Преимущества и риски использования интерактивных презентаций на уроке
статья по теме

Копылова Ирина Михайловна

В статье проанализированы преимущества и риски использования интерактивных презентаций на уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preimushchestva_i_riski_ispolzovaniya_interaktivnyh.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

Преимущества и риски использования интерактивных презентаций на уроке

Копылова Ирина Михайловна

учитель обществознания и права

ГБОУ школы №580 Приморского района Санкт-Петербурга

 

Проблема использования информационных технологий на уроке очень актуальна. В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы одной из важнейших проблем современного образования назван процесс необходимого применения информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности и учебном процессе для всех видов и на всех уровнях образования. Решение этой проблемы ставит перед педагогом следующие задачи:

  • формирование у обучающихся целостной системы знаний и соответствующих этим знаниям практико-ориентированных и актуальных для гражданина России умений и навыков;
  • развитие творческого потенциала обучающихся, умения применять знания и решать стандартные задачи на практике;
  • формирование у обучающихся навыков и умений работать с информацией.
  • развитие коммуникативных умений и навыков, актуальных для адаптации в социуме.

Сочетание различных видов работы на уроке с использованием информационных технологий помогает решить проблему развития мотивации обучающихся. Учителю при наличии новейших технических средств, легче осуществить личностно-ориентированный подход к обучению обучающихся. Мультимедийные средства позволяют перейти от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, творческим видам работы, переносят акцент на формирование коммуникативной культуры обучающихся и развитие умений работы с различными типами информации и её источников.

Авторская мультимедийная презентация является одним из средств, позволяющих решать эти задачи.

«Презентация в узком смысле слова – это электронные документы своего рода, которые отличаются комплексным мультимедийным содержанием и особыми возможностями управления воспроизведением (может быть автоматическим или интерактивным»[1].

Средства наглядного представления можно использовать не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. В презентацию можно добавить фотографии, картинки, схемы, таблицы, другой материал, что еще более усиливает эффект воздействия. Подобные приемы в значительной степени опираются на визуализацию, что ведет к лучшему усвоению материала. Применение презентаций на занятиях дает возможность представить изучаемый материал с элементами контроля усвоения знаний, например, тесты. Широко применять игровые технологии, представляя задания в виде кроссвордов, викторин и т.п.

При разработке интерактивной презентации конкретного занятия необходимо определить:

  • какие темы стоит "поддерживать" интерактивными презентациями и для решения каких дидактических задач;
  • план организации урока с использованием интерактивной презентации;
  • формирование каких навыков и умений обучающихся можно производить с использованием данной технологии.

К преимуществам использования интерактивный презентаций, на наш взгляд, можно отнести:

  • при составлении схем и таблиц, заранее подготовленный учителем материал дает возможность задать темп работы и в то же время позволяет вернуться к любому промежуточному построению;
  • презентация позволяет обучающимся сравнивать представленные документы, анализировать, делать выводы, как с помощью педагога, так и ознакомившись с материалом самостоятельно. Затем ответить на вопросы учителя;
  • грамотно выполненные презентации повышают интерес к изучению материала;
  • данный вид деятельности дает возможность педагогу проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению урока.

К рискам использования интерактивных презентаций на занятии, на наш взгляд, можно отнести:

  • «заданность» урока, необходимость следовать заранее выработанному плану. Если происходит отклонение от заданного материала, что может произойти на любом уроке, необходимо отказаться от материала, представлено в презентации;
  • превращение презентации в некий «заменитель» учителя, превращение урока в просмотр картинок и заданной информации;
  • подготовка такого вида программ требует от учителя соответствующей подготовки, высокого уровня владения компьютерными технологиями;
  • большое время на подготовку презентации – даже при достаточном же опыте работы создание презентации в MicrosoftPowerPointзанимает в среднем до трех часов, а то и более, в зависимости от сложности материала.
  • перегруженность презентации картинками, информацией;
  • злоупотребление компьютерными эффектами;
  • избыточность красок.

Исходя из вышеизложенного среди главных преимуществ применения интерактивных презентаций на занятии можно назвать возможность создания как презентаций по отдельным занятиям, так и целые системы занятий по темам.

Возможность использования таких современных технологий обучения как, личностно-ориентированный подход в обучении, коллективное обучение, обучение в сотрудничестве, в которых и обучающиеся и педагог являются субъектами учебного процесса. Приобретение учащимися опыта нахождения решения, который основывается не только на его собственном опыте, но и на опыте сверстников и педагога.

Подготовка презентаций - серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия обучающегося. Подготовка такого вида программ требует определенной подготовки учителя, а именно умения работать в Microsoft Word и Microsoft Power Point. Учитывая, что на подготовку презентации уходит большое количество времени, при загруженности учителя, это можно, на наш взгляд, отнести к главному «недостатку» использования данной технологии. Однако, положительных сторон гораздо больше, и поэтому использование мультимедийных презентаций на уроке, безусловно, должно широко использоваться современным учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок с использование интерактивной презентации

Открытый урок для 4 класса, тема "Зоопарк". Весь урок построен на использование презентации, которая может быть использована как обычная презентация, а также с ней можно работать на интерактивной доск...

Презентация "Использование интерактивной доски на уроке математики"

Презентация. В центре любого образовательного процесса стоит ученик, ведомый учителем к знаниям. И если школьник от мотива «надо» придет к мотиву «мне интересно, я хочу это знать», то путь этот б...

Использование интерактивной доски на уроках обобщающего повторения. Интерактивная игра. Географическое лото. Африка.

Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом. Используя такую доску, мы можем сочетать проверенные м...

Современный урок английского языка в контексте ФГОС. Использование интерактивной доски на уроках английского языка.

Урок с использованием интерактивной доски способен повысить эффективность и результативность урока....

Конспект урока в 3 классе по английскому языку с использованием интерактивной доски Тема урока: Продукты. В продуктовом магазине. III тип чтения гласных. Вопросительные слова. Учитель — Валушева Е.Н, учитель английского языка МБОУ СОШ № 7 г. Поронайска С

Конспект урока в 3 классе по английскому языку с использованием интерактивной доскиТема урока: Продукты. В продуктовом магазине. III  тип чтения гласных. Вопросительные слова.Учитель — Валушева Е...

Интерактивная презентация к уроку русского языка с использованием макросов по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова"

презентация подготовлена к уроку русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова"...

Обобщение опыта "Тема: «Использование интерактивных технологий на уроках английского языка. Технология модерации и активные методы обучения» в условиях работы с детьми-инвалидами на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ)»

Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Дистанционное обу...