработке представлен алгоритм деятельности ОУ по предупреждению вовлечения подростков в деструктивные объединения. Обозначены факторы риска возникновения асоциальных подростковых групп деструктивной направленности. Выделены личностные особенности подростков. Представлен алгоритм действий педагогического работника в случае выявления детей с признаками вовлечения в деструктивную идеологию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогический практикум
«Предупреждение вовлечения подростков в деструктивные объединения»
Цель: разработать алгоритм деятельности по предупреждению вовлечения подростков в деструктивные объединения.
Работа в микрогруппах
1 группа
Для эффективной деятельности по переориентации асоциальных групп необходимо не только знать особенности жизнедеятельности данной группы, но и иметь представление о причинах появления подобного рода групп.
Факторы риска возникновения асоциальных подростковых групп деструктивной направленности.
- деформация в семейных отношениях (острая неудовлетворенность своим существованием; неприятие судьбы родителей и нежелание следовать их жизненным путем);
- недостатки в учебно-воспитательной работе учреждений, предприятий, организаций;
- нарушение нормального взаимодействия подростков с социальной средой, появление первичных форм дезадаптации и девиации, отсутствие у подростков твердых нравственных взглядов и убеждений;
- перенос общественно-организаторской и коммуникативной активности подростков в сферу свободного общения, которое носит поисковый характер, и в связи с этим увеличение у них неформальной, стихийно возникающей, неорганизованной асоциальной деятельности и отношений;
- постепенное отчуждение подростков от первичных социально полезных групп (семьи, класса, учебной группы).
Важно учитывать, что каждая группа оказывает сопротивление и даже принимает ответные контрмеры тем воспитательным воздействиям, которые направлены на пресечение ее деятельности или разрушение ее структуры.
Выделяются следующие личностные особенности подростка, которые повышают риск вовлечения в неформальные молодежные группы деструктивной направленности:
- трудность формирования жизненных ориентиров, ценностей;
- переживание собственной неуспешности;
- трудности самопонимания, неадекватная самооценка;
- отсутствие позитивных жизненных целей;
- неумение взаимодействовать с окружающими;
- неустойчивость эмоциональной сферы;
- предрасположенность к психическим заболеваниям;
- склонность к депрессиям;
- склонность к девиантному поведению;
- акцентуированные и психопатические черты личности.
2 группа
Алгоритм действий педагогического работника в случае выявления детей с признаками вовлечения в деструктивную идеологию.
В целях выявления детей, попавших под влияние секты или неформальных молодежных объединений, учитель (преподаватель) должен обращать внимание на следующие факты:
- Изменение интересов у ребенка. Он меньше интересуется школьными делами, стал равнодушен к общению с друзьями, охладел к учебе, вообще к привычным развлечениям, увлечениям, читает нацистскую литературу.
- Изменения в поведении. Учащийся неадекватно или агрессивно реагирует на повседневные, привычные вещи, проявляет подчеркнутое безразличие ко всему.
- Изменение речи. Ребенок использует новые для него нехарактерные выражения, слова, термины (1488, бон, афа, киты, фа, фаши), в грубой форме выражает неодобрение к людям другой национальности либо религии (называетих различными кличками — киты, серпоносцы, азеры). Доказывая что-либо, часто приводит в пример странноватые, непривычные цитаты. Сама манера говорить может производить впечатление «заезженной пластинки» из-за повторяющихся, как будто заученных речей.
- Изменение стиля одежды, внешнего вида.
При обнаружении подобных признаков:
- педагогический работник обязан сообщить о случившемся ответственному за организацию антиэкстремистской и антитеррористической деятельности в образовательном учреждении лицу, либо руководителю учреждения, а также родителям учащегося.
- директор учреждения должен проинформировать руководителя муниципального органа управления образованием, муниципальную Комиссию по делам несовершеннолетних и территориальное подразделение по делам несовершеннолетних Свердловской области.
Вопросы для обсуждения:
- Замечаете ли Вы происходящие изменения в поведении своих учеников, коллег, знакомых, близких?
- Что на ваш взгляд должен делать педагог для профилактики распространения идеологии экстремизма?
- Каковы будут Ваши действия в случае проявления экстремистских взглядов и настроений у Вашего ученика, коллеги, знакомого?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/14/picture-309331-1381771102.jpg)
"Молодежные субкультуры, мотивы и последствия вовлечения подростков в неформальные молодежные объединения"
Формирование адекватного отношения подростков к различным видам неформальных молодежных объединений, способствующего осуществлению социально одобряемой деятельности и препятствующего вступлению в асоц...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/26/picture-611694-1427387708.jpg)
Статья по теме: «Духовно-нравственное воспитание, как средство профилактики вовлечения подростков в ОПГ (организованные преступные группировки)». Из опыта работы.
Статья будет интересна педагогам-психологам, Социальным педагогам, классным руководителям для профилактики вовлечения учащихся в ОПГ (организованные преступные группировки. Ее можно использовать и в к...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/14/picture-309331-1381771102.jpg)
"Молодежные субкультуры, мотивы и последствия вовлечения подростков в неформальные молодежные объединения"
Формирование адекватного отношения подростков к различным видам неформальных молодежных объединений, способствующего осуществлению социально одобряемой деятельности и препятствующего вступлению в асоц...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/26/picture-109283-1414342745.jpg)
Памятка родителям по профилактике вовлечения подростков в деятельность запрещённых религиозных объединений, экстремистских движений и террористических организаций
Правила по снижению риска попадания ребенка в запрещённые религиозные, террористические организации и экстремистские движения...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/24/picture-505933-1414148759.jpg)
Сборник эффективных практик по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и предупреждения вовлечения подростков и молодёжи в совершение противоправных и антиобщественных действий
Материал может быть использован специалистами, работающими в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (стр.118-123)...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/02/picture-181185-1670009634.jpg)
Двигательная активность как средство предупреждения и коррекции неблагоприятных психических состояний подростков, занимающихся в объединении «Мини-футбол» отделения дополнительного образования.
Целью нашего исследования явилось изучение связи между уровнем двигательной активности и наличием неблагоприятных психических состояний у подростков, занимающихся в секции «Мини-футбол» ОД...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/11/picture-44788-1484109228.jpg)
ПАМЯТКА родителям по профилактике вовлечения подростков в деструктивные интернет-группы
ПАМЯТКА родителям по профилактике вовлечения подростков в деструктивные интернет-группы. Консультация родителей (законных представителей) в рамках родительского собрания...