Использование технологии диалогического общения на уроках литературы
статья на тему
Технология диалогического общения предусматривает определенные шаги: определение проблемы, интересующей субъектов диалога; рассмотрение проблемы в контексте значимых для учащегося жизненных ценностей как одного из аспектов его «личностной картины мира»; использование усвоенных знаний и способов в качестве средства межсубъектного общения и инструмента самоутверждения в глазах партнера; самопознание через актуализацию и обоснование собственных мыслей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ispolzovanie_tehnologii_dialogicheskogo_obshcheniya_na_urokah_literatury.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии диалогического общения на уроках
литературы
И.О. Солоненчук, преподаватель
ГБПОУ «УИ ТЛТУ»
Специфика уроков литературы в системе среднего профессионального образования заключается в формировании у обучающихся не столько знаний и способов деятельности, а в первую очередь опыта эмоционально-ценностного отношения. Цель преподавания литературы - нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется обучение. Принцип гуманизации на уроках литературы: нравственный потенциал книг порождает особую систему гуманистических знаний. Формула личностного подхода на уроках литературы может быть представлена так: любить + понимать + принимать + сострадать + помогать.
Поиску технологий реализации личностного подхода при изучении литературных произведений посвящен ряд исследований. Все исследователи соглашаются с тем, что личностная ориентация преподавания литературы чаще всего связана с введением обучающихся в ситуацию диалога, который выступает в качестве микроединицы педагогического общения. Ни на одном уроке не уделяется так много внимания общению, как на уроках литературы.
Технология диалогического общения предусматривает определенные шаги: определение проблемы, интересующей субъектов диалога; рассмотрение проблемы в контексте значимых для учащегося жизненных ценностей как одного из аспектов его «личностной картины мира»; использование усвоенных знаний и способов в качестве средства межсубъектного общения и инструмента самоутверждения в глазах партнера; самопознание через актуализацию и обоснование собственных мыслей.
Сама технология позволяет удовлетворить личностные запросы юношества - потребность в общении. В не меньшей степени - и преподаватель, который раньше преуспевал в роли лектора, рассказчика. Сейчас эту привилегию от него уверенно отбирает кино, телеэкран, радио. Работать по старой схеме «рассказал - усвоили - проверил» становится все труднее, а при недостатке профессионального мастерства и вовсе невозможно. Не овладевший искусством общения словесник ныне бессилен давать глубокие литературные знания.
Эффективность диалогического общения зависит от включения в содержание урока проблем, подобранных с учетом того, что сама жизнь поставила под вопрос, от готовности к диалогу двух сторон – преподавателя и обучающегося, от их способности воспринимать друг друга, проникать во внутренний мир другого, принимать друг друга со всеми мыслями и чувствами.
Роль преподавателя в диалоге - помочь ученику сформировать свой образ мыслей, свое видение проблемы. Главный принцип диалога - утверждение чужого «Я» независимо от взглядов. Сам диалог является таким инструментом прикосновения к ребенку, и педагог руководствуется в нем «оптимистической гипотезой».
Преподаватель в каждом виде деятельности должен руководствоваться целью помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нем лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности. Педагогу- литератору необходимо выстраивать следующую формулу развития обучающегося: от опыта личности к анализу художественного произведения, от него к книге и на протяжении всей работы создавать условия для диалогического общения.
Приемы вовлечения учащихся в диалогическое общение, применяемые на уроках:
1.«Конструктивная деталь» (например, в начале изучения проведения берется обложка - иллюстрация к изучаемому тексту и ставится вопрос: «Почему такой рисунок на обложке книги?»);
2. Прием «Историческая парта» (при изучении темы называется фамилия обучающегося, который учился раньше и произносится его высказывание по данному вопросу. Этот прием побуждает к диалогическому общению);
3.Прием «Проблемный вопрос» (ставится проблемный вопрос конкретному обучающемуся. Вопрос должен быть злободневным, личностно значимым);
4. Прием «Предложите идею оригинального памятника»;
5. Урок строится на двух половинках - жизнь и книга. Наш обучающийся учится по двум программам. Одну из них предлагает наше училище, а другую, как правило, более реальную – соседка по квартире, друзья по двору, иногда сбившийся с пути. На каждом уроке необходимо учитывать это.
Анализируя отношение обучающихся к диалогу на уроках литературы, их собственное участие в нем, приходим к выводу, что оптимальным вариантом любого из предложенных типов уроков (лекция, семинар, зачет) большинство считают диалог.
Степень морального удовлетворения в зависимости от конкретной ситуации обучающиеся выразили через оценку предложенных им суждений. Обучающимся давалось утверждение «чувствую моральное удовлетворение на уроке, если… » и варианты ответов:
- не спросили, не обратили внимание, дали заниматься своим делом 10%;
- я хорошо ответил и преподаватель по достоинству оценил мой ответ 18%;
- принимал участие в общем споре- 62 %;
- урок литературы заменили другим уроком- 10 %.
Нельзя сказать об учебном диалоге, что в одном случае он воспитывает честность, в другом - чувство ответственности. Диалог дает возможность обучающимся обретать способность погружаться в себя, осознавать собственные переживания, т.е. проводить рефлексию.
Итак, уроки литературы... Весьма и весьма непростое искусство простыми средствами возвыситься до «простого»: книгой соединить человека с жизнью, сдружить человека с человеком, умножать, а не только уважать человека в человеке; примирить человека с самим собой; нравственно устроить его в сегодняшнем прекрасном и сложном мире и помочь переустраивать этот мир.
Список используемой литературы
1.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - 424 с.
2.Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Д.: Изд-во ЛГУ, 2005. - 168 с.
3. Коломинский Я.Л. Психология общения. - М.: Знание, 1974.-96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии педагогических мастерских на уроке литературы.
Среди новых образовательных технологий в последнее время особое распространение получила технология мастерских. Цель мастерской: предоставить учащимся психологические средства, позв...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ»
СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Обоснование выбора технологии «Педагогическая мастерская»2. Обоснование выбора тем ...
Использование технологии проблемного обучения на уроках литературы
Из опыта работы...
Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературы в условиях внедрения ГОС нового поколения.
Статья знакомит с особенностями использования технологии продуктивного чтения на уроках литературы в условиях внедрения ГОС нового поколения....
Из опыта работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах.
Опыт работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах. Такие уроки повышают мотивацию детей к приобретению новых знаний. Применение технологии мастер...
Из опыта работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах.
Опыт работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах. Такие уроки повышают мотивацию детей к приобретению новых знаний. Применение технологии мастер...
Выступление на ШМО учителей русского языка на тему "Использование технологии деловой игры на уроке литературы"
В практике преподавания литературы чаще, чем на других уроках, используются различные игры. Все следующие за дошкольные возрастные периоды со своими вед...