Стендовый доклад
статья на тему

Матисон Елена Николаевна

Обзор инновационных подходов к  обучению  рускому языку и литературе в процессе внедрения ФГОС ООО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stendovyy_doklad.docx47.43 КБ

Предварительный просмотр:

        

                                                                                           

Актуальность

  Современная жизнь предъявляет человеку новые  требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты. В настоящее время перед педагогами школ стоит задача по созданию таких условий, при которых обучающиеся за минимально отведенное программой количество часов обучения русскому  языку могли усваивать максимально возможное количество знаний, умений и применять  их на практике.

Цель доклада: отразить  инновационные  подходы  к обучению русскому языку  в процессе внедрения ФГОС.

Методы исследования темы доклада:

1) анализ методической литературы;

2)наблюдение за учебным процессом для выявления новых подходов в обучении русскому языку; 
3) самостоятельное проведение уроков с целью выявления проблем, влияющих на формирование учебной мотивации. 
     Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся   главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые ФГОС, урок должен стать новым, современным.

Перед педагогом  в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении. Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. Их деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима:

                                           

    Сформированность качественно новых образовательных результатов возможна лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно–познавательную деятельность. Именно деятельностный метод обеспечивает непрерывность саморазвития личности в процессе обучения. Реализовывать новые цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного воздействия, поэтому для развития личности обучающихся, формирования у них деятельностных способностей необходимо включать их в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться. Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности. В образовательной области «Филология» приоритетным является коммуникативное развитие – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском  языке, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации. Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б., Эльконина, П.Я. Гальперина.

Современный урок должен формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в школе и классе: включенность ученика в разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и учащегося, привлечение учащихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Особое значение приобретает выполнение школьниками учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа работы к другому, включение учащихся в совместную учебную деятельность. Самостоятельная работа есть форма самообразования. Понятие самостоятельной работы ученика в современной дидактике обязательно соотносится с организующей ролью учителя. Для самого школьника самостоятельная работа должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность. При осуществлении инновационного обучения особую роль играет общедидактический принцип наглядности.                                                     

Актуально на сегодняшний день проблемное обучение, в котором существует особый вид урока – урок-исследование. Одним из возможных способов повышения эффективности и выбора проблемы исследования является опорный конспект, который по своей сути представляет вторичный текст, так как в нем в краткой форме передаются основные сведения текста исходного. Самой популярной педагогической технологией в современном преподавании становится метод проектов с использованием ИКТ, так как он направлен на повышение эффективности урока. На таких занятиях учитель предъявляет школьникам ту или иную проблему для самостоятельного исследования, хорошо зная ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуются в ходе ее решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой личности.

Развитию УУД  на уроке способствует применение  современных педагогических технологий:

  

Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Развивающее обучение лежит в основе современного урока, так как  урок развивающий – направлен на создание условий, в которых ребенок чувствует себя самим собой, полноценным участником различных форм общественной жизни. Учитель на таком уроке является организатором учебной деятельности.

Особую роль играет итог урока, так называемый этап рефлексии: пятиминутное эссе; синквейны; метод незаконченного предложения; высказывание в форуме, свободное высказывание, смайлики.

Предлагаемый подход к преподаванию русского языка и литературы имеет ряд преимуществ: учащиеся систематически получают навыки общения, сотрудничества, саморегуляции поведения в коллективе. Происходит это в привычной обстановке микрогруппы, в которую объединяются учащиеся. Работа в микрогруппах постепенно раскрепощает ребят, создает условия психологического комфорта, учит свободно излагать свои мысли, доказывать собственные выводы, слушать других, уважать чужую точку зрения, спорить, анализировать свои действия, давать им оценку. Идет формирование личности, способной оценить ситуацию, увидеть проблему, принять решение, реализовать его и нести ответственность за свой выбор. Предметы русский язык и литература дают большие возможности для работы с использованием ИКТ, так как именно на этих уроках мы непосредственно работаем со словом, предложением, текстом; учим детей составлять планы, конспекты, аннотации и рецензии информационных сообщений; аргументировать свои высказывания; воспитываем у учащихся бережное уважительное отношение к слову.

 В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

- предъявить противоречивые факты, теории;

- обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

- использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.


Вывод

Таким образом, инновационные подходы к преподаванию русского языка связаны прежде всего с изменением роли учителя. В современных условиях очень важно, чтобы учитель не давал ученикам готовых знаний, а указывал путь к приобретению знаний, учил добывать знания.

2. Преподавание русского языка в современных условиях требует от учителя-словесника совершенно новых, инновационных подходов как к содержательной части урока, так и к выбору образовательных технологий, эффективных методов преподавания русского  языка.

Литература

1.Блинов В. И., Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности:
практическое пособие., М.: АРКТИ, 2007г.

2.Канарская О.В. Инновационное обучение: методика, технология , школьная практика., Лики России, 2007г.

3.Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками, М.:АПКиПРО, 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стендовый доклад "Пути индивидуализации проверки знаний"

В данной работе представлен материал, показывающий как можно и нужно учитывать стиль познавательной деятельности учащихся при проверке знаний, умений и навыков....

Стендовый доклад "Формы и факторы здововьесберегающей деятельности в школе"

В кратком и ясном изложении подобраны и представлены формы и факторы здоровьесберегающей работы в школе. Презентаця идеальна для педагогического совета, заседания МО или родительского собрания....

Стендовый доклад"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках профессионально-трудового обучения (профиль «швейное дело») с использованием ИКТ"

Современное информационное общество предъявляет новые требования к педагогическим работникам в вопросах применения компьютерных технологий в процессе самостоятельного извлечения и представления ...

Стендовый доклад "Природа и фантазия".

Данный материал может быть использован педагогами для взятия идей при создании поделок из природного материала .Все композиции уникальны.При выполнении работ у детей с нарушениями в развитии коррегиру...

Стендовый доклад

Готовность учителей к инклюзивной практике в общеобразовательной школе....

Стендовый доклад как одна из форм творческих работ учащихся

Из опыта работы: стендовый доклад как одна из форм творческих работ учащихся.Моя работа в старшем звене диктует особые формы творческих работ. Это и  исследования по истории, обществознанию, фило...