Использование интерактивных технологий на занятиях литературы
статья на тему

Елаш Виктория Васильевна

Интерактивные технологии в настоящее время стали неотъемлемой частью образовательного процесса. В данной статье автор, руководствуясь личным опытом, приводит примеры использования интеративных технологий на занятиях литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА ЗАНЯТИЯХ ЛИТЕРАТУРЫ

Елаш В.В.

Мичуринский филиал ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет» п.Мичуринский, Брянская обл.

В национальной доктрине развития образования ставится задание постоянного обновления содержания образования и учебно-воспитательного процесса. В частности, определена роль гуманитарных дисциплин в духовном росте обучающихся и цель литературного образования, которая заключается во введении обучающихся в мир прекрасного, приобщении к национальному искусству слова, воспитании потребности к чтению, интереса к художественному слову, формировании эстетического вкуса, способности творчески воспринимать прочитанное, способствовать воспитанию духовно богатого, искреннего, верного гражданина. [2].

Термины "интерактивные методы", "интерактивное обучение" пришли к нам из английского языка ("interactive": "inter" означает "между", "меж"; "active" – от "act" – действовать, действие). Таким образом, термин "интерактивное обучение" – обучение, построенное на взаимодействии. [1]. Это и есть сущность интерактивных методов: обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. 

Интерактивные уроки литературы способствуют формированию у обучающихся основных познавательных умений и навыков, дают образцы моделей поведения в разных житейских обстоятельствах.

Существенно меняется и роль преподавателя на таком занятии. Преподаватель  выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды. В роли информатора-эксперта преподаватель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д. В роли организатора-посредника он налаживает взаимодействие обучающихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т.д.). В роли консультанта преподаватель обращается к профессиональному опыту участников, помогает искать решение уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.

Спецификой интерактивных занятий является обязательная предварительная работа обучающегося, естественно, над ранее оглашенной преподавателем проблемной темой. Поэтому и проходят такие занятия интересно.

Познакомимся с некоторыми интерактивными технологиями и методами, которые можно использовать на занятиях литературы.

Дискуссия - это широкое публичное обсуждение какого-нибудь спорного вопроса. Дискуссия активизирует мышление обучающихся, способствует развитию устной речи, формирует навыки культурного общения, учит создавать, помогает глубже осознать содержание художественного произведения, в котором поднимаются вечные вопросы человеческого бытия - социальные, философские, моральные, вызывает интерес к искусству слова. [1].

Проведений дискуссий на уроке литературы необходимо начинать с постановки конкретного дискуссионного вопроса, не имеющего однозначного ответа и допускающего разные варианты решения, в том числе и противоположные. Все высказывания участников должны быть в русле обговариваемой темы. Преподаватель должен исправлять ошибки и неточности, допущенные обучающимися. Все утверждения участников дискуссии должны быть аргументированными, для этого преподаватель может поставить такие вопросы: «Какие факты свидетельствуют в пользу твоей мысли?», «Как ты размышлял, чтобы прийти к такому выводу?». Дискуссия может заканчиваться как консенсусом, так и сохранением существующих разногласий между участниками. Например, при изучении романа  М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» можно предложить такой вопрос для обсуждения: «Печорин - герой или жертва своего времени?»,  при изучении романа Ф.М. Достоевского – «Раскольников: убийца или жертва?».  

Начинать работу по обучению ведению дискуссии можно с технологии «Пресс». Метод учит обучающихся вырабатывать и формулировать аргументы, высказывать мнение по спорным вопросам выразительно и сжато, убеждая других.

В некоторых случаях можно провести дискуссию в стиле телевизионного ток-шоу.

Мозговой штурм обычно проводится в группах численностью 7 - 9 обучающихся. До штурма группу инструктируют. Основное правило - никакой критики! В каждой группе выбирается или назначается преподавателем ведущий. Он следит за выполнением правил штурма, подсказывает направления поиска идей. Ведущий может акцентировать внимание на той или иной интересной идее, чтобы группа не упустила её из виду, поработала над её развитием. Группа выбирает секретаря, чтобы фиксировать возникающие идеи ключевыми словами, рисунком, знаком. Затем проводится первичное обсуждение и уточнение условия задачи. Преподаватель определяет время на первый этап – создание банка идей. Главная цель - набрать как можно больше возможных решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся «дикими». Далее следует небольшой перерыв, в котором можно обсудить штурм с рефлексивной позиции: какие были сбои, допускались ли нарушения правил и почему. Вторым этапом является анализ идей. Все высказанные идеи группа рассматривает критически. При этом придерживается основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею или хотя бы применить в других условиях. Третий этап должен быть посвящен обработке результатов. Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и выбирает спикера, который рассказывает о них аудитории и преподавателю.

Мозговой штурм пройдет гарантированно интересно, если задача имеет большое число возможных решений. Например, можно предложить идею оригинального памятника Евгению Базарову; обсуждение идей позволит еще раз вспомнить и проанализировать характер героя, события его жизни. Вот ещё один пример. При изучении пьесы А.Н. Островского «Гроза» можно предложить ответить на вопрос, был ли у Катерины иной путь. Продумывая возможные варианты ответа, обучающиеся еще раз коснутся проблем, поставленных в драме.

Примером ролевой игры может послужить пресс - конференция на уроке литературы. При изучении темы «Образ Катерины в драме А.Н.Островского «Гроза»»  сильные обучающиеся могут сыграть роли Н.А. Добролюбова, И.А. Гончарова, А.А. Плетнёва, Д.И. Писарева, М.А. Антоновича. Остальная аудитория – журналисты и участники конференции, которые могут задать следующие вопросы: «Что Вы можете сказать о главной героине пьесы «Гроза»?», «Какой представляется Вам душа главной героини?», «Как Вы считаете, насколько верно изображена действительность в драме?», «Решительность характера Катерины - это её протест против кабановских понятий?», «В чем цельность и гармония характера Катерины?». Обязательно группа экспертов под руководством преподавателя должна подвести итоги пресс-конференции.

При изучении «маленькой трилогии» А.П. Чехова можно провести ролевую игру «Запутанный рассказ». Аудитории предлагается три рассказа, подготовленные обучающимися из творческой группы. Слушателям нужно установить ошибки и неточности в сообщениях. 

При изучении темы «Петербург Достоевского» можно использовать игру «Исследователи», в которой обучающиеся, тщательно изучая текст художественного произведения, делают вывод о значении образа города в понимании философской концепции романа.

Технология урока-суда даст возможность обучающимся получить представление о процедуре принятия судебного решения, принять участие в упражнении, связанном с анализом, критическим мышлением, принятием решений. Например, при изучении рассказа А.П. Чехова «Ионыч» можно устроить импровизированный суд над главным героем. Это поможет разносторонне проанализировать образ Дмитрия Ионыча Старцева. Участникам такого учебного процесса предоставляется максимальная свобода интеллектуальной деятельности, ограниченной лишь условиями игры.

При изучении обзорных тем, биографии автора целесообразно в аудитории формировать следующие группы: «биографы», «литературоведы», «историки», «литературные критики».

Очень нравится обучающимся такой вид работы, как «Карусель», когда образуется два полукруга: внутреннее и внешнее. Внутренний полукруг – это сидящие неподвижно обучающиеся, а участники внешнего полукруга через определенный промежуток времени меняются. Так они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Технология «Аквариум» заключается в том, что несколько обучающихся разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. «Броуновское движение» предполагает движение обучающихся по всей аудитории с целью сбора информации по предложенной теме. При «Дереве решений»  аудитория делится на 4 или 5 групп с одинаковым количеством обучающихся. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве решений» (лист ватмана с изображением ствола), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи. Главная задача технологии «Микрофон» - задать вопрос по своей теме для другой группы, но такой, который на занятии еще не звучал. Обучающиеся берут микрофон и спрашивают.

Интерактивное творчество преподавателя и обучающегося безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных целей.

Интерактивные технологии применяют при обобщении и систематизации знаний, при изучении нового материала, на занятиях контроля знаний, а также во внеаудиторной работе. Можно использовать методы интерактивного обучения и во время рефлексии и при выставлении оценок. Например, можно использовать метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления», где чтобы взглянуть на обсуждаемую тему с другой стороны, сделать вывод или оценить ответ оппонента, нужно примерить или сменить шляпу («белая шляпа»: факты, информация; «желтая шляпа»: плюсы, только положительные стороны (каковы преимущества?); «черная шляпа»: минусы, только отрицательные стороны (в чем недостатки? Что здесь неправильно?); «красная шляпа»: чувства, эмоции (какие у меня по этому поводу возникают чувства?); «зеленая шляпа»: новые идеи (что необычного, нового?); «синяя шляпа»: выводы, выставление оценок обучающимся).

Таким образом, интерактивное обучение как форма образовательного процесса способствует формированию профессиональной успешности обучающихся. Ведь все перечисленные методы обеспечивают развитие индивидуальности и самостоятельности обучающегося. Использование интерактивных технологий на занятиях литературы способствует развитию критического мышления, повышению читательской и языковой культуры, формированию умений самостоятельного анализа учебного материала и личной учебной деятельности, воспитанию уважительного отношения к мнению других, развитию культуры полемики и самопрезентации.

Список интернет-ресурсов:

1. Бурцева, С.А. Технологии интерактивного обучения на уроках русского языка [Электронный ресурс]: сайт // Режим доступа: http://metodportal.net/. – Дата обращения: 26.01.2016. – Заглавие с экрана

2. Трошкина, Т.Н. Интерактивные технологии обучения. Сайт фестиваля педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]: сайт // Режим доступа: http://festival.1september.ru. – Дата обращения: 26.01.2016. – Заглавие с экрана


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия с использованием интерактивных технологий

Данный материал можно использовать на уроках литературы....

Использование интерактивных технологий на логопедических занятиях в ДОУ. Анализ результатов коррекционной работы.

Размещенный материал представляет собой анализ результатов коррекционной работы в ДОУ....

Методическая разработка занятия «Аппаратное обеспечение и периферийные устройства персонального компьютера» с использованием интерактивных технологий MimioStudio

Методическая разработка занятия «Аппаратное обеспечение и периферийные устройства персонального компьютера» с использованием интерактивных технологий MimioStudio предназначена для групп, сфо...

Статья Пути повышения качества в образовании на уроках русского языка и литературы через использование интерактивной технологии «Биоинформатика и синергетика» (БиС)

В статье представлены формы и методы работы по повышению качества в обучении русскому языку и литературе на основе технологии «Биоинформатика и синергетика» (БиС), показаны возможные пути ...

Обобщение опыта "Тема: «Использование интерактивных технологий на уроках английского языка. Технология модерации и активные методы обучения» в условиях работы с детьми-инвалидами на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ)»

Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Дистанционное обу...