Применение технологии проблемного обучения на уроках биологии
статья на тему
Проблемное обучение является одним из видов развивающего обучения. Методы развивающего обучения направлены на развитие творческой личности: лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в изменяющемся мире, изменить этот мир, внести в него что- то новое, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_tehnologii_problemnogo_obucheniya.docx | 17.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение технологии проблемного обучения
на уроках биологии.
Проблемное обучение является одним из видов развивающего обучения. Методы развивающего обучения направлены на развитие творческой личности: лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в изменяющемся мире, изменить этот мир, внести в него что- то новое, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Цель проблемно–развивающего обучения: формирование универсальных учебных действий, развитие теоретического мышления, познавательной активности, любознательности, эрудиции, творческого мышления и других личностно значимых качеств.
Концептуальные идеи проблемно-развивающего обучения:
- знания не даются в готовом виде, а добываются и открываются;
- обучение на высоком уровне сложности;
- обучение поисково-исследовательскими методами;
- логика обучения от общего к частному;
- осознание способов умственных действий;
- стимулирование особой формы активности, направленной на себя как объекта учения.
Алгоритм деятельности при проблемном обучении:
Проблема--- построение гипотезы-------- поиск фактов--------- анализ фактов---------- выводы------------новое знание.
По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности.
Урок биологии в 8 классе на тему:
«Строение и функции органов дыхания человека»
Цели:
Изучить строение дыхательной системы человека, осознать необходимость профилактики заболеваний дыхательных путей.
Задачи образовательные:
изучить особенности строения и функционирования органов дыхательной системы человека, механизмы голосообразования.
Задачи развивающие:
развивать умение абстрактно мыслить, самостоятельно формулировать и задавать вопросы, вести диалог, выстраивать проблемы и находить пути их решения, делать общие выводы по теме.
Задачи воспитательные:
воспитание ответственности за состояние своего здоровья,
воспитание корректного поведения учащихся во время диалогов и дискуссии.
Оборудование:
Таблицы « Органы дыхания», «Гигиена органов дыхания»; мультимедийный диск «Анатомия и физиология человеческого организма 1 часть», проектор, экран, компьютер; фрагменты учебного видеофильма «Анатомия физиология и гигиена человека - раздел- Дыхательная система человека».
Ход урока:
1.Диалог учителя с учащимися. Создание проблемной ситуации.
Учитель:
Все животные умеют дышать через кожные покровы, и если они закрыты, то возникают проблемы, но ведь у каждого из животных есть ещё и свои приспособления в виде органов внутренних к дыханию, почему же без кожных дышащих покровов нам всем плохо?
Ваши предположения, дети!
Класс общается и появляются рассуждения о размерах организмов , о разных средах обитания, об эффективности кожного дыхания..
Вывод: чем больше эффективность и крупнее объёмы воздуха для дыхания, тем больше энергии смогут получать организмы.
-А зачем нужна энергия?
Дети:
- на тепло…
-для движений..
-для роста и развития, регенерации..
- в запас на крайний случай…
Учитель: Так какая же у нас сегодня тема урока?
«Органы дыхания человека…» Верно.
2.Демонстрация фрагментов учебного фильма «Анатомия физиология и гигиена человека - раздел-Дыхательная система человека».
Обсуждение.
3.Работа с таблицами у доски-проблемные диалоги с классом.
Ученик пытается закрепить услышанное в видеофрагменте у доски, показывает носоглотку, гортань, трахею, бронхи и лёгкие по таблицам.
Создание проблемных ситуаций.
Возможные вопросы учителя:
1)-А почему когда включают отопление в осенне-зимний период часто увеличивается число заболеваний дыхательной системы - встаёшь утром в комнате с горячей батареей и першит горло, сипит и даже болит, может мучать кашель по ночам…? Ведь хорошо, когда в комнате +25, когда за окном -25 градусов по Цельсию?
Ребята ищут ответ на проблемный вопрос.
Главный из всех ответ: нагретый воздух сухой! А все пути дыхательные для хорошей проводимости и газообмена в тканях должны быть влажными.
2) -У нас мужчины и женщины равны? В плане анатомии дыхательной системы все органы те же? Тогда почему же у основной массы женщин голос высокого тембра, а у мужчин низкого?
Идёт обсуждение.
Ребята ищут ответ на проблемный вопрос.
Главный из всех ответ: дело в длине голосовых связок и в строении треугольника гортани.
Проделайте нехитрый эксперимент с линейкой желательно металлической и краем своей парты.
Оставьте сначала длинный конец у линейки и «поиграйте на ней», приведите в колебательные движения словно струну на гитаре. Затем уменьшайте плечо- длину струны воображаемой , и вы услышите разные по тембру звуки.
-Кто сделает вывод?
Идёт обсуждение…
Главный из всех ответ: У мужчин связки голосовые длиннее, выступает кадык гортани вперёд, у женщин –короче. Во время полового созревания изменяются размеры и натяжение голосовых связок.
3)-Трахея проводит воздух и не должна спадаться, иначе мы задохнёмся?
Она должна быть физически жёстким образованием?
-А когда мы спим? В разных позах и положениях тела? Разве мы никогда не наклоняем голову и т.п.? Как решается проблема с абсолютной жёсткостью в организме?
Идёт обсуждение…
Главный из всех ответ: Трахея полужёсткое образование.
Она состоит из хрящей и связок…
4)- Скажите, а как человеку удаётся проглатывать крупные пищевые комки без боли, если пищевод сразу позади трахеи?
Как вам такая проблема?
Идёт обсуждение…
Главный из всех ответ:
Трахея состоит из полуколец, задняя её стенка мягкая и эластичная.
Учитель : Молодцы, справились со всеми проблемами!
4. Работа с мультимедийным диском «Анатомия и физиология человеческого организма 1 часть» -просмотр материалов по физиологии и гигиене дыхательной системы.
Создание проблемной ситуации.
Учитель:
-На морозе гибнут бактерии или превращаются в споры? (да)
А поговорить с друзьями после школы, когда идёшь домой хорошо? (да)
Так почему же мама ругает и вы так часто из-за этого болеете?
Идёт обсуждение…
Главный из всех ответ:
Вдох во время разговора делается ртом, а не носом.
В носу воздух согревается, а так не успевает. Идёт переохлаждение и незакалённые простужаются. А бактерий хватит и своих в горле…
5. Работа с учебником: прочитайте последний пункт параграфа о заболеваниях дыхательной системы.
- Запишите в тетрадь в столбик все органы системы слева, а напротив каждого справа - их функции очень кратко.
Шесть тетрадок от класса учитель собирает на проверку.
6.Выставление оценок за работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие ключевых компетенций через применение технологии проблемного обучения на уроках биологии и географии
Тема самообразования...
Развитие ключевых компетенций через применение технологии проблемного обучения на уроках биологии и географии
Презентация...
Развитие ключевых компетенций через применение технологии проблемного обучения на уроках биологии
Обобщение опыта работы учителя биологии...
Применение технологии проблемного обучения на уроках биологии
Выступление на школьном методическом объединении учителей естественно научного направления...
Презентация "Применение технологии проблемного обучения на уроке биологии"
Д анная презентация иллюстрирует примененте технологии проблемного обучения на уроке биологии 6 класс...
Применение технологии проблемного обучения на уроках биологии.
Данная тема по самообразованию, раскрывает смысл проблемного обучения, и показывает возможность использования данной технологии, с конкретными примерами уроков....
Развитие ключевых компетенций через применение технологии проблемного обучения на уроках биологии и географии.
Данный маетриал поможет учителю с легкостью применять элементы проблемного обучения на своих уроках...