Применение технологии критического мышления на уроках информатики
материал (6 класс) по теме

Бородатова Надежда Юрьевна

       Данная статья содержит мастер - класс по применению технологии критического мышления на уроках информатики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка мастер-класса

Тема ____ Применение технологии критического мышления на уроках информатики 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Технология  формирования  критического  мышления  (ТРКМ)  –  система  деятельности,  которая  базируется  на  исследовании  проблемной  ситуации  на  основе  самостоятельного  выбора,  оценки  и  определения  меры  полезности  информации  относительно  личных  потребностей  и  целей.  Цель  данной  образовательной  технологии  –  развитие  мыслительных  навыков  обучающихся,  необходимых  в  учебе  и  обычной  жизни,  например,  умение  принимать  обдуманные  решения,  работать  с  информацией,  анализировать  и  логически  обосновывать  различные  стороны  явлений. Технология  развития  критического  мышления  представляет  собой  целостную  систему,  формирующую  навыки  работы  с  информацией  через  чтение  и  письмо.  Она  представляет  собой  совокупность  разнообразных  приёмов,  направленных  на  мотивирование  ученика,  подсознательное  побуждение  его  на  исследовательскую,  творческую  активность,  предоставление  ему  условий  для  осмысления  материала  и  помощи  в  обобщении  приобретённых  знаний.

ПЛАН МАСТЕР-КЛАССА

Профессия/Специальность

Учитель физики и информатики

Предмет,УД / МДК/ ПМ

Информатика

Учитель / Преподаватель / Мастер п/о

Учитель

Место проведения

Класс / Группа

6

курс

Время занятия

40 минут

количество обучающихся

Тема программы (раздела)

Алгоритмика

Тема занятия

«Типы алгоритмов»

Форма занятия

Индивидуальная, групповая

Методы

мозговая атака; проблемные вопросы,  перепутанные логические цепочки; методы активного чтения: «инсерт»;

Принцип

Педагогическая технология  

развитие критического мышления учащихся

Методическая цель

развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.

Материально – дидактическое оснащение занятия:

Материалы: учебник  Л.Л. Босова «Информатика», 6 класс

Наглядные пособия: презентация, http://learningapps.org, http://files.school-collection.edu.ru

Межпредметные связи: математика, биология, технология


Технологическая карта мастер-класса

№ п/п

Этап мастер-класса

Время

Решаемые задачи

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя /мастера производственного обучения

Ожидаемый результат (знания, умения, способы деятельности)

1

Этап „Вызов“

10 мин

- актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации;

- постановка учеником собственных целей обучения.

Учащиеся работают с карточкой  в парах, записывая пропущенные слова.

Учащиеся  отвечают на поставленные вопросы.

Демонстрирует ЭОР

http://learningapps.org/1152202

Выполните задание «Помоги найти пропущенные слова»

Задает учащимся наводящие вопросы:

Ребята, как вы думаете, а сколько вообще существует алгоритмов?  Все ли они одинаковы?  Есть ли алгоритмы, у которых есть что-либо общего?  По какому признаку мы будем классифицировать алгоритмы, т. е. делить их на типы?

Познавательные Поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные

Синтез информации

Целеполагание,  Постановка цели учебной задачи

Коммуникативные

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать

2

Этап „Осмысление“

10 мин

-получение новой информации;

-корректировка учеником поставленных целей обучения.

Учащиеся  участвуют, отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свою точку зрения.

Работа в группах. Читают текст, делая пометки на листочках.  Озвучивают свою позицию.

Записывают определения типов алгоритмов и схематически изображают блоки алгоритмов разных типов.

Демонстрирует ЭОР. (презентация, слайд 2)  Задает учащимся наводящие вопросы комментирует,   направляет работу учащихся.

Выскажите свои идеи и предположения о том, какие типы алгоритмов бывают.

Предлагает работу с информационным текстом (приложение 2)

Прочитайте внимательно текст, делая соответствующие пометки:

v  знаю

+ новое

!  важное

 ? не понимаю

Давайте запишем их определения.

Демонстрирует ЭОР. (Презентация, слайды 3-6)

Познавательные Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. Анализ текста, выделение нужной информации.

Регулятивные

Выделение и осознание собственного опыта. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Коммуникативные

Умение слушать и вступать в диалог,

Коллективное обсуждение проблем

Выполнять поставленную учебную задачу; аргументировано, отстаивая свою точку зрения, учитывая позицию товарищей

Личностные

Ориентация в межличностных отношениях

3

Этап „Рефлексия“

20 мин

-размышление, рождение нового знания;

-постановка учеником новых целей обучения.

Выполняют задание на интерактивной  доске

Учащиеся  определяют тип каждого алгоритма

Учащиеся выполняют задания на компьютерах.

Учащиеся составляют синквейн.

Представляет алгоритмы

Демонстрирует ЭОР

Линейный алгоритм:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/48135b4e-0caf-462c-983e-629fd5ea6df6/%5BNS-INF_2-02-06-08%5D_%5BIM_104%5D.swf

Разветвляющийся алгоритм: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4ff93eba-9655-45b6-8246-04b7eeebd839/%5BNS-INF_4-01-01-02%5D_%5BIM_236%5D.swf

Циклический алгоритм:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/69d38a71-b7bc-4ac2-9639-4ce0c9beb6b7/%5BNS-INF_3-01-05%5D_%5BIM_166%5D.swf

Определите порядок следования команд в алгоритмах.

Работа по карточкам.

(приложение 3) Читаем и определяем тип каждого из них.

Используя графические возможности  MSWord постройте блок – схемы для предложенных алгоритмов.

Напоминает правила составления синквейна.

Демонстрирует ЭОР (презентация, слайд 8)

Познавательные Анализ и синтез объектов. Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Структурируют изученное

Регулятивные

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата.

Достижение поставленной цели, саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

Коммуникативные

Умение слушать и вступать в диалог,

Интегрироваться в группу

Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности.

Личностные Осознание себя в процессе деятельности.Формирование положительной учебной мотивации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Применение технологии критического мышления на уроке литературы"

В современных условиях каждая школа и каждый учитель вольны выбирать себе свое педагогическое кредо, свою философию образования. От этого выбора зависит очень многое. Как учить детей без п...

Применение технологии критического мышления на уроках истории

Данная статья посвящена изучению приемов критического мышления, раскрывается актуальность данной технологии, а так же описаны некоторые из приемов...

«Применение технологии критического мышления на уроках математики»

Мастер-класс. Данная тема раскрывается на примере понятия квадрат....

Мастер-класс. Применение технологии критического мышления на уроках английского языка

В мастер-классе описаны некоторые приемы технологии критического мышления, которы можно использовать на урока....

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СВЕТЕ ФГОС 2 ПОКОЛЕНИЯ

В современном обществе наиболее востребованной становится успешная личность, эрудированная, умеющая думать, аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющая творческий потенциал, поэтому молодом...

"Некоторые аспекты применения технологии критического мышления при обучении информатике"

Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме. «Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образова...