ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
статья на тему

Шерман Марина Викторовна

Проблема духовного-нравственного развития личности в истории человечества всегда была актуальной. Человек многогранной духовной  жизни – это личность, имеющая высокие нравственные потребности, умеющая дорожить святынями Отечества как личными ценностями и святынями своего  сознания и своего сердца.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шерман Марина Викторовна, учитель изобразительного искусства,

 МБОУ «СОШ № 25», г. Абакана

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Проблема духовного-нравственного развития личности в истории человечества всегда была актуальной. Человек многогранной духовной  жизни – это личность, имеющая высокие нравственные потребности, умеющая дорожить святынями Отечества как личными ценностями и святынями своего  сознания и своего сердца.

События последних лет свидетельствуют о том, что в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной  потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма.  Получили распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность.

Исторически сложилось так, что именно школа является фундаментом при формировании гражданского самосознания. В.А. Сухомлинский писал: «В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств... Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь». Чувства, пережитые в детстве, не исчезнут бесследно, останется, по выражению В.А. Сухомлинского, «память сердца». Поэтому очень важной задачей учителя является пробуждение эмоциональной  зоркости и тонкости чувств, т.к. личность проявляется в активном отношении к добру и злу, в умении пользоваться культурными достижениями своего народа и дорожить его духовными ценностями.

В условиях школьного обучения эту функцию наиболее оптимально выполняет изобразительное искусство, где ребёнок может реализовать свою потребность в творческом самовыражении. А процесс самовыражения базируется на эмпатическом видении мира, т.е. на способности к сопереживанию, сочувствию, соучастию и переживании горя и радости других людей. На основе этого рождается личное отношение и оценка происходящего в мире, которая в будущем должна воплощать духовно-нравственную позицию выпускника.

В формировании эмпатического видения мне помогают формы и методы АРТ-технологии. Термин «АРТ-терапия» дословно обозначает «лечение искусством». А в педагогике – это воздействие изобразительным творчеством с целью выражения ребёнком своего психо-эмоционального состояния.

На своих уроках я реализую АРТ-технологию через ряд приёмов с использованием средств разной художественной выразительности. С помощью различных игровых приёмов арт-технологии снимается напряжение и происходит творческое самовыражение ребёнка на основе своих желаний, проблем, своего отношения к миру, к людям, к себе самому. Здесь очень важным я считаю обязательную постановку эмоционально-отношенческих задач, даю задания на выражение в рисунке своего отношения  к изображаемому. Дети должны почувствовать, что они являются частью прекрасного древнего народа и гражданами огромной страны – России. Например:

- «живая иллюстрация» (урок «Алатырь – символ жизни»),

-  «Закончи сказку в рисунке» (урок «Родина для меня – это…»),

-  образные мини-зарисовки (урок «Образ древнерусских городов»),

- диалоги заданных характеров (урок «Образ русского человека»),

- театрализованные этюды с элементами импровизации (урок «Древнерусские праздники»).

Использование таких приёмов помогает мне сформировать у школьников нравственно-эстетическую позицию на основе эмпатии, сотрудничества, сотворчества. Они помогают прочувствовать тему урока и усвоить главные жизненные ценности без психологического давления и нравоучений: чувство сопричастности к родным истокам, к истории нашей страны, к богатству культуры своего народа. Ведь воспитание любви к Родине  в детстве – залог высокого духовно-нравственного развития в будущем.

Изобразительная деятельность патриотической направленности расширяет эмоциональный и духовный опыт ребёнка, обогащает его внутренний мир и формирует чувство гордости за свой народ. Таким образом, воспитание любви к Родине – одна из самых важных задач на уроках изобразительного искусства. Потому что от чувства сопричастности к «родным корням» и способности к творческому созиданию, зависит духовное здоровье, внутренняя сила и, в полном смысле, будущее нашей прекрасной страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно эстетическое развитие школьника посредством ДПИ. Монументальная живопись. Витраж

Раскрытие возможности художественно эстетического развития школьника посредством ДПИ в школе....

Народное декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей и патриотического воспитания школьников

С раннего детства мы знакомимся с миром народного декоративно-прикладного искусства. Это мир окружает нас всегда и везде. Очень часто мы не обращаем внимание на него. Но он незаметно приучает нас к кр...

Краеведческий кружок как основа патриотического воспитания

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы.Одной из форм патриотического воспитания в школе является краеведческий кружок, который чер...

Теоретические основы патриотического воспитания подрастающего поколения

Патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к об...

Формирование и развитие личности по средствам патриотического воспитания школьников

Патриотизм - важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной  стабильности, независимости и безопасности государства. В настоящее время тема  воспитания патриотизма у россиян в...

Историческое краеведение – основа патриотического воспитания школьников 5–6-х классов

Актуальность проектаЧувство патриотизма многогранно по содержанию. Трепетные и самые нежные воспоминания детства связаны у нас с родительским домом. Это место, где тебя любили и понимали, где жили сам...