ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ФОРМ И МЕТОДОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ АДАПТАЦИИ НАХИМОВЦЕВ
статья (5 класс) на тему
Воспитательная работа – в широком понимании – это целенаправленная и планомерная деятельность воспитателей (командиров) по формированию и развитию у воспитуемых необходимых качеств, норм поведения с учетом их индивидуальных особенностей и с использованием целесообразных в определённых условиях методов, форм и средств воспитания.
Воспитательная работа в узком понимании – это систематическое и направленное воздействие (командира) воспитателя на сознание, чувства, волю и поведения нахимовцев с учетом социальных, возрастных, психологических и других особенностей, условий быта и отдыха в интересах его всестороннего развития и подготовки к успешному выполнению воинского долга. В нашем случае подготовка к успешному поступлению в высшие военно-морские заведения МО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
воспитательная работа | 24.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ФОРМ И МЕТОДОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ АДАПТАЦИИ НАХИМОВЦЕВ
«Самое надежное, но и самое наитруднейшее средство сделать людей лучшими есть приведение в совершенство воспитания»
Екатерина II
Воспитательная работа – в широком понимании – это целенаправленная и планомерная деятельность воспитателей (командиров) по формированию и развитию у воспитуемых необходимых качеств, норм поведения с учетом их индивидуальных особенностей и с использованием целесообразных в определённых условиях методов, форм и средств воспитания.
Воспитательная работа в узком понимании – это систематическое и направленное воздействие (командира) воспитателя на сознание, чувства, волю и поведения нахимовцев с учетом социальных, возрастных, психологических и других особенностей, условий быта и отдыха в интересах его всестороннего развития и подготовки к успешному выполнению воинского долга. В нашем случае подготовка к успешному поступлению в высшие военно-морские заведения МО.
«Воспитание военнослужащих является приоритетным направлением служебной деятельности командиров и начальников всех степеней».
Великий армейский воспитатель генерал М. И. Драгомилов учил: «Воспитание солдат должно стоять выше образования, воспитание выпустить нельзя даже в том случае, если бы на подготовку новобранцев дан был один только день».
Воспитательное воздействие предусматривает использование организационных форм, различных педагогически целесообразных методов и средств.
Под формами воспитания нахимовцев понимается организационная сторона воспитания, предполагающая определенный состав воспитуемых, структуру и содержание воспитательных мероприятий, а также место их проведения и продолжительность. Основными формами воспитания являются: лекции, индивидуальные и коллективные беседы, собрания и совещания, различные виды информирования, диспуты, викторины, тематические вечера.
Воспитательная технология предполагает, что в рамках каждой из перечисленных форм реализуется один или несколько методов воспитания, представляющих собой совокупность педагогических средств и приемов однородного воздействия на ведущие компоненты личностной сферы нахимовцев (сознание, чувства и волю).
Методы воспитания можно объединить в три группы:
- методы изучения объектов воспитания (наблюдение, диагностическая беседа, анализ результатов деятельности и др.)
- методы воспитательных воздействий и взаимодействий (убеждение, поощрение, упражнение и др.)
- методы профилактики и перевоспитания нахимовцев (реконструкция характера, разрыв нежелательных контактов, самоисправление и др.).
Формы и методы воспитания – это способы взаимодействия воспитателя и обучающего, в процессе которых происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.
Особой проблемой является выбор форм и методов воспитания, не бывает методов и форм хороших и плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учета тех условий, в которых они принимаются.
При выборе форм и методов воспитательной работы следует учитывать:
- особенности нахимовцев, их подготовленность к эффективному восприятию воспитательных влияний;
- особенности содержания воспитания;
- сравнительную корректировку используемых форм, методов воспитания, возможности каждого средства и последствия его применения;
- особенности ситуации;
- меру использования тех или иных средств, взаимосвязь форм и методов воспитания;
- морально-психологические, материальные, гигиенические, эстетические и прочие условия.
Учитывая такой выбор форм и методов воспитательной работы, позволяет мне выбрать цель и содержание воспитательной работы с нахимовцами 5 класса.
Целью и содержанием воспитательной работы в первые месяцы обучения нахимовцев является формирование общей культуры личности нахимовцев, их адаптация к жизни НВМУ, воспитание гражданственности, трудолюбия, формирование здорового образа жизни, любви к Родине, семье.
Для достижения этих целей работу начал с планирования воспитательной работы. Трудность работы воспитателя заключается в выборе форм и методов воспитания, потому что каждый нахимовец нуждается в индивидуальном подходе, так как все они имеют свой стиль поведения с различной мотивационной направленностью.
Моя задача, как воспитателя состоит в том, чтобы: способствовать развитию личности нахимовца, его личностному росту и максимальному использованию своего потенциала в жизни и учебе.
Планируя начало работы с пятым классом я, в первую очередь, постарался обобщить опыт предыдущих наборов. Вместе с классным руководителем мы провели работу по приему нахимовцев, их заселению в ротное помещение, размещение в классе, с учетом их интересов. Также, был проведен комплекс мероприятий по адаптации воспитанников к новым условиям. Было проведено общее собрание, где нахимовцам были объявлены правила обучения в училище, правила внутреннего распорядка, даны ответы на их вопросы.
С целью изучения нахимовцев я провел анкетирование родителей. Анкета была разработана совместно, всеми воспитателями роты, с участием педагога-психолога и командира роты.
Анкетирование позволило составить социальный паспорт семьи, узнать интересы и желания нахимовцев, их возможности по организации учебной, внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Сотрудничество воспитателя с родителями, особенно в первые месяцы, является залогом успешной воспитательной деятельности с нахимовцами, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности.
Такая форма общения представляет направить деятельность воспитателя на:
- изучение семей нахимовцев;
- педагогическое просвещение родителей;
- индивидуальная работа с родителями;
- информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития нахимовцев.
Изучение семей нахимовцев позволяет лучше узнать нахимовцев и их родителей, понять стиль воспитания в семье, ознакомится с домашними условиями развития личности нахимовца.
Педагогическое просвещение родителей планируется в соответствии с конкретными проблемами, возникающими в ходе работы, прежде всего - это нарушение дисциплины.
Индивидуальная работа с родителями позволяет установить непосредственный контакт, добиться большего взаимопонимания.
Информирование родителей осуществляется с помощью родительских собраний, личных бесед с родителями, бесед по телефону, перепиской
в социальных сетях.
За нарушение дисциплины на индивидуальную беседу были приглашены родители Тазина А., Осмаловского Е., Нуждайкина М. Поговорив и обсудив поведение детей мы пришли к оптимальному решению, взаимопониманию.
Основная работа – это контакт воспитателя с воспитанниками, в ходе которого происходит разбор конкретных жизненных ситуаций. Такие контакты позволяют нахимовцам раскрыть себя.
Используя формы воспитательной работы, я в каждом нахимовце прежде всего стараюсь увидеть личность, и уже исходя из этого, устанавливаю с ними контакт, стараюсь, чтобы он раскрыл предо мной свой внутренний мир. И для того, чтобы этого добиться, я применяю следующие методы воспитательной работы:
- убеждение;
- организация деятельности;
- стимулирование поведения и деятельности.
Метод убеждения, главным образом, обращен к сознанию личности. Основной инструмент, источник методов убеждения – слово, сообщение и обсуждение информации. Это не только слово воспитателя, но и суждение нахимовца.
Слово воспитателя бывает сильным методом воздействия на умы и чувства нахимовцев, но это требует высокой культуры и профессионального мастерства. Поэтому метод убеждения я применяю в своей работе, когда рассматриваю какую-либо ситуацию и применяю такие методы, как беседа, рассказ, объяснение, пример, внушение. Этот метод позволяет мне изменить сознание нахимовца.
Организация деятельности нахимовцев является ведущим методом воспитания. Эта группа методов включает в себя: приучение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации.
Педагогические требования я применяю как предъявление к выполнению определенных норм поведения, правил и требований устава НВМУ и Уставов ВС РФ.
По форме требования бывают прямые и косвенные. Прямые приказания я даю старшине класса, командирам отделений. Косвенные требования в виде просьб и советов остальным нахимовцам. Например, прошу нарисовать боевой листок или помочь сделать уборку в классе.
Общественное мнение – это выражение группового требования. Его использую в классе, при обсуждении поступков.
Приучение и упражнение содействуют формированию устойчивых способов поведения, привычек. В своей работе применяю приучение, как организацию регулярного выполнения нахимовцами действий, с целью их превращения в привычные формы поведения. Каждый раз напоминаю, что:
- в помещении нужно снимать головной убор;
- входящий должен здороваться с людьми;
- в строю необходимо молчать;
- в классе должен быть порядок;
- сидеть на кроватях – запрещено.
Привычки становятся устойчивыми свойствами и отражают сознательные установки личности, поэтому их так важно оформить.
Метод стимулирования поведения и деятельности.
Побудителем выступают поощрение (одобрение) и осуждение поступка. Психологической основой этого метода являются переживание, самооценка нахимовца, осмысление поступка. На этом основана коррекция поведения нахимовца.
Поощрение, похвала, благодарность – применяю, когда одобряю нахимовца за сданную работу, поведение, правильный поступок. Методика поощрения позволяет мне одобрять не только результат, но и мотив, способ деятельности, приучать нахимовца ценить сей факт одобрения, а не материальный вес.
Поощрение чаще требуется нахимовцам с девиантным поведением, неуверенным в себе.
Осуждение – это выражение отрицательной оценки действий, поступка. Делаются замечания, предупреждения, проводятся беседы. Частым случаем наказания является метод естественных последствий: насорил-убери, нагрубил-извинись.
Эти системы форм и методов включают в себя: воздействие словом
и другими средствами, обращение к разуму и чувству с целью формирования
и развития у нахимовцев необходимых качеств, норм поведения.
Заключение: анализируя в первые месяцы взаимоотношения нахимовцев между собой, отношение их к НВМУ, к учебе, я обнаружил следующие противоречия:
- нетерпимость нахимовцев друг к другу;
- неумение трудится на общее благо;
- детский эгоизм;
- негативные отношения в семье, выливающиеся в агрессию, нервозность.
Исходя из вышеперечисленного, я поставил перед собой следующие цели:
- организовать жизнь нахимовцев так, чтобы она являлась средой личностного становления каждого нахимовца;
- cоздать условия, где могут проявляться новые качества в личности нахимовца.
Чтобы данные цели превратились в жизнь, необходимо решить следующие задачи:
- добиться того, чтобы категории нравственности стали нормой повседневной жизни нахимовца;
- воспитать созидательное отношение к учебе, стремление самостоятельно получать знания;
- создать условия для самовыражения каждого нахимовца.
Задача воспитателя, по меньшей мере, не мешать проявлениям самостоятельности нахимовцем, а по большому счету – предоставить им как можно больше возможностей для саморазвития, оказывая поддержку в этом трудном деле, помогая преодолевать трудности и опасности этого пути.
И закончить хотелось бы словами К. Д. Ушинского: «Сложность воспитательной работы заключается в том, что в ней все кажется ясным».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе
Формы и методы воспитательной работы могут быть различными и зависеть от характера и направленности творческой деятельности коллектива....
Методическая разработка « Формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей в творческой деятельности»
Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность детей, преподаватели хореографии имеют возможность проводить большую воспитательную работу . В докладе расскрываются формы и ...
"Формы и методы воспитательной работы, используемые в развитии творческих способностей"
В статье раскрываются условия воспитания развития творческих способностей детей, а также методы, при помощи которых это происходит...
Формы и методы воспитательной работы направленной на подготовку учащихся школы-интерната к жизни в современных условиях.
Воспитание в системе специального образования имеет свои особенности, т.к. неразделимо связано со специальным обучением, коррекционной работой, включается во все элементы жизнедеятельности ребёнка на ...
Доклад "Разнообразие форм и методов воспитательной работы, как одно из условий разностороннего развития и самореализации личности"
Доклад для методического объединения классных руководителей...
Работа с родителями в условиях модернизации образовательного процесса. Совершенствование форм и методов воспитательной работы.
Статья о совершенствовании форм и методов работы с родителями учащихся школ для детей с ментальными нарушениями....
«Содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя в условиях внедрения ФГОС»
Система работы классного руководителя...