Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено
опыты и эксперименты (5 класс) на тему
Переход из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Это интересный и сложный этап в жизни школьника. Какие эмоции принесет ребенку этот период, радость или огорчение, во многом зависит от учителей средней школы, и в первую очередь, от классного руководителя.
Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.
Поэтому перед педагогическим коллективом школы возникает необходимость четкого планирования работы по преемственности.
Принцип преемственности предполагает, что учебная деятельность, особенно на начальном этапе, осуществляется под непосредственным руководством администрации. Решая проблему преемственности, работа в нашей школе ведется по трем направлениям:
· совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене;
· работа с учащимися;
· работа с родителями.
Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:
· образовательные программы;
· организация учебного процесса;
· единые требования к учащимся;
· структура уроков.
Предлагаю план работы по преемственности между начальным и основным общим образованием, который успешно используется в нашей школе уже на протяжении нескольких лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Преемственность
при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено
Шкрабкова Елена Васильевна,
заместитель директора по УВР,
учитель начальных классов
Сенокосненской ОШ I-III ступеней
Раздольненского районного совета
Республики Крым
Переход из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Это интересный и сложный этап в жизни школьника. Какие эмоции принесет ребенку этот период, радость или огорчение, во многом зависит от учителей средней школы, и в первую очередь, от классного руководителя.
Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.
Большинство детей переживает этот переход как важный шаг в их жизни. Для них центральное место занимает сам факт окончания младшей школы, который в той или иной мере подчеркивается учителями и родителями, и, во-вторых, предметное обучение. Дети начинают понимать и осознавать связь этих предметов с определенной областью знаний.
Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, характерами и разным стилем отношений является зримым внешним показателем их взросления. Определенная часть детей осознает такой переход как шанс начать заново школьную жизнь, наладить не сложившиеся и несостоявшиеся отношения с педагогами.
Возникает больше самостоятельности и ответственности. При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами. Сферу действия свободы и самостоятельности пятиклассников надо расширять постепенно, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Ведь свобода и вседозволенность – это не слова-синонимы, равно также как и самостоятельность, и отсутствие педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования детьми обозначенных понятий часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.
Вместе с тем большое количество учителей сами порождают вместо одного стиля – вариативность поведения школьников. Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения. На таких уроках педагогу бывает сложно упорядочить высказывания детей, их инсайты (озарения). Однако все мы знаем, что именно в споре рождается истина.
Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных решений! Это слишком шумно». К тому же придется удерживать в голове несколько версий, высказанных детьми, и давать им оценку. А точнее, подводить школьников к пониманию несостоятельности их высказываний или в их правильности. Куда проще сказать: «Молодец! Пять» или «Неверно! Три».
Как выстроить модель своего поведения с каждым педагогом, на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.
Ситуацию может усугубить отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность. Экономя время урока, педагоги среднего звена порой забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2 – 3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.
Кроме того пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с первым учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и проведение дней именинника, олимпиадных недель, консультаций слабоуспевающим, выпуск тематических классных газет, совместные поездки за город, написание писем болеющим детям и так далее.
Не следует забывать, что пятиклассники – народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.
Кроме того ситуацию адаптации усугубляют следующие затруднения:
- рассогласованные требования учителей;
- педагоги предъявляют одинаковые требования как к пятиклассникам, так и к более взрослым ученикам;
- ребенок вынужден приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя;
- отсутствие индивидуального подхода к учащимся.
Итак, мы видим, что переход из начальной школы в среднюю связан с возросшей нагрузкой на психику подростка. Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней, – все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника. Это проявляется в понижении работоспособности, возрастании тревожности, робости или, напротив, развязности, неорганизованности, забывчивости. У большинства детей подобные отклонения исчезают через 2-3 недели учебы, но у некоторых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца.
Поэтому перед педагогическим коллективом школы возникает необходимость четкого планирования работы по преемственности.
Принцип преемственности предполагает, что учебная деятельность, особенно на начальном этапе, осуществляется под непосредственным руководством администрации. Решая проблему преемственности, работа в нашей школе ведется по трем направлениям:
- совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене;
- работа с учащимися;
- работа с родителями.
Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:
- образовательные программы;
- организация учебного процесса;
- единые требования к учащимся;
- структура уроков.
Предлагаю план работы по преемственности между начальным и основным общим образованием, который успешно используется в нашей школе уже на протяжении нескольких лет. План работы дополняют приложения.
План работы по преемственности между начальным и основным общим образованием
2014/2015 учебный год
Цель: реализовать единую линию развития ребенка на этапах начального и среднего школьного образования, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.
№ | Мероприятия | Цель проводимого мероприятия | Сроки проведения | Ответствен-ные за проведение мероприятия | Выход |
1 | Собеседование заместителя директора по УВР с педагогами и классными руководителями 5-х классов | Ознакомление классных руководителей с окончательным списочным составом, особенностями адаптационного периода учащихся 5-х классов и планом работы по преемственности на период адаптации | Август | Зам. директора по УВР | Коррекция плана работы по преемственности на период адаптации 5-х классов |
2 | Родительское собрание в 5-ом классе при участии учителей-предметников | Ознакомление родителей с особенностями адаптационного периода учащихся 5 классов, с содержанием и методами обучения, с системой требований к учащимся 5-х классов, с целями и задачами работы по преемственности между начальным и основным общим образованием | 2-я неделя сентября | Классный руковод. | Организация работы с родителями по вопросам адаптации учащихся, предупреждение взаимных претензий |
3 | Входные диагностические работы | Определить степень сохранности (устойчивости) ЗУН учащихся за курс начальной школы | 2-я неделя сентября | Руков. МО | Разработка системы повторения учебного материала за курс начальной школы |
4 | Классно-обобщающий контроль в 5-ом классе | Выявление организационно-психологических проблем классного коллектива, изучение индивидуальных особенностей учащихся, оценка их уровня обученности, коррекция деятельности педагогов среднего звена с целью создания комфортных условий для адаптации учащихся 5 класса в среднем звене обучения | Сентябрь – 1-я неделя октября | Администрация, психолог | Разработка системы мер по дальнейшему развитию классного коллектива |
а) посещение уроков | Ознакомление с особенностями коллектива, организацией учебной деятельности учащихся. Контроль соответствия уровня требований учителей возрастным особенностям учащихся и единства требований, предъявляемых учителями к учащимся 5 класса | Сентябрь – 1-я неделя октября | Администрация, руков. МО, психолог, учителя начальной школы | Анализ уроков, изучение педагогических подходов, разработка методических рекомендаций коррекционных мер, индивидуальная психологическая и методическая помощь | |
б)анкетирование учащихся | Определение уровня комфортности учащихся при переходе из начальной школы в среднюю. Изучение эмоционально-психологического климата в классном коллективе | 4-я неделя сентября | Классные руководите-ли, психолог | Определение форм индивидуальной работы с учащимися и классом в целом | |
в)анкетирование родителей | Определение круга претензий | 2-я неделя октября на родительс-ком собрании | Классные руководите-ли, психолог | Индивидуальная работа с родителями и учителями-предметниками | |
г)изучение организации домашней работы | Выявление и предотвращение перегрузки учащихся домашним заданием. Хронометраж домашних заданий (по рабочим тетрадям, журналам, дневникам, анкетам). Контроль наличия инструктажа домашнего задания учителям, наличия индивидуальных домашних заданий (при посещении уроков) Определение степени помощи родителей при выполнении домашней работы учащимися (по анкетам, результатам собеседования) | 4-я неделя сентября – 1-я неделя октября | Зам.директора по УВР, психолог | Индивидуальная работа с учителями, с родителями | |
д)проверка школьной документации | Проверка регулярности выставления оценок в классный журнал, дневники учащихся, ознакомление с культурой ведения учащимися тетрадей и дневников | 3-я неделя сентября | Зам. директора по УВР | Собеседование с учителями и классным руководителем | |
е)посещение внеклассных мероприятий | Выявление проблем формирования классного коллектива в переходный период | Сентябрь – 1-я неделя октября | Зам. директора по воспитательной работе | Помощь классному руководителю в коррекции плана воспитательной работы, организации ученического актива, разработка рекомендаций по дальнейшему развитию и сплочению классного коллектива | |
5 | Родительское собрание в 5-ом классе при участии учителей-предметников и психолога | Ознакомление родителей с итогами проверочных контрольных работ, с психоэмоциональным состоянием в классном коллективе на первом этапе адаптационного периода учащихся в среднем звене школы | 2-я неделя октября | Классный руковод.5-го класса | Рекомендации родителям по ликвидации обнаруженных проблем. Индивидуальная работа с родителями |
6 | Малый педсовет с участием администрации, учителей начальной школы, учителей средней школы, работающих в 5-ом классе, психолога | Подведение итогов классно-обобщающего контроля 5-ом классе, итогов работы по преемственности в обучении между начальным и средним образованием в период адаптации учащихся 5-го класса к обучению в среднем звене | 3-я неделя октября | Зам. директора по УВР | Индивидуальная работа с учителями-предметниками с учетом замечаний. Индивидуальная работа с учащимися с учетом полученных результатов, коррекция дальнейшей совместной работы начальной и средней школы по вопросам преемственности с учетом выявленных проблем |
7 | Педагогический консилиум по 5-ому классу | Подведение итогов успеваемости учащихся 5 класса в 1-й четверти. Оценка степени адаптации каждого ученика к условиям и требованиям средней школы. Определение перспектив дальнейшего развития учащихся и классных коллективов | 2-я неделя ноября | Зам. директора по УВР | Завершение работы по вопросам адаптации учащихся 5-го класса к обучению в среднем звене школы |
8 | Родительское собрание 5 класса с участием учителей-предметников | Подведение итогов успеваемости учащихся 5 класса в 1-й четверти. Ознакомление родителей с перспективами дальнейшего развития учащихся и классных коллективов | 3-я неделя ноября | Классный руководите-ль 5-го класса | Совместная деятельность классного руководителя и родителей по дальнейшему формированию и развитию классного коллектива |
9 | Предварительная расстановка кадров для работы в 5-ом классе на следующий учебный год | Определение педагогического состава среднего звена школы для осуществления дельнейшего плана работы по преемственности | март | Администр-ция | Собеседование с учителями-предметниками и классным руководителем будущего 5-го класса о целях и задачах предстоящей работы по преемственности |
10 | Совместное заседание учителей выпускного 4-го класса и педколлектива учителей и классного руководителя будущего 5-го класса | Определение целей и задач мероприятий по подготовке учащихся выпускных классов начальной школы к успешной адаптации к обучению в среднем звене | март | Зам. директора по УВР | Корректировка плана совместной деятельности, согласование расписания взаимопосещения уроков, контрольных срезов знаний |
11 | Контрольные работы за курс начальной школы по русскому языку (ЕМТ), математике (ЕМТ), замер техники чтения | Проверить сформированность знаний за курс начальной школы, изучить готовность – выпускников 4-го класса к дальнейшему обучению в средней школе | 3-я и 4-я недели апреля | Заместитель директора по УВР | Анализ работ на заседаниях МО. Коррекция знаний учащихся. Подготовка к педконсилиуму по 4-ому классу |
12 | Педконсилиум по 4-ому классу | Анализ результатов диагностики уровня ЗУН учащихся 4-х классов, соответствие уровня обученности каждого ученика требованиям к подготовке выпускников | 4-я неделя декабря | Заместитель директора по УВР | Индивидуальная работа со слабоуспевающими учащимися и их родителями |
13 | Знакомство с классными коллективами выпускного 4-го класса. Посещение уроков администрацией, учителями средней школы, классным руководителем будущего 5-го класса, психологом, председателями МО средней школы | Изучение программ начальных классов, ознакомление с особенностями выпускников начальной школы. Изучение уровня работоспособности учащихся, их познавательной активности. Ознакомление с системой педагогических подходов учителей начальной школы, выявление психолого-педагогических проблем. Знакомство детей с их будущими учителями | Март – май | Зам. директора по УВР | Проведение в 4-ом классе пробных уроков учителями средней школы, разработка и проведение коррекционных мероприятий |
14 | Совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей математики, русского языка и литературы | Определение соответствия программных требований, предъявляемых к учащимся выпускных классов начальной школы, с требованиями, предъявляемыми учителями средней школы. Изучение методов организации учебной деятельности учащихся с целью повышения их познавательной активности, своевременная коррекция деятельности учителей. Предупреждение у учащихся появления тревожности при переходе в среднюю школу | В течение года | Председатели МО математики, русского языка и литературы | Проведение председателями МО средней школы консультаций для учителей начальной школы, для учителей математики, русского языка и литературы будущего 5-го класса. Обмен опытом посредством открытых уроков. Совместные заседания МО учителей начальных классов и МО учителей средней школы. Проведение праздников в начальной школе совместно с учителями будущего 5-го класса |
15 | Индивидуальные беседы родителями учащихся 4-го класса | Ознакомление родителей с перспективами обучения детей в 5-м классе | 3-я четверть | Зам. директора по УВР | Предварительное комплектование 5-го класса |
16 | Психологическое тестирование учащихся 4-го класса | Изучение личности выпускника начальной школы | 2-я неделя апреля | Классный руководитель 4-го класса, психолог | Составление психологической характеристики классных коллективов. Подготовка материалов к педконсилиуму |
17 | Педагогический консилиум по 4-ому классу | Анализ результатов диагностики уровня ЗУН учащихся 4-го класса. Определение соответствия уровня подготовленности каждого ученика 4-го класса требованиям средней школы | 1-я неделя мая | Зам. директора по УВР | Составление психологического и педагогического портрета каждого ученика и классных коллективов. Проект комплектования 5-го класса |
18 | Совещание при директоре | Подведение итогов работы по преемственности между начальным и основным общим образованием за истекший год. Определить КПД проделанной работы | 2-я неделя мая | Директор | Разработка плана преемственности на следующий год с учетом опыта и пожеланий педколлектива |
19 | Экскурсия выпускного класса начальной школы по территории средней школы | Знакомство учащихся с кабинетной системой средней школы | 2-я неделя мая | Классный руководитель будущего 5-го класса | |
20 | Классные собрания учащихся выпускного 4-го класса с участием педагогов и классных руководителей будущего 5-го класса | Торжественный перевод выпускников начальной школы в среднюю школу | Последняя неделя обучения | Зам. директора по УВР | |
21 | Совещание при директоре | Комплектование 5-го класса | 4-я неделя мая | Директор | Составление списочного состава 5-класса, утверждение педагогического состава и классного руководителя будущего 5-го класса |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИПРИ ПЕРЕХОДЕ УЧАЩИХСЯ ИЗ НАЧАЛЬНОЙШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО.
Наглядный материал по данной проблеме...
Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено
для учителей, которые начинают работу в 5 классе...
статья "Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено."
Трудности, которые используют дети при переходе из начальной школы в среднее звено....
Тема «Проблемы преемственности и пути их решения при переходе обучающихся из начальной школы в среднее звено».
Вопрос о преемственности между начальной и средней школой далеко не новый. Другое дело, что данная проблема получила свое отражение в новых документах, касающихся ФГОС....
Пакет контрольно-измерительных материалов для измерения уровня адаптации при переходе учащихся из начальных классов в среднее звено.
Пакет контрольно-измерительных материалов для измерения уровня адаптации при переходе учащихся из начальных классов в среднее звено....
Приемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено
Приемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено...
Проблемы преемственности при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено
Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно упр...