Методический семинар
учебно-методический материал на тему
Конкурсное задание к конкурсу "Учитель года"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_metodicheskiy_seminar.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс «Методический семинар»
Объяснительная записка
Добрый день уважаемые члены жюри, коллеги, гости в зале! Слайд 1
СЛАЙД 2 Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял нож и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать.
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.
Коллеги! В чем же смысл этой притчи? Да!!!!
ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ ПОМОГАЕТ СТАТЬ СИЛЬНЕЕ.
И наша с вами, коллеги, архиважная задача НЕ ДЕЛАТЬ ВСЕ ЗА ДЕТЕЙ, А помогать ИМ преодолевать трудности, становиться сильнее и идти к успеху!!!
СЛАЙД 3 Поэтому сегодня актуальными для педагогов являются вопрос: « Как сделать каждый урок продуктивным и интересным?».
Многолетний поиск ответа на поставленные вопросы привел меня к формированию собственного педагогического опыта
СЛАЙД 4 «Деятельностные технологии на уроках географии в условиях ФГОС»
СЛАЙД 5 К выбору данной темы меня подтолкнула проблема пассивности многих школьников в учении, их низкая мотивация, неумение применять имеющиеся знания на практике. Появилось решение возбудить интерес к предмету, повысить самостоятельность детей в усвоении и применении учебных знаний, умений и навыков через использование активных форм обучения, при которых ученик становится не объектом, а субъектом действия. При этом учитывался и развивающий эффект:формирование универсальных учебных действий обеспечит успешную социализацию в любой сфере деятельности.
Основные идеи моего опыта: СЛАЙД 6
1. Сочетание деятельностных технологий и личностно-ориентируемого подхода к обучению повышают учебно-познавательную мотивацию школьников.
2. Реализация воспитательного потенциала географии возможна через интеграцию учебной и внеурочной деятельности
Теоретической базой опыта послужили труды К. Роджерса, Л.С.Выготского, Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова, а так же Концепция модернизации российского образования.
СЛАЙД 7 Для реализации своих идей я использую
- Теория и технология развивающего обучения;
- технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
- принципы личностно-ориентированного обучения;
Идеи лежащие в основе этих технологий востребованы, их использование помогает ученикам сформировать навыки самостоятельной деятельности, умение отстаивать собственную позицию, освоить навыки работы с источниками, справочной литературой, критически относиться ко всякой получаемой ими информации.
Я использую различные формы реализации системно-деятельностного подхода в обучении географии:
- работу в парах;
- работу в группе (обучающие структуры и приемы Сингапурской методики);
- проектную деятельность;
- игровые формы деятельности («Своя игра», «Последний герой» и др.);
- творческую работу учащихся (участие в творческих конкурсах по предмету);
- элементы проблемного обучения (постановка проблемных задач).
Каждый учитель за годы работы создает копилку методических идей. Я поделюсь с вами содержанием своей копилки.
КОЛЛЕГИ!
СЛАЙД 8 «СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ» Рассмотрите репродукции картин «Заполярный Урал» и Алтай. Найдите отличия. Такого рода задания развивают и активизируют обучающихся, создают условия для того, чтобы они могли вообразить то, чего в их опыте не было, они вооружают доступными для них способами воссоздания географической действительности. А знания, полученные на уроке, становятся для них личностно – значимыми, эмоционально – окрашенными, что помогает лучше узнать, “прочувствовать” изучаемую тему. Ответ не спишешь. Приходится ребятам проявлять умственную самостоятельность и инициативность.
В рамках реализации технологии «Развитие критического мышления» я использую прием «ПЕРЕПУТАННЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ». СЛАЙД 9
Итак. Суть приема проста. Ученикам предлагается набор фактов (процессов, явлений), последовательность которых нарушена; дети должны восстановить логику текста.
СЛАЙД 10 Перед вами перепутанная логическая цепочка. Попытайтесь восстановить набор животного мира материков.
Вам, уважаемые члены жюри тоже предлагаю поучаствовать в работе!
Этот прием может использоваться как на стадии вызова, так и на этапе рефлексии. На заметку: большая часть заданий типа В кимах ОГЭ и ЕГЭ по географии разработан на основе этого приема. Этот прием способствует развитию внимания и логического мышления.
Я ДУМАЮ Вам удалось восстановить животный и растительный мир материков.
Вы делаете шаги к успеху!
В своей работе я уделяю большое внимание приемам, выполняемых с помощью карт атласа.
СЛАЙД 11. Прием «ЛОВИ ОШИБКУ» . Задание: найти ошибки в тексте и исправить их. Горы Анды расположены в восточной части Северной Америки. Это очень старые и разрушенные горы, так как они образовались еще во время байкальской и герцинской складчатости. Горы имеют сглаженные вершины, поросли лесом. Здесь уже давно прекратился процесс горообразования, отсутствуют вулканы и землетрясения. Самая высокая вершина – гора Тубкаль (8848 м). На западе горы выходят к Атлантическому океану, а на востоке граничат с Великими равнинами. Средние высоты в Андах не превышают 1500 м.
Коллеги, посмотрите, пожалуйста, на экран СЛАЙД 12. Что это…? Да, вы правы-это одно из любимых развлечений детей и взрослых ПАЗЛЫ. Я использую на своих уроках карты – пазлы с целью повышения интереса обучающихся к географии. Игры с пазлами способствуют развитию образного и логического мышления, внимания, учат правильно воспринимать связь между частью и целым, а также развивают мелкую моторику.
Данная работа перекликается со следующим приемом который я использую КОНТУР-СИМВОЛ. Посмотрите на экран…СЛАЙД 13. КАКИЕ АССОЦИАЦИИ У ВАС ВОЗНИКАЮТ? Этот прием формирует географические смысловые опоры. Это прекрасный проверочный и отличный обучающий материал. Такие задания позволяют установить географическую зоркость, наблюдательность ученика, учат мыслить, стимулируют познание, вырабатывают навыки поиска географической информации.
СЛАЙД 14 Я активно делюсь базой информационных ресурсов, составленной мной с коллегами и обучающимися.
Слайд 15 А как еще помочь им преодолевать трудности и идти к успеху. У меня как учителя географии есть особый потенциал-краеведение. Первый год веду в школе кружок «Юный исследователь». На занятиях у ребят происходит дальнейшее формирование познавательных интересов и любви к предмету.
Работа по данной методической теме еще не закончена. Предстоит продолжить изучение методической литературы, новых технологий и приемов. Для меня все новое представляет интерес. Моя задача – научить и учащихся активной деятельности, мотивировать их на познание нового, воспитать в них тягу к знаниям и любовь к учебе.
СЛАЙД 16. Успех учеников-это успех и учителя!Успех не возможен без усилий. Но мы то знаем, что преодоление трудностей делает нас сильнее!
СЛАЙД 17. Благодарю за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся", 2009
Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся"...
методический семинар для учителей по теме"одаренность"
В данном материале рассматриваются виды одаренности, различные пожходу к данному вопросу. даются рекомендации для учителей по педагогическому сопровождению одаренности....
Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»
Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...
Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".
Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент. ...
Методическое выступление на педсовете или на методическом семинаре "Система оценивания учащихся в соответствии с ФГОС "
Данная методическая работа предназначена дляпедагогов,работающих по ФГОС...
Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы
Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...
Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")
Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...