Гендерный подход как средство индивидуализации образовательного процесса
статья на тему
В настоящее время реализация гендерного подхода в образовании заключается не в закреплении жестких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений, воспитании человеческого в женщине и мужчине, взаимопонимания и осознания необходимой обоим полам взаимодополняемости, что является одним из условий успешной социализации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД КАК СПОСОБ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Мужчины с Марса, женщины с Венеры …
Джон Грэй.
(слайд 1) В современной школе одним из важнейших принципов организации образовательного процесса является создание условий для индивидуального развития каждого учащегося. И перед учителем стоит важнейшая задача - подобрать и максимально эффективно использовать дифференцированные средства воздействия, формы и методы преподавания.
(слайд 2) Гендерный подход как составляющая индивидуализации процесса обучения имеет глубокие корни, уходящие в социальные отношения, являющиеся, по определению ООН, одной из основных проблем 21 века. Тенденции развития общества таковы, что при ослаблении традиционного разделения труда, изменении гендерных культурных стереотипов, снижении брачно-семейного статуса мужчины, активизации роли женщин в обществе, в том числе в сфере образования: в семье, в детских садах, школах и вузах – на первый план выходит личность человека, самореализация независимо от половой принадлежности. Однако мы не можем игнорировать гендерную принадлежность обучающихся, их биосоциокультурные особенности.
(слайд 3) В настоящее время реализация гендерного подхода в образовании заключается не в закреплении жестких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений, воспитании человеческого в женщине и мужчине, взаимопонимания и осознания необходимой обоим полам взаимодополняемости, что является одним из условий успешной социализации, поэтому необходимо учитывать специфику воздействия на развитие мальчиков и девочек всех факторов образовательного процесса: содержания, методов и форм обучения, организации учебного пространства, стиля педагогического общения и др.
Гендерные особенности
Юноши | Девушки |
(слайд 4) Психологический уровень: | |
|
|
(слайд 5) Физический уровень | |
|
|
(слайд 6) Познавательный уровень | |
|
|
( слайд 7) Поведенческий уровень | |
|
|
Исходя из анализа перечисленных особенностей, при работе над будущим уроком следует учитывать следующее:
- (слайд 8) мальчикам интереснее работать с нестандартно поданной, разнообразной информацией, причём плотность и скорость подачи материала может быть довольно высокой; работу на уроке с ними лучше всего строить в режиме поисковой активности, делая акцент на самостоятельность принимаемых решений, использовать групповые формы работы с элементами соревновательности и сменой лидера; юношам свойственен подход к формулированию правил через практические действия, поэтому выявление закономерностей, осмысление на уровне теории следует организовывать после практической работы с материалом; в течение урока необходимо уделять большее внимание развитию самоконтроля, а также максимально конструктивно оценивать выполненную учащимися работу;
- девочки (слайд 9) лучше воспринимают информацию, поданную эмоционально; при повторении пройденного материала будет эффективным использовать речевые средства, при изучении абстрактных понятий - предметные наглядные пособия; темп подачи учебного материала должен быть размеренным; необходимо стимулирование интереса к поисковой деятельности, нахождению собственных решений незнакомых, нетиповых заданий; групповую работу целесообразно строить на основе взаимопомощи; оценка должна быть эмоциональной и конструктивной, причём не только по результатам выполненной работы, но и во время учебной деятельности.
(слайд 10) Работая над единой задачей, мальчики и девочки учатся смотреть на поставленную проблему с разных сторон, обогащают свой личный опыт познания опытом партнёра с иным взглядом на мир и способами его анализа.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Активизация роли женщин в обществе (политике, бизнесе, образовании и т.д.) Ослабление традиционного разделения труда Изменение гендерных культурных стереотипов Снижение брачно-семейного статуса мужчины
Психологический уровень: правое полушарие более развито; развитое восприятие зрительных образов, форм и структур предметов; преимущественно кратковременная память; абстрактное мышление; легкая адаптация к окружающей среде; тяжёлое восприятие стрессовых ситуаций; объективная самооценка левое полушарие более развито; развитая регуляция речи и письма; преимущественно долговременная память; наглядно-образное мышление; адаптация к среде - через переживания, эмоции; быстрая реабилитация в стрессовых ситуациях; субъективная самооценка
Физический уровень большая масса тела и физическая сила; менее развита точность и координация движений; доминирует визуальный обзор пространственных образов по вертикали меньшая масса тела, но большая грация, гибкость и подвижность; более развита точность и координация движений; визуальное восприятие информации происходит по горизонтали
Познавательный уровень качественный подход к изучению учебного материала; умение обобщать на рациональной основе; высокая скорость концентрации внимания; склонность к диалогу и дискуссии количественный подход к изучению учебного материала; стройность и четкость анализа; склонность к алгоритму, выполнению действия по шаблону; скорость внимания ниже, чем у юношей; пристрастие к монологу
Поведенческий уровень оптимистичны, открыты, доверчивы, прямолинейны, независимы; показатель гуманных отношений в совместной деятельности выше; низкая способность демонстрировать социально одобряемые формы поведения; более четкое визуальное восприятие послушны, приветливы, скрытны; видение своего образа глазами окружающих, стремление к идеалу; высокий уровень чувствительности и социальной ответственности; восприимчивость к одобрению более чёткое слуховое восприятие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ЭОР как средства индивидуализации учебного процесса
Человечество за все время своего существования накопило бесчисленныеценности в виде достижений наук, мировоззренческих взглядов и нравственных идеалов, элементов духовной и материальной культуры...
Статья «Инновационная деятельность специального (коррекционного) образовательного учреждения как средство индивидуализации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья».
Статья размещена и на школьном сайте...
Личность педагога в современной школе. Подходы к индивидуализации образовательного процесса: педагогический профессионализм.
Материал для подготовки к педагогическому совету и заседанию школьного предметного объединения учителей....
Проблемы индивидуального подхода в обучении как средство повышения образовательного процесса
Материал раскрывает сущность индивидуального метода обучения при преподавании истории...
«Тьюторское сопровождение индивидуализации образовательного процесса как средство достижения нового качества общего образования»
Данный материал можно использовать на педагогическом совете или РМО...
Гендерный подход как средство индивидуализации образовательного процесса
Гендерный подход как средство индивидуализации образовательного процесса...