Технология развития критического мышления. Метод синквейн и кластер.
презентация к уроку (6 класс)
Мастер-класс. Создание синквейна и кластера на уроках русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 33.43 КБ |
https://drive.google.com/file/d/1VG2DfroCB_qnJZ6u_t4iR1oD7aD0mJhk/view?usp=sharing | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы. Использование приёмов кластера т и синквейна.
Цель: представить технику использования методов инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.
Задачи мастер-класса: передача своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности; совершенствование знаний, умений и навыков через деятельностный подход путем самоорганизации и активизации творческого потенциала каждого участника; рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Форма: интегрированное занятие.
Структура: теоретическая часть; практическая; рефлексия.
Ход занятия.
- Организация начала занятия.
- Теоретическая часть.
- Технология развития критического мышления.
СЛАЙД 2. Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. В концепции модернизации российского образования в качестве одной из задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. Задача школы и каждого педагога создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные. Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, может использование технологии развития критического мышления.
СЛАЙД 3. Критическое мышление - это способность понимать и рефлектировать по поводу того, что человек знает и о чём думает. Но чтобы это стало возможным, необходимо вывести своё знание и понимание на уровень осознания.
СЛАЙД 4. Цель данной технологии — развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
СЛАЙД 5. Базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов: стадии вызова (на котором происходит пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации), смысловой стадии (получение новой информации) и стадии рефлексии (осмысление, рождение нового знания).
(Дополнительно) На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. Ситуацию вызова может создать педагог умело заданным вопросом, демонстрацией неожиданных свойств предмета, рассказом об увиденном, созданием ситуации «разрыва» в способе решения учебной задачи; в тесте – на стадии вызова работают «введение, аннотации, мотивирующие примеры». Можно бесконечно перечислять применяемые здесь приемы, но, очевидно, в педагогической копилке каждого педагога имеется собственные сокровища, предназначенные для решения главной задачи – мотивировать учащихся к работе, включить их в активную деятельность.
На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.
Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит «присвоение» нового знания и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа.
В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Функции трех фаз технологии развития критического мышления
- Методы технологии РКМ.
СЛАЙД 6. К основным методическим приемам технологии РКМ относятся:
- Приём «Шесть шляп мышления» (Э.де Боно)
- Приём «Кластер».
- Составление таблицы: «Двойной дневник», «Знаю, хочу узнать, узнал», «Таск-анализ» .
- Составление плана.
- Конспектирование.
- Прием «Инсерт».
- Эссе.
- Синквейн.
- Прием «Зигзаг».
- Прием «Бортовой журнал».
- Круги по воде.
- Прием «Корзина» идей, понятий, имен…
II. Практическая часть.
1. Кластер. СЛАЙД 7.
Рассмотрим прием графической организации текста. Заметим, что графическое структурирование текста для многих учеников является необходимым в силу специфики их способа восприятия информации.
Наиболее популярным из современных методов является – кластер. Кластер (от англ. – cluster – гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий при построении кластера проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) необходимо написать ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планета и ее спутники»).
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста.
Мастера работы с текстами советуют в работе над кластерами соблюдать следующие правила:
1) Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2) Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3) Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Заметим, что кластерная схема не является строго логической и позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы. Возможны следующие варианты: укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости); выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание в отдельные схемы.
Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения тем или формой систематизации информации по итогам прохождения материала. В зависимости от цели педагог в классе может организовать вашу индивидуальную самостоятельную работу или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при анализе текстов практически любой природы.
- Синквейн.
СЛАЙД 8. Слово синквейн (англ. Cinquain) очень простое и происходит от французского слова «пять», что означает почти дословно «стихотворение из пяти строк». Синквейн - это попытка уместить в достаточно краткой форме свои знания, чувства, ассоциации, и выразить свое мнение по какому-то вопросу, событию или предмету, который и является темой синквейна. Или просто краткая, но разносторонняя и емкая характеристика какого-то предмета или явления.
Умение грамотно и кратко обобщать и формулировать сложную информацию, увеличение навыков образной речи, увеличение аналитических способностей, ускорение запоминания и понятия основной сути в любой сфере обучения, все это даст вам искусство написания синквейнов.
Как уже было сказано выше, это стихотворение состоит из пяти строк:
- первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным;
- вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными;
- третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами;
- четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме;
- пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.
С помощью синквейна можно проверять знания на любом из этапов обучения, а также что думают обучающиеся на уровне ассоциаций о теме, на которую пишется синквейн. Этот метод можно использовать в обучении и в самом начале урока, для того чтобы понять что уже знают ученики о той теме, которая будет обсуждаться на уроке. А по результатам написания синквейна уже можно будет подкорректировать то, что вы собираетесь давать на уроке ученикам для правильного усвоения ими темы. Также метод написания синквейна можно использовать и во время урока, чтоб понять, как понимают учащиеся то, что они уже успели пройти, а также таким образом можно немного сменить вид деятельности, чтобы избежать однообразия в обучении. А в конце занятия или пройденной темы, можно провести маленький срез знаний по пройденной теме методом синквейна. Путем написания синквейна учащиеся могут показать не только свои знания, но и понимание предмета, и свое отношение к сути пройденной темы. Собрав такое значительное количество информации, учитель может лучше понять, добился ли он желаемого результата, и лучше скорректировать дальнейшее обучение.
Виды работы на уроке:
- Составление нового синквейна.
- Добавление слов или строчек для отражения сути синквейна.
- Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.
- Коррекция и совершенствование готового синквейна.
- Анализ синквейна без указанной темы и определение этой темы.
- Пересказ с помощью синквейна.
- Фронтальный опрос. СЛАЙД 9-10
- Заполните кластер «Предложение».
- Определите тему синквейна по данным строчкам. Русский язык
- Добавьте недостающие строчки для отражения сути синквейна. Простое, сложное. Суждение.
- Составление краткого рассказа по готовому синквейну.
- Групповая работа.
Каждая группа выбирает любой приём и тему (можно взять свою) для самостоятельной работы.
Русский язык 2-3 класс:
«Что такое лексическое значение слова. Омофоны»,
«Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения»,
«Определение как второстепенный член предложения»,
«Имя существительное как часть речи»,
«Обобщение знаний о составе слова».
Литература 2-3 класс:
«УНТ. Народные сказки»,
«УНТ. Былины»,
«Первопечатник Иван Фёдоров»,
«Народный промысел».
Выступление групп, беседа по результатам работы.
- Рефлексия.
На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
1. В центре процесса работы над этими методами находится учащийся, его познавательная и творческая деятельность, креативное мышление, умения учебного сотрудничества.
2. Роль учителя в данном процессе важна, но она иная, чем при традиционном обучении.
3. Ответственность за успешный результат учащиеся в большой степени берут на себя.
4. Главная цель такой работы — развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, с тем, чтобы ученик школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению.
5. Данная работа обогащает словарный запас; подготавливает к краткому пересказу; учит формировать идею (ключевую фразу); позволяет почувствовать себя творцом; получается у всех.
Предлагаю вам оцените свою работу и вовлеченность на занятии с помощью «Светофорика». Поднимите зеленый цвет, вы удовлетворены нашей встречей, если занятие было полезно для вас, вы с пользой и хорошо работали, понимали все, о чем говорилось и что делалось. Жёлтый – вам было интересно. Вы принимали участие в работе. Занятие было в определенной степени полезно для вас, вы чувствовали себя достаточно комфортно. Красный - пользы от занятия вы получили мало. Вам не очень понятно, о чем шла речь. Вам это не нужно. К такой работе вы были не готовы.
На этом наша встреча подошла к концу. Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Критическое мышление (КМ) - это способность понимать и рефлектировать по поводу того, что человек знает и о чём думает. КМ – это мышление самостоятельное КМ – это мышление обобщенное КМ – это мышление проблемное и оценочное КМ – это мышление аргументированное КМ – мышление социальное Д. Клустер
Работа с информационным потоком Ясное выражение своих мыслей Выработка собственного мнения на основе осмысления различного опыта Решение проблем Академическая мобильность Сотрудничество и работа в группе
Основу технологии составляет трехфазовая структура урока: ВЫЗОВ ОСМЫСЛЕНИЕ РЕФЛЕКСИЯ Актуализация знаний Побуждение интереса к получению новой информации Постановка учеником собственных целей обучения Получение новой информации Корректировка поставленных учеником целей обучения Рождение нового знания Постановка учеником новых целей обучения
Технология РКМ Методы и приёмы Шесть шляп мышления Кластер ЗХУ Инсерт Эссе Синквейн Зигзаг Бортовой журнал
Кластер - выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Имя существительное Морфологические признаки Синтаксические признаки Предикатив Дополнение Определение Обстоятельство Постоянные Непостоянные Собственное и нарицательное Предмет Кто? Что? Одушевленные и неодушевленные Род Склонение Число Падеж
Синквейн - стихотворение из пяти строк. Обобщение и формулирование сложной информации Образная речь и аналитические способности Понимание основной сути 1 строка — имя существительное , одно слово (тема синквейна) 2 строка — два прилагательных (раскрывающие тему синквейна) 3 строка — три глагола (описывают действия) 4 строка — фраза или предложение, четыре слова (высказывают своё отношение к теме) 5 строка — синоним (слово-резюме) Лисица Хитрая, коварная. Обманывает, льстит, лукавит. Лисица всего добивается своего. Плутовка.
1. Заполните кластер
? Богатый, многогранный Читают, пишут, сочиняют Дети любят русский язык Речь. Русский язык Предложение ? Сообщает, спрашивает, побуждает Мы говорим предложениями ? Ёжик Колючий пугливый Пыхтит, шуршит, шлёпает Ёжик охотится по ночам Хищник 2. Составьте синквейн
Русский язык 2-3 класс: «Что такое лексическое значение слова. Омофоны», «Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения», «Определение как второстепенный член предложения», «Имя существительное как часть речи», «Обобщение знаний о составе слова». Литература 2-3 класс: «УНТ. Народные сказки», «УНТ. Былины», «Первопечатник Иван Фёдоров», «Народный промысел».
Выводы: 1. В центре процесса работы над этими методами находится учащийся, его познавательная и творческая деятельность, креативное мышление, умения учебного сотрудничества. 2. Роль учителя в данном процессе важна, но она иная, чем при традиционном обучении. 3. Ответственность за успешный результат учащиеся в большой степени берут на себя. 4. Главная цель такой работы — развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, с тем, чтобы ученик школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению. 5. Данная работа обогащает словарный запас; подготавливает к краткому пересказу; учит формировать идею; получается у всех.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
карта памяти или кластер-один из приемов технологии развития критического мышления через письмо
один из приемов запоминания , систематизации материалов на уроках физики...
Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания
Методическая разработка касается особенностей и принципов развития критического мышления с использованием метода кластера. Проиллюстрировано яркими примерами из практики преподавания в 5 - 11 классах....
Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания
ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Задача школы и каждого педагога создать...
Урок информатики с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун».
Урок информатики в 5 классе с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун». Тема урока " Как устроен компьютер"...
Синквейн и кластер как прием технологии развития критического мышления на уроке химии.
Случайные открытия делают лишь подготовленные умы. ...
Использование технологии "Развития критического мышления", метод кластер.
Прием кластеров («гроздья») универсален. Он может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На ста...
Мастер-класс "Технология развития критического мышления. Методы работы с текстовыми источниками информации".
В мастер-классе продемонстрированы некоторые методические приемы технологии развития критического мышления,которые можно использовать на уроках. Это универсальные приемы, которые можно применять на уч...