РОЛЬ УРОКА В РАЗВИТИИ И СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
статья на тему

Епишова Светлана Федоровна

Статья рекомендована начинающим специалистам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_uroka_v_razvitii_i_stanovlenii_lichnosti_rebenka.docx13.49 КБ

Предварительный просмотр:

Роль урока  в развитии и становлении личности школьника

Ситуация успеха и ситуация неуспеха

Для учителя-профессионала нет сомнений в том, что ребенок, ежедневно приходящий в школу на 5-6 часов, должен находиться в условиях, которые способствовали бы его развитию, а не тормозили бы его. Благоприятный  социально - психологический  климат (иными словами, комфорт) и является тем условием, при котором возможно активное развитие личности.

Отсюда одна из профессиональных задач учителя – постоянно поддерживать, развивать, формировать комфортные для процесса учения факторы.

К некомфотным условиям обучения я бы отнесла такие ситуации, когда учитель :

-использует неясные, непонятные учащимся понятия,

-нечетко формулирует задания,

-не дает «выхода» накопившейся энергии.

В ходе урока нет логико – смысловых переходов, взят неприемлемый темп ведения занятия.

 И когда  ребенок испытывает неуверенность в своих силах , нерешителен, скован, зажат.

Первым условием комфортного пребывания ученика на уроке, а значит, и его успеха, является  атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всех минут учебных занятий, но особенно – в первые минуты интеллектуальной работы.(Слагаемые атмосферы доброжелательности,  улыбка, добрый взгляд, мягкие жесты, интерес к каждому, приветливость, великодушие по отношению к любому, кто совершил оплошность, допустил ошибку, в том числе, и к учителю).В процессе работы часто бывает необходима педагогическая поддержка, без которой слабые и не уверенные в себе дети  не  достигают успеха.

Снятие страха – второй шаг, к комфортному пребыванию ученика на уроках. Этого можно добиться, с моей точки зрения, весьма несложными приемами:

- внесением элемента новизны, которая отвлекает детей от трудностей, увлекая их своей необычностью ( символическое название ролей, выполняемых детьми (докладчик, оратор, оппонент, критик, скептик), использование своеобразных средств таких, как элементы одежды, игрушки, цветы; воспроизведение музыкальных классических произведений во время выполнения творческой деятельности;)…

- « авансирование» учеников перед  тем, как они преступят к реализации поставленной задачи ( « у вас обязательно получится…»),  «если возникнут затруднения, мы остановимся и еще раз вместе разберемся…», « ничего страшного, если не получится...всегда можно исправить…, а если не получится, мы будем знать, как не надо делать…»

-положительным подкреплением в адрес детей во время выполнения ими учебных заданий, ( называю отдельные детали успешно осуществляемой деятельности « Именно ваша команда хорошо справляется с этим заданием, потому что вы серьезно и вдумчиво работали над темой», особенности характера детей, проявленные ими личностные качества « Именно у тебя получится , ведь ты такой..» )…

На мой взгляд, урок в жизни ребенка – это урок жизни для него: он учится работать , он научается анализировать явления , он выступает во взаимоотношения с людьми и коллективом , он утверждает свое «Я», обретая самооценку и способность к саморегулированию поведения и деятельности. И очень важно , в каких условиях проходят все эти процессы. Комфорт = ситуация успеха.

Если учитель умеет создавать благоприятную ситуацию в процессе обучения, то это становится подспорьем в учительском труде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль языка в становлении личности ребенка

     О, язык родной, певучий! О, родительская речьЧто еще на свете знал я, что сумел я уберечь?    Колыбель мою качая, тихо-тихо пела мать,      ...

Роль родителей в становлении личности ребенка.

Роль родителей в становлении личности ребенка....

Статья: роль патриотического воспитания в развитиии и становлении личности школьника

Статья о важной составляющей процесса обучения, воспитания и развития, о роли патриотического воспитания личности....

Статья "Роль психолога и классного руководителя в изучении и становлении личности ребенка"

Найти подход к каждому ребенку – это непростая задача для каждого классного руководителя. В этом деле большую помощь могут оказать школьные психологи.  В нашей школе накоплен достаточный опыт по ...

Роль родителей в воспитании и становлении личности ребенка.

В данном материале родителям предложены методы и способы воспитания детей, а также доброжелательные семейные отношения....